ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Реформа технического регулирования затрагивает механизмы формирования системы обязательных требований, оценки и подтверждения соответствия, процедур Контроля и надзора, аккредитации и стандартизации. Проведение такой реформы обусловлено необходимостью создания благоприятных условий для функционирования и самоорганизации рыночных механизмов хозяйствования. Изменение формы собственности большинства предприятий, появление свободных рынков товаров и услуги рыночного регулирования в производственной сфере, существенное ускорение в процессах обновления и создания новой продукции, необходимость участия предприятий в международном разделении труда, т.е. изменение всего уклада российской экономики, произошедшее в последние годы, не могут обеспечиваться и поддерживаться устаревшей системой государственной стандартизации и обязательной сертификации.

Целью этой работы является более подробно изучить работу технического регулирования в Российской Федерации.

Задачи данной работы:

  • Ознакомиться с основными понятиями технического регулирования;

  • Рассмотреть основные цели технического регулирования;

  • Рассмотреть принципы технического регулирования;

  • Ознакомиться с основой технического регламента;

  • Рассмотреть результат принятия технических регламентов;

  • Ознакомиться со стандартами в области экологии и сделать выводы о значении стандартизации в экологии.

  • Привести примеры природоохранных мероприятий в нашем городе.

Актуальность этой работы заключается в том, что техническое регулирование РФ направленно на решение проблем по качеству продукции, по охране окружающей среды и природных ресурсов.

Основная часть

Нормативная документация

Действующий сегодня фонд нормативных фонд нормативных документов (НД) далеко не идеален по структуре и составу документов и их требований по отношению к реалиям рыночной экономики. Вместе с тем структура документов такова, что наряду с конкретными требованиями безопасности они как правило, содержат показатели качества, обеспечивающие эти требования. При этом показатели качества продукции можно разбить на две группы: обеспечивающие определенный вид безопасности и обеспечивающие потребительские свойства продукции.

Нормативная документация по возможности ее использования делится на законодательно установленную и действующую (Приложение 1).

Стандарты – это средство управления качеством окружающей среды.

Директивы в отношении воды охватывают проблемы защиты рек, морей и других водоёмов; вопросы качества питьевой воды; сброса в водоёмы отходов некоторых опасных веществ и др.

Директивы по защите воздуха и промышленным рискам устанавливают ограничения применения некоторых опасных веществ и препаратов; нормы по содержанию в воздухе некоторых конкретных веществ ( асбеста, двуокиси азота, свинца и др. )

Директивы, относящиеся к проблемам отходов, определяют требования по очистке сточных вод в городских условиях; по защите воздушной среды от загрязнений, выделяемых установками для сжигания мусора; по надзору и контролю за перевозкой опасных отходов.

Директивы по ограничению шумов нормируют уровень шума, создаваемого различным оборудованием, промышленными установками, бытовыми приборами, а также самолётами, автомобилями и мотоциклами.

Один из важных аспектов экологической стандартизации – утилизация отходов производства и потребления.

Наиболее актуальными и обсуждаемыми в современном обществе, являются проблемы в сфере экологии. В процессе решения экологических проблем, затрачивается огромное количество денежных средств, однако состояние окружающей среды не улучшается, при этом человечество стремительно теряет возможность контролировать, и предусматривать природные явления.

Существуют множество причин возникновения экологических проблем, но наиболее очевидны и важны следующие:

- демографический взрыв, в результате которого в течение каждых десяти лет население Земли вырастает на величину, равную населению Китая. Это во многом провоцирует продовольственную, энергетическую, сырьевую проблемы и как следствие – экологическую проблему;

- колоссальные масштабы человеческой деятельности. В результате научной и технологической революции изменяется окружающая природная среда;

- нерациональное потребление первичных природных ресурсов, наиболее активно используемых в общественном производстве и мировом хозяйстве.

Техническое регулирование

Термин «техническое регулирование» появился относительно недавно в связи с подготовкой Российской Федерации к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). В одном из важнейших документов ВТО – Соглашении по техническим барьерам в торговле (ТБТ) ставится условие о недопустимости создания излишних препятствий в международной торговле (ст. 2, п. 2.2). В оригинале документа, написанном на английском языке, был применен термин «technical regulation». Указывалось, что члены соглашения по ТБТ будут подготавливать, принимать или утверждать «technical regulations» таким образом, чтобы они не были ограничительными для торговли в большей степени, чем это необходимо для выполнения законной цели.

Иными словами, в контексте упомянутой статьи Соглашения под термином «technical regulation» подразумевается некий документ, который получил в официальном переводе на русский язык Руководства ИСО/МЭК 2 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь» наименование: «технический регламент». Здесь смысл слова «regulation» соответствует русскому слову «предписание».

В Руководстве ИСО/МЭК 2 регламент определен как документ, «содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти». Соответственно, технический регламент – это регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов.

Однако термин «regulation» имеет и другое значение – «регулирование», т.е. некоторую деятельность. Например, в материале, подготовленном в 2000 году Подкомитетом Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) по стандартам и соответствию, он используется именно в этом значении: «Информационный материал по установившейся практике технического регулирования».

Техническое регулирование в международном понимании этого термина включает деятельность по стандартизации, деятельность по разработке и применению технических регламентов и деятельность по оценке соответствия (Приложение2).

Деятельность по техническому регулированию является законорегулируемой и осуществляется на основании действующего законодательства.

Техническое регулирование является правовой основой регулирования отношений, возникающих при формировании обязательных и добровольных требований к продукции, или к связанным с ними процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также при проведении оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям.

Основные понятия технического регулирования

Основным нормативным документом, дающим определение и толкование технического регулирования, является Закон «О техническом регулировании», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг». Исходя из определения, данного в этом документе, техническое регулирование подразумевает под собой «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению или оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

В этом же нормативном документе приводится перечень основных понятий, необходимых для оптимального технического регулирования:

1) аккредитация, представляющая собой официальное признание Госорганом по вопросам аккредитации компетентности юридического или физического лица с возможностью выполнения работы в области оценки соответствия;

2) безопасность товара, процессов производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации, под которой подразумевается такое состояние, при котором полностью исключается риск возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу юридических или физических лиц и имуществу муниципальных и Государственных органов, окружающей экологии, а также жизни и здоровью животных и растений;

3) ветеринарно—санитарные и фитосанитарные меры, под которыми подразумеваются обязательные для исполнения процедуры и требования, создаваемые для защиты от рисков, которые возможны при проникновении, распространении и закреплении вредоносных и болезнетворных организмов, заболеваний и их переносчиков, включая случаи их распространения с помощью растений или животных посредством контактирования с товарами, грузами, транспортными средствами и различными материалами, из—за наличия разнообразных добавок, токсинов, других загрязняющих веществ, сорных растений, вредителей, болезнетворных организмов, которые могут находиться в кормах и пищевых продуктах, а также процедуры и требования для защиты от распространения иных возможных вредных организмов;

4) декларирование соответствия, представляющее собой форму подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

5) декларация о соответствии, под которой понимается документ, удостоверяющий соответствие выпускаемого в обращение товара требованиям различных технических регламентов;

6) заявитель, который представляет собой некое физическое или юридическое лицо, осуществляющее подтверждение соответствия в обязательном порядке;

7) знак обращения на рынке, под которым понимается обозначение, служащее для снабжения потребителей информацией о степени соответствия выпускаемого на рынок товара требованиям технических регламентов;

8) знак соответствия, представляющий собой обозначение, служащее для информирования потребителей какого—либо товара на предмет его соответствия требованиям сертификационной системы или национальному стандарту;

9) идентификация продукции, которая подразумевает под собой выявление характеристик тождественности товара его существенным признакам;

10) контроль (надзор) над следованием требований разнообразных технических регламентов, представляющий собой проверку выполнения предпринимателем или юридическим лицом требований технического регламента к выпускаемой продукции, а также к процессам производства, хранения, перевозки, использования, реализации и утилизации, в том числе и принятие адекватных мер по результатам проверки;

11) Международный стандарт, под которым подразумевается стандарт, принятый международной организацией;

12) национальный стандарт, под которым подразумевается стандарт, принятый национальным органом по стандартизации;

13) орган по сертификации, представляющий собой любого предпринимателя или юридическое лицо, получившее аккредитацию по установленным правилам для целей проведения различных работ по сертификации;

14) оценка соответствия, которая представлена в виде прямого или косвенного определения соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

15) подтверждение соответствия, которое подразумевает под собой некое документальное удостоверение товара и других объектов и процессов производства, хранения, реализации, использования, утилизации, а также услуг и работ, подтверждающее соответствие стандартам, техническим регламентам, условиям договорных обязательств;

16) продукция как результат деятельности, представленный в материально—вещественном виде, назначение которого состоит в последующем использовании для хозяйственных иных целей;

17) риск как возможность нанесения вреда жизни и здоровью людей, а также различному имуществу, находящемуся в собственности каких—либо юридических или физических лиц либо государственных и муниципальных образований. Сюда же относится нанесение вреда окружающей экологической атмосфере и здоровью или жизни любых животных и растений с оговоркой о тяжести данного вреда;

18) сертификация, представляющая собой форму осуществляемого Госорганом по сертификации документального подтверждения о соответствии данных объектов положениям технических регламентов, стандартов или условиям договоров;

19) сертификат соответствия, представленный в виде документа, удостоверяющего соответствие объекта требованиям стандартов, технических регламентов и условиям договоров;

20) система сертификации, представленная в виде совокупности правил проведения работ по сертификации, определения участников процесса сертификации, а также установление правил работы системы сертификации в целом;

21) стандарт, представляющий собой некий документ, в котором устанавливаются характеристики товара, правила и характеристики процессов его производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации. В этот же список входят оказание разнообразных услуг населению и выполнение работ. Кроме того, в стандарт могут быть включены требования, касающиеся упаковки, маркировки, этикеток, терминологии, а также правила по их употреблению;

22) стандартизация как деятельность по выработке тех правил и характеристик, которые могут использоваться множество раз и приводить к упорядочению в области товарооборота и производственной сфере, а также к развитию конкуренции на рынке товаров, работ или услуг;

23) техническое регулирование понимается как правовое регулирование всех отношений по вопросам установления и исполнения тех обязательных для выполнения требований, которые регулируют качество товара, процессы производства данного товара, а также вопросы, связанные с его хранением, реализацией, перевозкой и утилизацией, включая проведение различных работ и услуг населению. Второй областью применения правового регулирования становятся отношения по вопросу оценки соответствия;

24) технический регламент, представленный в виде документа, который может быть принят либо Международным договором РФ, либо Федеральным законом РФ, либо Постановлением правительства РФ, либо Указом президента РФ, формулирует обязательные для всех требования ко всем возможным объектам технического регулирования, а это: товары, различные строения и сооружения, процессы производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации;

25) форма подтверждения соответствия как определенный порядок документального удостоверения, в котором содержится подтверждение соответствия товара или любого другого объекта и процесса производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации, в том числе выполнение ряда работ и услуг, обязательным требованиям государственных технических регламентов, а также стандартам и условиям договоров.

Техническое регулирование позволяет достигать следующих целей: 1) придавать торговым отношениям цивилизованный либеральный характер;2) защищать интересы граждан, государства и окружающей среды от вредного производства и опасных товаров;3) гармонизировать действующие нормы и стандарты с международными аналогами;

4) стимулировать развитие экономики в правовом эффективном русле;

5)выйти на европейский уровень безопасного производства товаров и услуг на основе добровольного и обязательного декларирования соответствия существующим стандартам.

Основные принципы технического регулирования

Закон РФ «О техническом регулировании» формулирует и основные принципы технического регулирования. К ним относятся следующие:

1) принцип использования единых правил и установление требований к товарам, процессам их производства, хранения, перевозки, использования, реализации и утилизации, в том числе выполнение различных работ и оказание услуг населению. Этот принцип можно считать одним из основных условий внесения требований стандартизации в технические регламенты, что санкционирует приведение в соответствие эти требования и их изложение в технических регламентах и ряде других документов, необходимых в сфере стандартизации;

2) принцип соответствия технического регулирования степени развитости национальной экономики, а также степени становления материально—технической базы и развития науки и техники;

3) принцип независимости от продавцов, производителей, приобретателей и исполнителей. Иными словами органы по аккредитации и сертификации должны быть независимы в административном, организационном, финансовом, экономическом смыслах;

4) должна быть установлена единообразная система правил получения аккредитации;

5) должна иметься единая система правил и методов исследований, измерений и испытаний при реализации процедур оценки соответствия;

6) должен осуществляться принцип единства использования требований различных технических регламентов в условиях независимости, особенности и вида проводимой сделки; то есть технический регламент имеет статус обязательного для всех юридических и физических лиц на территории Российской Федерации, независимо от возникающих между ними в процессе ведения хозяйственной деятельности взаимоотношений. Основным направлением использования технических регламентов являются договорные взаимоотношения;

7) принцип неприемлемости какого—либо ограничения конкуренции при проведении мероприятий, связанных с получением аккредитации и сертификатов, что можно толковать, как поддержание здоровой конкуренции между претендентами на аккредитацию в качестве сертификационных органов, а также в качестве испытательных лабораторий, а в последствии – и повышение их работоспособности и производительности за счет повышения конкурентоспособности в сфере предоставления услуг сертификации;

8) принцип недопустимости совмещения в одном лице исполнителя полномочий сертификационного органа и надзорного или контрольного Государственного органа;

9) принцип непозволительности совмещения каким—либо одним органом полномочных обязанностей и органа по аккредитации, и органа по сертификации;

10) принцип недопустимости внебюджетного финансирования Государственного органа по вопросам контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов. Говоря о принципах технического регулирования, нельзя не упомянуть о механизмах, сформулированных в Законе «О техническом регулировании»

Технический регламент

Основой технического регулирования является Технический регламент, разрабатываемый с учётом рекомендуемых стандартов и последующей оценкой соответствия стандартам продукции, производственных процессов, технологий или услуг. Подтверждение (декларирование) соответствия может быть добровольным и обязательным в зависимости от типа рассматриваемого процесса или объектов, классифицируемых законодательством по степени риска для здоровья человека, безопасности частного и государственного имущества, угрозы для жизни животных и окружающей среды.

В ТР могут включаться требования, обеспечивающие не только безопасность, но и единство измерений, терминов, упаковки и маркировки, правила идентификации объекта и оценки соответствия (Приложение 3)

Техническое регулирование в государственных масштабах есть не что иное, как стандартизация на основе сочетания действующей европейской модели и классических ГОСТов, знакомых каждому производителю товаров и услуг.

Содержание и применение технических регламентов:

1 Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: 1) безопасность излучений; 2) биологическую безопасность; 3) взрывобезопасность; 4) механическую безопасность; 5) пожарную безопасность; 6) промышленную безопасность; 7) термическую безопасность; 8) химическую безопасность; 9) электрическую безопасность; 10) ядерную и радиационную безопасность; 11) электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; 12) единство измерений; 13) другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. (абзац введен Федеральным законом от 01.05.2007 N 65-ФЗ) 2 Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. 3 Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности. (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 18.07.2009 N 189-ФЗ) Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ) Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ) 4 Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона целей принятия технического регламента. (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ) 5 В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов) (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ) 6 Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями с учетом положений пункта 9 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ) 7 Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит. 8 Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 настоящего Федерального закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей. (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 189-ФЗ) Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов. (п. 8 в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ) 9 Технический регламент может содержать специальные требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к не достижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

Цели принятия технических регламентов

Технические регламенты принимаются в целях:

- установление обязательных требований к объектам технического регулирования, обеспечивающих безопасность жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, достигается включением в ТР мер, обеспечивающих предоставление актуальной и достоверной информации, в частности правил подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, содержание маркировки и др.;

- обеспечения энергетической эффективности.

Природоохранные мероприятия в нашем городе на предприятии ОАО «Сода»

Управление качеством окружающей среды находится среди главных приоритетов общества. В ОАО «Сода» ясно понимают, что природоохранная политика и практика вносят существенный положительный вклад в повышение конкурентоспособности предприятия.

Компания осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации, нормативной документации в области природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, намерено улучшать систему экологического менеджмента согласно требованиям МС ИСО 14001. Здесь понимают, что выгодно эффективно использовать энергоресурсы, природные ресурсы, сырьё и материалы, утилизировать отходы, а в идеале – минимизировать воздействие на окружающую среду на всех стадиях производственного процесса.

Успех в природоохранной деятельности зависит от образовательного и профессионального уровня персонала, уровня экологического сознания и экологической культуры людей. На ОАО «Сода» проводится подготовка и обучение сотрудников в области экологии. Предприятие проявляет открытость в отношениях с региональной властью и местным населением, предоставляя информацию, как о положительных, так и об отрицательных фактах своей производственной деятельности в сфере экологии.

На предприятии была разработана и выполнена программа «Экология и природные ресурсы ОАО «Сода» на период 2006-2010 гг.»

ОАО «Сода» внедрило схему рециркуляции отходящих газов на котлах ТЭЦ для подавления окислов азота. На содовом производстве на стадии абсорбации оптимизирован процесс теплообмена с целью уменьшения потерь аммиака.

Важным стимулом проведения активной природоохранной политики является желание сохранить благоприятную окружающую среду для будущих поколений. В целом в 2009 году ОАО « Сода» направило на природоохранные мероприятия 266,5 миллиона рублей. В марте 2009 года Камское бассейновое водное управление объявило благодарность предприятию по итогам работы за 2008 год в деле сбережения водных ресурсов, что является высокой оценкой работы предприятия в области экологии.

На предприятии осуществляется перевод содовых печей с мазута на газообразное топливо, также содовые печи меняют на экологичные паровые кальцинаторы. Перевод только одной печи с мазута на газообразное топливо приведёт к сокращению потребления мазута на 4620 тонн в год и снижению выбросов сернистого андигрида в атмосферу на 297 тонн в год.

Технические барьеры

Технические барьеры являются результатом принятия странами технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. При этом из-за разницы в социально-экономическом развитии, климате, национальных традициях, вкусах и т.д. разных стран эти регламенты, стандарты и процедуры могут отличаться друг от друга. Государства имеют возможность принимать во внимание эти факторы в законодательстве на том уровне, который считают необходимым. Вместе с тем необходимо стремиться разрабатывать гибкие технические регламенты, которые в минимальной степени были бы ограничительными для торговли. Поэтому технические регламенты должны устанавливать эксплуатационные, а не конструкционные требования.

Можно привести пример технических барьеров:

В начале 2003 г. в Нью-Йорке была отозвана из торговых точек партия российского молока «Можайское» и «Милая Мила», т.к. в продуктах был обнаружен сульфонамид – вещество, потенциально способное вызвать у человека аллергическую реакцию. Причина заключалась в различии требований международных и национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы на пищевые продукты в целом более жесткие, но тест на сульфонамид ими не был предусмотрен. В связи с этим были проведены переговоры о закупке соответствующего испытательного оборудования. Это пример естественного технического барьера.

Но можно говорить и об искусственно созданных технических барьерах для России, как страны, не являющейся членом ВТО. Так, поставленные на рынок Швеции и Швейцарии отечественные автомобили были выполнены с учетом требований такой международной организации, как ЕЭК ООН. Однако импортеры вышли за рамки установленных ею требований: в Швеции были предъявлены более жесткие требования по токсичности выхлопных газов; в Швейцарии установили норму по уровню шума 77 дБ, в то время как по нормам ЕЭК ООН допускается до 80 дБ. Также можно привести множество подобных примеров, касающихся продуктов питания, импортируемых Россией, причем количество завышенных требований достигает 15 позиций.

Заключение

Эффективное применение технических требований является важнейшим фактором, который влияет на уровень конкурентоспособности страны на мировых торговых рынках. Поскольку система применения обязательных технических требований употребляется на всех этапах жизненного цикла продукции (включая доступ на рынок и обращение продукции на рынке), она стала предметом регулирования международного права, в том числе многосторонних торговых соглашений в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Одним из основных условий вступления России в ВТО является соблюдение принципов технического регулирования, установленных Соглашением по техническим барьерам в торговле, Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер и Кодексом добросовестной практики. Установление и регулирование обязательных требований к продукции и процессам производства являются одним из инструментов государственного регулирования экономики.

Стандартизация в области экологии начинает играть заметную роль не только в деятельности национальных и международных организаций по стандартизации. Все чаще стандарты рассматриваются как необходимое средство регулирования отношений в сфере охраны природы и использовании ресурсов.

Список литературы

  1. Кошевая И.П., Канке А.А. Метрология, стандартизация, сертификация: учебник. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.- 416 с. – ISBN 978-5-8199-0293-6 (ИД «ФОРУМ»)

  2. К.К. Ким. Метрология, стандартизация, сертификация и электроизмерительная техника:Учебное пособие / Г.Н. Анисимов, В.Ю. Барбарович, Б.Я. Литвинов. – Спб.: Питер, 2006. – 368 с. – ISBN 5-469-010902

  3. Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. Пособие / А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев. – 3-е изд. Испр.- М.: Высш. Шк., 2005.- 422 с.: ил. – ISBN 5-06-004078-X

Интернет- ресурсы

  1. http://www.rospromtest.ru/content.php?id=238

  2. http://www.k2x2.info/tehnicheskie_nauki/metrologija_standartizacija_i_sertifikacija_konspekt_lekcii/p2.php

  3. http://www.nauchforum.ru/en/node/326

  4. http://www.vniis.ru/technicalregulation

  5. http://www.aviamet.ru/8386176593

  6. http://expert.gost.ru/NAV.php?ID=TR/HTML/TR_ML_01.html

Просмотров работы: 2594