МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Давыдкин И.Ю. 1, Ануфриев В.М. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Данная тема актуальна для нынешнего времени. Поскольку история показывает, что потребовались сотни лет, прежде чем сформировались механизмы, защищающие гражданское население от всей грязи войны войны. В древности на неприятеля смотрели как на бесправное животное, которое можно было использовать как угодно и делать с этим животным что угодно. Гражданское население не было ограждено от насилия. Почти во все правители и завоеватели считали, все подданные вражеского государства считаются врагами, и побежденные подчиняются произволу победителя.

Чтобы понять всю серьезность данной темы нужно знать определение вооруженного конфликта, статистику конфликтов и проблему механизмов помощи мирным гражданам.

Что такое вооруженный конфликт - вооружённое противоборство между государствами или социальными слоями внутри государств с целью разрешение каких-либо социальных конфликтов через применение военной силы.

Давайте посмотрим что дает нам история. В истории насчитано 3400 лет и только 250 лет общего мира. В это время мирных граждан погибает гораздо больше чем воюющих. Точных статистик никогда нет – а человеческая жизнь хоть и стала одной из главных ценностей нового мира, она все ровно подвергнута агрессиям и уничтожению.

Примерами ужасов вооруженных конфликтов в наши дни служат – вечный и не утихающий Палестино-израильский конфликт, Конфликт в Киву и нынешний сильно нашумевший вооружённый конфликт на востоке Украины. Все конфликты служат какой то цели, но при этом не сильно учитывается положение граждан этих государств .Например Вооружённый конфликт на востоке Украины уже насчитывает не малую статистику с учетом населения Украины - По данным ООН на 29 октября, на востоке Украины убиты по меньшей мере 4035 человек и 9336 ранены и из всей суммы только 3600 военных. В Киву - Конго было убито 5. 4 млн. человек, примерно 45, 000 человек продолжают умирать каждый месяц, дети составляют почти половину всех смертей и, что примечательно очень многие умирают в следствии болезней и недоедания, что также является прямым последствием конфликта.

Неприкосновенность мирного населения была закреплена только в 1907 году Гаагской конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны.

Более 40 лет Гаагская конвенция оставалась единственным договорным источником международного права, относящимся к защите гражданского населения, так как содержала ряд положений, разграничивающих во время вооруженных конфликтов армию и гражданское население, устанавливающих иммунитет граждан от зверств войны, и определяющих правовой режим военной оккупации.

Самые страшные преступления и зверства нам показала фашиская Германия во второй мировой войне, что обусловило для всех государств необходимость создания более универсальных норм для защиты прав граждан государств. Не случайно IV Конвенция регулирует исключительно вопросы защиты гражданского населения в период войны.

Но войны не когда не прекращаются, методы войны становятся более изощрённые, использование мирного населения и агитация среди мирного населения в вооруженных конфликтах стало более мощным, мирные жители подвергаются террору и запугиванию.

Так что в дипломатической конференции в 1977 году были разработаны приняты два дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 года, которые, в частности, значительно усовершенствовали методы защиты гражданского населения.

Предусмотренная международными нормами обязанность воюющих сторон проводить различие между теми, кто непосредственно участвует в вооруженном конфликте, и теми, кто такого участия не принимает. Однако закрепление такого положения само по себе еще недостаточно для правового обеспечения эффективной защиты гражданского населения.

Достаточно узкое определение таких понятий содержится в IV Конвенции, под защитой которой состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае вооруженного конфликта или оккупации. Однако документ содержит ряд исключений о предоставлении конвенционной защиты. Защита не предоставляется:

  1. гражданам государств, не имеющих связи с положениями данной Конвенции;

  2. гражданам какого-либо нейтрального государства и любого другого воюющего государства до тех пор, пока государство, гражданами которого они являются, имеет дипломатические отношения с государством, во власти которого они находятся;

  3. лицам, состоящим под защитой I, II и III конвенций 1949 года- раненым, больным, Потерпевшим кораблекрушение, Воюющим, и военнопленным.

Таким образом, сфера применения IV Конвенции ограничена предоставлением защиты тем лицам, которые не являются гражданами того государства в котором происходит конфликт.

Такой весьма узкий подход существовал до 1977 года. Дополнительный Протокол I к конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, закрепил несколько дополнительных положений.

ч. 1 ст. 50 Протокола I «гражданским лицом является любое лицо, не входящее в личный состав вооруженных сил, ополчений и добровольческих отрядов, стихийно сформировавшихся в вооруженные группы для борьбы с вторгающимися вражескими войсками». В этом качестве такие лица находятся под защитой международного права. Нарушившие этот запрет должны иметь в виду, что они лишаются защиты и что против них будет применены санкции.

Но в протоколе I ничего не говорится о незаконных вооруженных организациях в период внутренних вооруженных конфликтов. Так что таких лиц, противостоящих законной власти, нельзя отнести к гражданским лицам но и нельзя отнести к военным.

Протокол I не содержит определения гражданского населения, но оно состоит из тех, кто является гражданскими лицами. Особо отмечается, что присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских, не лишает это население его гражданского характера. Из этого положения вытекает, что гражданское население может быть лишено права на защиту только в тех случаях, если среди него находятся члены вооруженных отрядов, боевых вооруженных подразделений.

Международное право предоставляет гражданским лицам разные уровни защиты и определенные режимы безопаcности, обеспечивает общую, и специальную правовую защиту от последствий военных действий. Общая защита предоставляется всему гражданскому населению независимо от чего либо.

Если говорить о предоставлении специальной защиты, ее предоставление связано с повышенной беззащитностью определенных категорий людей в условиях вооруженных конфликтов, то есть эта защита играет ролью оказания помощи гражданскому населению и обеспечении его выживания в ходе боевых действий.

Что относятся к детям , для их защиты установлено несколько статей.

Общая защита детей полностью совпадает с общей защитой для всех остальных лиц. Дети не должны быть объектом нападения. При всех обстоятельствах военным запрещается:

  1. Насилие, угрозы и терроризм;

  2. Нападение да гражданских и репрессии;

  3. Использование граждан для диверсионных работ и охраны территории.

IV Конвенция и два дополнительных протокола 1977 года к конвенция 1949 года устанавливают цель исполнения принципов гуманности в обращения с людьми, что включает уважение к жизни, чести, физическую и психическую неприкосновенность, запрещение пыток, т. д. Тем более, дети являясь частью гражданского населения подпадают под защиту норм международного права, относящихся к войне и вооруженным конфликтам.

Но особая защита детей в период вооруженных конфликтов являет отличия по сравнению особой защиты предоставляемыми другим лицам. Хоть IV Конвенция содержит многочисленные положения о защите детей, принципы защиты детей четко не закреплены. Эту проблему устранили протоколом I, где говорится, что дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита от любого рода посягательств. На стороны, находящиеся в конфликте, возлагается обязанность обеспечения детям защиты и помощи, которые требуются с учетом возраста и их беззащитности.

Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года провозглашается, что семья является единственной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года (статьи 23 и 24) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (статья 10) закрепляют нормы, регулирующие особую защиту ребенка. Положения указанных документов детализированы в конвенциях 1949 года и дополнительных протоколах к ним.

IV Конвенция содержит нормы, по которыми интернированные (задержанные) члены одной семьи должны находиться в одном помещении, отдельно от других интернированных(задержаных). Им обязаны предоставить необходимые условия для обеспечения обычной семейной жизни. Так же интернированные имеют право потребовать, чтобы их дети, оставшиеся без родительского попечения, были интернированы вместе с ними. Но это правило ограничевается, к примеру, из-за заболевания родителей или детей, исполнения решения судебных органов, но эти ограничения обязаны быть в соответствии с национальным законодательством и могут быть обжалованы заинтересованными сторонами в судебном порядке. Протоколы I и II возлагают и устанавливают обязанность воюющих сторон способствовать воссоединению семей.

Значительная правовая защита предоставляется матери и ребенку, закреплено это в Протоколе I (ст. 76): женщины пользуются особыми положениями, им обеспечивается защита от различного рода посягательств (например, понуждения к проституции). Дела арестованных, задержанных или интернированных матерей малолетних детей, беременных женщин рассматриваются в первом порядке. Смертный приговор к выше сказанным не применяется.

Одно из главных мест в международном праве занимают вопросы о соблюдении прав ребенка при временной эвакуации в период вооруженного конфликта. Эвакуация должна осуществляться по вем критериям требованиям, закрепленных в ст. 78 Протокола I. Временная эвакуация осуществляется только по крайним причинам, которые связаны с состоянием здоровья или лечением детей, а также по соображениям безопасности. Безопасность ребенка во время вооруженного конфликта являет из себя – защиту от внешних и внутренних угроз войны и вооруженных конфликтов. Когда защита детей не может быть реализовано, решается вопрос об их временной эвакуации. На эвакуацию требуется письменное согласие родителей или представителей ребенка. Если родителей или представителей не могут найти, то требуется письменное согласие на эвакуацию от лиц, которые по закону или обычаю несут основную ответственность за попечение детей (ими могут быть главные врачи больниц, санаториев, директора интернатов, заведующие детскими садами и т.д.). Эта эвакуация проводится под наблюдением покровительствующей державы по согласованию с заинтересованными сторонами. Сроки временной эвакуации не закреплены, но по смыслу рассматриваемой статьи временная эвакуация должна заканчиваться после завершения боевых действий и восстановления конституционного порядка. В целях ликвидации разных конфликтов, которые могут возникнуть в период эвакуации детей, нахождения их на территории другого государства, возвращения домой, эти вопросы заинтересованным сторонам требуется урегулировать нормативно, создать специальные органы, ответственные за эвакуацию и возвращение детей, нормативно определить их права, обязанности, ответственность в этой сфере деятельности. В случае вооруженных конфликтов немеждународного характера Протокол II предусматривает эвакуацию детей из района военных действий в более безопасный район внутри страны. Такая работа всегда связана с решением целого ряда административных и организационных задач. Главный вопрос любой войны часто становится участие детей в боевых действиях, ведь не допустить это почти не возможно. Критерий возраста для вербовки закреплен в двух дополнительных протоколах, которые гласят что не достигшие 15-летнего возраста, не подлежат вербовке.

То есть дополнительные протоколы установили абсолютный запрет на участие в военных действиях детей, не достигших 15 лет.

Во время формирований подразделений из лиц в возрасте от 15 до 18 лет Протокол I определяет государства в первую очередь на внимание к лицам старшего возраста. Но если этот запрет был нарушен (п. 2 ст. 77 Протокола I), то дети не достигшие 15 лет, зачисленные в вооруженные силы, будут рассматриваться как комбатанты и при захвате в плен имеют статус военнопленных. Но при выявлении их в плену не достигшие 15 лет пользуются особой защитой.

Заключение

Условия напряжения между государствами, нужда в ресурсах и тому подобное, это одни из условий вооруженных конфликтов, но в этих конфликтах страдают по мимо военных еще и граждане, дети, женщины , мужчины, все возроста, а условия и тактика войн постоянно эволюционируют. Все это заставляет людей создавать новые права для защиты мирных граждан, и создавать условия гуманитарной помощи на международном уровне.

Обеспечение защиты гражданского населения в Трудных условиях вооруженных конфликтов требует дальнейшего прогрессирования объема международно-правовой защиты, применения всех основных международно-правовых норм, указывающих конкретное содержание принципа защиты гражданского населения.

Главным гарантом защиты гражданского населения и уменьшения сокрушительных последствий вооруженных конфликтов являются достижения в запрете на использование всех средств массового уничтожения, поскольку такие средства войны могут больше всего нанести урон для гражданского населения во время вооруженного конфликта, и это положение дает право граждан на жизнь.

Также в международной правовой и физичиской защите Граждан, должен служить и служат такой принцип как – Человеческая жизнь важнее всего и нет ни чего важнее.

Литература:

1. Правовое регулирование вооруженных конфликтов и его роль в

обеспечении безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]

http://lawtheses.com

2. Комиссия по правам человека при Президенте Российской

Федерации [Электронный ресурс]

http://lawdiss.org.ua

3.Международные акты о правах человека. [Электронный ресурс]

http://podelise.ru

4.Международно-правовые вопросы защиты прав ребенка[Электронный ресурс]

http://referati.info

5.Ответы к экзамену по МГП [Электронный ресурс]

http://durov.com

6. Дудина Елена Александровна_Право и личность [Электронный ресурс]

http://pravo.vuzlib.org

Просмотров работы: 2946