ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ

Чувашов А.С. 1
1Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время активно применяется право предоставленное юридическим лицам в ст. 57 ГК РФ, а именно право на реорганизацию юридического лица. Основания для проведения реорганизации юридического лица могут быть довольно таки разные, это может быть расширение компании путем выделения из основной организации какой-либо новой фирмы которая будет заниматься развитием нового вида деятельности, так же у организации может возникнуть необходимость изменения организационно правовой формы. В настоящее время ГК РФ выделяет пять форм реорганизации, которые закреплены в ст.57 ГК РФ. 1

Согласно действующему законодательству реорганизация может быть осуществлена в следующих формах: Слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Новая редакция ГК РФ предоставляет возможность сочетать различные формы реорганизации - слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (ст. 57 ГК РФ). Ранее такая возможность была предусмотрена только для акционерных обществ (ст. 19.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

Более того, стала возможна реорганизация сразу между несколькими фирмами разных организационно-правовых форм. Например, слияние двух АО и трех ООО, присоединение к одному АО двух ООО и т.д. Напомним, что до 1 сентября допускалось проводить слияние (присоединение) только между лицами одной организационно-правовой формы (слияние трех АО, присоединение к одному ООО двух других ООО и т.д.).

Теперь, например, можно будет провести преобразование ООО в АО одновременно с разделением на два АО или одновременное выделение и присоединение. Благодаря этому процедура реорганизации стала проще и удобнее. Это позволит сократить сроки и расходы на проведение реорганизации, осуществляя сложные схемы оптимизации комплексно, а не поэтапно.

Однако нужно учесть, что перечисленные возможности ограничены законодателем некоторыми запретами. Так, по общему правилу нельзя будет преобразовать некоммерческие организации в коммерческие и наоборот. Поэтому не будет считаться законной реорганизация в форме слияния (присоединения), проведенная, например, между ООО и потребительским кооперативом.

При применений любой из этих форм реорганизации возникает вопрос правопреемства, т.е. каким образом и в каком объеме переходят права и обязанности от юридического лица принявшего решение о реорганизации, к вновь возникшему после реорганизации юридическому лицу. Порядок правопреемства каждой из пяти форм реорганизации закреплен в ст. 58 ГК РФ.

Согласно данной статье все права и обязанности переходят к вновь возникшему после реорганизации юридическому лицу по передаточному акту.

В связи с изменениями Гражданского законодательства единственным документом, регулирующим положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, является передаточный акт. Разделительный баланс как документ, который составляется при реорганизации юридического лица в форме разделения и выделения и содержащий информацию о разделяемом имуществе, правах, и обязанностях был исключен из гражданского кодекса, и заменен передаточным актом. 2

Согласно ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт. В ст. 59 ГК РФ так же были внесены существенные изменения, связанные с содержанием передаточного акта, а именно была включена формулировка что в передаточном акте должен содержаться порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт. Данные дополнения позволяют избежать споров, которые возникали вследствие временного промежутка между утверждением передаточного акта и государственной регистрацией юридических лиц, возникающих в результате реорганизации.

Передаточный акт является важным документом который составляется при реорганизации, так как именно в нем отражается и закрепляется дальнейшее обязанность исполнения обязательств перед кредиторами. Не зря в ч.2 ст. 59 ГК РФ, а также в ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"3, в качестве основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, является непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица. Поэтому правильное составление и указание всех положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица является гарантией защиты прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Таким образом, исходя из п. 2 ст. 59 ГК РФ у регистрирующего органа есть возможность отказать в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, если в передаточном акте отсутствуют положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица. Так же в соответствии с п.2 ст. 51 ГК РФ вводится презумпция полноты и достоверности сведений, занесенных в Единый государственный реестр юридических лиц для использования их третьими лицами. Поправки констатировали, что лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. В связи с этим до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр. Отсюда следует вывод, что регистрирующий орган вправе проверять и документы и указанные в них сведения, представленные для государственной регистрации на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Суды трактуют данную норму аналогично. Например: в Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.02.2008 N Ф04-906/2008(496-А45-15) по делу N А45-9415/07-23/214, судом установлено и подтверждается материалами дела, что в передаточном акте, представленном в регистрирующий орган на регистрацию, указано, что ООО "Информация и технологии" приняло права и обязательства (кредиторская и дебиторская задолженность) ЗАО "Информация и технологии" в полном объеме (в том числе по налогам и сборам, заключенным договорам и т.д.), материалы, основные средства, иное имущество.

При этом в передаточном акте не отражена оценка обязательств реорганизуемой организации, материалы, основные средства, иное имущество и его стоимость и отсутствуют приложения, подтверждающие наличие и оценку имущества и обязательств преобразуемых юридических лиц, которые в соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 20.05.2003 N 44н "Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации" могут включаться в передаточный акт.

Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к правильному выводу, что в представленном заявителем в регистрирующий орган передаточном акте информация не является полной, в связи с чем регистрирующий орган правомерно не принял его в качестве надлежаще оформленного передаточного акта. Таким образом, в регистрации было отказано правомерно.

В настоящее время Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не содержит норм, регулирующих полномочия регистрирующего органа по поводу проверки достоверности данных указанных в передаточном акте.

Так же в п. 4.1 ч.4 ст.9 ФЗ № 129 сказано, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Таким образом, данный закон регламентирует что проверке, в порядке исключения, подвергается только представленное заявления, а не сам передаточный акт. О достоверности сведений, указанных в передаточном акте говориться только в п. 1 ст. 14 ФЗ № 129 в котором сказано: При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) Т.е. заявитель в заявлении сам подтверждает, что указанные сведения достоверны, поэтому в данном случае речь идет о добросовестности заявителя. Конечно в случае если выясняется, что сведения, представленные заявителем были недостоверны, то заявитель понесет ответственность в соответствии со ст. 25 настоящего закона. Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что в законе не содержится норм, которые бы регулировали проверку сведений, указанных в передаточном акте, есть лишь указание на то, что в заявлении заявитель сам подтверждает достоверность указанных сведений. Так же в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ отсутствуют указания на основании каких данных будет проводиться проверка достоверности документов и каковы ее пределы? В какие сроки должна быть проведена подобная проверка?

Учитывая ст.ст. 51,59 ГК РФ, а так же судебною практику ФАС, можно сделать вывод, что Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ, не полно отражает права регистрирующего органа в плане проверки достоверности данных, указываемых в представленных документах.

Таким образом будет целесообразно внести дополнения в ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" а именно:

- указать на основании каких данных будет проводиться проверка достоверности документов и каковы ее пределы

- указать в какие сроки будет проведена правовая экспертиза представленных документов

- закрепить в п. 4.1 ч.4 ст.9 положение, согласно которому регистрирующий орган будет иметь полномочия произвести проверку достоверности данных, содержащиеся во всех представленных документах.

Список использованной литературы

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014)// "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994

2. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"// "Российская газета", N 153-154, 10.08.2001.

3. Приказ Минфина России от 22.06.2012 N 87н (ред. от 26.12.2013)

"Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"

(Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2012 N 25270) // "Российская газета", N 206, 07.09.2012.

4. Приказ Минфина РФ от 20.05.2003 N 44н "Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации"//"Российская газета", N 127, 02.07.2003

5. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.02.2008 N Ф04-906/2008(496-А45-15) по делу N А45-9415/07-23/214

Указание в передаточном акте обязательств, материалов, основных средств и иного имущества реорганизуемого юридического лица (ЗАО) без отражения их оценки влечет отказ в государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица (ООО) // СПС Консультант Плюс (дата обращения 12.10.14)//http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=AZS;n=63759;dst=0;ts=3278C18AF3D7293E05C767BFE7D98B4D;rnd=0.6016250988468528

1 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ

(ред. от 05.05.2014) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994

2 Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"// "Российская газета", N 101, 07.05.2014

3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"// "Российская газета", N 153-154, 10.08.2001.

Просмотров работы: 2439