ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОГО ЭКОЛО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОГО ЭКОЛО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема устойчивого эколого-экономического развития является весьма значимым пространством реализации функциональной ориентированности регионов Северо-Кавказского федерального округа (далее СКФО). Очевидность подобного утверждения проистекает из самого факта наличия в этой части страны богатейшего природно-ресурсного потенциала, который, по сути, определяет как функциональную ориентированность территорий, так и социально-экономические параметры развития южных территорий. Устойчивое эколого-экономическое развитие имеет особое значение в контексте реализации перспективных интересов южных регионов, содержанием которых, в частности, в рамках Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года названо «обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики.., создание новых рабочих мест, а также повышение уровня жизни населения на основе собственных природно-ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ» [1].

Весьма сложной и противоречивой в аспекте устойчивого эколого-экономического развития и природопользования является ситуация, складывающаяся в настоящее время в экономике и структуре хозяйства особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод (далее КМВ). Как показывает практика, в рекреационной деятельности региона используются устаревшие технологии производства и управления, не обеспечивающие должного уровня воспроизводства рекреационных функций природных комплексов, что закладывает основу долговременного экологического кризиса. Так, на КМВ с 90-х годов прошлого столетия и по настоящее время продолжается нерегулируемое развитие промышленности, часто не связанное с обслуживанием курортного хозяйства территории. Это противоречит градостроительному режиму курортов и ухудшает их санитарное состояние, нарушает в ряде случаев уникальные природные ландшафты, создавая угрозу для дальнейшего загрязнения воздушного и водного бассейнов, ценнейших запасов лечебных минеральных вод и грязей. По официальным данным, темпы роста промышленности в городах-курортах еще в период с 1995 по 2002 гг. превысили средние по Ставропольскому краю, вследствие чего удельный вес промышленной продукции в городах-курортах возрос с 9,9% до 22,6% к общекраевому показателю [2, С.21]. Подобная тенденция отмечается и в настоящее время.

Одной из главных причин деградации природы в регионе КМВ является неэффективная, природоемкая структура экономики, не учитывающая их функциональную ориентированность. Отметим, что "утяжеление" с экологических позиций структуры экономики свойственно регионам РФ и усугубляется ухудшением возрастной структуры производственных фондов, их массовым старением и как следствие увеличением числа экологических аварий и катастроф в ближайшем будущем. Сегодня во многих отраслях страны степень изношенности техники достигает 60 - 80%, а старое оборудование практически не заменяется новым из-за ограниченности инвестиций.

Ресурсной базой курортных услуг бальнеологического профиля являются такие продукты природы, как климат, минеральные воды и лечебные грязи, формирование которых в решающей степени зависит от состояния экологической среды. Но их использование и воспроизводство в рекреационной отрасли оставляет желать лучшего. Рассмотрим сложившуюся ситуацию на примере главного достояния курортного региона - минеральных вод, суммарные разведанные запасы которых составляют 16, 7 тыс. кубометров в сутки, а добыча ведется из 102 скважин. В конце 1980-х годов на питье, бальнеолечение и розлив в сутки добывалось 6-7 тыс. кубометров минеральной воды, при этом на курортах региона лечилось и отдыхало более 1 млн. чел. ежегодно. В настоящее время добывают и используют вдвое меньше -3 тыс. кубометров минеральной воды в день, а приезжают около 700-800 тыс. человек [3, С.6]. На первый взгляд, имеются огромные ресурсы, но это кажущееся благополучие. В регионе в настоящее время реализуется научно необоснованная, непродуманная политика выдачи лицензий на недропользование. Отдельные скважины с минеральными водами выводятся из курортного обращения, используются не для питьевых и бальнеологических целей. Одновременно существуют десятки аварийных скважин, буквально фонтанирующих минеральной водой, которые, в свою очередь, загрязняют аграрные земли. Так как курорты КМВ носят статус федеральных, то местные власти не проводят активную политику рационального использования месторождений минеральных вод как в силу недостаточности компетенций, так и вследствие низкой экономической заинтересованности.

Весьма остро в курортном регионе стоит вопрос в сфере утилизации твердых бытовых отходов, которых в год образуется до 450 тыс. тонн. Действующий Пятигорский теплоэнергетический комплекс, мощность которого всего 100 тыс. тонн, работает с перегрузкой, да и сам способ утилизации устаревший и неэкологичный. Разработанная несколько лет назад схема санитарной очистки КМВ до сих пор не осуществлена из-за отсутствия инвестиций. Не реализованы и природоохранные мероприятия в рамках вышеупомянутой Программы развития СКФО (запланирован общий объем финансирования мероприятий по ликвидации аварийных скважин в 257 млрд. руб., на проектирование и строительство гидротехнических сооружений на озере Тамбукан должно быть выделено 744 млрд. руб., а 818 млн. руб. направят на строительство в регионе двух отходоперерабатывающих заводов. Однако достаточно ли будет только инвестиционных вливаний для формирования действительно экологически устойчивого развития курортного региона на долговременную перспективу?

В этой связи напомним, что эколого-экономические факторы имеют решающее значение для сохранения и воспроизводства рекреационных свойств территории КМВ, так как в данном случае имеется в виду отрасль хозяйства, продуктом которой являются рекреационные услуги, для чего природная среда служит одним из факторов производства. Это обстоятельство объясняется тем, что ресурсной базой курортных услуг бальнеологического профиля являются такие продукты природы, как климат, минеральные воды и лечебные грязи, формирование которых в решающей степени зависит от состояния экологической среды. Поэтому можно утверждать, что «точечные» меры в виде различных целевых программ, иного федерального финансирования не должны быть единственным методом управления экологически безопасным развитием территории. Именно с этих позиций, по нашему мнению, должна вестись разработка концепции экологически устойчивого развития в рекреационных системах. Полагаем, что содержание устойчивого развития основывается, с одной стороны, на понимании всех уровней взаимодействия общественного производства и окружающей среды, а с другой - на разработке адекватных принципов и целей социально-экономического развития. Последние должны быть тщательно выверены с экологической точки зрения, то есть следует учитывать влияние такого развития на естественное равновесие природных систем. Таким подходом может быть, например, формирование и реализация концепции экологического менеджмента территории [4] и использование экосистемного подхода в развитии рекреационных регионов. В последнем случае системному исследованию будут подлежать все составные элементы и свойства компонентов (объектов) природной среды, которые обладают благоприятными для рекреационной деятельности качественными и количественными параметрами или имеют все предпосылки для того, чтобы служить в перспективе материальной основой для организации отдыха, туризма, лечения и оздоровления людей.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что модель экологически безопасного развития рекреационных регионов, с одной стороны, должна в максимальной мере удовлетворять рекреационные потребности людей, а с другой стороны - охранять и улучшать окружающую природную среду как источник удовлетворения этих потребностей.

Список литературы

1.Распоряжение Правительства РФ « Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» от 6 сентября 2010 г. № 1485 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://|www.government.ru/gov /results/ 12423/

2. Статистический сборник «Курорты Ставрополья. 2003». Ставрополь. 2003. - С.21.

3. Есть ли шанс спасти Кавминводы // Аргументы и факты.-2013.-№9. –С.6.

4. Казакова В.С., Довготько Н.А. Современные экономические проблемы развития рекреационной сферы Кавказских Минеральных Вод // НаукаПарк. -2013. -№ 4 (14). - С. 88-90.

Просмотров работы: 1009