РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Хочу отметить, что данный сектор, экономики во-первых создает необходимую атмосферу конкуренции и способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ. Что, во-первых обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Развитие малого бизнеса в Казахстане.

Развитие малого и среднего бизнеса - основа экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики. Именно благодаря этому, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране в 1990-е годы, число субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно росло.

На сегодняшний день в стране зарегистрировано почти 840 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Доля этого сектора в ВВП страны составляет около 30%.

Казахстанский бизнес – это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997 год, когда был принят Указ Президента страны от 07.07.1997 г. № 3589 «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан». С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе.

В последние годы малое предпринимательство в Казахстане стало явлением динамичным. За 2007—2011 годы количество активных субъектов малого предпринимательства по сравнению с 2007г. увеличилось на 4,1% и по итогам первого полугодия 2011 года составило более 669,7 тыс.

Выпуск продукции субъектами малого предпринимательства вырос на 12,2% и составил 1136,3 млрд тенге. Наиболее заметное улучшение показателей развития предпринимательства отмечается в городах Астана и Алматы, в Западно-Казахстанской и Алматинской областях. Доля МСП в ВВП страны за 2009 год составила 20,4% и за 2010 год - 20,2%.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, на 1 ноября 2011 года наблюдается рост индикаторов, характеризующих состояние малого и среднего бизнеса в Казахстане, таких как число активно действующих субъектов и выпуск продукции (товаров и услуг).За указанный период число зарегистрированных субъектов МСП составило 1,243 млн, в том числе - 227263 юридического лица (18,3% общего количества), 825550 - индивидуальных предпринимателей (66,4%) и 190472 крестьянских (фермерских) хозяйства (15,3%).

Правительство намерено внести изменения в Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» (п.5 ст.19) касательно исключения пункта о запрете финансирования торгово-посреднических операций. Работа по обеспечению субъектов МСБ в регионах доступными кредитными средствами продолжается.

По результатам опроса для успешного развития малого и среднего бизнеса необходимо:

  • изменить правила регистрации, лицензирования, сертификации и т. д. (75,0% респондентов);

  • улучшение система налогообложения предпринимателей (62,5%);

  • совершенствование финансово-кредитной регуляции (56,3%);

  • упрощение отчетности и бухучета (25,0%)

  • обеспечение безопасности бизнеса (25,0%)

  • улучшение информационного обеспечения граждан, работающих в этой сфере (25%);

  • совершенствование лизингового обслуживания заявили (6,3%).

В Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» Главой государства Н. А. Назарбаевым перед Правительством была поставлена следующая задача: государственные холдинги, играя важную роль в диверсификации экономики, должны вовлекать в этот процесс, стимулировать и поддерживать казахстанский малый и средний бизнес. Казахстан перенимает успешный опыт развитых стран, ведь совершенствование механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса находится в постоянном центре внимания Правительства страны.

Мировая практика убедительно свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малое и среднее предпринимательство оказывает серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и услуг субъекты малого и среднего предпринимательства в отдельных областях играют ведущую роль. Поэтому проблема государственной поддержки малых и средних предприятий в настоящее время является наиболее актуальной.

При этом очень важную роль играет кредитная поддержка малого и среднего бизнеса. Не секрет, что практически каждому, кто решил заняться предпринимательской деятельностью, приходится сталкиваться с финансовыми проблемами. Банки дают кредиты только под залог имущества. А что может заложить начинающий предприниматель, если у него ни основных, ни оборотных средств еще нет? Эту проблему следует решать на федеральном уровне. Но отчасти ее можно было бы снять, создавая общества взаимного кредитования малых предприятий, где будут аккумулироваться отчисления от доходов всех участников.

Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция).

Институты развития, оказывающие финансовую поддержку малым и средним предприятиям.

АО «Инвестиционный фонд Казахстана» осуществляет финансовую поддержку путем инвестирования в уставный капитал предприятий, производящих углубленную переработку сырья и материалов, с использованием современных и передовых технологий.

АО «ФРП «Даму» содействует качественному развитию малого и среднего бизнеса, а также микрофинансовых организаций Казахстана в роли интегратора и оператора предоставления финансовых, консалтинговых услуг.

Фондом «Даму» была полностью сформирована филиальная сеть. Теперь предприниматели могут получить поддержку не только в городах областного значения, но и в сельской местности. С 2002 года Фонд «Даму» начал кредитование малого бизнеса из собственных средств со сроком кредитования до 5 лет под 12% годовых, с июня 2004г. процентная ставка была снижена до 10% годовых. Финансирование кредитов субъектов малого предпринимательства (СМП) осуществляется в этот период через банки второго уровня и напрямую из собственных средств.

Основная задача АО «Kazyna Capital Management)) - финансовая поддержка путем участия в акционерном капитале отечественных и зарубежных инвестиционных фондов и проектных компаний.

АО «Аграрная кредитная корпорация» было создано для кредитования сельхозтоваропроизводителей через сети кредитных товариществ.

АО «КазАгроФинанс» обеспечивает доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к финансовым средствам, а также сельскохозяйственной технике и технологическому оборудованию на лизинговой основе. Осуществляется финансирование инвестиционных проектов.

АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» осуществляет деятельность по микрокредитованию сельского населения и субъектов малого предпринимательства на селе, развитию финансовой инфраструктуры на селе через поддержку микрокредитных организаций. Региональная сеть Фонда представлена 14 подразделениями, которые расположены в городах областного значения по всему Казахстану

Также важную роль в развитии малого бизнеса имеет государственная политика по поддержке малого предпринимательства. Концепция базируется на признании предпринимательской способности населения как важнейшего ресурса социально-экономического развития области и, соответственно, изменении приоритетов экономической политики исполнительных органов государственной власти области на всемерную поддержку хозяйственной самостоятельности граждан и инновационной энергии предпринимателей. В Концепции для достижения целей и решения поставленных задач, предусмотрен комплекс организационных, институциональных, нормативных, финансовых и имущественных мер и механизмов по государственной поддержке малого предпринимательства.

Малый и средний бизнес в Казахстане: проблемы и направления развития

Мораторий на проверки для малого и среднего бизнеса до 1 января 2015 года должны поддержать МСБ в условиях девальвации, но эксперты называют эти меры скорее имиджевыми, чем реальным механизмом поддержки предпринимательства.

С 2 апреля 2014 года до 1 января 2015 года объявлен мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса. Об этом объявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Кардинальный пересмотр формата проведения проверок будет способствовать сокращению количества требований к предпринимателям более чем на 30 %. Предполагается законодательно закрепить добровольное страхование перед третьими лицами, как альтернативы проверкам. Также с 1 января 2015 года будет упрощена процедура ликвидации субъектов малого и среднего предпринимательства, на которую приходится почти треть всех проверок в стране.

 
 

Малый и средний бизнес в Казахстане: проблемы и направления развития

Казахстана – один из эффективных факторов, способствующих преодолению экономического кризиса. Малое предпринимательство – мобильный и результативный сектор экономики. Он реально создает значительную долю в ВВП, в нем занята большая часть экономически активного населения. Создавая рабочие места, малые субъекты рынка вносят значительный вклад в формирование конкурентоспособной, динамичной экономики, являются одним из источников повышения занятости населения и роста благосостояния.

Аксиомой является тот факт, что во всех развитых странах фундаментом рыночной экономики, без которого невозможно ее нормальное функционирование и развитие, стал малый бизнес. Рост числа субъектов малого предпринимательства имеет большое значение для развития всей экономики и повышения ее эффективности. Предпринимательство является главнейшей громадой важности политической и экономической задачей.

Малые и средние предприятия - это база экономики, в перспективе это самая устойчивая ее часть. Только с развитием малого предпринимательства возможно построение стабильно функционирующей рыночной экономики. Неоспоримой истиной считается, что малый бизнес формирует дух и среду предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Малый бизнес соответствует важнейшему принципу выживания всех промышленных предприятий: производить то, что можно продать, а не наоборот – пытаться продать то, что производит предприятие [2].

Сравнение численности малых и средних предприятий с уровнем ВВП в развитых странах выступает наглядным подтверждением той весомой роли, которую играет малое предпринимательство в экономике. По данным ООН половина населения мира занята малым бизнесом. Понятно, что значительная доля при этом приходиться на развитые государства. Малые предприятия дают от 50 до 70% (в Канаде - 90%) прироста национального продукта, следовательно, в значительной степени формируют доходную часть государственного бюджета и обеспечивают рабочими местами две трети экономически активного населения. Причем в таких странах, как Китай, Южная Корея, предприятия малого бизнеса производят не менее половины всех экспортных товаров [3].

На рисунке 1 показана доля малых предприятий в ВВП в Казахстане и экономически развитых странах мира (рисунок 1)[4]. Правительства практически всех стран принимают меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Главная задача государства помочь малым и средним предприятиям в преодолении преград при финансировании, с которыми, как правило, не сталкиваются эффективно работающие крупные предприятия.

Рисунок 1. Доля малого предпринимательства в ВВП

Одним из ключевых направлений развития национальной экономики в условиях глобализации, правительством Республики Казахстан в условиях сложившегося кризиса, является весомая государственная поддержка развития малого предпринимательства. Кроме поддержки банковского сектора, предполагается из фонда «Самрук Казына» инвестировать 1 млрд долл на поддержку и развитие малого предпринимательства, 120 млрд тенге в рамках антикризисной программы было выделено на кредитование малого предпринимательства. Процентную ставку снизили до 12,5%. Такие беспрецедентные меры правительство приняло для того, чтобы поддержать предпринимателей в условиях кризиса.

Темпы освоения выделенных средств могли быть выше, если бы финансовые институты не строили преград бизнесменам. Есть случаи, когда некоторые БВУ отказывают в кредитовании по сниженной ставке 12,5%, предлагая кредиты малому и среднему бизнесу по ставке 18% и даже выше.

Поддержка малого предпринимательства - приоритетное направление антикризисной программы. Только через фонд «Даму» уже профинансировано 441 проект на сумму 117,3 млрд тенге на развитие предпринимательства.

Характерной особенностью малого предпринимательства является ограниченность финансовых ресурсов. Капитал необходим на стадии организации и открытия дела (основной капитал), а в дальнейшем для финансирования и осуществления текущей деятельности (оборотный капитал) [1]. Одной из важнейших проблем современного бизнеса является поиск и нахождение соответствующих источников финансирования. Предпринимателю важно знать ответы на два вопроса: «Какой объем финансовых ресурсов ему необходим для начала и развития предприятия?», и «Какой источник для него более приемлем?». Поэтому кредитование объектов малого предпринимательства является одним из наиболее важных и перспективных направлений кредитной политики отечественных банков. Грамотное и продуманное кредитование является одним из главных факторов развития малого бизнеса, а значит и развития экономики государства. Кредит позволит расширить производственную деятельность, увеличить рентабельность предприятий, обеспечить рост занятости населения, решить его социальные проблемы.

Социально-экономическая роль малого и среднего предпринимательства выражается также в приверженности данных объектов к различным инновациям, применению современных технологий или оборудования и вовлечение их в создание новых совершенных экономических структур, удовлетворяющих новые потребности рынка и качественное улучшение существующих; помогают решать региональные проблемы, в частности, укрепление местных бюджетов благодаря поступлениям в них значительной части прибыли через налоги и другие виды платежей.

За 2004-2009гг. банками второго уровня сумма кредитов, выданных субъектам предпринимательства составила около свыше 429 млн тенге и 102 млн долл. При этом необходимо отметить, что с 2008г. сумма кредитов, выданных субъектам малого предпринимательства снизилась, особенно в иностранной валюте. Определяется такое положение сложившимся мировым кризисом экономики Казахстана в условиях глобализации (таблица) [4].

Таблица - Количество кредитов, выданных коммерческими банками субъектам малого предпринимательства, млн тенге

Показатель

г о д

2004

2006

2007

2008

2009

Всего

146515

98841

155262,9

147311,4

131026,1

В тенге

55465

61411

108650,9

107655,3

96369,9

краткосрочные

30664

24654,1

30642,7

30111,9

26258,3

долгосрочные

24800

74187,6

124620,2

77543,4

70111,6

В иностранной валюте

91051

37430,6

46612,0

30688,9

24112,3

краткосрочные

32384

13101

14449,7

10209,3

14063,9

долгосрочные

58667

24329,6

32162,3

20479,6

10048,4

Из таблицы видно, что за рассматриваемый период уменьшились и краткосрочные и долгосрочные займы как в тенге так и в иностранной валюте.

Трудности в получении кредитов это – одна из основных проблем малого бизнеса в Казахстане. При получении кредитов необходимо предоставление определенного залога. В большинстве случаев малые предприятия не обладают достаточным количеством ликвидного обеспечения, и банки, чтобы снизить риск своих потерь увеличивают процентные ставки или сокращают сроки кредитования. Многие коммерческие банки неохотно идут на кредитование начинающего бизнеса, вследствие большого риска и отсутствия гарантий.

Существует множество форм сотрудничества банков второго уровня и предприятий, лишь стабильность развития экономики и банковской системы позволит казахстанским предприятиям освоить все имеющиеся формы кредитов, эффективно их использовать на расширение своего производства. Очень важно предпринимателям получать кредиты вовремя, под приемлемые проценты, а банкам обеспечить возвратность своего капитала.

Проблемы поддержки малого предпринимательства подразделяются на две группы. Первая – формирование многоуровневой комплексной системы поддержки малого предпринимательства, обеспечивающей доступ его субъектов к производственно-технологическим, финансовым, трудовым и информационным ресурсам. Для этого необходимо создание муниципальных или межрайонных фондов поддержки малого предпринимательства, в т.ч. гарантийных, организация в качестве комплексных объектов межрегиональной и муниципальной инфраструктур агентств поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубаторов, консультационных пунктов и т.д. Вторая – достижение позитивных изменений в количественных, качественных и структурных показателях малого предпринимательства.

Подводя итог можно сделать вывод: если создать соответствующие условия, обеспечивающие комплексную поддержку малого и среднего бизнеса на общегосударственном и региональном уровнях, и возможности для его относительного безрискового финансирования (кредитования), извлечения нормальной нормы прибыли, то денежные средства инвесторов неизбежно устремятся в малый и средний бизнес, содействуя тем самым не только становлению и развитию последнего, но и повышению на этой основе эффективности экономики в целом.

Просмотров работы: 12108