ПРИРОДОСООБРАЗНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИРОДОСООБРАЗНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ

Селедцов Е.Н. 1, Горнева Е.А. 1
1Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Повышение качества профессионального образования в сфере IТ яв­ляется актуальной проблемой современной экономики России. В ста­тье исследованы инновационные методики и алгоритмы управления социально-экономическими системами, систематизированы принципы реализации природосообразного образовательного процесса в высшей школе, показано влияние автоматизированных систем на его эффектив­ность. Авторами даны рекомендации по проектированию программных средств управления процессом формирования профессиональных ком­петенций будущих IT-специалистов с позиции природосообразного подхода.

Природосообразные системы обучения опираются на педагогические идеи Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, С. Френе, М. Монтессори о первичной роли внутренней сущности ребенка в обучении. Коменский Я.А., следуя своей идее природосообразности обучения, отмечал, что «как в природе вся жизнь начинается с весны, гак и обучение человека долж­но начинаться в весне жизни (детстве)» [6]. Идея природосообразности яв­ляется основой таких принципов обучения, как постепенность, последова­тельность и самодеятельность. Поэтому процесс обучения должен прово­диться строго последовательно, с соблюдением правила идти от незнания к знанию, от неумения к умению.

В современной педагогической науке природосообразный подход опре­деляется как «методология, обосновывающая отношение к ребенку как час­ти природы, воспитания его в единстве и согласии с природой, обеспечение экологически чистой природной среды его обитания и развития» [4, с. 7]. Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С., рассматривая категорию природосообразно­го подхода, говорят о необходимости «уделять специальное внимание рас­крытию способов учебной работы», не забывая о том, что «способ есть ин­дивидуальное образование, в котором проявляются «стилевые» особенности познания, присущие каждому учащемуся. Способ не сводится к рекомендо­ванному учителем, учебником или методическим пособием приему усвое­ния, в котором нормативно задается состав действий, последовательность их выполнения согласно правилу или образцу» [9, с. 60-61]. Ильясов И.И. подчеркивает «мысль о том, что система организованного обучения должна вооружать учащихся не только знаниями того или иного учебного предмета, но и способами эффективного усвоения этих знаний» [3, с. 59]. При этом, по мнению Л.Г. Логвиновой, настоящий педагог должен, во-первых, «начинать работу с наблюдения, исследования детской индивидуальности, изучения ее потребностей, инстинктов и природных наклонностей для последующего создания метода, сохраняющего природный потенциал личности», во-вто­рых, формировать «особую среду» обучения, воспитания и развития лично­сти студента [7, с. 96].

Таблица 1. Принципы управления процессом подготовки кадров с позиции природосообразного подхода (по Т.М. Горбовой)

Название принципов

Краткое содержание принципов

Принцип технологичности IТ-образования

Любое управленческое решение по преобразованию индивидуаль­ных образовательных траекторий может быть принято при условии наличия гарантии, что его реализация не приведет к нарушению об­щедидактических требований к педагогической технологии и не вы­зовет отрицательных последствий в плане развития личности обу­чаемых и усвоения ими профессиональных компетенций

Принцип опережающего развития системы IТ -обра­зования

Перевод образовательного процесса по дисциплинам информаци­онно-компьютерной направленности на более высокий качествен­ный уровень должен осуществляться через первоочередные реше­ния, способствующие повышению уровня знаний, опыта, мастерст­ва, профессионализма, общественного интеллекта, и быть ориенти­рованным на новейшие достижения и перспективные направления развития сферы IT

Принцип обеспечения равно качественности компо­нентов образовательного процесса

В управлении образовательным процессом в вузе необходимо стре­миться к установлению равно качественности всех его компонентов, обеспечивая равновесное состояние целостной мета-системы

Принцип мотивации рас­крытия и актуализации внутреннего потенциала

Управление процессом формирования профессиональных компетен­ций студентов вузов должно обеспечивать раскрытие и актуализа­цию всех внутренних сил его субъектов и каждого из компонентов, образующих этот процесс

Принцип максимального использования возможно­стей окружающей инфор­мационной среды

В управлении процессом формирования профессиональных компе­тенций следует постоянно отслеживать изменения и тенденции в окружающей информационной среде и обеспечивать посферное «врастание» будущего IT-специалиста в эту среду, что позволяет воспользоваться внешними силами развития, с одной стороны, и влиять на формирование среды, с другой

Принцип внутренней при­надлежности управляющей системы управляемой

Управляющая система (субъект) является внутренне присущей уп­равляемой (объекту), что позволяет не допускать отрыва субъекта от объекта и образования межсистемного «вакуума»

Принцип генемичности

Преобразующее начало следует «зарождать» на элементарном уровне и способствовать восхождению его к глобальному

В работах Т.М. Горбовой [2, с. 14] разработаны принципы реализации природосообразного подхода при управлении социально-экономическими системами (технологичности, опережающего развития, обеспечения равно- качественности систем, мотивации раскрытия и актуализации внутреннего потенциала, максимального использования возможностей окружающей сре­ды, внутренней принадлежности управляющей системы управляемой, генемичности), которые были адаптированы нами применительно к образова­тельному процессу в вузе (табл. 1).

Рис. 1. Функциональные возможности системы

Данные принципы были учтены при разработке методики управления подготовкой кадров в сфере IT-технологий на основе природосообразного подхода, а также при проектировании программного комплекса, обеспечи­вающего реализацию предлагаемой методики. На основе анализа научно- технической, педагогической, психологической литературы нами определе­ны требования к системам автоматизированного управления подготовкой кадров, такие как:

  1. Автоматический расчет показателей на регулярной основе. Показа­тели должны соответствовать требованиям профессиональных стан­дартов в сфере ИТ, а также ФГОС ВПО, используемых в высшей школе.

  2. Возможность осуществления многомерного анализа над показате­лями по любому из информационных измерений, а также на любом уровне иерархии.

  1. Высокая скорость обработки запросов, возможность формулиро­вать запросы в терминах предметной области с использованием предварительно настроенной библиотеки аналитических функций.

  2. Встроенные возможности по визуализации данных.

  1. Предоставление пользователям возможности моделирования различ­ных образовательных траекторий и траекторий развития профессио­нально важных качеств специалистов и прогнозирования значений интересующих.

 

Традиционные автоматизированные системы мониторинга эффективности образовательного процесса

Предлагаемая автоматизированная система, реализующая принципы природосообразности в управлении образовательным процессом

 

Рис. 2. Алгоритм расчета коэффициентов эффективности формирования профессиональных компетенций исторических данных.

Проектируемый программный комплекс будет представлять собой сис­тему поддержки принятия решений с возможностью проведения многомер­ного анализа сформированности компетенций респондента, моделирования индивидуальных образовательных траекторий и прогнозирования развития профессионально важных качеств студентов ИТ-специальностей вузов. При разработке комплекса предполагается использовать следующие технологии:

  1. Технология сбора и согласования данных из различных ИС (техно- логия-ETL).

  2. Технология оперативной аналитической обработки данных (техно­логия-OLAP).

  3. Технология интеллектуального анализа данных (Data Mining).

  4. Отличительная особенность системы - ее модульный характер (рис. 1).

Кроме того, система может быть адаптирована для любой предметной об­ласти и использоваться для оценки специалистов любой специальности. В этом состоит гибкость и мобильность предлагаемого решения.

Кроме того, в системе будет реализован новый алгоритм расчета коэф­фициентов эффективности формирования профессиональных компетенций будущих специалистов IT-профиля, разработанный с учетом положений природосообразного подхода (рис. 2). Данный алгоритм был предложен коллективом авторов из Брянского государственного университета под ру­ководством профессора Н.М. Горбова [1] и ранее ни в одной из систем мо­ниторинга результативности образования не применялся.

Коммерческая сущность научного проекта состоит во внедрении автома­тизированной системы в ссузы, вузы, учебные заведения дополнительного профессионального образования Брянской области и смежных с ней регио­нов. Также предлагаемое решение может быть востребовано при проведении аттестации и переаттестации работников промышленных предприятий, бан­ковских и других финансовых учреждений, финансовых структур органов государственной власти и адаптировано для любой предметной области.

Список литературы:

  1. Горбов Н.М., Горбова Т.М., Погонышева Д.А., Рябых Е.С., Селез­нев В.А. Методика формирования профессиональных компетенций в об­ласти экономики у студентов профессиональных образовательных учрежде­ний с использованием природосообразных технологий на основе компью­терных нейросетевых систем [Электронный ресурс]. № ОФЭРНиО: 18430. - М.: фонд электронных ресурсов «Наука и образование», 2012.

  2. Горбова Т.М. Управление социально-экономическими процессами: методология, теория, практика (на примере Брянской области): автореферат дисс. ... кандидата экон. наук: 08.00.05. - Брянск, 2006. - 24 с.

  3. Ильясов И.М. Обучение студентов деятельности учения // В сб. «Фор­мирование учебной деятельности студентов» / Под ред. В.Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1989.-С. 68-78.

  4. Каргина З.А. Современные методологические подходы в сфере до­полнительного образования детей // Вестник Томского государственного педагогического университета.-2011.-№ 1.-С. 6-11.

  5. Количество бюджетных мест по ИТ-специальностям вырастет в 2015 году на 34 % [Электронный ресурс] // Учительская газета: сетевое из дание. - 26.03.2014. - Режим доступа: http://www.ug.ru/news/11039 (дата обращения: 15.03.2014).

  6. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах, Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.

  7. Логинова Л.Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей: монография. - М.: АПКиПРО, 2003. - 132 с.

  8. Рынок труда в России (ИТ и телеком) [Электронный ресурс] // TAD- VISER. Государство. Бизнес. ИТ [портал]. — Дата последнего обновления: 10.04.2014. - Режим доступа: http ://www. tadviser.ru/index.р!)р/Статья:Рынок_ труда в_России_(ИТ_и_тслском) (дата обращения: 20.04.2014).

  9. Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С. Современные концепции обучения: традиционный, разноуровневый, профильный, индивидуальный, природо­сообразный подходы // Кафедра. - 2005. - С. 54-63.

Просмотров работы: 1779