СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ ТЕКУЧЕСТИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА ИЦЭС ГУП "ЖКХ РС (Я)" - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ ТЕКУЧЕСТИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА ИЦЭС ГУП "ЖКХ РС (Я)"

Колесова В.П. 1, Михайлова А.В. 1
1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: в настоящее время во многих организациях важнейшую роль играет персонал. Большая текучесть персонала негативно влияет на работу. Поэтому в данной статье мы изучили причины текучести персонала в филиале ИЦЭС ГУП «ЖКХ РС(Я)» и предложили рекомендации для сокращения текучести персонала в организации.

Ключевые слова: текучесть персонала, анкетирование, условия труда.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что одной из самых больших проблем в организациях, является большая текучесть персонала.

Цель статьи – разработка рекомендаций по совершенствованию работы по сокращению текучести персонала в филиале Инновационный Центр «Энергосервис» ГУП «ЖКХ РС(Я)».

Инновационный Центр «ЭнергоСервис» филиал ГУП «ЖКХ РС(Я)» создан в 2012 г. на основании Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 января 2003 г. №19, в соответствии со статьями 55, 113 Гражданского кодекса Российской федерации и статьей 5 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «Об унитарных предприятиях», является обособленным структурным подразделением ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республика Саха (Якутия)».

Основной целью создания и деятельности филиала является внедрение инновационных технологий в целях экономной и безаварийной работы котельного хозяйства Республики Саха (Якутия). Основная деятельность филиала – изготовление, модернизация, ремонт насосного, горелочного и котлового оборудования с выдачей режимных карт и проведением пуско-наладочных работ. Организация также ориентирована на получение дополнительной прибыли от работ в других отраслях.

Приоритетные задачи, решаемые филиалом:

- внедрение инновационных технологий в котельное хозяйство;

- изготовление металлических конструкций, котлов и других составляющих котельного комплекса;

- пуско-наладочные работы в котельных, составление режимных карт;

- инженерная диагностика насосного и тягодутьевого оборудования, регулировка тепловых сетей;

- демонтаж, монтаж котельного и газового оборудования, а также приборов КИПиА с дальнейшей их проверкой;

- реконструкция и строительство котельных и сооружений;

- работа по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций;

- работа с энергосервисными контрактами и т.д. [1].

Персонал ИЦЭС состоит из: общего руководства, бухгалтерии, финансово-экономического отдела, организационно-правового отдела, управления технического планирования и инноваций, отдела энергосбережения, производственно-технического отдела, отдела инноваций, ремонтно-механического цеха, службы наладки и горения, газовой службы, водного транспорта и водителей.

Предельная численность работников ИЦЭС в 2014 году составляла 88 штатных единиц.

В структуре персонала наибольшая доля принадлежит ремонтно-механическому цеху (36%), доля общего руководства составляет всего 9% от общего количества рабочих мест.

Для определения уровня текучести кадров, рассчитаем коэффициент текучести кадров и коэффициент приема кадров. Для этого нам понадобятся такие данные, как:

- численность принятых работников списочного состава – всего;

- численность выбывших работников списочного состава – всего;

из них: по соглашению сторон;

в связи с сокращением численности работников;

по собственному желанию.

Текучесть кадров = количество уволившихся за определенный период ÷ среднесписочную численность за тот же период × 100 (Таблица 4).

Таблица 1. Расчет коэффициента текучести кадров

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Среднеспис. числ-ть,

33

43

46

70

69

59

69

77

75

70

66

Принято

37

21

14

31

13

10

22

18

21

11

9

Выбыло:

4

11

11

8

14

20

12

10

23

16

13

по соглаш. сторон

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

в связи с сокращ-м

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

по собств.

желанию

4

11

11

8

14

20

12

9

22

16

12

Коэф. текучести кадров

4:33*100

= 12,12

11:43*100

= 25,58

11:46*100

= 23,91

8:70*100

= 11,4

14:69*100 = 20,29

20:59*100 = 33,9

12:69*100 = 17,39

10:77*100 = 12,99

23:75*100 = 30,67

16:70*100 = 22,86

13:66*100 = 19,7

Таким образом, мы рассчитали коэффициент текучести кадров по кварталам. Рассчитаем коэффициент текучести кадров по годам:

2012 год: (12,12 + 25,58 + 23,91) ÷ 3 = 20,54%

2013 год: (11,4 + 20,29 + 33,9 + 17,39) ÷ 4 = 20,75%

2014 год: (12,99 + 30,67 + 22,86 + 19,7) ÷ 4 = 21,56%.

Как мы видим, текучесть кадров с каждым годом растет, и составляет примерно 21%. Нормальной считается текучесть кадров, которая равняется 3-5%. Текучесть персонала в филиале ИЦЭС ГУП «ЖКХ РС(Я)» отклоняется от нормальной текучести кадров примерно в 4 раза.

Для исследования удовлетворенности трудом использовался опросник, представленный на сайте www.hr-portal.ru, который специализируется на материалах по управлению персоналом. Данный опросник позволяет оценить не только общую удовлетворенность персонала своим трудом, но и ее составляющие [2].

В анкетировании приняли участие 20 работников производственных подразделений филиала «ИЦЭС» ГУП «ЖКХ РС (Я)», так как они составляют большая часть работников филиала.

Результаты анкетирования в «ИЦЭС» филиале ГУП «ЖКХ» приведены в Таблице 2.

Таблица 2. Результаты анкетирования

Оцените нижеприведенные аспекты работы по пятибалльной шкале с точки зрения вашей удовлетворенности

Средний уровень оценки

1

Организация труда

3,7

2

Содержание работы, которую приходится Вам выполнять

3,4

3

Санитарно-гигиенические условия труда

2,5

4

Уровень заработной платы

3

5

Система премирования

3,5

6

Отношения в коллективе

4,5

7

Отношения с руководством

4

8

Отношения администрации к запросам работников

3,7

9

Перспективы роста

3

10

Объективность оценки работы руководством

3,8

11

Возможность обучения и повышения квалификации

3,5

12

Степень своей информированности о положении дел в компании и перспективах его развития

2,5

13

Степень обеспеченности всем необходимым для работы

3,5

14

Решение социальных вопросов

3,2

Результаты анкетирования работников показали, что практически по всем ответам получены средние результаты. Результаты ответов варьируют от 2,5 до 4,5 баллов. Наиболее высоко оценили работники отношения в коллективе - средний балл 4,5. Это можно объяснить тем, что коллектив в основном состоит из представителей мужского пола, и тем, что в «ИЦЭС» преобладает количество работников среднего возраста.

Наименьшее удовлетворение работники испытывают от санитарно-гигиенических условий труда – средний балл 2,5 и от степени своей информированности о положении дел в компании и перспективах его развития – средний балл 2,5. Санитарно-гигиенические условия труда являются важным для каждого работника, так как на работе люди проводят большую часть своего дня и от этого зависит здоровье работников. А также каждый сотрудник должен регулярно получать информацию о ситуации на предприятии и всех происходящих изменениях, ведь этот фактор служит удовлетворению таких важнейших потребностей человека, как потребности в безопасности, сопричастности, информации и соучастии.

Также не совсем устраивает работников перспективы роста и уровень заработной платы. По данным анкетирования средний балл по данным мотивирующим факторам составляет 3 балла.

Среднюю оценку получили такие критерии, как:

- Решение социальных вопросов;

- Степень обеспеченности всем необходимым для работы;

- Возможность обучения и повышения квалификации;

- Система премирования;

- Содержание работы, которую приходится Вам выполнять;

- Организация труда;

- Объективность оценки работы руководством.

Таким образом, анализ выявил как достоинства, так и недостатки действующей системы управления персоналом, которые оказывают существенное влияние на уровень текучести.

Рекомендации, которые помогут снизить текучесть кадров в «ИЦЭС» филиале ГУП «ЖКХ РС (Я)»:

  1. По результатам анкетирования было выявлено, что санитарно-гигиенические условия труда не устраивают работников ИЦЭС, таким образом, в первую очередь нужно улучшить условия труда;

  2. Низкую оценку работники отдали также степени своей информированности о положении дел в компании и перспективах его развития. Для решения этой проблемы, предлагаем такие мероприятия, как:

- введение в практику коллективного принятия решений, для того, чтобы работники знали, что их голос имеет вес;

- проведение хотя бы один раз в месяц собраний, где участвуют все работники филиала, чтобы обсудить насущные проблемы.

  1. Для снижения текучести кадров, нужно осуществлять качественный подбор персонала – нанимать тех соискателей, которые обладают необходимыми компетенциями и соответствуют корпоративной культуре филиала, ее целям и миссии. На собеседовании нужно предоставить будущему работнику максимум информации о компании, условиях труда, требованиях к работнику.

  2. Нужно совершенствовать систему профессионального продвижения работников;

  3. Также поможет снизить текучесть кадров - совершенствование системы морального поощрения. Можно провести конкурс на звание лучшего работника, создать доску почета, вывешивать новости филиала, повесить ящик для предложений.

Таким образом, эти рекомендации помогут сократить текучесть персонала в ИЦЭС филиале ГУП «ЖКХ РС(Я)».

Список использованных источников:

  1. Положение о производственном филиале «Инновационный Центр ЭнергоСервис» ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)». 2012 г.

  2. Анкета для изучения удовлетворенности работников своим трудом. HR-Portal. HR Сообщество и Публикации. 2013-06-02. URL: www.hr-portal.ru/tool/anketa-izucheniya-udovletvorennosti-rabotnikov-svoim-trudom

Просмотров работы: 1904