ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для перехода к устойчивому развитию экономик современных стран важное значение имеет поиск путей рационального использования природного капитала и сохранения свойств экосистем. Понимая значимость решения проблем рационального использования природных ресурсов, правительство РФ приняло ряд стратегических документов, направленных на повышение экономической роли природного капитала. Так, в Концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 года отмечено, что «формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов» [1]. Следует отметить и тот факт, что в современном мире идеи экологически безопасного развития все больше переходят из сферы теории в практику и уже более 10 лет работает Всемирный совет бизнеса по устойчивому развитию. Согласно его прогнозу, основанному на исследовании крупнейших мировых компаний, устойчивое развитие открывает для дилеров рынка бизнес - возможности, которые оцениваются в 6,2 трлн. долл. [2]. Следовательно, для формирования экологически безопасного развития стран и территорий необходимо учитывать экологический фактор как на микроуровне при разработке различных технологий использования природного капитала, так и на макроуровне при выборе социально-экономического направления развития страны.

Указывая на важность исследования проблемы рационального природопользования, напомним, что начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис показал исчерпание потенциала экспортно-сырьевой экономики России. По оценкам Экономической экспертной группы, Россия затратила на антикризисные мероприятия больше всех в мире - более 11% ВВП, а оказалась ниже всех в «двадцатке»- на -7-9% ВВП. По сравнению с этими показателями, например, США затратили на антикризисные мероприятия 8,4 % ВВП, а весь мир в целом-7% [3]. Однако этих усилий правительств явно недостаточно: за последние 50 лет около 60% мировых экосистемных услуг подорваны в результате антропогенного воздействия [4]. Уместным будет также отметить и тот факт, что, по данным федеральной службы государственной статистики РФ, удельный вес фактора природных ресурсов составляет около 50% в годовом приросте доходов частного и государственного секторов экономики страны, тогда как в развитых странах от 80 до 90 % прироста приходится на долю фактора научно-технического прогресса [5]. Поэтому важной чертой новой модели экономики РФ должна стать именно экологическая устойчивость и стимулирование инновационного развития, в том числе интеграции экологического фактора в экономический механизм природопользования.

В настоящее время исследования по вопросу интеграции экологического фактора в экономический механизм природопользования ведутся как в направлении экспликации причин экологической неэффективности действующего рыночного механизма, так формулирования экономических принципов построения экологоориентированного хозяйственного механизма, ориентации на учет и воспроизводство экологического фактора [6], а также рассмотрение экосистем как капитала. В частности, в работе С. Панджиолы, К. фон Риттера и Дж. Бишопа «Оценивая экономическую ценность сохранения экосистем» предлагается рассматривать экосистемы в качестве одной из форм капитала[7]. Например, леса-это богатство с точки зрения древесных и недревесных продуктов, а также услуг, которые они поставляют, в рекреационных территориях богатство составляют климат, лечебные ресурсы, в том числе минеральные воды и грязи и, собственно, рекреационные услуги. Полагаем, что в этом случае центре внимания исследований должны быть экономические аспекты экосистемных услуг, их экономическая оценка и выгоды. В настоящее время выгоды, которые обеспечивают экосистемы для человека и экономики не осознаются и не оцениваются должным образом. Но уже первый опыт оценки экосистемных услуг дал суммарную годовую оценку всех функций естественных экосистем планеты в 33 млрд. долл., что почти вдвое превышает созданный человечеством ВНП -18 трлн. долл. в год, и это обстоятельство вызвало бурную дискуссию в литературе[8]. Одной из последних работ в области идентификации экоситемных услуг стало исследование Т. Брауна, Дж. Бергестрома и Дж. Лумиса. Данные авторы выделили две группы объектов исследования в данном аспекте: экосистемные блага и экосистемные услуги. Например, в первую группу авторы включают невобновляемые блага (минералы, ископаемое топлива) и возобновляемые (животные, растения, воздух, рекреация, эстетика).

Считаем, что особенно уместен такой подход для условий России, где ярко проявляется ресурсный характер экономики. И в решении проблем природопользования на первый план здесь выдвигается задача формирования и реализации экономического механизма природопользования, причем его центральным звеном, на наш взгляд, должно явиться стимулирование рационального природопользования. Рассмотрим такой подход.

Итак, под симулированием мы понимаем процесс внешнего воздействия на природопользователей с целью согласования и реализации экономических интересов. Как известно, стимулирование оказывает воздействие на интересы субъектов хозяйствования, но характер этого воздействия обусловлен общественным развитием, экономическими отношениями, присущими обществу в каждый данный момент, наконец, формами и методами стимулирования. В связи с тем обстоятельством, что мы рассматриваем стимулирование применительно к рыночному типу экономики, необходимо отметить связанные с ней специфические черты. Прежде всего, поскольку экономика является рыночной, то стимулирование может происходить в рамках рыночного саморегулирования. Однако в силу наличия известных «провалов рынка», или «внешних эффектов», возможности рыночного саморегулирования весьма ограничены. Данное обстоятельство объективно обусловливает необходимость государственного вмешательства, то есть стимулирование в этом случае связано с государственным регулированием. В экономической науке в настоящее время происходит “движение вовне”, укрепляются новые, нетрадиционные теоретические направления экономики, менеджмента, маркетинга с учетом эколого-экономических императив развития [9]. Поэтому, связанные с воспроизводством в целом, формы и способы стимулирования становятся все более разнообразными.

Поскольку реализация экономических интересов или отсутствие таковых для конкретного субъекта экономики связаны с возможным приобретением или потерей, то само стимулирование осуществляется посредством создания условий для материального поощрения или ответственности. Происходит расширение объектов стимулирования и в сфере природопользования. Ими являются, например, нормы и нормативы предельно-допустимых выбросов, сбросов вредных веществ и размещения отходов загрязняющих веществ; деятельность по внедрению экологически чистых технологий; выпуск экологически чистой продукции; проведение различных природоохранных мероприятий, обеспечивающих сохранение качества окружающей природной среды; воспроизводство природных ресурсов и другие. Объектами стимулирования выступают также предприятия различных форм собственности, отдельные структуры, подразделения предприятий и их работники.

Если обратиться к недавнему опыту стимулирования природопользования в РФ, то заметим следующее. Так, в конце 20 века возникла иллюзия улучшения экологической ситуации в регионах РФ благодаря сокращению годовых объемов загрязнений в связи с падением производства в этот период (как, впрочем, и после экономического кризиса 2008 года). Например, приведем некоторые данные по загрязнению природной среды: если объем сброса в водоемы загрязненных сточных вод составил в 1990 г. 27, 9 млрд. куб. м., то в 2005 г. -19,0 млрд. куб.м., а объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ - 34 и 19,8 млн. т. Соответственно. В Государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской федерации в 2011 году» отмечается, что динамика выбросов в 1990-2010 гг. в основном определялась изменениями экономической ситуации в стране, а также изменениями в структуре топливопотребления. Однако, как отмечает Госкомстат, в настоящее время 20 млн. чел. проживают в 40 российских городах, где максимальная концентрация загрязнителей воздуха более чем в 10 раз превышают предельно допустимые концентрации (ПДК) [10]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что без применения целостного экономического механизма природопользовании невозможно достичь действительно безопасных показателей развития страны.

Проанализируем действующий в РФ экономический механизм природопользования.

1. Основными действующими элементами экономического механизма природопользования в РФ являются природоресурсные налоги и платежи за использование природных ресурсов. Как показывает практика, они не выполняют функцию поощрения рационального природопользования и играют, в основном, бюджетообразующую роль. Так, в 2011 году поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации от природно-ресурсных платежей, налогов и сборов составили 2 319 млрд. руб., в том числе поступления в федеральный бюджет - 2 130 млрд. руб. (что на 29% и 31% соответственно больше, чем в 2010 г.); но в структуре федеральных налоговых платежей данные платежи в совокупности составляют лишь 19 % и этого явно недостаточно для стимулирования рационального природопользования при сохраняющемся сырьевом векторе развития страны. Заметим еще одно обстоятельство: в общем объеме поступлений платежей за пользование природными ресурсами в консолидированный бюджет Российской Федерации 88% (или 2 043 млрд. руб.) составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), причем 97% поступлений приходится на налоги на добычу нефти и горючего природного газа, а все другие виды платежей настолько незначительны, что не приходится даже вести речь об их бюджетообразующей и, тем более, стимулирующей роли.

В связи с этим полагаем, что при сохранении общей суммы налогов (соблюдения принципа фискальной нейтральности) целесообразно изменить пропорции в сторону увеличения удельного веса налогов, связанных с природопользованием, что позволит, с одной стороны, снизить темпы разрушительного изымания ресурсов из природной среды, а, с другой, стимулировать природопользователей к использованию энерго- и материалосберегающих технологий.

2. Другой действующей формой экономического механизма природопользования являются платежи за загрязнение окружающей среды. Но они не являются налогами, их ставки достаточно низкие, в пределах нормативов выбросов относятся на себестоимость продукции, а не к прибыли предприятия и, как следствие, не оказывают влияния на экономические интересы предприятия. Фактическое поступление в федеральный бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год по данным Федерального казначейства составило 4,430 млрд. руб. (в консолидированный бюджет Российской Федерации - 22,151 млрд. руб.) или 115,86 % от спрогнозированного объема поступлений и есть обоснованные резервы для увеличения поступления этих платежей.

Казалось бы, поступающие платежи за загрязнение окружающей среды должны быть направлены на решение проблем экологически безопасного развития. Но, из более чем 3 млн. хозяйствующих субъектов России, оказывающих то или иное экологически негативное воздействие, только немногим более 10 тыс. обеспечивают 99% выбросов и сбросов, в отношении же остальных предприятий предусматривается не ужесточение требований, а снятие административных барьеров. Таким образом, 2700 тысяч предприятий Российской Федерации предлагается перевести на декларирование воздействия на окружающую среду, а 290 тысяч предприятий с умеренным воздействием переходят на установление нормативов по факту сбросов и выбросов. Будет ли способствовать такая «реформа» ответственности природопользователей действительно рациональному природопользованию, если акцент смещается в сторону декларирования воздействия на окружающую среду? Полагаем, что нет. На наш взгляд, целесообразно совершенствовать экономический механизм природопользования в направлении изменения действующей системы платежей за загрязнение окружающей среды, относя их к экологическим налогам. Так, размер налоговых платежей необходимо повысить до уровня, стимулирующего природопользователей не только к снижению загрязнений, но и к поиску и внедрению новых экологически безопасных техники и технологий. Но одновременно следует поощрять тех природопользователей, кто проводит активную природоохранную политику. В этих целях необходимо широко использовать налоговые льготы по объектам и процессам природопользования, причем вовсе не обязательно вносить изменения в действующее федеральное налоговое законодательство, а можно, например, использовать налоговые преференции на региональном уровне, в рамках региональных налогов.

В конечном результате применение экономического стимулирования природопользования в современной России, с ее огромными диспропорциями в развитии и институциональным вакуумом, должно создать условия однонаправленности экономических интересов субъектов рынка и способствовать формированию экологоориентированной устойчивой экономики.

Литература:

1.Концепция долгосрочного развития РФ на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 01.09.2013 года)

2. Большой бизнес. 2010. Декабрь.

3.www.iet.ru (дата обращения: 1.11.2013 года)

4. Millennium Ecosystem Assessment. UNEP, 2005.

5.Бобылев С.Н., Захаров В.М. Модернизация экономики и устойчивое развитие.- М.: Экономика, 2011.-295с.

6.Довготько Н.А. Проблемы совершенствования экономического механизма природопользования в условиях постиндустриальной трансформации экономики / Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. -2013. -Т. 35.- № 1. -С. 84-89.

7. Pagiola.S., Ritter K. von, Bishop J. Assessing the Economic Value of Ecosystem Conservation. World Bank, 2004.

8. Costanza R. d’Arge, R. de Groot R. et al. The value of the world’s ecosystem services and natural capital // Nature. 1997. No 386. P. 253-260.

9. Наголова А.Д, Довготько Н.А. Проблема формирования экономического механизма рационального природопользования в России (на примере Ставропольского края) // Наука Парк.-2013.-№4(14).-С.103-106.

10. Государственный доклад « О состоянии и об охране окружающей среды Российской федерации в 2011 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=75 (дата обращения: 10.09.2013 г.).

Просмотров работы: 1200