ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Варавин Ю.С. 1, Налчаджи Т.А. 1
1Институт Делового Администрирования, Маркетинга и Туризма, Кабардино-Балкарский Государственный Университет им. Х.М. Бербекова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ориентация на мировые стандарты образования, повышение качества, актуальности и практической востребованности образовательных продуктов и услуг становится обязательным элементом конкурентоспособности вузов, передовые технологии внедряются в процесс обучения, учебные планы и стандарты ориентируются на требования рынка труда к уровню компетентности специалистов. В процессе разработки стратегии развития вуза учитываются разносторонние потребности потребителей, возможности и мотивация персонала вуза, что способствует активному внедрению инструментов маркетинга в деятельность вузов.

Инновационная деятельность вузов органично связана с государственной политикой в области образования, с инновациями в экономическом развитии страны, региональными особенностями, образовательным сообществом, с фундаментальной и отраслевой наукой и хозяйствующими субъектами. Последние являются основными заказчиками и потребителями результатов инновационной деятельности вузов. В вузе следует различать внешнюю и внутреннюю инновационную политику. Внешняя инновационная политика – это общая линия поведения вуза (организации) на рынке, определяющая приоритетные инновационные проекты и ведущая к повышению уровня его развития. Внутренняя инновационная политика является руководством по поведению персонала, нацеленного на инновационный тип развития вуза (организации).

Основой формирования инновационной политики вуза в осуществлении реструктуризации высшего образования является подход, направленный на сохранение лучших традиций отечественного образования в соединении с селекцией опыта ведущих отечественных вузов.

При формировании инновационной политики вуза, направленной на подготовку высококвалифицированных специалистов, необходимо усиление интеграционных процессов науки и образования. Эта интеграция обеспечивает повышение качества образования и подготовки специалистов, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологий, привлечение талантливой молодежи в науку и образование, вовлечение крупных ученых в образовательную деятельность, упрочнение взаимосвязей с бизнесом, активизирующих процессы коммерциализации результатов научных исследований, вхождение новых и высоких технологий в реальный сектор экономики.

При переходе к двухуровневой системе высшего образования инновационная политика вуза должна быть направлена прежде всего не на стандартизацию уровня знании, а на создание механизма оценки уровня профессиональной подготовки, т.е. на качество подготовки специалиста. Таким образом, повышение качества высшего образования на современном этапе развития образования должно быть основано на активизации инновационных процессов в образовательных технологиях, усилении интеграции образования, науки и практики.

Это, в свою очередь, невозможно сделать без внедрения новых организационно-управленческих форм, а именно без формирования на базе крупных университетов научно-образовательных комплексов.

Новая модель развития вуза должна опираться на новые принципы подготовки инновационно-ориентированного специалиста, в основе которого лежит обеспечение органического единства образования, науки и производства, как базы модернизации самой личности.

Основываясь на достижении философии взаимодействия, новые принципы осуществления подготовки инновационно-ориентированного специалиста призваны обеспечить переход к формированию новейшей практики учебно-развивающего взаимодействия, к реализации требования единства всех сторон образовательного процесса. Они реализуются не в борьбе, а в тесном взаимодействии, стирающим грани между обучением, исследовательским процессом и производственной деятельностью. Переход научных знаний в образовательный процесс, тесная увязка образовательного процесса с практическими нуждами производства, превращение производства в базу внедрения инновационных знаний, и, вызывает к жизни необходимость интеграции учебного процесса, его совмещение с научными исследованиями, формирование на базе современных исследовательских университетов, инновационно-образовательных комплексов.

Эти новые принципы заключаются в следующем:

1. Участники образовательного процесса вступают во взаимодействие на основе равноправных отношений с целью взаимного модернизационного развития и обогащения, участвуя в постоянной смене ролей от исследователя к практику, от ученика к учителю, от руководителя к подчиненному.

2. Смыслом образовательного процесса должно стать не изучение знаний, а изучение комплекса инструментов для практического решения реальных задач модернизации экономики.

3. Основным стимулом к вхождению в образовательный процесс должно стать желание внести личный вклад в модернизацию общества, переводе его на инновационный путь развития. Сознательный выбор саморазвития должен стать основой для интеграции личностных и общественных интересов, в целях динамики общественного прогресса.

4. Оценкой эффективности обучения должен стать конкретный результат применения знаний на практике – внедрение эффективных инноваций, получаемый человеком и его окружением, а в глобальном аспекте – позитивное влияние человека на процесс модернизации всей общественной системы, измеряемое количеством произведенных материальных и духовных благ, уровнем благосостояния личности и всего общества.

5. Переход от формализованности обучающих структур к их практической направленности. Превращение их в саморазвивающиеся, взаимоперетекающие структуры, со сменяющимся профилем и направленностью под воздействием факторов модернизационной потребности общественного развития. Это предполагает их связь с научными школами, современными инновационными технологиями и методиками обучения. Это, в свою очередь, и обуславливает инновационный путь развития современного образования и всего общества.

6. Принятие необходимости непрерывности и безокончательности обучения и саморазвития, через развитие научно-образовательных инновационных комплексов, обеспечивающих создание единого интеллектуального пространства в сфере научно-образовательных услуг.

7. Характер гуманистической направленности образования должен вытекать из признания ценности отдельно взятого индивида только в связи с его устойчивым единством с процессом модернизации всей социально-экономической системы.

8. Ориентация на комплексный характер образовательного процесса. Это предполагает работу с максимально возможным спектром знаний и навыков, накопленных обществом в сочетании с личностными качествами участников образовательного процесса.

Однако, реализация подобной модели вне университетского комплекса и, в частности, без взаимодействия со средней и начальной школой, дошкольным воспитанием, затруднена. В высшей школе необходимость подобного взаимодействия проявляются уже сейчас, и этому способствует нацеленность вуза на формирование учебно-инновационного комплекса.

Университет инновационного типа в современных условиях должен обеспечивать:

  • единство образовательной, научной и инновационной сторон деятельности университета, обеспечивающие его устойчивое развитие;

  • наличие многоуровневой инновационной инфраструктуры включающей кафедры (НИЧ), структурные подразделения (типа КБ, НИИ), технопарк, бизнес-инкубатор, ИТЦ и т.п. ориентированной на эффективный процесс передачи новых научных знаний через разработку в сферу производства наукоемкой продукции;

  • интеграцию научно-технической, учебной и инновационной деятельности в среду профильных предприятий города и региона на основе долгосрочных договорных отношений;

  • предоставление широкого спектра возможностей получения образования, в том числе через систему скооперированных с университетом школ, центров довузовской подготовки и колледжей;

  • создание условий для выращивания в образовательно-научной среде производственных коллективов, способных к созданию малых предприятий обеспечивающих тиражирование, маркетинг и техническое сопровождение наукоемкой продукции на рынок, в основном, через механизм участия студентов в исследованиях и разработках.

Для многих российских университетов сегодня очень острой стала проблема управляемости, обусловленная чаще всего неконтролируемым ростом вузов, как по численности контингента, так и лицензируемым специальностям. Ряд университетов в свое время активно занялся освоением территорий, открывая филиалы и представительства, не все из которых в дальнейшем оказались жизнеспособными как в плане обеспеченности контингентом студентов, так и возможностей самого университета.

Многие вузы, особенно технические университеты, в период падения интереса к своим традиционным направлениям подготовки специалистов, диверсифицировали свою деятельность и существенно изменили свой продуктовый портфель. Однако сегодня, когда основные ниши уже заполнены и конъюнктура существенно модифицировалась в направлении специальностей реального сектора экономики, необходимо прояснение концепции инновационного развития вуза, анализ его конкурентных преимуществ и определение той стратегии, которая обеспечит устойчивость развития, будь то стратегия диверсификации, углубления специализации или какая-то иная. Концентрированное представление о реализации стратегического плана может быть представлено в виде этапов и результатов (таблица 1).

Таблица 1 – Этапы реализации стратегии инновационного развития образовательного учреждения

Этапы реализации стратегии

Результаты

1.Концентрация ресурсов в стратегически важных направлениях деятельности

1. Анализ финансов и выделение ресурсов на реализацию стратегии.

2. Регулирование экономики организации на основе рычагов и стимулов.

3. Стабильный экономический рост в выбранных сегментах рынка.

4. Мотивация персонала образовательного учреждения.

5. Увязывание системы стимулирования с достижением стратегических целей.

6. Анализ реализации стратегического плана

2.Создание жизнеспособной системы управления образовательными учреждениями

1. Формирование стратегического видения высшего руководства.

2. Реализация новой структуры управления организацией.

3. Разработка и реализация новых регламентов управления.

4. Реализация главных достоинств на основе конкурентных преимуществ организации.

5. Отбор лидеров и формирование эффективной команды на ключевых позициях.

6. Формирование корпоративной культуры управления.

7. Адаптация системы управления к изменениям внешней и внутренней среды

3.Достижение стратегических ориентиров на основе поставленных целей и критериев управления

1. Учебный центр.

2. Методический центр.

3. Научный центр.

4. Культурный центр.

5. Деловой центр.

6. Центр инноваций и технологий.

7. Маркетинговый центр

Управление изменениями в организации является важнейшим условием для реализации выбранной стратегии. Без стратегических изменений даже самая обоснованная стратегия может оказаться неэффективной. Необходимость и характер стратегических изменений зависят от способности организации эффективно работать в новых условиях, которые определяются состоянием отрасли, рынка, организации, услуг.

Осмысленный и обоснованный выбор стратегии требует выделения критериев ее эффективности. Так, в качестве критериев эффективной стратегии вуза выделяются :

– соответствие целям развития;

– содействие наращиванию потенциала вуза;

– достижение баланса стратегических интересов вуза и его подразделений;

– улучшение социально-психологического климата в коллективе;

– обеспечение качества образования;

– поддержание позитивного имиджа учреждения;

– укрепление социального партнерства и гармонизация интересов групп влияния.[2]

Реализация стратегии инновационного развития вуза затрагивает следующие важные элементы менеджмента:

  1. Философия вуза, объясняющая причину его существования, общественный статус, характер взаимоотношений с внешней средой и сотрудниками.

  2. Ценности и мораль, которыми руководствуются администрация вуза и большинство сотрудников при принятии управленческих решений. Ценности предопределяют характер целей, которые ставят перед собой руководители организации, и их реакцию на изменения, в том числе в экстремальных ситуациях.

3. Нормы и правила поведения, которых придерживается университет во взаимоотношениях с окружением и сотрудниками. Разделяемые всеми сотрудниками, эти нормы позволяют организации постоянно добиваться целей, а определенный характер взаимоотношений внутри организации формирует ее морально-психологический климат, от которого зависит, какого типа сотрудники будут работать в ней.

  1. Ожидания предстоящих изменений, результатов деятельности университетского комплекса в целом. Ожидания затрагивают интересы как отдельных сотрудников, так и различных групп.

  2. Процедуры, регламенты и ритуалы, которые связаны с приемом на работу и увольнением, продвижением по службе, обменом служебной информацией, поощрением и объявлением взысканий, проведением определенных церемоний в организации.

Таким образом, проведение изменений затрагивает совокупность господствующих в образовательном учреждении ценностных установок, норм и правил поведения, традиций и образа мышления, определяющих смысл и характер поведения профессорско-преподавательского состава и сотрудников образовательного учреждения, независимо от занимаемого ими места в иерархической структуре.

Важную роль в управлении изменениями играет апробация новых образовательных и управленческих технологий и внедрение их в образовательный процесс вуза. Индустриализация образовательного производства определяет целесообразность взгляда на образовательную деятельность как совокупность бизнес-процессов, а системный подход к управлению изменениями предполагает их реинжиниринг в учебном заведении.

Зачастую усилия вузов направляются на выполнение отдельных стратегических программ. Этот подход основывается на стремлении достижения реальных и посильных целей, пошагового движения вуза в одном из приоритетных направлений. В структуру стратегического планирования в вузе необходимо внести следующие задачи:

  • содействие укреплению институтов включения вузовского сообщества в принятие стратегических решений в университетах;

  • содействие комплексному развитию университетов, укрепление их экономики;

  • мобилизация внутренних интеллектуальных, материально-технических, творческих ресурсов развития вузов;

  • укрепление взаимодействия между вузами на региональном и межрегиональном уровнях;

  • создание механизмов привлечения внешних финансовых, материальных и гуманитарных ресурсов для развития высшего образования посредством формирования привлекательного имиджа вузов и благоприятного инвестиционного климата для бизнес-окружения.

Базовая схема стратегического планирования высшего учебного заведения изображена на рисунке 1.

Рисунок 6 – Схема стратегического планирования в вузе

Источник :[1]

За каждым из блоков стоят конкретные наборы работ, которые должны быть выполнены. Однако стандартная схема будет неполной и недостоверной, если не известно, кто и в чьих интересах будет заниматься этой деятельностью. Невозможно определить полный состав участников процесса стратегического планирования в вузе, однако в него обязательно должны входить:

  • руководство вуза, представители вузовского сообщества;

  • организаторы выражения интересов, ориентации и потребностей граждан и работодателей;

  • независимые консультанты, эксперты, аналитики;

  • работодатели;

  • граждане (родители, абитуриенты, студенты);

  • субъекты вузовской деятельности: учебной, научной, деловой, хозяйственной, общественной;

  • специалисты, обеспечивающие методическую поддержку процесса разработки программ, проектов и планов;

  • администрация вуза и его бизнес-окружение;

  • консультанты и эксперты, привлекаемые к реализации программ, проектов и планов.

Для каждой из перечисленных приоритетных сфер деятельности вуза должна разрабатываться комплексная программа, содержащая стратегические приоритеты и концепции развития по соответствующему направлению деятельности. Стратегические приоритеты развития включают наиболее важные, глобальные показатели, определяемые настоящим состоянием, необходимостью и возможностью перехода на более высокий уровень развития.

Для разрешения проблемных ситуаций по отдельным аспектам вузовской деятельности формируются целевые направления развития, обеспечивающие реализацию комплексных программ по основным направлениям. Целевые направления развития, актуальные для университета в данный период, можно сформулировать следующим образом:

– международное сотрудничество;

– внедрение новых информационных технологий;

– повышение кадрового потенциала;

– система управления университета;

– материально-техническая база;

– производственно-хозяйственная деятельность;

– социальная сфера и мониторинг здоровья студентов и сотрудников.

Концепции развития являются основой формирования комплексных и целевых программ развития и позволяют осуществить программирование набора мероприятий системной деятельности, обеспечивающих достижение поставленных целей в определенный период.

Рыночная экономика радикально изменила условия функционирования технических университетов, вызывая необходимость перестройки структуры, менеджмента и появления новых направлений деятельности. Для эффективного развития современного вуза обязательным является долгосрочное планирование достижений стратегической цели (миссии). Миссию вуза следует определять как создание образовательного учреждения инновационного типа. Функционально университет инновационного типа должен обеспечивать:

– инновационную направленность в образовательной и научной деятельности;

– единство образовательной, научной и инновационной деятельности, обеспечивающее его устойчивое развитие;

– наличие многоуровневой инновационной инфраструктуры (инфраструктуры инкубации инноваций – НИЧ, НИИ, КБ, технопарк, инновационно-технологический центр и т.д.);

– устойчивые корпоративные связи в сфере инновационной деятельности с ведущими региональными университетами и крупными профильными промышленными объединениями;

– подготовку команд менеджеров по инновационной деятельности для решения, в первую очередь, проблемы эффективного управления таким университетом.

Поэтому обеспечение приоритетности научно-инновационной деятельности университета невозможно без создания в рамках университетского комплекса структуры для эффективного воспроизводства конкурентоспособной научно-технической продукции и разработки механизмов финансирования инновационной деятельности. Для этого необходимо: совершенствование внутренней нормативной базы университетского инновационного комплекса по инновационной деятельности; совершенствование инновационной структуры ; создание технологической базы воспроизводства инноваций (технологический модуль); создание механизма финансирования инновационной деятельности.

Литература:

  1. Балобанов А.Е., Клюев А.К. Стратегическое планирование развития университета // Университетское управление: практика и анализ, 2002. – № 2(21). – С. 19-27.

  2. Высшее образование в современных условиях // Матер, всерос. науч.-метод. конф. Санкт-Петербург. Ч. 1, 2. - СПб.: Изд-во С-Пб государственного университета, 2011.

  3. Голик Н.И., Чернов С.А. Интеллектуальный продукт как фактор формирования новых сегментов рынка высших технологий. // Известия вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки. - Ростов-на-Дону, 2010. № 3. -С. 7-14.

  4. Гурфова Р.В., Аликаева М.В., Налчаджи Т.А. Тенденции развития образования в условиях модернизации (на материалах СКФО) // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 12 (часть1). – c. 20- 24.

  5. Радченко М.В. Пути активизации инновационной деятельности вузов // Ломоносов-2008: Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, МГУ им. М.В. Ломоносова, 12-13 апреля 2008 г. Сборник тезисов. Том II / Гл. ред. В.Л. Сидоренко. - М.: Издательство МГУ, 2008. - 336с. 740с.

Просмотров работы: 1890