VII Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2015
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

АККРЕДИТАЦИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Садырова И.Ю., Редреева Д.Н.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Важнейшим условием успешного развития экономики сегодня является производство конкурентоспособной продукции. Основой конкурентоспособности является качество [1].

Качество – одна из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для развития человека и общества. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта и определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов.

Обеспечение качества включает в себя все планируемые и систематические действия, необходимые для обеспечения адекватной уверенности в том, что продукт или услуга будут соответствовать заданным показателям качества.

Основной целью политики испытательной лаборатории в области качества является гарантирование заказчику высокого уровня качества испытаний и исследований, которое обеспечивает получение надежных, достоверных, воспроизводимых результатов.

Главной задачей системы качества лаборатории является создание и стабильное воспроизведение необходимых условий для получения достоверной информации о значениях показателей качества и безопасности продукции при испытаниях установленными методами и оценки соответствия этих показателей установленным требованиям.

Система менеджмента качества является неотъемлемой частью (подсистемой) системы руководства лабораторией. Она имеет множество внутренних и внешних связей, по которым проходит большое количество сигналов. В обязательном порядке испытательная лаборатория должна иметь внутреннюю систему обеспечения качества, соответствующую области её аккредитации. Элементы этой системы включают в Руководство по качеству, предоставляемое для пользования персоналу лаборатории.

Развитие мирового рынка, вхождение нашей страны в мировой рынок, резкое увеличение количества импортируемой продукции выдвинули повышенные требования к качеству продукции. Появилась проблема обеспечения доверия к качеству продукции - как отечественной, так и зарубежной. В развитых странах эта проблема стояла давно, и для ее решения на международном уровне создана и функционирует система аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации на соответствие международным стандартам.

Аккредитация — официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определённой области оценки соответствия [3].

Развитие процесса аккредитации испытательной лаборатории в России началось с введения системы сертификации ГОСТ Р в 1992 г. Данная система, как и другие в нашей стране, охватывали вопросы не только сертификации, но и аккредитации. Однако это противоречило международной политики, где как правило, сертификация и аккредитация не существуют в рамках одной системы. По этой причине имеются проблемы в признании за рубежом результатов испытаний и сертификатов, выданных в России. Экспортёром приходится тратить дополнительные средства на проведение испытаний продукции в признанных испытательных лабораториях, большинство их которых находится за пределами России. В 1995 г. началась работа по созданию самостоятельной Российской системы аккредитации. Для этой цели был сформирован Межведомственный совет, в состав которого вошли специалисты министерств и ведомств, заинтересованных в решении проблем аккредитации. В настоящее время подготовлена правовая и методическая основа Российской системы аккредитации. Она максимально гармонизирована с Руководствами ИСО/МЭК в области аккредитации и европейскими нормами серии EN45000 [2].

Аккредитация испытательных лабораторий осуществляется в целях:

– подтверждения компетентности органов испытательных лабораторий, выполняющих работы по подтверждению соответствия;

– обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности аккредитованных испытательных лабораторий;

– создания условий для признания результатов деятельности аккредитованных испытательных лабораторий [3].

Испытательная лаборатория должна в полной мере обеспечивать качество результатов своих испытаний и регулярно использовать аттестованные стандартные образцы, принимать участие в межлабораторных сравнительных испытаниях (МСИ) или программах проверки квалификации, дублировать испытания с использованием тех же или других методов, проводить повторные испытания, обеспечивать корреляцию результатов на разные характеристики объекта. Результаты этой деятельности должны анализироваться с выработкой и реализацией корректирующих и предупреждающих действий.

Работы в формате аккредитации испытательных лабораторий помогают промышленным предприятиям (подтверждающим свою техническую компетентность) организовать свою деятельность на требуемом уровне.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Система менеджмента качества организации: почему она не дает отдачи? [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.iteam.ru/publications/quality/section 61/article 2272/ свободный.

2 Alliance-DIN — все о стандартах. Нормативно-техническая документация DIN, другие международные и региональные стандарты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alliance-din.ru/organizaciya-cen/свободный.

3 Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ.