АКТУАЛЬНОСТЬ МИГРАЦИОННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ США, КАНАДЫ, ФРГ И ШВЕЦИИ ДЛЯ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АКТУАЛЬНОСТЬ МИГРАЦИОННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ США, КАНАДЫ, ФРГ И ШВЕЦИИ ДЛЯ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема международной миграции особенно важна для сегодняшней России, т.к. от взвешенной и стратегически выверенной миграционной политики зависит ее будущее экономическое и демографическое развитие. [1] Однако имеется ряд объективных причин препятствующие формированию единого подхода к инструментарию миграционной политики, как среди экспертов, так и среди политиков и законодателей. Это привело к тому, что Россия пока не может в полной мере выстроить взаимовыгодные отношения со странами происхождения мигрантов для удовлетворения своих интересов в экономической, политической и демографической  сферах.

С целью регулирования миграционных процессов Правительство России приняты законы, регламентирующие жизнь и работу иностранных граждан в России. [2] К ним относится:

1. 1993 г. - законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», Указы Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы».

2. 1996 г. - ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

3. 2005г. - постановление Правительства РФ «О миграционной карте».

4. 2011 г. - « О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей».

5. 2012 г. - президент утвердил Концепцию государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г.

6. 2013 г. - приказ ФМС «Об утверждении Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продления срока действия, восстановлению и по исполнению государственной функции по аннулированию виз иностранным гражданам и лицам без гражданства»;

7. 2014 г. - приказ ФМС "О внесении изменений в нормативные правовые акты ФМС России". [3]

Однако при этом следует отметить следующие отрицательные стороны современного миграционного процесса для России: количество мигрантов растет из года в год; поселение внутренних мигрантов и иммигрантов в основном можно наблюдать в центральных городах России и отчасти на юге; основную часть  иммигрантов имеет низкую квалификацию в своей области знания или совсем без нее.

Но самой большой проблемой миграционного процесса является формулирование современного понятийного аппарата. С этой целью изучается опыт правового регулирования деятельности миграционных служб зарубежных стран. И согласно изученному опыту на сегодняшний день наиболее приемлемым для дальнейшего совершенствования миграционного законодательства России является законодательства США, Канады, в ФРГ и в Швеции.

1. США. Каждый американский работодатель, желающий нанять иностранца должен пройти процедуру «трудовой сертификации». В процессе ее он должен доказать МТ, что, нанимая иностранца, он не лишает рабочего места постоянного жителя или гражданина США. И, кроме того, предоставить МТ информацию о себе и своем предприятии. Статус постоянного жителя предоставляют: лицам с выдающимися способностями в области науки, искусства, образования, бизнеса или спорта; выдающимся профессорам, исследователям и международным менеджерам. Также квалифицированным специалистам, лицам с дипломом степени бакалавра, и священнослужителям. И ещё инвесторам, вкладывающим от 500 тыс. до 1 млн. долларов США.

Одновременно привлекают работающих по временным (неиммиграционным) визам (H1B), большую часть из которых составляют квалифицированные специалисты. Условия ее получения: степень бакалавра или рабочий опыт, эквивалентный высшему образованию (1 год высшего образования = 3 годам практического опыта работы). H1B выдается сроком на 3 года и предусматривает возможность продления пребывания в США до 6 лет.

Действует также иммиграционная программа, направленная на увеличение этнического разнообразия въезжающих на постоянное жительство: ежегодное проведение специальной лотереи, выигрыш в которой дает возможность ее участникам получить иммиграционную визу в США. При этом шансы победить имеют представители тех стран, из которых в предыдущие 5 лет въехало наименьшее число иммигрантов.

Для борьбы с нелегальной иммиграцией применяют систему проверок в пунктах пересечения границ. При этом законодательство США предусматривает карательные меры против работодателей, использующих труд нелегальных иммигрантов, и организаторов нелегалов и траффикинга, наказываемых наложением штрафа и лишением свободы.

Получение гражданства иммигрантами происходит через процесс натурализации: с 18 лет; 5 лет пребывания в США в статусе постоянного жителя (3 года для супругов граждан США); проживание в течение 3-х месяцев на территории одного штата до даты подачи заявления в местный иммиграционный офис; владение английским языком; знание истории США и основ государственного устройства и законодательства; отсутствие судимости за совершение криминальных правонарушений, невыплаченных долговых обязательств; клятва на верность США.

Канада. Для квалифицированных специалистов знание английского или французского языка является обязательным требованием. Для бизнес-категорий требования к знанию языков минимальны или отсутствуют. Для профессионалов нужно набрать 67 баллов, для бизнес-иммигрантов и инвесторов 35. При этом нужно иметь опыт работы специальности из узкого списка востребованных профессий. Затем подтвердить диплом на соответствие канадским стандартам. Помимо федеральных программ иммиграции существуют также провинциальные.

ФРГ.  Для участия в проекте иммигранты должны получить разрешение на работу, которое выдается после согласования общего контракта работодателем с РСЗ. Разрешения на работу выдаются на срок от 2 до 3 лет. За каждого работника работодатель вносит плату - 1100 евро в год. Для граждан стран, не входящих в ЕС въезд на территорию Германии обусловлен получением визы. Визы, предусматривающие кратковременное пребывание в стране, исключающими трудовую деятельность, выдаются консульскими учреждениями ФРГ за рубежом на срок до 3 месяцев и действительны в государствах - участниках Шенгенского соглашения. Лица, прибывающие на более длительные сроки, обязаны получить разрешение на пребывание.

Получение немецкого гражданства регламентируется ФЗ:

1) претендент имеет бессрочное право на пребывание в стране или разрешение на жительство, кроме студентов или временным видом на жительство; не получает материальной помощи от государства;

2) проживает в ФРГ с 8 лет и владеет языком для сдачи экзамена;

3) знает правовую систему, общественное устройство, условия жизни;

4) нет судимости, как за границей, так и на территории ФРГ;

5) признать все свободы, демократические ценности и принципы, закрепленные в конституции Германии; он подтверждает это в письменной и устной форме перед вручением свидетельства о гражданстве;

6) заявитель должен выйти из своего прежнего гражданства или утратить его (в ряде случаев возможно наличие одновременно двух гражданств).

Причем ходатайствовать можно о гражданстве с 16 лет. 

Швеция. Для оформления визы необходимо  иметь медицинскую страховку. Виза выдается не более чем на 3 месяца в полгода. Иммигранты должны получить разрешение на работу до въезда в страну, особенно специалисты, которых не хватает. Швеция имеет один из самых низких уровней нелегальной иммиграции среди европейских стран. Меры противодействия этому явлению включают: визовые требования, пограничный контроль, запрет использования труда иностранцев, не имеющих разрешения на работу, задержание и депортация нелегалов.

Особенность шведской системы - активное применение программ добровольного возвращения иммигрантов, которым было отказано в пребывании, или по истечении срока их пребывания в стране. Получение иммигрантами гражданства возможно при соблюдении следующих условий: необходимо иметь разрешение на постоянное пребывание, прожить в стране 5 лет и не иметь судимости. В принципе, иностранный гражданин, получивший разрешение на постоянное пребывание, регистрируется как резидент и имеет те же права и обязанности, что и граждане Швеции. Однако только шведские граждане обладают абсолютным правом жить и работать в стране, могут участвовать в парламентских выборах и быть избранными в Парламент, а также  служить в вооруженных силах и полиции.

Россия. Российское миграционное законодательство значительно отличается из вышеприведенных законодательств. Для получения гражданства необходимо предоставлять в ФМС сведения о наличии постоянного источника доходов и подтверждать знание русского языка. Однако, можно получить гражданство по упрощенной схеме: наличие родственников с гражданством РФ и бывшие граждане СССР. [4]

Согласно последним изменениям в законодательстве, для того чтобы стать гражданином РФ, иностранец должен: отказаться от уже имеющегося гражданства, получить статус носителя русского языка, для чего придется сдать экзамен. Чтобы сдать экзамен, иностранец должен «регулярно использовать» русский язык «в семейно-бытовой, в общественной, культурной и иных сферах». К тому же родственники «по прямой восходящей линии» претендующего на гражданство лица постоянно проживали в России или на территории бывшего СССР. При соблюдении всех этих условий срок рассмотрения заявления сокращается до 3 месяцев. [5]

Как можно заметить, в законодательстве нет очень важных положений. По мнению экспертов, качественное изучение основных вех российской истории на протяжении веков и основ российского законодательства привело бы к снижению количества правонарушений среди иммигрантов, и изменила бы их социальное поведение в обществе, а значит и отношение к самому государству - Россия. Закрепление не только прав, но главным образом обязанностей поменяло бы их сознание и повысило бы их нравственный статус в глазах россиян. 

Список используемой литературы

1. "РГ" - Федеральный выпуск №6346 от 2 апреля 2014 г.

2.  Воробьева О.Д. Миграция населения. Вып. 6: Миграционная политика. (Приложение к журналу «Миграция в России»). М., 2011. С. 43 - 52. Регент Т.М. Иммиграция в Россию: проблемы регулирования. М.: Гуманитарий, 1997. С. 7-8.

3. Ивахнюк Ирина Валентиновна. Формирование и функционирование ЕМС: диссертация д.э.н. 08.00.05 / Ивахнюк И. В.; Москва, 2008.- 388 с.: ил. РГБ ОД, 71 09-8/280

4. Денисенко М.Б., Хараева О.С., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. М., 2003

5. Asia-Plus.  Акмал Маннонов от 25/03/2014

Просмотров работы: 1162