КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прохорова С.И. 1, Погодина И.В. 2
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
2ВлГУ имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассматриваются основные положения, связанные с определением конституционно-правового статуса Счетной палаты Российской Федерации, в частности, закрепление исследуемого органа в Основном законе РФ, выделение его функций, определение порядка формирования, а также проблема отнесения Счетной палаты РФ к одной из ветвей государственной власти, поднимаемая учеными.

Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, задает общие направления, принципы, руководящие начала всему законодательному регулированию общественных отношений, построению системы власти, правовому статусу высших государственных органов и должностных лиц. На основе Конституции принимаются все нормативные правовые акты в России. Закрепляя в основе системы построения государственной власти, осуществляемой на территории Российской Федерации, принцип разделения государственной власти на три ветви, законодатель посвящает каждой ветви власти главу Основного закона, где расписывается, каким высшим органом осуществляется власть, его полномочия и порядок формирования. Для реализации таких базовых принципов, как соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, построение правового государства и гражданского общества, обеспечение независимости органов, осуществляющих государственную власть, Конституция РФ закрепляет создание отдельных органов, не относящихся к той или иной ветви власти, однако реализующих важнейшие функции государства. Одним из таких органов является Счетная палата Российской Федерации.

Часть 5 статьи 101 Конституции закрепляет положение о том, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Функции, полномочия, задачи, порядок формирования и другие основные положения, касающиеся статуса и деятельности Счетной палаты закреплены в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации". Статья 2 указанного закона определяет статус Счетной палаты. В соответствии с ней Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию. В рамках задач, определенных законодательством Российской Федерации, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с роспуском Государственной Думы. Счетная палата является юридическим лицом.1

Отсюда можно сделать вывод о том, что Счетная палата, образуемая Федеральным Собранием и подотчетная ему, в рамках своих задач независима и самостоятельна. Данное положение закона позволяет исключить влияние органа государственной власти на деятельность Счетной палаты РФ в связи с осуществлением ею своих функций, к которым относятся:

1) осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений;

2) экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, проверка и анализ обоснованности их показателей, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

3) экспертиза проектов федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

4) внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

5) проведение проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

6) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, а также иные функции, связанные с осуществлением финансового контроля, четко указанные в Федеральном зконе.2

Обеспечение независимости Счетной палаты в рамках выполнения ею своих задач позволяет исключить постороннее влияние иных органов на ее деятельность, и, как следствие, предотвратить возникновение коррупциогенного фактора.

Кроме того, предоставляя широкие полномочия Счетной палате, законодатель устанавливает требования к порядку ее формирования, закрепленные в главе II указанного Федерального закона.

В состав Счетной палаты Российской Федерации входят Председатель Счетной палаты, его заместитель, а также аудиторы и аппарат Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты назначается сроком на шесть лет Государственной Думой по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность заместителя Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд.

Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность аудитора Счетной палаты более двух сроков подряд.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных сотрудников. Структура аппарата Счетной палаты включает в себя руководство аппарата и структурные подразделения аппарата.3

Отсюда можно сделать вывод, что в формировании Счетной палаты Российской Федерации, высшего органа внешнего государственного аудита (контроля), участвуют Президент Российской Федерации - как глава государства и гарант Конституции, призванный обеспечивать охрану прав и свобод человека и гражданина, а также Федеральное Собрание Российской Федерации – как высший представительный и законодательный орган, воплощающий собой олицетворение воли народа.

Особенности конституционно-правового статуса Счетной палаты порождают многочисленные дискуссии среди ученых. Так в науке существуют различные мнения по вопросу отнесения Счетной палаты РФ к той или иной ветви власти.

Сторонники первого подхода считают Счетную палату органом Федерального Собрания, т.е. органом парламентского контроля. Однако они подчеркивают, что, являясь органом парламентского контроля, Счетная палата проверяет также правильность расходования бюджетных средств аппаратом палат самого Парламента.4

В соответствии со вторым подходом Счетная палата РФ рассматривается как самостоятельный и независимый органа государственной власти.

С.М. Шахрай, сторонник указанной теории, обосновывает эту концепцию через следующие аргументы:

  • Счетная палата выступает от имени государства, обладает собственными государственно-властными полномочиями», в том числе «значимыми бюджетными полномочиями», которые основаны на законе и обеспечены соответствующими мерами государственного принуждения.

  • ее деятельность не может быть прекращена Федеральным Собранием либо приостановлена им без изменения самой Конституции Российской Федерации.

  • досрочный роспуск Государственной Думы также не является основанием для приостановления деятельности Счетной палаты.

В этой связи С.М. Шахрай приходит к выводу: «Счетная палата Российской Федерации является органом государственной власти с особым статусом, непосредственно не входящим ни в одну из трех властей (законодательную, исполнительную и судебную).5

Данная позиция представляется наиболее обоснованной и соответствующей действующему законодательству, а также согласуется с общепризнанными положениями теории и практики конституционного права.

Сторонники третьей теории, в частности В.Е. Чиркин, предлагают Счетные палаты (наряду с прокуратурой, омбудсменами (уполномоченными по правам человека) относить к особой, контрольной ветви власти.6

Четвертая позиция ученых заключается в предложении выделить Счетную палату в самостоятельную ветвь власти, так как принцип разделения государственной власти на ветви является, по их мнению, устаревшим.7

Пятая теория предполагает сближение Счетной палаты РФ с президентской властью и трансформацию ее в самостоятельную контрольную ветвь власти.8

Анализируя указанные научные взгляды, а также положения законодательства, необходимо сделать вывод о том, что Счетная палата Российской Федерации, являясь органом, подотчетным Федеральному Собранию РФ и формируемым Федеральным Собранием РФ и Президентом РФ, в своей деятельности независима и самостоятельна. Отнесение Счетной палаты РФ к той или иной ветви государственной власти идет вразрез с основными принципами конституционного права, создает угрозу нарушения принципа законности, а также исключает независимость исследуемого органа в процессе реализации своих задач и функций. Именно поэтому необходимо рассматривать Счетную палату Российской Федерации как самостоятельный орган, осуществляющий финансовый контроль, без отнесения к той или иной ветви государственной власти.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// СПС «Гарант». base.garant.ru. 2014г.

  2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" в редакции от 7 мая 2013 г.СПС«Гарант». base.garant.ru.2014г.

  3. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Органы государственной власти современной России: Учебное пособие. — М., 2004. С. 270.

  4. Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право России. — М.: ОЛМА. Медиа Групп, 2010. С. 580.

  5. Чиркин В.Е. Государствоведение. — М., 2002. С. 358–374.

  6. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. — М.: НОРМА, 2008. С. 114.

  7. Автономов А.С. Парламентский контроль // В кн.: Парламентское право России / Под ред. проф. Т.Я. Хабросовой. — М.: Юристъ, 2003. С. 346.

1 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" в редакции от 7 мая 2013 г. Статья 2. base.garant.ru

2 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" в редакции от 7 мая 2013 г. Статья 13. base.garant.ru

3 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" в редакции от 7 мая 2013 г.Глава 2. base.garant.ru

4 Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Органы государственной власти современной России: Учебное пособие. — М., 2004. С. 270.

5 Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право России. — М.: ОЛМА. Медиа Групп, 2010. С. 580.

6 Чиркин В.Е. Государствоведение. — М., 2002. С. 358–374.

7 Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. — М.: НОРМА, 2008. С. 114.

8 Автономов А.С. Парламентский контроль // В кн.: Парламентское право России / Под ред. проф. Т.Я. Хабросовой. — М.: Юристъ, 2003. С. 346.

Просмотров работы: 6982