ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Штрякина И.М. 1
1Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе актуальной остается проблема поиска путей и основ нравственного воспитания личности.

Нравственное воспитание является составной частью единого процесса общественного воспитания, «передачи общественно - исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду» [1, с.32].

В основе нравственного воспитания лежит совокупность таких приобретенных базовых компонентов нравственной сферы личности, которые способны обеспечить самопознание и выстроить гармоничные, нравственные отношения с обществом. Нравственное воспитание ориентировано на развитие таких качеств личности, как уважительность; благородство, честь, толерантность, коллективизм, взаимоуважение; гуманизм и т.д. [2].

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

О нравственной воспитанности можно судить только тогда, когда человек правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

Ведущую роль в нравственном воспитании младших школьников играет школа, где формируются нравственные понятия и убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения учащихся.

В начальной школе формируются личностные ценности (ценность жизни, ценность добра, ценность природы, ценность истины, ценность красоты и гармонии) и общественные (ценность человека, ценность семьи).

Базовые нравственные ценности становятся личностно-«принятыми» и значимыми, если ребенок будет включен в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, потребности в поведении в соответствии с ней и реализации этой потребности на практике.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:

  • Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

  • Методы стимулирования поведения и деятельности [3, с.78].

Эти методы воздействуют на эмоционально-волевую сферу. Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты.

Полагаем, уроки литературного чтения, среди других, в начальной школе наиболее способствуют формированию «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». На этих уроках формируется знание (понимание) воспитанниками тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания.

Одним из первых жанров, с которыми встречаются младшие школьники, является русская народная сказка, обладающая большим воспитательным потенциалом.

Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. За фантастичностью и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики. «Сказка удовлетворяет не только эстетические запросы народа, но и нравственные его чувства. Это связано с идеей высшей всемирной справедливости... Это торжество над бедностью, над несправедливостью, над старостью и самой смертью» [4, с.18].

В сказке, как ни в каком другом жанре, очень ярко выражено противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости, красивого и безобразного и т.д. Сказочные идеалы становятся для читателей своеобразными критериями, точкой отсчета в оценке действий окружающих людей и собственных поступков.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что «простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии» [5, с.120]. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем» [6, с.181]. По его мнению, сказка -благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ними, но и учились создавать, воплощая в них свои детские мечты.

Современные методисты также высоко ценят воспитательный и образовательный потенциал сказки. Сказка способствует сопереживанию ребенка героям, что обеспечивает перенос качеств, чувств, ситуации на себя. Работы современных педагогов - Н.С. Бибко, Н.Е. Львовой, Г.К. Щербининой, М.А. Никитиной - раскрывают, как через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка и, полагаем, на этой основе формировать нравственные категории. Переживая, волнуясь за героя, радуясь его победам, ребенок учиться различать добро и зло.

Особое место среди сказок занимают сказки волшебные. Именно эти сказки дают четкое представление об идеальной человеческой судьбе, нравственных ценностях.

Система моральных ценностей, отраженных в волшебной сказке, воплощена в образах героев. Так как сюжет любой сказки строится на противопоставлении, конфликте, борьбе положительного и отрицательного начала, то существует и деление героев на «плохих» и «хороших», причем суть персонажа ясна с самого начала повествования. Персонаж волшебной сказки - всегда носитель определённых моральных качеств. Эти качества постоянны на протяжении всей сказки (положительные герои всегда положительны, отрицательные всегда отрицательны).

Как известно, младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Поэтому сказочный персонаж обычно рисуется ярко, часто для его представления используется прием гиперболы.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. В сказках, адаптированных для детей (сравни с оригинальными вариантами, например, А.Н.Афанасьева), положительные персонажи наделены не только положительными нравственными качествами, но и красивы внешне (и даже неприглядный Иван-дурак в конце сказки становится «добрым молодцем»), что вызывает симпатию младших школьников.

Важно показать младшему школьнику, что именно положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Зло всегда бывает побеждено.

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Чудо-юдо). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Отрицательные герои, как правило, наделены непривлекательной, часто отталкивающей внешностью (например, Кощей Бессмертный). Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг.

В учебниках по различным программам обучения в начальной школе присутствуют самые распространённые волшебные сказки, такие как: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди» и др. К изучаемым сказкам представлены различные вопросы, способствующие размышлению над прочитанным, выражению собственного отношения к героям и событиям сказки. Например: Какими качествами наделен главный герой сказки? Кому понравилась девочка из сказки «Гуси-лебеди», кому нет? Какой вы её себе представляете? И др.

Работа со сказкой имеет в начальной школе различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Мы провели опрос учителей одной из Брянских школ, спросили их о роли волшебных сказок в формировании представлений о нравственных ценностях, об используемых приемах работы над волшебной сказкой, наиболее интересных, на их взгляд, формах работы и т.п.

Результаты показали:

- большинство учителей используют материал сказок для воспитательной работы на уроках и внеклассных занятиях;

- все учителя считают, что волшебные сказки способны дать ребенку представление (знания) о нравственных ценностях;

- для работы над волшебной сказкой учителя чаще всего используют такие приемы, как: выборочное чтение, работа над композиционным анализом, анализ сюжета, составление характеристики героя.

- самыми интересными приемами, способствующими формированию нравственной сферы, учителя считают составление характеристики героя, словесное рисование и драматизацию.

Это позволило нам сделать вывод о том, что используются в основном те приемы работы, которые помогают лучше понять и усвоить содержание произведения, особенности жанра. Воспитательный же потенциал сказки учитывается не в достаточной степени. Указанные приемы работы не могут в полной мере способствовать формированию нравственных ценностей младших школьников.

Для выявления уровня сформированности представлений о нравственных ценностях младших школьников (3 класс) мы провели работу в двух направлениях:

  1. провели беседу с учащимися об обобщенных представлениях о нравственных ценностях

  2. составили тест, включающий задания по материалам русских волшебных сказок.

Как известно, в формировании каждой сферы личности важны три компонента: когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный (поведенческий). Беседа позволила в первую очередь «измерить» познавательный компонент (осознание детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах), отчасти эмоциональный (изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам). Сформированность деятельностного компонента в полной мере можно оценить в практической его реализации в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками.

Беседа позволила выяснить, понимают ли учащиеся смысл понятий «дружба», «взаимопомощь», «честность», «добро» и т.д. Вопросы:

Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

О каком человеке можно сказать, что он честный?

Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

Что такое дружба? Кого можно назвать друзьями? И т.д.

Оказалось, что учащиеся часто не понимают смысла многих нравственных понятий, не всегда могут сформулировать сущность нравственных понятий, подменяют одно другим.

Это подтверждают и результаты тестирования по сказочному материалу. Например, учащиеся отметили такое качество сказочного персонажа Кащея Бессмертного, как злоба, но не отметили «коварство», а в характере положительного персонажа Крошечки-Хаврошечки назвали только доброту (пропустили «кротость»).

Кроме того, часто звучала обобщенная характеристика персонажа – «добрый/злой», «хороший/плохой» без конкретизации качеств.

Треть учащихся класса не справились с заданием: какие качества характера проявляет персонаж в определенной сказочной ситуации.

Все это позволило нам сделать вывод, что для формирования представлений о нравственных ценностях необходимо особое внимание уделить работе, связанной с образом героя сказки, его характеристикой, т.к. именно через его качества характера и действия в первую очередь ребенок получает представление о нравственных ценностях, герой является для ребенка во многом примером.

Мы предлагаем на уроках чтения чаще обращаться к толковому словарю для разъяснения смысла нравственных понятий, обогащения словарного запаса школьников. Например: при работе над образом героя сказки важно уточнять значения слов «льстивый», «щедрый», «спесивый», «простодушный» и т.д. Учитель может предлагать младшим школьникам

- объяснять значение слов, характеризующих героя,

- разгадывать и составлять кроссворд, в котором собраны слова-качества героя,

- составлять антонимические пары слов, называющих нравственные понятия, для сопоставления положительных и отрицательных героев сказки

- выбирать из близких по значению более точное слово-характеристику для персонажа и т.д.

Велика роль выборочного чтения в работе над образом персонажа. И здесь есть два пути работы: от сказочной ситуации – к качеству героя, и наоборот, подтверждение характеристики героя его поступками. Работа может осуществляться по-разному:

- Найдите слова, говорящие о… (подтверждающие то или иное качество героя).

- Найдите слово, выражающее авторское отношение к герою.

- Докажите текстом …

- Прочитайте отрывок о… (абзац). О каких качествах характера мы узнаём из отрывка?

Такая работа может дополняться вопросами для учащихся: Хорошо это или нет? - Как бы вы поступили в данной ситуации? И т.п.

Традиционна на уроках литературного чтения работа с пословицами, собравшими в себе в краткой форме «народную мудрость». Пословицы полезно использовать и при работе над образом персонажа сказки, выясняя при этом не только значение пословицы, но и к кому из героев можно ее отнести и почему. Например:

Волшебная сказка

Персонаж

Пословица

«Морозко»

Родная дочь

  • «Любишь кататься - люби и саночки возить»;

  • «Как аукнется, так и откликнется»;

  • «Какова работа, такова и награда»;

  • «Кому работа в тягость, тому неведома радость».

 

Падчерица

  • «Доброе дело без награды не остается»;

  • «Тот достоин наград, кто трудиться рад».

«Царевна-лягушка»

Царевна-лягушка

  • «По одежке встречают, по уму провожают»;

  • «Не все то золото, что блестит»;

  • «Не по виду суди, а по делам гляди».

«Хаврошечка»

Хаврошечка

  • «Кто добро творит, тому Бог отплатит»;

  • «Добро творить - себя веселить».

«Маша и медведь»

Маша

  • «Большому уму и в маленькой голове не тесно»;

  • «Ласковым словом многого добьешься»;

  • «Видит око далеко, а ум еще дальше».

Выразительное чтение с выделением голосом слов-действий героя, качеств героя и его действий также может способствовать решению учебной и воспитательной задачи.

Таким образом, использование на уроках литературного чтения различных приемов работы над русской волшебной сказкой, особое внимание к ее героям, будет способствовать, на наш взгляд, формированию нравственных ценностей младших школьников.

Дальнейшая работа в этом направлении ведется при изучении художественной прозы реалистического характера, приближающей ребенка к реальности, в которой встречаются «полутона», происходит развитие характеров и порою отсутствует категоричность оценок людей и их поступков.

Литература

  1. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. - 304 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009.

  3. Гликман И. З.Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: изд. – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. -176 с.

  4. Синявский, А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры / А.Д.Синявский. – М.: Аграф, 2001. – 463с.

  5. Коротов В. М., Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Мн.: Народная асвета, 1981 – 287с.

Просмотров работы: 6855