ОБРАЗ 《ЖЕНЩИНА-ЛИСИЦА》В КИТАЙСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБРАЗ 《ЖЕНЩИНА-ЛИСИЦА》В КИТАЙСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Чжао Ц.н. 1
1Шуйский Филлал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     Сравнивая с русскими сказками или сказками других стран, китайские сказки характерны часто существующими в них героями оборотня. Давно распространяется в Китае вера, что всякий старый предмет или долго проживший зверь могут принять человеческий облик и стать оборотнем.Они могут быть предметами и домашнями животными у богов или будд, ибо зверями в девственном лесу, которые в долкие годы впитали в себя силы природы и обладали чудесной магией. Одним из типичных образов оборотня в китайских литературных произведениях является женщина-лисица.

    Лиса, животное хитрое, с необыкновенным характером, она спит днём и добывает пищу ночью,ходит очень легко и изящно. Считали, что когда лисе исполняется 500 лет, она превращается в человека.Но во всех сказках Китая встречается только оборотень-лисица(женщина-лисица, образ оборотня-лиса редко встречается ),которая имеет внешность красавицы.

    Образ женщины-лисицы существует в китайских сказках уже более 2500 лет. В книге Шань хай цзин(«Книга гор и морей» ) впервые изображен образ девятихвостой лисы.(叉东三百里,日青丘之山,其阳 多玉,其 阴多青 镬 ,有兽焉,其状如狐而九尾 ,其音如婴 儿,能食人 ;食者不蛊。《山海经 ·南山经》) Осноыным сюжетом сказок является то, что женщина-лисица соблазнила мужчин и причинила им беду и зло. Этот  сравнительно устойчивый сюжет продолжался тысячи лет, но со временем несколько вариантов сказок про женщину-лисицу развивалось.Например, в произведении китайской литературы IV века «Записки о поисках духов» (《搜神记》干宝)есть сказка Ацзы阿紫, посвященная тематике женщины лисицы.Автор Гань Бао писал в книге:《лисица, развратница издревле.》(狐者,先古之淫妇也) В период Восточной Хань(25-220гг.), влияние даосизма на идеологию целой страны сильно увеличилось. Даосские верующие читают, что у всех веществ есть свой дух и всякий старый предмет или долго проживший зверь могут принять человеческий облик и стать оборотнем.В династии Тан(618-907гг.) противоречие между людьми и оборотнями обострилось,поэтому такие сказки часто кончаются убийством женщины-лисицы,и таким образом проявилась повышенная уверенность людей в своих силах того времени. А в династии Мин(1368-1644гг.) на основе противоречия между людьми и оборотнями, в создании образа женщины-лисицы и формировании сюжетов добавилась феодально-патриархальная идеология и система.Кроме этого, женщина-лисица соблазнила мужчин,вышла замуж за них и набралась сил(ян)от тела мужчин,чтобы пополнить свою инь (по даосским верованиям можно укрепить своё здоровье, употребляя в пищу семя и кровь другого человека).

    В отличие от прошедшего времени образ женщины-лисицы заметно улучшился в сказках(сяо шо)династии Цинь(1636-1912гг.), Женщина-лисица стала добрым оборотнем и более похожа на простую женщину по внешности и по духовному состоянию. Часто встречается в сказках того времени такой сюжет:женщина-лисица влюбилась в мужчину и постаралась стать хорошей женой и послушанной невесткой в семье.В книге «Странные истории» (《聊斋》),автор Пу Сунлин изобразил много положительных образов женщины-лисицы, они не злые, не страшные,не вредные;наоборот они красивые,нежные и чувствительные.Они помогают мужу и поддерживают семью своей магией и одновременно исправляют свои поведение по норме и правилами общественной этики.По исследованию фольклористики,жители династии Цин(1636-1912гг.) считали,что лисица обладает природой и силой богини.Появилась в народе в то период богиня-лисица.Люди приносили ей в жертву и верили, что богиня-лисица принесет им счастье и здоровье.

    Но судя по всем в китайских литературных произведениях женщина-лисица является образом с отрицательной,трагедийной окраской,под её судьбой мы видим борьбу человека с природой и половую дискриминацию во время феодального общества Китая.

 

Литература

 1.韦乐,狐妖故事在古典小说的嬗变,《山花》, 2009(24)

Просмотров работы: 1863