РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современной рыночной экономики ключевым и важнейшим показателем устойчивого развития организации, определяющим её способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке, выступает конкурентоспособность.[1]

Рыночная позиция предприятия во многом определяется выбранной стратегией и эффективностью управления. Квалифицированный анализ социальных факторов и возможностей предприятия - путь к устойчивым конкурентным преимуществам.

Степень конкурентоспособности определяет значительное количество факторов. Они обуславливают возможность эффективной адаптации к изменениям и влиянию внешней среды. Факторы, обеспечивающие конкурентоспособность предпринимательских структур, способствуют формированию конкурентных преимуществ, стимулируют развитие социально ответственного бизнеса, обеспечивая тем самым решение целого комплекса социальных проблем[2].

В научной литературе предлагается деление факторов конкурентоспособности на внешние и внутренние в зависимости от их происхождения[3].

К внешним факторам принято относить социально-экономические отношения, которые позволяют компаниям иметь преимущества. Сюда входят меры государственного воздействия, такие как налоговая и финансово-кредитная система, государственное страхование, демонополизация экономики, правовое регулирование, а также деятельность различных общественных и иных институтов, влияющих на социально-экономическую составляющую предпринимательских структур. Высокий уровень этих факторов увеличивает предпринимательскую привлекательность.

Внешние социальные факторы, в свою очередь, создают конкурентное преимущество, но рассчитать эффект от проведенной, к примеру, социальной политики довольно сложно. Это обусловлено тем, что не все предприятия и корпорации охотно публикуют отчеты о собственной социальной деятельности.

Внутренние социальные факторы представляют потенциальные возможности предприятия, обеспечивающие его конкурентоспособность, целиком определяемые руководством организации.

В таблице 1 представлены внутренние и внешние факторы, обеспечивающие конкурентоспособность предприятия.

Таблица 1[4]

Социальные факторы конкурентоспособности

Внешние социальные факторы

Внутренние социальные факторы

- эффективная политика занятости в отношении привлечения граждан к предпринимательской деятельности

-                      кадровый потенциал (личностную мотивацию работников к труду, устойчивую приверженность делу, уровень квалификации персонала, систему продвижения и профессионального развития персонала)

- адресная помощь предпринимателям для стабилизации социальной структуры населения

- общественный потенциал (социальные гарантии работникам, качество жизни работников данного предприятия, состояние социальной инфраструктуры)

- создание механизмов справедливого правового регулирования по защите интересов предпринимателей

- культурный потенциал (деловую этику, социальные ценности, культуру организационного поведения, обычаи и традиции)

- подключение предприятий к реализации социальных проектов

- организационно-управленческий потенциал (компетентность управленческих кадров, масштабы организации, особенности иерархической структуры, форма и характер управления организацией, используемые управленческие технологии, система информационного обеспечения, децентрализация).

- значительное расширение прав предприятиям, которые наиболее активно занимаются благотворительной и общественной деятельностью.

Социальный аспект деятельности заметно влияет на устойчивость предпринимательских структур и определяется рядом социальных показателей. К таким показателям можно отнести коэффициент повышения квалификации труда, расходы на подготовку и обучение своих работников, коэффициент стабильности кадров, коэффициент соотношения среднемесячной заработной платы работников предприятия и в регионе, коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя и низкооплачиваемой категории работников, объем средств на проведение социальных мероприятий в год, доля выручки от реализации продукции социально значимых товаров и услуг.

Социальные показатели характеризуют социальное направление деятельности предприятия и свидетельствуют о благоприятной или негативной тенденции. Характеризуя эти показатели, можно определить проблемы и выработать меры по стимулированию процессов в соответствии с назревшими потребностями.

Оценка социальных показателей разнообразна и затрагивает конкретные стороны охраны труда и прав человека, которые определены конвенцией Международной организацией труда (МОТ), а также следует социальной политике, адекватно отражает ответственность бизнеса. Социальные аспекты касаются не только прав человека конкретной организации, но и решают проблемы, затрагивающие потребителей и многие заинтересованные сообщества.

Именно обеспечение полного охвата всех видов социального воздействия и определяет социальную ответственность предпринимательских структур. Социальная ответственность определяется общественной значимостью предприятия и характеризуется следующими основными составляющими: ответственное общественное поведение, стабильное коммуникационное и инновационное поведение[5].

Социально ответственные компании получают конкурентное преимущество следующим позициям:

  • улучшение благоприятного имиджа;
  • подъем деловой репутации предпринимательских структур;
  • повышение лояльности потребителей и поставщиков;
  • повышение инвестиционной привлекательности;
  • удовлетворенность сотрудников;
  • уважительное отношение конкурентов.

Рассмотрим подробнее процесс приобретения конкурентных преимуществ организацией по вышеперечисленным позициям посредством реализации стратегии социальной ответственности.

Взаимовлияние связей между потребителями и репутацией компании прослеживается явно. Негативная практика ведения бизнеса вызывает равнодушие со стороны общества, что существенно отражается на уровне продаж и лояльности потребителей. Благоприятное отношение ассоциируется с благими делами. Поэтому признание социальной деятельности компании формирует её положительный имидж и репутацию.

Продуманная социальная политика организаций привлекает квалифицированных и инициативных работников, повышается удовлетворенность трудом сотрудников фирмы, и соответственно сокращается текучесть кадров. Решение социальных проблем внутри предприятия укрепляет командный дух, повышает мотивацию работников, что сказывается на производительности труда.

К социально ориентированной деятельности относят производство социально значимых продуктов и услуг; предоставление достойных условий труда и возможности развития персонала; выстраивание партнерских отношений с заинтересованными сторонами; решение социальных проблем, способствующих снижению социальной напряженности в обществе; благотворительность; спонсорство; выполнение требований трудового, экологического и иного законодательства.

Социальная ответственность воздействуют не только на людской капитал, репутацию, но и на материальные активы. Выбирая социально ответственное поведение, предпринимательство ощущает заметное преимущество на рынке по сравнению с другими производителями. Расширяются маркетинговые ниши, продвигаются товары или услуги, завоевываются новые клиенты и укрепляются отношения с партнерами, привлекаются новые инвесторы.

Ознакомившись с теоретическими аспектами, перейдем к практическим примерам.

Базовых принципов социальной ответственности в бизнесе в настоящее время придерживаются многие российские компании, представители которых поделились практикой успешно проведенных социальных проектов и волонтерских движений на  форуме  «Бизнес - репутация», состоявшегося в 2012  году в Москве. Так представитель компании «Мегафон» Елена Александрова представила проект «Будущее зависит от тебя», где каждый мальчишка из детдома может достигнуть высот в футболе и осуществить свою мечту, побывав в Англии и получив рекомендации лучших английских тренеров и игроков. Представитель холдинга «Новард» Ирина Зуева продемонстрировала, как можно строить и развивать свой бизнес, следуя принципам социально ответственной деловой практики, занимаясь интуитивной благотворительностью, продвигая волонтерские движения, осуществляя проекты по реконструкции, а также помогая детдомам. Всех присутствующих не оставил равнодушными проект АНО «Больничные клоуны», который, оправдывая свое название, развлекает больных детей, находящихся на долгосрочном лечении. И таких примеров становится все больше.[6]

Среди российских компаний активно занимающихся социальной благотворительностью выделяется политика компании «Сбербанк России»  которая продвигает банковские карты, владельцы которых становятся участниками благотворительной программы «Подари жизнь!».  Общая сумма пожертвований с начала работы программы составила 170 млн. рублей, эти деньги спасли сотни детских жизней. Также в 2013 году при поддержке Сбербанка 268 детских подшефных учреждений в 120 городах России приняли участие в корпоративной благотворительной программе поддержки воспитанников детских домов «От сердца к сердцу»[7]

Подобные инициативы российских компаний формируют деловую репутацию в бизнес среде и позитивное отношение со стороны клиентов. Таким образом, совокупность внешних и внутренних социальных факторов определяет особенности правил игры на рынке и те направления, которые должны учитываться при разработке стратегии развития предприятия. Воздействие этих факторов на конкурентоспособность предпринимательства определяет ее прибыльность. Успешные предприниматели нацеливают творческий потенциал на социально-ориентированную деятельность, тем самым повышают рентабельность своего предприятия. Кроме того, социально ответственные предприятия повышают ключевые показатели своей успешности, повышают конкурентоспособность. Они больше получают преимуществ на рынке и благоприятнее складываются их взаимоотношения с обществом.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Пустынникова, Е. В. Основы менеджмента. М. : Кнорус. - 2011

2. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент. М. : Дело. - 2005

3. Климова А. В. Социальные аспекты конкурентоспособности предприятия. Вопросы управления. Екатеринбург - 2014

4. Отчет о корпоративной социальной ответственности «Сбербанк России» 2013



[1] Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. - 736 с.

[2] Ромашова Л. О. Социальные факторы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. М. : Знание Понимание. Умение № 4, 2012

[3] Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент. М. : Дело, 2005 - 133 с.

[4] Ромашова Л. О. Социальные факторы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. М. : Знание Понимание. Умение № 4, 2012

 [5] Пустынникова. Е. В.  Основы менеджмента. М.: Кнорус. 2011 - 314 с.

[6] Юдина Л. В. Социальная ответственность: примеры первых шагов. Москва. 2012

 [7] Отчет о корпоративной социальной ответственности «Сбербанк России» 2013

Просмотров работы: 1858