«МОНЕТЫ: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

«МОНЕТЫ: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ»

Абулкасова Ж.М. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Деньги существуют так же давно, как и сама человеческая цивилизация. За все время существования денег сменилось множество разнообразных монет, денежных знаков. Денежные знаки представляют собой огромную историческую и культурную ценность и всегда привлекали и манили людей. И каждая страна уникальна в этом вопросе по-своему. Ни одна страна не может обойтись без денег.

Сложившаяся древнерусская денежная система являла собой набор соотношений между несколькими денежными единицами. С развитием Российского государства денежная система изменялась: менялись монеты, появлялись банкноты. Различные правители государства проводили реформы, многие из которых оказывали сильное влияние на изменение денежной системы.

Появление монет — явление не случайное, а вполне за­кономерное. Оно обусловлено всем ходом исторического развития чело­вечества. Деньги, денежная форма стоимости есть конечный резуль­тат развития всех форм стоимости, поэтому тема моей курсовой работы актуальна и по настоящее время. Деньги уникальны по своей простоте, как средство платежа за товары и услуги: они обладают самой высокой ликвидностью среди всех финансовых средств. Они являются средством платежа.Цель написания данной курсовой работы – изучение материала об истории возникновении денег, их развитии. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- рассмотреть возникновение монет в древности- изложить историю монет в средневековье- проанализировать возникновение и развитие монетной систем в России.

Объектом является монетные дворы различных государств. Данная тема освещается в работах российских ученых, таких как Г.А. Федерова-Давыдова, Д.Л. Контратьева, Е.А. Давидовича и других. Курсовая работа состоит из введения и двух глав, заключения и списка использованной литературы.В первой главе освещается история развития денег в древности и в эпоху средневековья.Вторая глава посвящена истории и развитию монетной системы в России.В заключении даются краткие выводы по всей курсовой работе.

Глава 1. История развития денег

1.1. Монеты в странах древнего мира.

Деньги возникают у кочевых народов. В результате первого круп­ного общественного разделения труда — выделения из массы вар­варов пастушеских племен — скот сделался главным предметом обмена. Срастание денежной формы стоимости с первобытной (скот) оставило глубокий след в первоначальных обозначениях денег как таковых и богатства вообще. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить латинские и древнерусские названия денег. Латинское слово pecunia — деньги происходит от pecus — скот. В поэмах Го­мера (VIII—VII вв. до н.э.) в качестве меры стоимости фигури­рует бык. Золотые доспехи, например, стоили 100 быков. Счет скота велся по головам, и латинское слово сaput — голова явилось осно­вой современных слов “капитал”, “капитализм”. Слово “скот” обозначало понятия денег, имущества, богатства. Аналогично обознача­лись они у англосаксов—sceat, готов—skatts, в древненемецком языке — skat. На Руси “скотъ” — это не только домашние живот­ные, но и имущество, богатство, деньги. Казнохранилище называлось “скотьницей”, а ее хранитель, казначей — “скотьникъ”.

Необходимо подчеркнуть, что скот был не единственным видом денег, и наряду с ним первобытными деньгами служили самые разнообразные предметы: меха, шкуры, ткани, различная утварь, раковины, бусы и другие украшения, соль, рыба, чай и многие дру­гие предметы. Среди различных видов первобытных денег особой популярностью пользовались раковины мелкого моллюска, добывав­шиеся в Индийском и в западной части Тихого океана — каури (на Руси — ужовка). С глубокой древности и в ряде мест до XX в. они использовались как украшения и являлись средством обмена у мно­гих народов Европы, Азии, Африки и островов Тихого океана.

Также очень широко в качестве всеобщего эквивалента использо­вались меха. Об этом их использовании в Древней Руси свиде­тельствуют некоторые названия денежных единиц — куна, веверица. В Северной Америке меха служили деньгами еще в начале XVIII в.

С расширением обмена для выполнения функции всеобщего эк­вивалента появился особый товар, по самой природе своей наиболее пригодный для этой цели,— благородные металлы. Они очень быстро вытеснили из обращения различные виды неметаллических денег. Первоначально золото и серебро обменивали просто по весу в виде слитков.

Переход от употребления денег в форме слитков самой разно­образной формы (бруски, пруты, кольца и др.) к чеканной монете явился результатом подъема производства на более высокую ступень, когда обмен стал жизненно необходим для передовых в экономичес­ком отношении стран и народов.

В чем заключались преимущества металлических денег перед любыми формами примитивных средств обмена? Наиболее сущест­венное из них состояло в том, что металлические деньги практичес­ки не подвергались порче и их можно было хранить в качестве сокро­вища сколько угодно длительное время. Во-вторых, обладая боль­шим весом в малом объеме, они значительно облегчали свою транс­портировку. Наконец, они легко делились на части, превращаясь в деньги меньшей стоимости, что очень облегчало производство мел­ких торговых операций. Во многих странах обращение различных видов металлических денег, прежде всего слитков, предшествовало появлению собственно монет. В Греции до введения монеты обра­щались железные прутья, называвшиеся оболами. Шесть прутьев составляли драхму (пучок, горсть). Драхмой впоследствии стала называться древнегреческая серебряная монета. В древней Италии до появления монет деньгами служили медные слитки, в большом числе (около 300 кг) найденные в целебном священном источнике Аква Аполлинарис. В Северном Причерноморье около древнегре­ческой колонии Ольвии найдены клады бронзовых наконечников стрел, отличавшиеся от боевых,— у них не было втулки, а лопасти были тупые. Их единственным назначением было обслуживание мел­кой розничной торговли. При сохранении формы наконечника стре­лы они по сути своей являлись уже монетами.

Не случайно древнейшие чеканенные монеты появились именно там, где обмен был наиболее интенсивным,— в греческих колониях Малой Азии, являвшихся торговым стыком между малоазиатскими государствами и Грецией. Вопрос о конкретном центре, где впервые приступили к чеканке монет, является спорным. В настоящее время принято считать, что первые монеты появились в Китае в XII в. до н. э., а затем — в начале VII в. до н.э. в малоазийском госу­дарстве Лидия в правление царя Гигеса. Эти лидийские монеты чеканились из электра — естественного сплава золота и серебра. Форма их еще не круглая, а бобовидная. Изображение на лицевой стороне заменено желобками, а с другой стороны тремя прямоуголь­ными вдавлениями, являющимися следами примитивного верхне­го штемпеля. Вероятно, несколько позднее появляются монеты на греческом острове Эгина, но эгинская весовая система очень широ­ко распространяется в конце VII в. до н.э. В отличие от лидийских эгинские монеты чеканились из серебра, а их форма близка к шарообразной. На лицевой стороне этих редких эгинских статеров изображена черепаха. В Северном Причерноморье первые мо­неты начали чеканить в Ольвии в конце VI в. до н. э.

Первые монеты из золота стал чеканить знаменитый лидийский царь Крез в VI в. до н.э. Практически одновременно с чеканенными появляются монеты, отлитые в специальных формах.

Древнейшие монеты, отлитые в Китае из бронзы в форме малень­ких мотыг и лопат, а также дисков, предположительно датируются еще более ранним временем —XII—VIII в. до н. э. Возможно, что столь же древними являются первые монеты Индии и Ассирии.

Очень скоро основными монетными металлами стали золото и серебро, а медь и бронза обслуживали мелкие торговые операции на местных рынках.

Соотношение стоимости золота и серебра никогда не было пос­тоянным, но, как правило, устанавливалось в законодательном порядке. В античное время, например, оно колебалось от 1:10 до 1:16, в начале XX в.—1:38—1:39. Западнофранкский король Карл Лысый в IX в. специальным эдиктом установил соотношение между золотом и серебром как 1:12, а английский король Генрих III (1207— 1272)—как 1:10.

Следует особо подчеркнуть, что первые монеты, как правило, служили и весовыми единицами. Поэтому названия древних монет часто совпадают с наименованием весовых единиц. Однако вес мо­нет очень скоро менялся и от первоначального веса оставалось лишь название. Поэтому исключительно важно при анализе денеж­ных обозначений, встречаемых в источниках, учитывать разницу ве­сового содержания драгоценного металла в денежных единицах в различные периоды их истории. Монеты являются важнейшим, а иногда единственным источни­ком по истории экономики, товарно-денежных отношений и торго­вых связей.

1.2 Монеты в средневековую эпоху.

Монеты говорят о людях, о прошлом, об истории на своем, особом языке. Прислушаемся, и нам покажется, что все вокруг нас наполняется нестройными и приглушенными голосами этих осколков прошлого. Одни из них повествуют ясно о событиях, которые вызвали их к жизни, сопутствовали появлению на свет, другие — смутно, и мы можем только догадываться, о чем они могли бы рассказать. Третьи вообще говорят на непонятном языке — нельзя даже определить, кто, когда и где их чеканил, в связи с какими обстоятельствами.

Первое время потребности торговли обеспечивались старыми римскими серебряными монетами. Потом они стали чеканить свои монеты. Так, Теодорих, который создал в Италии на развалинах римских городов и вилл новое государство, изображал на монете римского императора, а на ее обороте — свою собственную монограмму. То, что так хорошо понимали цезари Рима, было совершенно непонятно германским королям на заре средневековья. Их монеты выглядели грубыми, схематичными, примитивными по сравнению со старыми античными монетами. Но таковы вкусы и культура той эпохи. Это был переход от античности к средневековью, от рабовладельческой формации к феодальной.

Короли считали себя христианами. На монетах меровингского короля Теодоберта изображали ангелов с крестами. Христианство ранних средневековых государств на рубеже VI — VII вв. больше напоминало язычество.

Вообще же монеты раннесредневековой эпохи дают много сведений о своем времени, но содержат и множество загадок. И одна из них связана с так называемым монетным металлом.

Монеты чеканили из самых разных металлов. Иногда только золотые или только серебряные. Такие денежные системы называют монометаллическими. В другие периоды выпускали и серебряные и золотые монеты, а иногда и медные монеты — это полиметаллические и биметаллические монетные системы.

Особой потребности в массовых деньгах еще не было. Когда же она стала ощущаться, начали чеканить серебро. Постепенно пришли к массовому выпуску серебряных монет. Законодательно это потом закрепили денежной реформой Карла Великого. Монетные металлы как бы поделили сферы своей деятельности: серебро обслуживало массовую торговлю, золото — сферу накопления, а также область крупных торговых операций. Сохранялось положение, сложившееся еще при Меровингах, когда монетный двор действовал чуть ли не на каждом большом рынке. Часто эти монеты брали охотнее, чем чеканенные в королевских денежных мастерских. Карл угрожал штрафом свободным людям и телесными наказаниями несвободным, если они будут отказываться брать королевскую монету и принимать некоролевскую. Но это не помогало.

Для чеканки монеты мастерские должны посылать мастеров в сопровождении вице-графов и двух состоятельных людей в королевскую казну за серебром. В установленный срок полученное серебро нужно было по весу вернуть в казну в виде звонкой монеты. Если же монетчик навлекал на себя подозрения, то должен был отвести их от себя «божьим судом» — испытанием огнем или кипятком. Если «божий суд» оказывался для него неудачным, ему отрезали руки как фальшивомонетчику. Такими жестокими мерами пытался король Франции навести порядок в денежном деле.

Вскоре не осталось и следа от централизации монетной чеканки. Феодальная раздробленность привела к полной децентрализации денежного дела.

Средневековая Европа имела множество монетных дворов. Каждый герцог стремился завести монетную мастерскую. Это было очень выгодно: из одного и того же количества серебра выпускали все больше и больше монет.

Думали, что если из фунта серебра вычеканить на несколько десятков монет больше, то и купить на них можно будет больше товаров. В какой-то краткий период это было действительно так. Но очень скоро такая более легкая монета теряла в своей цене и ее покупательная способность падала. Короли, князья, графы снова увеличивали число чеканенных из того же фунта монет и снова извлекали кратковременную денежную выгоду, не заботясь о будущем.

Это была своекорыстная деятельность феодалов, не заботящихся о государстве, народе, о пользе торговли. Узкоклассовые интересы верхов общества приводили к развалу денежного обращения, порой исчезновению серебра с рынков вообще, к расстройству экономики.

Случалось, что в каком-нибудь городе чеканили монеты на протяжении 2—5 лет, а потом выпуск монет прекращался. Часто ставились не только экономические, но и политические цели: таким путем правитель желал объявить о себе и своем суверенитете или же о завоевании этого города. Налаживали денежное обращение по тем нормам, которые, как казалось монетчикам и правительству, были бы наиболее удобны для данного района. Выпускали монеты по новому весовому стандарту, но, чтобы преобразовать все денежное обращение, требовалось очень много металла и большие средства. Их обычно у такого монетного двора не имелось. И вот, выпустив две-три серии монет, двор прекращал свое существование.

Отдача на откуп денежного дела стала распространенным явлением. Денежная чеканка приносила большой доход. Правительство считало выгодным для себя получать от какого-нибудь купца вперед на несколько лет сумму денег, которая бы составляла доход от монетной чеканки. Взамен купцу-откупщику предоставлялось право чеканить монеты в таком-то городе, на таких-то и таких-то условиях, конечно, с соблюдением определенных монетных типов, с обязательной чеканкой монеты от имени правителя. Откупщики были уже в Древнем Риме: на одном из его монетных дворов имелась должность откупщика императорского королевского литья.

Особенно стало их много в средневековой Европе. Понятно, что откупщики, стремясь увеличить доходы, которые приносила чеканка монеты, портили их, уменьшая в весе.

В 1621—1623 гг. в Германии порча денег приняла характер национального бедствия. Группы монетчиков устраивали свои мастерские в заброшенных башнях на больших дорогах. Каждый обедневший барон мог основать в своем замке монетный двор, скупать хорошие, полновесные монеты, переплавлять их и выпускать плохие, меньшего веса или низкой пробы. Фальшивомонетчиков наказывали жестоко, но сеньоры и рыцари, графы и герцоги, выпускавшие монеты, были ничуть не лучше этих преступников. Порча денег привела к тому, что многие монеты стали содержать совсем мало серебра. До 1280г. кельнский пфенниг, например, весил 1,315 г. серебра. А в конце XIV в. серебра в нем содержалось не больше 0,075 г.

Грош был в средние века большой серебряной монетой, denarius grossus — «толстый денарий». Вырождение его стоимости, порча этой монеты привели к тому, что слово «грош» стало употребляться как синоним самой маленькой, ничтожной монетки.

Происхождение денежного дела мусульманских стран тесно связано с монетами древнего мира. Это чувствуется в названиях восточных монет.

В начале XIII в. в Средней Азии существовало могущественное государство хорезм-шаха Мухаммеда. Будучи мусульманином, государь не мог не считаться с халифом — главой всех мусульман, повелителем правоверных. Обычно хорезм-шах вместе со своим именем помещал на своих монетах и имя халифа Насира лид Дина. Но на некоторых монетах имя халифа Насира отсутствует. Оказалось, что это связано с обострением разногласий между Мухаммедом и халифатом. Разрыв отношений между Насиром и Мухаммедом привел в некоторых случаях к военным столкновениям. Выпускать монету без имени халифа! На такую дерзость мог решиться только очень сильный правитель.

Золото-ордынский хан XIV в. Джанибек, ведший напряженную борьбу с Ираном за Кавказ, сумел на короткий срок овладеть Тебризом. В 1356 г. в знак своей победы Джанибек выпустил монету от своего имени с указанием года чеканки и города как своего владения.

Смута и междоусобная борьба характерны были для Золотой Орды в 60—70-е гг. XIV в. Ханы быстро сменяли друг друга, и мало кому из них удавалось удержаться на престоле долгое время. Так же как на средневековом Западе, на мусульманском Востоке монеты носили печать того класса, который имел власть в государстве, они использовались им для возвеличивания, для упрочения религии, которая служила их интересам. Для Средней Азии эпохи средневековья была характерна порча монет. В монеты добавляли недрагоценный металл — лигатуру, серебра оставляли мало. Появлялись в обращении черные дирхемы. Их реальная стоимость была очень мала. Население знало об этом, но вынуждено было пользоваться ими. Их номинальную стоимость эмир поддерживал насильно, часто угрожая казнью за отказ принять черный дирхем. Эти угрожающие надписи писались на монетах. Например, так: «Кто монету не возьмет, тот преступник». С наступлением нового года... старые касбеки воспрещаются, стоят уже два старых за один новый и поэтому должны снова поступать на монетный двор, где они только раскаляются и клеймятся новым знаком».

Старые деньги изымались. Население сдавало их в казну или на монетный двор в обмен на новые. Стоимость старых денег занижалась, новых — завышалась. Казна получала прямой доход.

В XVII—XVIII вв. монетный двор превращается в фабрику по изготовлению монет. Исчезает старая ручная техника чеканки монет. Денег требуется все больше и больше. Чтобы обеспечить выпуск достаточного количества монет, строятся особые станки.

Первые станки для монетного дела создали еще в эпоху Возрождения. Великий Леонардо да Винчи сконструировал станок для вырезывания монетных кружков.

Знаменитый скульптор Бенвенуто Челлини придумал винтовой пресс для оттискивания изображения. Но широкое применение эти механизмы получают позднее, в XVII в.

В России машинная техника чеканки монет появилась при Петре I. На особых станках расплющивали полосы, на других вырубали кружки. Затем специальными машинами производили гурчение, т. е. накатку надписи или узора по краю будущей монеты, и наконец чеканку. Для этого использовали «молотовый снаряд» с падающим молотом, ударявшим по верхнему штемпелю.

Принцип ручной техники, при которой чеканка производилась ударом молотка по штемпелю, перенесли и в машинную технику. Но вскоре появились более удобные винтовые станки, где оттиск штемпеля производился за счет силы давления, создаваемой многопудовым воротом, соединенным с винтом.

Глава 2. Монеты в истории России.

2.1. Первые русские монеты.

Первая попытка чеканить собствен­ные монеты была осуществлена русскими князьями в конце Х— начале XI в. Письменные источники не сохранили сведений о нача­ле русской монетной чеканки, тем не менее есть все основания ут­верждать, что она явилась не случайным эпизодом, а была под­готовлена всем ходом исторического развития Руси, прежде всего двухсотлетним обращением на ее территории восточных монет.

Вводя в обращение свою собственную монету, русские князья стремились, видимо, с одной стороны, компенсировать в определенной степени недостаток в куфических монетах, ввоз которых резко сок­ратился именно в. это время, а с другой — использовать монеты как прекрасное средство пропаганды государственного суверенитета Руси, ставшей в конце Х в. одним из мощных христианских госу­дарств.

В отечественной нумизматике вопрос о причинах появления первых монет и времени их чеканки долгое время был предметом острых дискуссий. Одним из первых эти проблемы поставил И. И. Толстой, монографически изучивший древнейшие русские моне­ты. Он разработал типологию и предложил хронологическую классификацию этих монет, согласно которой чеканку начал Владимир Святой (980—1015) и продолжили его сыновья — Святополк Ока­янный (1015—1018, приемный сын) и Ярослав Мудрый (1019—1054). Золотые монеты чеканил только Владимир. Другую схему древнерусского чекана предложил А. В. Орешников. Он считал, что чекан­ка монет на Руси началась при Ярославе Мудром, была продолжена его сыном Изяславом (1054—1078) и внуком Ярополком Изяславичем (1077—1078), князем волынским и вышегородским, а за­кончилась при Владимире Всеволодовиче Мономахе (1078— 1125). При этом, по мнению А. В. Орешникова, Мономах осуществлял чеканку, являясь князем черниговским (1078—1094), переяславским (1094—1113) и великим князем киевским (1113- 1125). В основе схемы А. В. Орешникова лежало представление о времени Владимира Мономаха как о “высшей точке процветания” Киевского государства.

Большинство исследователей придерживается схемы И. И. Тол­стого, развитой в работах Н. П. Бауера. Схему А. В. Орешни­кова поддерживал, подкрепляя археологическими материалами, Б. А. Рыбаков. В последние десятилетия изучением древнерус­ских монет систематически занимались И. Г. Спасский и М. П. Сотникова, которые подвели итог более чем столетнему исследо­ванию древнерусского чекана, издав “Сводный каталог русских монет Х—XI веков” (Л., 1983). В основе этого труда лежит схема И. И. Толстого, подвергшаяся лишь частичным уточнениям и допол­нениям.

И. И. Толстой связал начало чеканки монет с принятием на Руси христианства, объясняя их появление как “удовлетворение стремления к внешним признакам этой (христианской.— П.Ш.) культуры ранее удовлетворения реальных потребностей”. Правда, он тут же оговаривался, что уже при Владимире I русские монеты стали удовлетворять фактическую потребность в средстве денежно­го обращения, связывая эту потребность с “кризисом серебра” в странах Арабского халифата.

Отдельные исследователи видели в чеканке первых монет проя­вление экономической мощи Киевской Руси и объясняли ее стрем­ление вытеснить из обращения иноземную монету. Это мнение яв­ляется безусловно ошибочным, особенно в заключительной своей час­ти. При отсутствии собственных разработок серебра на Руси выпол­нить эту задачу было невозможно. Сырьем для русской монетной че­канки служил привозной металл, вероятно сами восточные дирхемы, перечеканка которых в сребреники потребовала бы колоссальных и неоправданных затрат.

Клады и отдельные находки древнейших русских монет встреча­ются не только на громадной территории древнерусского государ­ства, но и далеко за его пределами — в Скандинавии, Прибалтике, Польше и Германии. Однако этот факт еще не дает права припи­сать сребреникам значительную роль в русском денежном обраще­нии. Они не могли обеспечить потребности экономики и денежного обращения в монете в силу кратковременности чеканки и незначи­тельности эмиссий, а также их низкопробности. Около трех четвер­тей из числа всех апробированных сребреников имеют пробу ниже 500-й, т. е. практически не являются серебряными монетами. Значи­тельная часть монет изготовлена из сплава с ничтожным коли­чеством серебра. Показательно, что только высокопробные среб­реники, имеющиеся среди монет всех типов, за исключением монет Святополка, встречены в кладах восточных и западноевропейских монет. Дирхемы, даже в последний период их обращения на Руси, в сравнении с сребрениками были монетами высокопробными. Именно они служили сырьем для чеканки русских монет, и далеко не случай­но, что среди всей громадной массы восточных монет нет ни одного дирхема, перечеканенного в сребреник. Таким образом, можно пред-

полагать, что на внутреннем рынке древнерусские монеты обраща­лись по принудительному курсу. Поэтому более убедительным пред­ставляется мнение о том, что древнерусская чеканка преследовала в первую очередь политические цели.

Итак, длительная дискуссия о времени появления первых оте­чественных монет в настоящее время может считаться законченной. Чеканка началась в княжение Владимира Святославича (980— 1015), вероятно, вскоре после официального принятия христианства в 988 г. Об этом свидетельствуют изображения Иисуса Христа на одном из типов серебряных монет и на всех золотых, а также по­стоянное присутствие креста как символа христианства в руках князя на всех без исключения монетах, как золотых, так и серебряных.

В настоящее время известно около 340 древнерусских сере­бряных монет, называемых условно сребрениками, и 11 золотых, или златников. Название серебряных монет заимствовано из Ипатьевской летописи начала XV в., а золотых — из договора Руси с Византией 945 г. В первом случае употребление термина “сребреник” относится к началу XII в., когда монеты уже не чеканились, во втором — ко времени, когда они еще не чеканились.

Подавляющее большинство монет содержит в легенде имя Вла­димира, значительно меньшее число — имена Святополка и Яросла­ва. На некоторых монетах имя князя до сих пор не поддается прочте­нию или читается предположительно.

Размер сребреников такой же, как и большинства дирхемов, но, в отличие от последних, они отчеканены не на специально вырезанных кружках, а на отлитых в двусторонних литейных фор­мах заготовках. Техника чеканки была весьма низкой. Нестойкость монетных штемпелей приводила к их быстрой смене, а частое и не всегда умелое копирование штемпелей искажало надписи до неузна­ваемости. Штемпели, вероятно, были бронзовыми и имели вид щип­цов. Такие сопряженные штемпели были известны на Руси и до на­чала чеканки монет — они служили буллотириями для оттиска вис­лых свинцовых печатей. В более позднее время такие штемпели на­зывались “клещи”. Небольшое число монет, отчеканенных одной парой штемпелей, говорит о том, что штемпели быстро разрушались.

Вопрос о национальной принадлежности резчиков монетных штемпелей очень сложен. Скорее всего они были русскими людьми, а не греками, хотя и подражали первоначальным византийским об­разцам. На Руси возобладало графическое исполнение штемпелей, а для византийских мастеров характерен высокий рельеф изображе­ний. Эта художественная манера объясняется, скорее всего, не столь­ко неопытностью резчика, хотя и это несомненно, сколько влияни­ем стиля восточных куфических монет. Следует отметить, что для мо­нет раннего европейского средневековья вообще характерна свое­образная графичность исполнения изображений и надписей. В срав­нении с одновременными западноевропейскими монетами русские сребреники и златники не выглядят “варварскими”. Русские монеты по мастерству резчиков и художественному исполнению ими штем­пелей очень различны — наряду с грубо выполненными рисунками и неграмотными надписями имеются монеты тонкой, можно сказать, изящной работы, например “Ярославле серебро”.

Все серебряные монеты с именем Владимира (более 250 экз.) подразделяются на четыре типа. На монетах 1 типа на лицевой стороне изображен сидящий на престоле князь в шапке, укра­шенной подвесками и увенчанной крестом, в правой руке князя крест на длинном древке, над левым плечом маленький княжеский знак в виде трезубца. Вокруг изображения помещена круговая надпись справа налево вершинами букв к центру монеты: Владимиръ на столе. По краю монеты бусинный ободок. На обратной сто­роне погрудно изображен Иисус Христос в кресчатом венце, с Еван­гелием в левой руке и благословляющий правой. Круговая над­пись, расположенная на лицевой стороне: I сусъ Христосъ. По краю монеты бусинный ободок. Другой вариант этого типа монет содержит на лицевой стороне легенду Владимиръ асе его сребро. Среди апро­бированных монет этого типа (примерно третья часть) только 4 экземпляра имеют пробу 875—800, остальные фактически являются серебряными монетами с незначительной примесью меди. Монеты 1 типа, вероятно, чеканились одновременно со златниками. Об этом говорит их однотипность. Предположительно формула легенды “Владимир на столе” была изначальной и сочеталась с пол­ным написанием имени Христа. Штемпели резали не менее 5 масте­ров-резчиков. Монеты этого типа составляют по особенностям ле­генды и изображений четыре подгруппы, но, видимо, все они чека­нились если не одновременно, то в очень небольшом хронологическом диапазоне. Интересно отметить, что знаменитый Киевский клад сребреников 1876 г. состоял исключительно из монет этого типа.

На лицевой стороне монет II типа также изображен сидящий на престоле князь. Вокруг его головы появляется нимб, прежде неизвестный. Впервые же появляется и изображение престола, как бы иллюстрирующее первую часть надписи, помещенной на этой же стороне: Владимиръ на столе. На обратной стороне изображение Иисуса Христа заменяется изображением родового княжеского знака, так называемого трезубца. Это название предложил М. Н. Ка­рамзин в своей “Истории государства Российского”. Легенда на обратной стороне А се его сребро завершает надпись лицевой сто­роны. Вокруг изображения бусинный ободок (иногда двойной). Одежда князя украшена бусинами, она напоминает кольчугу.

Чтение надписей на монетах этого типа чрезвычайно затрудни­тельно, так как в большинстве случаев они являются бессмыслен­ным набором буквообразных знаков. Это обстоятельство, с одной стороны, ставило под сомнение прочтение легенды И. И. Толстым, который видел в ней имя Владимира, а с другой — приводило к са­мым фантастическим ее прочтениям. Например, Я. Я. Волошинский прочитал имя “Ярослав”, а А. В. Орешников предположил в ней на­звание города Переяславля. Княжеский знак аналогичен изображен­ному на златниках и на монетах 1 типа. Принадлежность его именно Владимиру I подтвердила находка при раскопках в Новгороде в слое XI в. бронзовой подвески с изображением такого же знака.

Подавляющее большинство монет этого типа столь же низкопроб­ны, как сребреники 1 типа.

Хронологически этот тип сменяет первый, что вытекает из факта перечеканки сребреника 1 типа штемпелями II типа, а также из наб­людений над составом монетных кладов. Вероятное время чеканки монет этого типа — первые 15 лет XI в. Большинство монет II типа происходит из Нежинского клада (недалеко от Киева) 1852 г.

Монеты III типа (известны 57 экземпляров) выделяются по следующим характерным признакам: в общем повторяя на обеих сторонах изображения монет II типа, они отличаются от послед­них отсутствием нимба вокруг головы князя, тщательным изобра­жением престола (кресло с высокой и широкой спинкой), наклоном креста (на всех других монетах он изображен прямо) и, наконец, почти абсолютной правильностью и полнотой написания легенды: Владимиръ на столе, а се его сребро. Некоторые элементы рисунка восходят к 1 типу. Впервые среди монет этого типа встречены экзем­пляры, происходящие от разных штемпелей одной из сторон при общем другой. Это свидетельствует о том, что испорченные штем­пели могли заменяться не только парами, но и поодиночке. Монеты этого типа столь же низкопробны, как и двух предыдущих. Случаи перечеканки монет II типа штемпелями III типа устанавливают их относительную хронологию.

Следует отметить, что почти все (четыре из пяти) монеты этого типа, имеющие высокую пробу (более 840-й), сильно обрезаны. Обломки и обрезки восточных монет хорошо известны по многочис­ленным кладам. В кладах первой половины XI в. они абсолютно пре­обладают над целыми экземплярами. Так как низкопробных обрезан­ных сребреников неизвестно, можно предполагать, что на Руси хо­рошо разбирались в качестве обращавшихся монет и функции пол­ноценной монеты выполнялись только высокопробными монетами.

Монеты IV типа (известно 25 экземпляров) в целом повторяют на обеих сторонах композиции сребреников II и III типов, отли­чаясь от них правильностью рисунка и тщательностью исполне­ния штемпелей. Скорее всего все штемпели для монет этого типа изготовлены одним мастером, за единственным исключением экзем­пляра, выполненного небрежно и неумело. Среди монет этого типа встречен экземпляр с уникальной надписью: Владимире серебро + Съватаго Васила. Такое чтение, как оказалось единственно возмож­ное, предложил Д. И. Прозоровский. Христианское крестильное имя Владимира — Василий хорошо известно. По содержанию легенда аналогична форме надписи на монетах Ярослава Владимировича Мудрого, и это проливает свет на их взаимную хронологию. Моне­тами этого типа завершаются эмиссии Владимира. Такое заклю­чение аргументируется наличием монеты Святополка, штемпели для которой изготовил мастер монет IV типа. К тому же смешения компо­зиций изображений и легенд, как правило, происходят только при сме­не монетных типов.

На монетах этого типа изображены два вида княжеского голов­ного убора: высокая русская шапка и низкая шапочка с крестом

на вершине, повторяющая стемму императоров с византийских монет Василия II и Константина, в чем усматривается намек на равенство русского великого князя византийским императорам.

2.2Монеты нашего времени

Первые годы Советской власти — это годы гражданской войны, а потом время преодоления разрухи и экономических трудностей. Полное расстройство царило в финансовой области. Не хватало даже бумажных денег. Очень трудно было начинать чеканку первых советских монет. Совет Труда и Обороны в апреле 1921 г. издал постановление о возобновлении работы Медаль-но-аффинажного завода — так назывался тогда старый монетный двор в Петрограде. Но оборудование не сохранилось. Его вывезли еще по распоряжению Временного правительства в 1917 г. на Восток, частично потеряли. Однако эти трудности преодолели.

Первый металлический советский рубль отчеканили из серебра высокой пробы. На нем изобразили пятиконечную звезду, Государственный герб Российской Федерации и надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Этот рубль имел даты 1921, 1922 гг., но в обращение он поступил в 1924 г., когда был создан достаточный запас монет советской чеканки. Герб — главный элемент монеты - создавался при личном участии В. И. Ленина. Государственный герб РСФСР был утвержден в самом начале 1918 г.

Выпуск серебряного рубля и разменных монет в 50, 20, 15 и 10 копеек несколько приостановил падение покупательной способности денег.

В 1922 г. Госбанк получил право выпускать бумажные деньги, приравненные к золоту, - бумажные червонцы. Червонец соответствовал 8,6 г золота.

Вскоре, в 1923 г., выпустили высокопробную золотую монету в один червонец. На ней тоже помещался Герб РСФСР и была надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» На оборотной стороне изображен был крестьянин с лукошком на перевязи через плечо на фоне фабрики. Золотой червонец в обращение поступил в очень малых

В 1923г. был утвержден Герб СССР и помещен на монетах 1924г. Серп и молот на фоне земного шара, над ним — звезда. Колосья были перехвачены шесть раз лентой. Под земным шаром— часть диска восходящего солнца. Продолжали чеканиться монеты по 20, 15 и 10 копеек. В 1924г. снова вышел рубль. Теперь на нем был изображен Герб СССР.

Крестьянская тематика на первых советских монетах — сеятель на червонце 1923 г., сельскохозяйственные атрибуты на других монетах. С 1924г. чеканились медные мелкие монеты. В последующие годы выпускали никелевые и бронзовые монеты. Никелевые выпускались с 1931 г. На них вначале изображали рабочего с молотком. Через некоторое время на монете остались только герб и обозначение номинала. С 1 января 1961 г. изменился масштаб цен. 10 старых рублей стали стоить 1 новый рубль. Появились монеты нового вида. Снова вышел металлический рубль. Из сложного специального медно-никелевого сплава стали чеканить 1 рубль, 50, 20, 15 и 10 копеек, из медно-цинкового сплава — 5,3,2 и 1 копейки. Принципиально рисунок монет не изменился.

Сейчас снова возродились монеты с памятными изображениями — мемориальные монеты, посвященные 100-летнему юбилею В. И. Ленина, с его портретом, монеты в честь 20- и 30-летия Победы в Великой Отечественной войне.

На рубле, выпущенном в честь 20-летия Победы, изображена скульптура Вучетича, поставленная в Берлине на мемориальном кладбище советских воинов,- она изображает советского воина, спасающего ребенка и мечом сокрушающего свастику.

Есть монеты в ознаменование 50-, 60- и 70-й годовщин Великой Октябрьской социалистической революции. На 1 рубле и 50 копейках 1967 г. изображен В. И. Ленин на фоне серпа и молота; на 20 копейках — крейсер «Аврора»; на 15 копейках — скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница»; на 10 копейках — монумент в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства.

Заключение.

Золотая монета прочно связалась в представлении многих людей с огромной властью, которую дают деньги. Но не только это привлекало людей к монете. Тесная, можно сказать, кровная связь монет с судьбами людей и государств, сделала их как бы свидетелями всей человеческой жизни и истории. Стертая старая монета, «дублон старинный», хотя и сохранила свою ценность как кусок драгоценного металла, но представляет еще большую ценность как источник сведений о прошедших временах. Неизъяснимое очарование имеют старые вещи. В них как бы сосредоточился дух, аромат тех эпох, которые никогда не вернутся. Держа старинную монету, мы чувствуем, что в ней сконцентрировалось нечто такое, что переносит нас в прошлое. Потому-то монеты и стали излюбленным объектом коллекционеров.

Монеты говорят о людях, о прошлом, об истории на своем, особом языке. Прислушаемся, и нам покажется, что все вокруг нас наполняется нестройными и приглушенными голосами этих осколков прошлого. Одни из них повествуют ясно о событиях, которые вызвали их к жизни, сопутствовали появлению на свет, другие — смутно, и мы можем только догадываться, о чем они могли бы рассказать. Третьи вообще говорят на непонятном языке — нельзя даже определить, кто, когда и где их чеканил, в связи с какими обстоятельствами.

Чтобы монеты не превратились в «мусор истории», ненужный хлам прошлых столетий или в предмет бессмысленного коллекционирования, а служили бы рассказчиками, причем иногда единственными, существует особая наука нумизматика — наука о монетах (от латинского слова numisma, что означает «монета»).

В своей курсовой работе я хотела рассказать о том, как помогают монеты в познании общества, законов его развития, реконструкции событий, скрытых от нас далью многих веков.

Монеты — это прежде всего деньги. Но не всякие деньги — монеты.

Деньги возникли в результате длительной тысячелетней практики торговли и обмена продуктами, товарами. Человечество перепробовало сотни видов денег, пока не пришло к наиболее выгодным и удобным — металлическим.

Металл не портился и занимал мало места при хранении и перевозке. Он легко делился на части для мелких торговых операций. Чтобы воспрепятствовать подделке денег, государственная власть стала их клеймить. Это означало, что в слитках содержится металл определенного качества. Кусочки металла оделись в «национальный мундир». Так появились первые монеты. Когда слиток серебра или золота получает клеймо, этот «мундир», он и становится особо ценным историческим источником, потому что на нем «отпечатывается информация об эпохе». Он становится способным помочь нам в познании прошлого. А ведь интерес к своему прошлому, т. е. интерес к истории, — благороднейшая страсть, которая владеет людьми еще со времен древнего мира, — стремление к самопознанию, к определению человечеством своих судеб, своего места во Вселенной, к познанию законов, которые управляют развитием человеческого общества.

Появление чеканной металлической монеты — важный рубеж в истории. Оно свидетельствует о том, что данное общество достигло высокой степени экономического и социального развития. Изучая все эти изображения и знаки, исследуя монетный тип, мы получаем важные сведения. Всякое изменение традиционных символов на монетах связано с какими-то событиями, иногда забытыми, не описанными древними авторами. Каждая деталь монетного типа: и надпись, и изображение, и портреты правителей — все это бесценные исторические свидетельства прошлого. Сейчас монеты из золота и серебра всюду чеканят не для денежного обращения, а главным образом для туристов и коллекционеров или для каких-либо особых случаев. Монеты для повседневного обращения чеканят чаще всего из бронзы, меди, никеля, сплавов этих металлов.

Много интересного можно узнать, приобщившись к научной нумизматике.

Литература

  1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Кн. Для учащихся и студентов. - М.: Просвещение, 2009.

  2. Семар Г.М. Среди монет. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 2005.

  4. Фёдоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. М.: Педагогика, 1990.

  5. Щелоков А. Свидетели истории. – М.: Молодая гвардия, 1997.

  6. Кондратьев Д.Л. Памятные монеты. – М.: Финансы и статистика, 1992.

  7. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты – свидетели прошлого. Популярная нумизматика. М.,1985.

  8. Федоров-Давыдов Г.А.Монеты Московской Руси. М., 1981.

26

Просмотров работы: 16516