ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСЕПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕФТЯНЫХ СКВАЖИН - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСЕПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕФТЯНЫХ СКВАЖИН

Шалахметов Г.М. 1
1Тюменский государственный нефтегазовый университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нормативно-правовое обеспечение деятельности компаний, осуществляющих работы по строительству нефтегазодобывающих скважин условно можно разделить на 3 основных уровня: федеральные нормативно-правовые акты, внутриотраслевые нормативные документы и внутрикорпоративные документы (положения, стандарты, инструкции, регламенты и пр.) (рис.1).

 Рис. 1 Уровни нормативно-правового регулирования

 

По области регулирования всю нормативно-правовую базу регулирования деятельности компаний, занимающихся строительством скважин можно детализировать следующим образом (табл.1):

- нормативные акты общего характера;

- нормативные акты в области промышленной безопасности охраны окружающей среды и охраны труда;

- документы, регламентирующие технологию строительства скважин;

- документы, регламентирующие разработку и утверждение технико-экономических обоснований строительства (в том числе ПСД) и формирование затрат на строительство.

Таблица 1

Нормативно-правовая база регулирования деятельности

компаний, занимающихся строительством нефтяных скважин

Область регулирования

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты общего характера

Гражданский кодекс;

Градостроительный кодекс РФ;

Водный кодекс РФ от 16.1995г. №-167-ФЗ с изменениями от 03.06.2006 N 74-ФЗ

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001№136-ФЗ. с изменениями от 30 июня 2003г

Лесной Кодекс РФ от 29.01.1997 г №22-ФЗ с изменениями от 04.12.2006 N 200-ФЗ

ФЗ от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 17 июня 2010 г.)

Нормативные акты в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды и охраны труда

ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-ФЗ;

ФЗ «Об охране окружающей среды», 10.01.2002.№7-ФЗ

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ « Об охране атмосферного воздуха» с изменениями на 27 декабря 2009 года

РД 08-435-02 Инструкция по безопасности одновременного производства буровых работ, освоения и эксплуатации скважин на кусте;

РД 08-120-96 Методические указания по проведению анализа риска опасных промышленных объектов

РД 39-133-94 Инструкция по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше;

РД 51-1-96. Инструкция по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше на месторождениях углеводородов поликомпонентного состава, в том числе сероводородсодержащих.

ПБ 08-624-03 Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности

ПБ 08-37-93 Правила безопасности при геологоразведочных работах

РД 08-272-99 Требования безопасности к буровому оборудованию для нефтяной и газовой промышленности Утверждено Постановлением Госгортехнадзора России № 19 от "17" марта 1999 г.

ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ «Шум. Общие требования безопасности».

11.ГОСТ 12.1.012-90.ССБТ «Вибрация. Общие требования безопасности».

ГОСТ 17.1.3.12-86. Охрана природы. Гидросфера. Общие правила охраны вод от загрязнения при бурении и добыче нефти и газа на суше.

ГОСТ 17.1.3.05-82. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами.

ГОСТ 17.5.3.05-84. Охрана природы. Рекультивация земель. Общие требования к землеванию.

Лесоводческие требования к размещению, строительству и эксплуатации объектов нефтегазодобычи на землях лесного фонда в таежных лесах Западной Сибири. Тюмень, 1990.

ОНД-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий.

Методические рекомендации по выявлению и оценке загрязнений подземных вод. МИНГЕО СССР, 1988.

Методические указания по осуществлению государственного надзора за использованием и охраной недр. М., Госгортехнадзор СССР, 1976.

Методические указания по степени опасности загрязнения почвы химическими веществами. Утв. Минздравом СССР 13.03.87, №4266.87.

Методические указания по установлению ПДК вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов. Ленинград, 1989

Нормативы санитарно-бытового оснащения бригад, занятых бурением и ремонтом скважин. РД 39-22-719-82.

Нормы отвода земель для нефтяных и газовых скважин. Госстрой СССР, 1974.

Обобщенный перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов, М., 1990.

Отраслевая методика по разработке норм и нормативов водопотребления и водоотведения в нефтяной промышленности (бурение скважин и добыча нефти). РД 39-1-624-81, Уфа, 1981.

Отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и др. средств индивидуальной защиты. Мингазпром, 1984. Утверждены постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 18 августа 1980 г. № 241/П-9. Дополнены и изменены постановлением этих органов от 21 августа 1985 г. № 289/П-8.

Отраслевые нормы проектирования искусственного освещения предприятий нефтяной промышленности, ВСН 34-62, утверждены Миннефтепромом 26-04-82.

Охрана природы. Рекультивация земель, биологическая рекультивация земель, нарушенных при строительстве скважин. РД 50-41-91.

РД 39-0147098-017-90 Положение по контролю над выбросами загрязняющих веществ в атмосферу на объектах предприятий Миннефтегазпрома СССР, Уфа: ВостНИИТБ, 1990..

Правила охраны атмосферного воздуха. М. Госкомприрода СССР, ОКА, 1990.

ППБ-01-03Правила пожарной безопасности в РФ

Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (табл.1 из СанПиН №4630-88).

СанПиН №4969 Санитарная охрана атмосферного воздуха населенных мест., М., 1989.

СанПиН №4630-88 Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. М., Минздрав СССР, 1988.

Сборник методик по расчету выбросов в атмосферу загрязняющих веществ различными производителями. Л.: Гидрометиздат, 1987.

Сборник руководящих материалов по охране  недр при разработке месторождений полезных ископаемых. Госгортехнадзор СССР. М., Недра, 1987.

Документы, регламентирующие технологию строительства нефтяных скважин

РД 08-492-02 Инструкция о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов

Временная методика составления технических проектов на бурение, крепление и испытание нефтяных и газовых скважин. М., недра, 1998.

РД 39-2-1156-84 Временное методическое руководство по составлению гидравлической программы бурения скважин.

Временный классификатор токсичных промышленных отходов и методические рекомендации по определению класса токсичности  промышленных отходов. М.: Минздрав СССР, ГКНТ СССР, 1987

Инструкция по испытанию обсадных колонн на герметичность. Москва, 1999г.

Инструкция по креплению нефтяных и газовых скважин. Москва, 1999г.

РД 39-2-132-78 Инструкция по подготовке обсадных труб к спуску в скважину. Куйбышев, ВНИИТНЕФТЬ, 1987г.

РД 08-254-98. Инструкция по предупреждению газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов при строительстве и ремонте скважин в нефтяной и газовой промышленности.

РД 39-7/1-0001-97. Инструкция по расчету обсадных колонн для нефтяных и газовых скважин.

Инструкция по расчету бурильных колонн, М., 1997.

РД 39-0147014-0002-89. Инструкция по расчету колонн насосно-компрессорных 1998 г., вводится взамен

Инструкция по режиму спуска обсадных колонн для нефтяных и газовых скважин. Куйбышев, ВНИИТНЕФТЬ, 1998г.

Инструкция по рекультивации шламов амбаров и участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами при строительстве скважин с помощью бакпрепарата «Путидойл», Тюмень, СибНИИНП, 1992.

РД 39-0148070-0001-91. Инструкция по применению смазочной добавки на основе рыбожировых отходов при бурении скважин в Западной Сибири.

Инструкция по технологии подготовки и закачки осветленной жидкой фазы буровых растворов и нефтесборные коллектора на предприятиях Главтюменнефтегаза. СибНИИНП, Тюмень, 1987.

РД 39-137-95 Конструкция эксплуатационных и нагнетательных скважин для нефтяных месторождений Западной Сибири.

РД 39-3-819-82. Методические указания по определению объемов отработанных буровых объемов и шлама при строительстве скважин. Краснодар, ВНИИКРНЕФТЬ, 1982.

РД 39-2-399-80 Методическое руководство по бурению с отбором керна нефтяных и газовых скважин..

РД 39-2-400-80. Руководство по приготовлению, химической обработке буровых растворов для бурения и вскрытия продуктивных пластов в Западной Сибири.

ГОСТ Р 53710-2009 Месторождения нефтяные и газонефтяные. Правила проектирования разработки.

Документы, регламентирующие разработку и утверждение технико-экономических обоснований строительства (в том числе ПСД) и формирование затрат на строительство

Налоговый кодекс РФ;

Постановление Правительства РФ от 16.02.2008г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию);

ФЕР-2001-04 Федеральные единичные расценки на строительные работы Сборник № 4 Скважины

СНиП IV-2-82 «Сборник элементарных сметных норм на строительные конструкции и работы», сборник № 49 Скважины на нефть и газ;

СНиП IV-5-82 «Сборник единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы», сборник № 49 Скважины на нефть и газ.

Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004

Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001

Указания о порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований строительства по крупным и сложным предприятиям и сооружениям (а при необходимости и по другим объектам) Министерства газовой промышленности СССР и технико-экономических расчетов, обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства предприятий, зданий и сооружений Министерства газовой промышленности СССР;

РД 39-0148052-537-87. Макет рабочего проекта на строительство скважин на нефть и газ;

Методические рекомендации по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений (Минприроды России от 2007-03-21);

Временное положение об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ. Утверждено Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 7 февраля 2001 г. N 126

ВСН 39-86 Инструкция о составе разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство скважин на нефть и газ;

Инструкция по составлению проектов и смет на геологоразведочные работы;

Справочник базовых цен на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания для строительства. Госстрой России, ПНИИИС, 1999г.

МУ ГИС 98 Методические указания по расчету норм и расценок на геофизические услуги в скважинах на нефть и газ;

ПОСН 81-2-49 Производственно-отраслевые сметные нормы на геофизические услуги в скважинах на нефть и газ;

РД 153-39.0-064-00. Нормы времени на геофизические услуги в горизонтальных скважинах, пробуренных на нефть и газ;

РД 153-39.0-065-00. Элементные сметные нормы на геофизические услуги в горизонтальных скважинах, пробуренных на нефть и газ

РД 153-39.0-066-00. Единичные расценки на геофизические услуги в горизонтальных скважинах, пробуренных на нефть и газ

Сборник сметных норм времени на испытание нефтяных, газовых, газоконденсатных, гидрогеологических объектов в разведочных, опорных, параметрических, поисковых скважинах и освоение объектов в эксплуатационных скважинах. М., ВНИИОЭНГ, 1984 (ССНВ).

Сметные нормы времени на испытание объекта скважин с применением испытателей пластов, М., ВНИИОЭНГ, 1987 (СНВ).

Укрупненные нормы водопотребления и водоотведения для различных отраслей промышленности. М., Стройиздат, 1982.

 

Нормативно-правовые акты (нормы) общего характера не имеют в качестве предмета (цели) регулирования отношения только в нефтегазодобывающей отрасли или в других инфраструктурных отраслях, а формируют общеэкономическую и общехозяйственную правовую среду, устанавливая в ней правила поведения для любых хозяйствующих субъектов.

Так, Гражданский Кодекс Российской Федерации устанавливает правоотношения при экономической деятельности в Российской Федерации.

В свою очередь, Градостроительный кодекс РФ представляет собой собрание законодательных актов. Данные акты регулируют все вопросы, которые связаны с планированием, благоустройством населённых пунктов городского и сельского типов, правилами их застройки, а также всё, что связано с развитием инфраструктуры (социальной, инженерной, транспортной).

К документам данного уровня также можно отнести ФЗ от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

В связи с тем, строительство скважин на нефть и газ сопровождается неизбежным техногенным воздействием на объекты природной среды, деятельность компаний, осуществляющих бурение и ГРР, в том числе регламентируется нормативными актами в области промышленной безопасности, основным из которых является ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-ФЗ. Одним из основных недостатков Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является отсутствие учета специфических требований к объектам нефтяной и газовой промышленности. В связи с этим в качестве руководящих документов применяется разработан ряд инструкций, касающихся непосредственно нефтяной и газовой промышленности.

В законе  прописаны следующие основные статьи:

  • Требования промышленной безопасности;
  • Правовое регулирование в области промышленной безопасности;
  • Федеральные органы исполнительной власти и деятельность в области промышленной безопасности;
  • Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;
  • Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасного производственного объекта, а также по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
  • Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • Техническое расследование причин аварии и экспертиза промышленной безопасности;
  • Разработка декларации промышленной безопасности;
  • Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • Федеральный надзор и ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности.

Кроме того, к группе нормативных актов в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды и охраны труда относится ряд руководящих документов. В частности:

ü   РД 08-435-02 Инструкция по безопасности одновременного производства буровых работ, освоению и эксплуатации скважин на кусте разработана в целях обеспечения промышленной безопасности ведения работ в условиях высокой концентрации опасных производственных объектов на ограниченной территории при совмещении во времени технологических операций по бурению, освоению, эксплуатации и ремонту скважин на кусте.

В Инструкции установлены требования к размещению опасных производственных объектов на кустовой площадке, организации работ, последовательности технологических операций применительно к условиям кустового строительства и эксплуатации скважин на кусте.

В инструкции прописаны следующие разделы:

  • Основные положения;
  • Размещение и планировка кустовых площадок;
  • Организация работ на кустовой площадке;
  • Строительство скважин;
  • Освоение, эксплуатация и ремонт скважин.

ü   РД 08-120-96 Методические указания по проведению анализа риска опасных промышленных объектов. Методические указания устанавливают методические принципы, термины и понятия анализа риска, основные требования к процедуре и оформлению результатов анализа риска, а также представляют основные методы анализа риска аварий на промышленных объектах.

В методических указаниях прописаны требования к проведению анализа риска, методы анализа, а также требования к оформлению результатов анализа.

ü   РД 39-133-94 Инструкция по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше. В инструкции нашли отражение следующие основные моменты:

  • источники загрязнения и виды воздействия на природную среду при строительстве скважин;
  • экологические требования, предъявляемые к техническим средствам, технологии и проектированию строительства скважин;
  • природоохранные мероприятия при строительстве скважин;
  • организация локального мониторинга и контроля за состоянием природной среды;
  • экономическая эффективность природоохранных мероприятий.

ü   РД 08-272-99 Требования безопасности к буровому оборудованию для нефтяной и газовой промышленности разработаны в целях реализации Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части нормативного обеспечения процедуры сертификации технических устройств на соответствие требованиям промышленной безопасности и их гармонизации с требованиями международных стандартов.

Помимо руководящих документов отдельно выделяются правила безопасности. К ним относятся:

ü   ПБ 08-624-03  Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности. (описаны далее).

Кроме выше перечисленных документов нормативные акты в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды и охраны труда представлены также ГОСТами, методическими указаниями и рекомендациями, нормативами (в том числе отраслевыми) и др.

Наиболее пристального внимания требуют документы, касающиеся разработки и утверждения ПСД, т.к. качество и надежность скважины как инженерного сооружения определяется, в том числе качеством ПСД. 

Сложившаяся практика проектирования как типовых, так и пионерных скважин включает следующие этапы:- техническое задание;- проектно-сметная документация (ПСД) на строительство скважины; - проведение экспертизы, согласование и утверждение ПСД в органах Ростехнадзора, охраны окружающей среды. Проектирование скважин базируется на руководящих документах в виде регламентов, инструкций, которыми устанавливается порядок разработки и структура проекта, требования к конструкции скважины, технологическим процессам бурения и крепления скважины, а также требования к буровому оборудованию и инструменту.

Согласно СНиП 10.01-94 нормативные документы РФ разделяются на три группы:

1.                Федеральные;

2.                субъектов Федерации;

3.                производственно-отраслевые.

Федеральные документы включают четыре вида нормативов:

1.                СНиП - строительные нормы и правила Российской Федерации;

2.                ГОСТ Р - государственные стандарты России в области строительства;

3.                СП - свод правил по проектированию и строительству;

4.                РДС - руководящие документы системы;

Нормативные документы субъектов Федерации включают один вид документа: ТСН - территориальные строительные нормы

Производственно-отраслевые документы включают:

СТП - стандарт производства;

СТО - стандарт объединения.

Своды правил по проектированию и строительству устанавливают только рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм и правил. Своды правил должны содержать необходимые расчетные формулы, таблицы, справочные данные, которые ранее приводились в СНиПе и ГОСТах в основном как обязательные положения (т.е. использование других формул или таблиц считалось нарушениями этих нормативов).

Государственные стандарты РФ устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики частей сооружений, строительных изделий и материалов. Они обозначаются - "ГОСТ Р" ("ГОСТ" без буквы "Р" обозначает межгосударственный стандарт СНГ).

Руководящие документы Системы (РДК) устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по разработке и последующему применению нормативных документов. Иными словами они указывают детали того, как нужно подготавливать нормативные документы, как их апробировать, утверждать (принимать) и как затем применять. По классификации СНиП 10.01-94 и стандарты, и нормы, и правила являются нормативными документами, т.е. широко употребляемое выражение "нормы и стандарты" становится устаревшим.

Территориальные строительные нормы ТСН - устанавливают обязательные и рекомендуемые положения по строительству, проектированию или изысканиям в конкретном регионе. Обязательные требования ТСН имеют законодательную силу только для тех регионов, которые их приняли (если они не дублируют обязательные требования федеральных документов).

Стандарты предприятий (СТП) и объединений (СТО) устанавливают положения по организации и технологии производства, в основном обязательные для конкретного предприятия или объединения.

Наряду с названными нормативными документами в строительстве не должны нарушаться стандарты других отраслей деятельности, в том числе различных надзоров (экологического, пожарного, санитарно-эпидемиологического и др.). Вопросы охраны природы регламентируются как самими строительными нормами (отдельные разделы СНиПа, ГОСТов) так и специальными постановлениями правительства (Федерации или субъектов Федерации), нормами экологических служб и проч.

В рамках ранее действовавшей системы нормативных документов (до 1992 г.) имелось много норм вспомогательного характера, направленных на рациональное хозяйствование: нормы расхода строительных материалов, электроэнергии и других ресурсов на единицу продукции. Имелись укрупненные нормы на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ. Имелись нормы, регламентирующие производительность труда (нормы времени, выработки), заработки (расценки), цены на материалы (ценники), нормы запаса материалов, нормы площадей складов, нормы продолжительности строительства и т.д. Все эти нормы имели обязательный характер в условиях планового хозяйства. Они излагались в виде отдельных глав СНиПа или специальных документов (ЕНиР, Сборников цен, Инструкций и т.д.), и строители отчитывались о соблюдении этих норм. В настоящее время эти нормы в основном утратили свой обязательный характер, но сохранили значение как ценный материал для внутреннего планирования организации строительства.

Отдельного внимания заслуживают Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН).

ГЭСН предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. Все ГЭСН сгруппированы в соответствующие сборники и используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве. Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, могут служить основой для определения производственных норм расхода материалов их списания.

Различают сборники государственных элементных сметных норм на (рис.2):

  • строительные и специальные строительные работы (ГЭСН);
  • на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр);
  • на пусконаладочные работы (ГЭСНп).
  • на монтаж оборудования (ГЭСНм);
  • Рис. 2 Виды сборников ГЭСН

 

Сборники ГЭСН содержат техническую часть, вводные указания к разделам, таблицы сметных норм приложения.

Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН-2001) предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных работ и составления сметных расчетов (смет) ресурсным методом. ГЭСН являются исходными нормативами для разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных нормативов, применяемых в строительстве. ГЭСН-2001 введены в действие с 01.05.2000 г. постановлением Госстроя России от 26.04.2000 г. №36.

Применительно к строительству нефтяных скважин разработан сборник №4 «Скважины» ГЭСН 81-02-04-2001.

Таблицы сборников ГЭСН содержат следующие нормативные показатели:

  • затраты труда рабочих, занятых на основном производстве, погрузочно-разгрузочных работах в пределах строительной площадки и внутрипостроечном транспорте, чел.-ч.;
  • средний разряд работы (звена рабочих);
  • затраты труда машинистов, чел.-ч.;
  • состав и время эксплуатации строительных машин (механизмов), маш.-ч.;
  • перечень материалов, используемых в процессе производства работ и их расход.

При определении нормы затрат труда в составе ГЭСН используются:

  • типовые технологические нормы трудовых процессов по видам работ или проекты производства работ (ППР);
  • действующая нормативная база по труду (ЕНиР, ВНиР, ТНиР и др.).

Нормы машинного времени принимаются на основании потребности в эксплуатации: основных машин; машин, входящих в состав комплекта, использование которых зависит от ведущей машины; машин, обслуживающих одновременно один или несколько технологических процессов.

При разработке ГЭСН потребность в строительных машинах и механизмах определяется по проекту производства работ или типовым технологическим картам трудовых процессов.

Потребность в строительных материалах, изделиях и конструкциях определяется на основании Сборников нормативных показателей расхода материалов на основные виды строительных и монтажных работ. Перечень сборников приведен в письме Госстроя России от 15.01.98 г. №ВБ-20-8/12.

При отсутствии на отдельные виды работ норм расхода строительных материалов их потребное количество определяется по рабочим чертежам или местным нормам. При применении новых отечественных или импортных материалов их потребность определяется в соответствии с технологическими картами производства работ.

В тех случаях, когда технология работ и потребность в ресурсах отличается от предусмотренных в Сборниках действующих элементных сметных норм, разрабатываются индивидуальные сметные нормативы.

Единичная расценка представляет собой сметную стоимость прямых затрат, необходимых для выполнения единицы строительной продукции или вида работ. Единичные расценки (ЕР) предназначены для определения сметной стоимости строительных и других видов работ, разработки укрупненных нормативов сметной стоимости и прейскурантов на строительство зданий и сооружений. Базой для разработки ЕР являются:

  • государственные элементные сметные нормы на строительные и другие виды работ;
  • средние сметные цены на материалы, изделия и конструкции по состоянию на 1 января 2000 года;
  • средние сметные цены эксплуатации строительных машин и механизмов по состоянию на 1 января 2000 года;
  • уровень оплаты труда рабочих-строителей и машинистов по состоянию на 1 января 2000 года.

Порядок разработки ЕР и оформление результатов расчета изложены в МДС 81-20.2000 г., введенных в действие Постановлением Госстроя РФ от 26.04.1999 г. №30.

ЕР по своему содержанию могут быть как закрытыми, в которых учтены все затраты, связанные с выполнением работ, так и открытыми, в которых стоимость основных материалов подлежит дополнительному учету в составе сметной документации по проектным данным.

В составе открытых расценок могут не учитываться затраты на перебазировку основных строительных машин. При составлении сметной документации указанные затраты должны предусматриваться дополнительно по данным проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).

Решение о применении открытых или закрытых расценок на определенные виды работ принимаются разработчиком по согласованию с заказчиком.

ЕР подразделяются на:

  • федеральные единичные расценки (ФЕР);
  • территориальные единичные расценки (ТЕР);
  • отраслевые единичные расценки (ОЕР).

Данные расценки представлены в соответствующих сборниках, которые являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории РФ.

Федеральные сборники (сборники ФЕР) включают в свой состав ЕР используемые в различных отраслях народного хозяйства. Сборники ФЕР разработаны в уровне цен для базового района страны (Московская область) и введены в действие Госстроем России. Они содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории РФ.

Территориальные сборники (сборники ТЕР) включают в свой состав ЕР, используемые в конкретном территориальном образовании (регионе). Сборники ТЕР утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов РФ, регистрируются в Госстрое России и включаются в перечень действующих нормативных документов в строительстве.

Отраслевые сборники (сборники ОЕР) разрабатываются для специализированного строительства, осуществляемого в интересах той или иной отрасли. Сборники ОЕР утверждаются Министерствами РФ, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами после согласования в Госстрое России.

Размер оплаты труда рабочих принимается для:

ФЕР - по данным статистической отчетности в строительстве за IV квартал 1999 года;

ТЕР - по данным статистической отчетности региональных органов статистики за IV квартал 1999 года;

ОЕР - по среднеотраслевым статистическим данным за IV квартал 1999 года.

Стоимость материальных ресурсов определена в сборниках ФЕР - по базисному территориальному району в уровне сметных цен на 1 января 2000 г., в сборниках ТЕР, ОЕР - по отпускным ценам соответствующего вида «франко» и транспортных расходов, с начислением в установленном порядке наценок снабженческо-сбытовых организаций и заготовительно-складских расходов.

Неоспоримым является тот факт, что чем выше качество проектно-сметной документации, тем шире используются в ней основные достижения научно-технического прогресса и передового производственного опыта, тем меньше будут затраты материалов, трудовых ресурсов и календарного времени, а значит, и тем ниже будет стоимость строительства проектируемого объекта.

До 1991 года разработкой проектно-сметной документации на строительство скважин занимались государственные проектные институты. При отсутствии конкуренции это не способствовало повышению качества проектирования и надежности строительства скважин. С переходом к рыночной экономике в России возникли благоприятные условия для разработки ПСД на конкурентной основе. Вместе с тем, появились и определенные трудности, связанные с отсутствием необходимых регламентов и нормативных документов, заменяющих отмененные устаревшие.

Следует отметить, что значительная часть документов, регламентирующих технологические процессы строительства скважин и ГРР, были разработаны свыше 20 лет назад и, поэтому, они не отражают современного состояния техники и технологии проектирования скважин и ГРР в современных условиях. В связи с этим основываясь на устаревших нормативных актах при создании ПСД часто невозможно обосновать реальную сметную стоимость (цену) строительства скважины и проведения ГРР.

Представив в обобщенном и укрупненном виде нормативно-правовое поле осуществления процесса строительства нефтегазодобывающих скважин  (рис.3), можно сделать следующие выводы:

Рис.3. Структуризация основных нормативно-правовых документов

1.           В настоящее время отношения по строительству нефтегазодобывающих скважин  регулируются федеральными нормативными правовыми актами, законодательными актами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации. В достаточно большом количестве представлены ведомственные акты и акты локального регулирования. В то же время необходима систематизация и создание целостной и непротиворечивой нормативно-правовой базы, регулирующей процесс строительства нефтяных скважин.

2.           Анализ законодательства дает основания полагать, что на данный момент в России не систематизирована нормативно-правовая база для правового обеспечения геологического изучения полезных ископаемых, включающего их поиск и оценку. Также недостаточно урегулированы права и обязанности недропользователей (хозяйствующих субъектов) на этапе поиска и разведки полезных ископаемых. Сам процесс геологоразведочных работ не находит отражения в нормативных актах Федерального уровня, а регулируется научно-практическими рекомендациями, разрабатываемыми компаниями, осуществляющими данные виды работ.

3.           Законодательно-нормативная база организации процесса строительства скважин  основана на нормативно-правовых актах, различных по своей иерархической структуре. Отсутствует её консолидация, синхронизация в связи с чем, прослеживается наличие недостаточных по своему качеству проектных документов, связанных с обоснованием строительства нефтегазодобывающих скважин.

4.           Имеющаяся в настоящий момент времени научная и информационная база по строительству нефтегазодобывающих скважин, а также современное  развитие информационных технологий позволяет сделать вывод о необходимости разработки документов, регламентирующих деятельность нефтяных компаний в данной сфере.

 

Просмотров работы: 6577