НОВЫЕ МОДЕЛИ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ КРАУДФАНДИНГА В РОССИИ И МИРЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НОВЫЕ МОДЕЛИ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ КРАУДФАНДИНГА В РОССИИ И МИРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В сложившейся на сегодняшний день рыночной экономике немаловажным является вопрос о привлечении денежных средств на запуск и дальнейшее развитие бизнеса. Существующие способы финансирования предпринимательской деятельности часто недоступны на ранних этапах и в целом имеют свои минусы, будь то зависимость и давление от инвестора или «дороговизна» способа. Тем более интересна и все более востребована сравнительно недавно появившаяся модель финансирования под названием «краудфандинг».

Актуальность темы

Актуальность данной работы обусловлена, в первую очередь, новизной краудфандинга. Этот метод появился недавно и представляет интерес как для венчурных инвесторов и создателей стартапов, так и для всего бизнес-сообщества в целом.

Во-вторых, в условиях, когда другие источники недоступны, краудфандинг может помочь организации остаться на плаву. Более того, не вызывает сомнений тот факт, что одной из главных причин разорения малых и вновь создаваемых компаний является недостаток финансирования на начальных этапах. Также он дает возможность компаниям реализовать свои цели, избегая при этом давления инвестора на ход развития компании [6]. Как известно, стартаперы очень зависимы от инвестиций бизнес-ангела, который, в свою очередь, имея неплохой финансовый рычаг, может навязывать свою волю, давать указание на выполнение некоторых действий, которые создателям фирмы кажутся нерациональными или ущемляющими их свободу.

В-третьих, любой предприниматель может обнаружить в краудфандинге способ дополнительного финансирования своей деятельности. Однако возникает рад вопросов, требующих методического решения: несет ли компания, использующая краудфандинг, какие-либо обязательства перед профинансировавшей ее толпой, имеет ли кто-то из них право на долю в компании или на созданную за счет средств сторонних людей интеллектуальную собственность и многие другие. Кроме того, на сегодняшний момент остается открытым вопрос практики использования этого метода, особенно в России, - в стране, где, по мнению многих экспертов, крайне низкий уровень доверия населения.

Степень разработанности проблемы

Несмотря на то, что за рубежом краудфандинг достиг небывалого успеха и проявил себя как устойчивый метод финансирования новых предприятий малого бизнеса, на данный момент опубликовано очень мало работ, связанных с этой темой. Швинбахер и Ларралд (2010) предложили одно из первых описаний краудфандинга, которое включало краткий обзор французского музыкального краудфандинг стартапа, а также предприняли попытку построения теоретической модели, описывающей моменты принятия решения людьми о спонсорстве. Тем не менее, несколько последних исследований данного явления, представленных в форме незаконченных работ, были направлены на изучение роли спонсоров и инвесторов в краудфандинге. Каппусвами и Байес (2013) изучали, как изменяется уровень поддержки спонсоров проектов на Kickstarter, основываясь на успешности проекта и периоде его финансирования. Аграваль и др. (2010) изучали рынок музыкальных групп, использующих краудфандинг, для того, чтобы понять, смягчает ли краудфандинг географические ограничения при сборе денежных средств, которые так характерны для малых компаний [3]. И наконец, Бёрч и др.(2011) изучали, как период сбора необходимых средств и дата предоставления готового продукта влияли на освещенность краудфандинга в медиа. Все эти работы внесли важный вклад в изучение краудфандинга, сконцентрировавшись на спонсорах, а не на создателях проектов. И ни одна из них на данный момент не предоставила широкомасштабное понимание эмпирической динамики краудфандинга на основе широкого спектра проектов.

Объект и предмет исследования

Объект:существующие модели венчурного финансирования компаний в России и за рубежом.

Предмет:инструмент краудфандинга при финансировании венчурных проектов.

Цель и задачи исследования

Целью моей курсовой работы является анализ существующих моделей краудфандинга, крудфанинг-платформ и проектов, привлекающих финансирование с помощью краудфандинга, а также оценка применимости данного метода в Российской Федерации.

Задачи:

  1. Рассмотреть метод краудфандинга, специфику его применения

  2. Исследовать существующие модели краудфандинга

  3. Выявить преимущества данного метода финансирования, а также ограничивающие и стимулирующие факторы

  4. Оценить применяемость метода в России и за рубежом

  5. Выявить особенности использования метода краудфандинга при финансировании венчурных проектов в России.

Теоретическая модель исследования

На использование краудфандинга как модели финансирования влияет множество факторов. Безусловно, имеет значение заинтересованность потенциальных потребителей в проекте, поскольку если он непонятен или неинтересен населению, вкладывать в его развитие и продвижение никто не будет. По этой же причине важным является направленность бизнеса, будь то социальный проект в поддержку какой-либо категории людей или создание фильма при финансировании путем краудфандинга. Необходимо учитывать возраст потребителя, поколение, к которому он принадлежит, а также преимущества, получаемые инвестирующими людьми. Это могут быть как обычные письменные благодарности, так и эксклюзивные версии продукта при его реализации [8].

Еще одним важным фактором являются условия, в которых планируется использовать метод. Каково правовое и экономическое регулирование подобной деятельности в данной конкретной стране или регионе? Каков уровень распространенности информационных и коммуникационных технологий? Насколько известен метод, и каковы особенности конкурентной среды?

Кроме того, на возможность использования краудфандинга влияние оказывает все, что формирует поведение людей: дистанция власти, культурные особенности того или иного народа, уровень доверия в обществе, уровень социальной ответственности и другие.

Методология исследования

Поскольку краудфандинг является достаточно молодым и мало изученным явлением, в данном исследовании я попытаюсь проанализировать состоятельность краудфандинга как способа финансирования, его плюсы, минусы и особенности на примере деятельности крупнейшей краудфандинг-платформы в мире под названием Kickstarter.com, которая начала свое существование 28 апреля 2009 года и на сегодняшний день рядом экспертов признается самой успешной.

Далее для выявления существующих моделей венчурного финансирования, использования краудфандинга и его особенностей в России я проведу несколько структурированных интервью с руководителями наиболее популярных российских краудфандинг-платформ.

1. Подходы к определению и существующие модели краудфандинга

Краудфандинг является способом привлечения денег в форме пожертвований или инвестиций от нескольких лиц. Эта новая форма накопления капитала возникла в организованном порядке в результате финансового кризиса 2008 года в значительной степени из-за трудностей в привлечении средств на ранней стадии развития компаний, с которыми сталкиваются все предприниматели. Традиционные банки все меньше и меньше были готовы к кредитованию, и тогда предприниматели начали объединять средства, имеющиеся у семьи и друзей, с целью финансирования одного бизнес-проекта. Привлекая возможности интернет-технологий, руководители проектов стали вовлекать в формирование стартового капитала простых интернет-пользователей, которым данная конкретная бизнес-идея показалась интересной и/или полезной. Постепенно краудфандинг набирал обороты в ряде развитых стран, включая Австралию, распространяясь во всех развитых странах мира, и в настоящее время вызывает значительный интерес в развивающихся странах [7].

1.1 Модели краудфандинга

Смысл краудфандинга кажется простым: группа людей, зачастую большая, принимает на себя финансирование проекта, инвестируя сравнительно небольшую сумму денег через веб-платформы и виртуальные переводы денег. Но на самом деле, существуют различные модели краудфандинга, в основном расходящиеся в зависимости от пожертвования денег. А именно существует 3 модели:

  1. Модель пожертвования;

  2. Модель кредитования;

  3. Инвестиционная модель.

1.1.1 Модель пожертвования

Суть данной модели заключается в том, что люди вносят финансовый вклад в проект без ожидания финансовой доходности от этого взноса. Проекты и платформы, использующие модель пожертвования, для привлечения взносов обычно используют различные системы мотивации: от благодарности за поддержку до небольшого вознаграждения. Часто применяются такие способы поощрения, как вручение подарков в виде фирменных товаров, возможность встретиться с создателями проекта, приглашение на специальное мероприятие (например, премьерный показ события) и другие (рис. 1.1.1). Модель пожертвования наиболее подходит для общественных проектов и микрофинансирования в микро развитие [2].

В этой модели есть несколько факторов, которые следует учесть:

  1. Все потенциальные инвесторы должны испытывать чувство удовлетворения от помощи благому делу;

  2. По окончании проекта необходимо представить материальные доказательства эффективности использования средств.

В настоящее время большинство краудфандинговых платформ используют именно эту модель. Для превращения проекта в нечто привлекательное для потенциальных доноров она может быть по-разному реализована. Например, в форме метода "предзаказа", который состоит из предварительной продажи версии продукта, по более низкой цене, в обмен на залог.

Рис. 1.1.1 Модель пожертвования

1.1.2 Модель кредитования

Эта модель краудфандинга похожа на любой сценарий типичного кредитования, где люди предлагают деньги в проект или компании с ожиданием, что долг будет погашен (рис. 1.1.2). Модель социального кредитования наиболее подходит для небольших предприятий с положительным доходом. В контексте краудфандинга, модель кредитования может принять ряд форм, таких как:

  1. Традиционное кредитование.

Используются стандартные термины, этой форме присуще ожидание возмещения денег в виде процентов. Кредиты могут быть, а могут и не быть гарантированы в зависимости от платформы, используемой краудфандингом.

  1. «Простительный» кредит.

Вклады возмещаются для кредитора только при соблюдении одного или двух условий:

а) когда проект начинает приносить доход;

б) когда проект начинает приносить прибыль.

  1. Предварительная продажа.

В обмен на залог вкладчика выдаётся готовое изделие. В случае кредитования формы «предварительная продажа», суммы взносов определяются в соответствии с оценкой справедливой рыночной стоимости продукта. Кроме того, большой вклад равноценен большему количеству экземпляров, равным значению суммы вклада. Предварительная продажа часто сочетается с моделью пожертвования в виде наградной основы.

Рис. 1.1.2 Модель кредитования

1.1.3 Инвестиционная модель

Эта модель напоминает стандартную форму вложения в акционерный капитал, когда лицо получает равенство в управлении в обмен на финансирование (рис.1.1.3), наиболее подходит для высокотехнологичных проектов и технологически ориентированных предпринимателей. Существует две стандартных подкатегории инвестиционной модели:

  1. Модель инвестиционных ценных бумаг. В этой подкатегории акции компании покупаются инвесторами, и вкладчики будут покупать долю в материнской компании или же получат долю прав в управлении проектом.

  2. Модель прибыли или распределения доходов. В этой подкатегории доля выручки или прибыли проекта зарабатывается инвестором, в отличие от акций компанией - эмитента. Иными словами, вкладчики зарабатывают часть прибыли или доходов, полученных по инициативе руководителя проекта [11].

Рис. 1.1.3 Инвестиционная модель краудфандинга

1.2 Преимущества краудфандинга

Следствием использования технологии расширения базы потенциальных инвесторов является увеличение доступа к финансированию, что может повлечь за собой благоприятный механизм формирования венчурного капитала, создание новых рабочих мест, и, разумеется, всеобъемлющий экономический рост. Преимущества краудфандинга велики и включают в себя:

  1. Слияние социальной сети с финансированием предпринимательской деятельности.

Краудфандинг в значительной степени является заменителем многих учреждений и субъектов, которые либо не существуют, либо не достаточно активны в распределении капитала страны. Традиционные модели финансирования требуют от компаний провести десятки или сотни встреч для поиска капитала, которые предполагают затраты на труд и на средства и, в конечном итоге, могут оказаться бесполезными. За счет централизации доступа к данным об имеющихся инвестиционных возможностях, инвестиционные краудфандинговые порталы могут облегчить поиск информации для потенциальных инвесторов быстрее, чем когда-либо это было возможно раньше.

  1. Краудфандинг является эффективным для инвесторов.

Он позволяет инвесторам исследовать многочисленные потенциальные инвестиции онлайн в одно время и быстро определить, подходит ли та или иная компания. Инвестор имеет возможность оценить портфолио, стратегию, склонность к риску и другие критерии. В развивающихся странах тенденция мониторинга краудфандинга к поиску инновационных компаний и услуг становится всё актуальнее.

  1. Новый способ финансирования.

Бизнес-ангелы и венчурные капиталисты традиционно служили источниками финансирования на ранней стадии развития предприятий в развитых странах мира. В развивающихся странах финансирование ранней стадии исходило в основном от друзей или от семьи. Достижения в науке и социальных технологиях на сегодняшний день дают возможность предприятиям по всему миру развиваться более высокими темпами, в том числе и путем размещая своих предложений для более широкого круга инвесторов. Проверка, проводимая другими инвесторами, может снизить предполагаемый риск, и, возможно, фактический риск, особенно когда речь идет о ранней стадии инвестиций. Однако краудфандинг не вытесняет роль ангела в предоставлении финансирования на поздней стадии развития или в увеличенном масштабе [4].

  1. Способ анализа жизнеспособности проекта.

На ранних стадиях компании могут при использовании краудфандинга исследовать жизнеспособность продукта и входить на рынок по низким ценам и с низкими барьерами.

  1. Скорость привлечения инвестиций.

Использование имени компании стимулирует вкладчиков привлечь их к коллективному финансированию своих близких и друзей. Такие взаимосвязи дают более значительные суммы вклада.

  1. Распространение информации о проекте.

Существуют и такие люди, которые, даже заинтересовавшись проектом, не смогут ничего пожертвовать (к примеру, студенты). Но краудфандинг подходит всем. Сегодня вся молодежь сидит и общается в интернете, и они с легкостью могут распространить информацию о проекте. Кроме того, все студенты - потенциальные вкладчики в будущем.

  1. Потенциальный интерес инвесторов.

Инвесторы заинтересованы в амбициозных предпринимателях, чьи идеи уже получили доказательство социального интереса к проекту. Прочитали ли они о вашем новом продукте из блога или услышали о вашей инновационной компании от друга, успешный краудфандинг - отличный способ захватить интерес инвесторов.

  1. Формирование клиентской базы.

Краудфандинг сможет гарантировать, что новый бизнес будет иметь постоянных клиентов. Это потому, что если клиент доволен продуктом или услугой, если он решил вложить свои средства в развитие проекта, то он, скорее всего, будет пользователем нового продукта и, что немаловажно, наверняка расскажет об этом своим друзьям и знакомым [10].

1.3 Стимулирующие факторы и ограничения

Ключевым стимулирующим фактором является построение краудфандинговой экосистемы, поскольку для существования хороших краудфандинговых систем требуется больше, чем просто наличие предпринимателей и желающих инвесторов [5]. Необходима также благоприятная экосистема, которая включает в себя такие характеристики, как инициативность, наличие эффективных технологических решений и культура, способная адаптироваться к новым экономическим условиям. Концепция формирования новой экосистемы вокруг платформы технологии не нова. Социальные платформы и онлайн-рекламные площадки являются примерами этого понятия. В обоих случаях, после создания платформ, их экосистема была преобразована и разработана вокруг предпринимателей и существующих предприятий с целью максимизации их стоимости.

Ключевыми факторами развития экосистемы краудфандинга являются:

  • Нормативно-правовая база, которая за счет собственной прозрачности, скорости и масштаба, а также прогресса в области технологий и интернета способствует успешному финансированию.

  • Проникновение социальных медиа на рынок, что в свою очередь позволит использовать тенденции развития новых технологий. Чаще всего краудфандинг использует социальные медиа с целью расширения кампании по сбору средств, использования лучших инструментов и уменьшения трений в процессе привлечения капитала.

  • Возможность регулировать рынок онлайн, что способствует формированию капитала и обеспечивает при этом помощь инвесторам в вопросах образования и профессиональной подготовки.

  • Для поиска новых возможностей финансирования нельзя также забывать и об участии в других событиях предпринимательской жизни, таких как соревнования бизнес-планов, инкубаторах и прочих. Важно понимать, что поскольку краудфандинг является революционной технологией, он может быть и эффективным катализатором для нынешних условий в предпринимательской экосистеме. Существует отличная возможность взглянуть на новые способы структурирования деятельности организаций, учитывая возможности краудфандинга в поддержке процессов по сбору средств.

Существуют все основания полагать, что в странах с развивающиеся экономикой есть возможность заработать на этом новом механизме финансирования. Тем не менее, страны, желающие внедрить краудфандинговую экосистему, должны понимать всю его механику, функции, а также требования к этой инфраструктуре. Развивающиеся страны, которые успешно управляют этим процессом, вполне могут «перепрыгнуть» развитый мир в нормативно - экономическом смысле путем создания базы для ранней стадии финансирования, которая облегчит предпринимательство, посодействует инновационным предприятиям и даст толчок появлению новых конкурентоспособных производств [13]. Добавление, развитие краудфандинга и увеличение его значения в существующей предпринимательской деятельности может иметь благоприятное воздействие. Но, как и в других передовых технологиях, не представляется возможным точно оценить потенциальное воздействие на рынок, особенно там, где нет достоверных данных. Тем не менее, такой скачок стоит серьезного рассмотрения политических и научных экспертов.

Вложение инвестиций в краудфандинговые платформы имеет ряд ограничений. В США, например, возможность участия инвесторов будет ограничена их собственным капиталом и доходом. В итальянской модели участвовать может любой инвестор, но только в паре с профессионалом. Что касается Российской Федерации, то наша страна относится к развивающимся, а не к развитым. И, соответственно, краудфандинг находится в зачаточном состоянии, что предполагает собой отсутствие четко выстроенной и проработанной нормативно-правовой базы [12].

Во многих развитых странах немалое значение имеет наличие у инвесторов аккредитаций. Аккредитованные инвесторы это, в основном, богатые инвесторы, которые имеют глубокое понимание финансовых рынков и способность нести финансовые потери. Аккредитованные инвесторы обычно находятся в более выгодном положении, поскольку с них снимается ряд ограничений, который присущ инвесторам без аккредитации. Инвестиционные решения большинства инвесторов в большей степени регулируется, так как они более уязвимы и большинство правительств считает, что они имеют меньший капитал и доходы. В некоторых странах аккредитация инвесторов является обязательной. Также в зависимости от страны, люди могут либо самостоятельно подтвердить соответствие минимальным требованиям, либо необходимо привлечение третьей стороны, например аккредитованного бухгалтера с наличием сертификата. Аккредитованные инвесторы играют важную роль в бизнес- финансировании, так как они, как правило, расположены в непосредственной близости от компаний, в которые они инвестируют, и зачастую осуществляют надзор, обеспечивают проект опытом и знаниями [4].

2. Особенности использования моделей краудфандинга в России и мире 2.1 Возможности для краудфандинга в развивающихся странах

Как уже было отмечено выше, условно страны делятся на развитые, развивающиеся и на страны третьего мира. Как и в развитых странах, в развивающихся полезность краудфандинга для проектов или предпринимателей будет зависеть от конкретного проекта или бизнес - плана, географического присутствия и необходимых финансовых средств. Модель краудфандинга, которая будет уместна для каждого конкретного проекта, также будет зависеть от типа проекта и его потребности в капитале (см. таблицу 2.1).

Таблица 2.1

Применимость моделей краудфандинга

 

Наиболее подходящий тип проекта

Необходимое финансирование (среднее значение)

Подходит для продвижения в развиваю-щихся странах?

Подходит для высокотехно-логичных проектов, инновацион-ных стартапов?

Модель пожертвова-ния

Искусство

< $10 000

Да

Нет, если требуется более $10 000

Предвари-тельная продажа

Проект, продукт

< $100 000

Да

Да, в качестве испытательного полигона

Микрофинан-сирование

Микроразви-тие

< $1 000

Да

Нет, если требуется более $1 000

Модель социального кредитования

Микроразви-тие

< $50 000

Да

Только если требуется менее $50 000

Инвестицион-ная модель

Технологи-ческая инновация

< $250 000

Да с хорошей инфраструк-турой

Да

Как видно из таблицы, модель пожертвования наиболее подходит для общественных проектов и микрофинансирования в микро развитие. Модель социального кредитования – для небольших предприятий с положительным доходом, а инвестиционная модель – для высокотехнологичных проектов и технологически ориентированных предпринимателей.

На сегодняшний день уже проведено множество исследований касательно денежных переводов в качестве основного источника финансирования, масштаб которых достигал миллиарды долларов. Этот фонд потоков традиционно происходит от человека к человеку, поэтому они хорошо согласованы в рамках краудфандинга. Существует связь между краудфандингом и потоками иностранного капитала, но в настоящее время количество стран, позволяющих это увидеть, недостаточно для отражения корреляции. Однако проведенные ранее исследования показали, что в краудфандинге также отражаются интересы международного сообщества, вкладывающего средства в ту или иную страну, так как он служит в качестве механизма для денежных переводов капитала, которые станут следствием высокого темпа роста потенциальных компаний для дальнейшего экономического роста страны [14].

Краудфандинг в развивающихся странах дает возможность изучать денежный перевод и потоки капитала с целью обнаружения наилучшей практики от бывших граждан или жителей. Правительства могут рассмотреть преимущества денежных переводов, протекающих через платформы краудфандинга, которые оставляют так называемый «цифровой след». Эти цифровые следы помогают правительствам лучше понять финансовое здоровье и уровень приверженности к своей стране членов диаспоры страны. Помимо всего этого, платформы краудфандинга могут определять страну текущего местожительства спонсора, типы компаний / предпринимателей, какие диаспоры инвесторов вкладывают свои средства больше всего и их уровень обязательств.

Каждая страна обладает рядом характеристик, которые так или иначе влияют на возможность использования краудфандинга. Благодаря проведенным ранее исследованиям можно выделить факторы (рис. 2.1), которые оказывают наибольшее влияние, с тем, чтобы иметь возможность соотнести ситуацию в любой стране мира с ее показателями и максимально точно оценить возможности краудфандинга в каждой конкретной стране.

Во-первых, это восприятие, которое чаще всего формируется под влиянием образования. Система образования может вести к более широкому применению и пониманию понятия «предпринимательство», давая предприятиям и населению знания, необходимые для достижения успеха, а также может устранить заблуждения или страхи, связанные с предпринимательством. Также было установлено, что чем выше в стране доля людей с высшим образованием, тем вероятнее появление и скорое развитие краудфандинга.

Второе, - это социальные нормы. Номинальная экономика, избегание неопределенности и внутригрупповой коллективизм отрицательно влияют на запуск краудфандинга. Возможно, это связано с неприятием риска в подобном обществе. И наоборот, экосистемы краудфандинга могут процветать в среде, в которой люди не боятся проиграть или потерять лицо. Также, чем более культура подчеркивает важность производительности, тем больше вероятность того, что общество будет поддерживать запуск краудфандинг-платформ.

Третье, - жесткость и эффективность местного регулирования. Стоимость открытия бизнеса, стоимость разрешения несостоятельности (% от величины среднедушевого дохода) и Индекс защиты интересов инвесторов, особенности процесса вынесения решения о неплатежеспособности, - все это также оказывает прямое влияние. Строгое регулирование и чрезмерные барьеры мешают развитию краудфандинга. Однако это вовсе не означает, что регулирование не является важной частью инвестиционной экосистемы. Краудфандинг-платформы, чаще всего, возникают в странах с низкой стоимостью выхода на рынок и адекватной защитой прав инвесторов. Для того, чтобы стимулировать развитие краудфандинга, политики должны стремиться к принятию законодательства, обеспечивающего развитие этих атрибутов [9].

Четвертым фактором являются социальные медиа, которые влияют на запуск крадфандинг-платформ больше, чем в целом доступ к интернету. Это объясняется высокой социальной природой краудфандинга, который очень зависит от лиц, использующих свои социальные сети для привлечения капитала в бизнес. Без социальной сети нет механизма привлечения групп потенциальных спонсоров.

Рис. 2.1. Факторы, влияющие на экосистему краудфандинга

Не стоит забывать о больших региональных различиях. Краудфандинг – достаточно новое направление. Хотя платформы появляются в Южной Америке, Африке, Азии и на Ближнем Востоке, около 95 процентов всех платформ в настоящее время все же базируется в Северной Америке или Европе, где лучше развита описанная выше экосистема краудфандинга.

2.2Анализ перспективности краудфандинга на примере Kickstarter

Большинство существующих краудфандинговых веб-сервисов работают по одному и тому же принципу. Авторы проектов бесплатно размещают свои идеи и необходимую информацию по проекту. Это может быть фото/видео презентация идеи, предполагаемые статьи расходов, сроки реализации проекта и другое. Пользователи интернета финансируют проект максимально удобным для них способом, через одну из платежных систем. Формальные обязательства, как правило, отсутствуют, однако авторы проектов нередко обещают своим вкладчикам какие-либо «бонусы», как то: первые версии создаваемого продукта, письменная благодарность или приглашение на закрытый премьерный показ. Создатели платформы взимают около 10% комиссии, плюс комиссию за транзакции. Чаще всего на сбор средств для конкретного проекта устанавливается необходимая сумма и срок, который обычно варьируется от 30 до 90 дней. В случае, если к конечной дате необходимая сумма не будет собрана, - средства вкладчикам, как правило, возвращаются.

Для достижения целей курсовой работы мне представляется необходимым проанализировать состоятельность краудфандинга как способа финансирования на примере деятельности крупнейшей краудфандинг-платформы в мире под названием Kickstarter.com, которая начала свое существование 28 апреля 2009 года и на сегодняшний день признается самой успешной.

При размещении бизнес-идеи на Kickstarter.com создателями проекта могут выступать исключительно жители США и Великобритании, имеющие соответствующее гражданство, трудоспособный возраст (18 лет) и дебетовую либо кредитную карту. По статистике, пользователи видят только около 75 % проектов, поскольку остальные блокируются на стадии модерации заявки из-за несоответствия правилам Kickstarter. Ресурс зарабатывает путем удержания комиссии в размере 5%, плюс 3-5% уходят платежной системе Amazon Payments. Причем доход идет только от полностью профинансированных проектов, которые к объявленному дню собрали необходимую сумму. Другими словами, если, к примеру, проекту требовалось $ 100 000 и установлен максимальный срок для сбора – 90 дней, а удается собрать только $ 40 000, - все деньги возвращаются вкладчикам и Kickstarter ничего не зарабатывает.

Сумма инвестиций варьируется. Можно инвестировать хоть 1 цент, хоть $ 1 000 000. Для увеличения средней суммы вклада руководители проекта предлагают пользователям различные «подарки». Причем чем больше сумма вклада, - тем интереснее и весомее бонус, от письменной благодарности до личной встречи и бесплатной версии продукта. Проанализировав деятельность ресурса за первые 500 суток, можно увидеть связь между суммой единовременного пожертвования и процентом от собранной суммы (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Связь между суммой инвестирования и процентом от общей суммы

Так, за подарок стоимостью $ 50 в среднем инвестируют 11,44% от общей суммы, за $ 100 уже 16,36%, а за $ 25 – 18,41%. Вклады до $ 25 обеспечивают лишь 10% от общей суммы пожертвований, но в то же время наибольшее количество вкладчиков – 38%. Их особая ценность не столько в финансировании, сколько в распространении информации о проекте через социальные сети, общение с друзьями и знакомыми.

Дальнейший анализ показал, что наибольшее количество пожертвований приходится на самый старт проекта и к концу установленного срока сбора средств (рис 3.2). Причем интересен тот факт, что это не зависит от конкретной величины срока, будь то 30, 45, 60 или 90 дней. Некоторые небольшие подъёмы кривой в течение финансирования обуславливаются пропагандой проекта в СМИ и проведением каких-либо мероприятий, направленных на информирование людей о существующем проекте.

Рис. 3.2. Распределение средств по жизненному циклу проекта

Также мне представляется немаловажным проследить связь между успешностью и временем жизни проекта. Как оказалось, наиболее часто преуспевают проекты с выбранной продолжительностью сбора средств в 30 дней (рис. 3.3). Отчасти это связано с тем, что предприниматели, выбирающие срок в 30 дней, более оптимистично настроены и более усердно занимаются привлечением аудитории и средств. В то время как выбирающие 60 или 90 дней менее уверены в успехе и ошибочно полагают, что увеличение срока автоматически увеличивает шансы собрать нужную сумму, и зачастую предпринимают меньше усилий для привлечения вкладов.

Рис. 3.3 Длительность проекта и его успешность

На Kickstarter на сегодняшний день всего представлено 13 разделов, на которые можно разбить все предлагаемые проекты (табл. 3). Исследование показало, что наибольший интерес у пользователей вызывают проекты творческой направленности, связанные с записью альбома, снятием фильма или разработкой игры, а также технологической направленности.

Таблица 3

Успешность проектов

Категория

Всего

проектов

Успешных

проектов

Пожертвовано

Жертвователей

Искусство

3,783

1,837

$10,477,939

155,782

Комиксы

1,170

542

$9,242,233

177,070

Танцы

512

381

$1,773,304

23,807

Дизайн

1,882

759

$50,124,041

536,469

Мода

1,659

434

$6,317,799

83,067

Фильмы и видео

9,600

3,891

$57,951,876

647,361

Еда

1,828

688

$11,117,486

138,204

Игры

2,796

911

$83,144,565

1,378,143

Музыка

9,086

5,067

$34,953,600

522,441

Фотография

1,197

427

$3,283,635

46,550

Публикации

5,634

1,666

$15,311,251

262,738

Технологии

831

312

$29,003,932

270,912

Театр

1,787

1,194

$7,084,968

95,225

На данный момент платформа успешно развивается, и к марту 2014 года собрала в общей сложности сумму более миллиарда долларов инвестиций от 5 708 578 человек из 224 стран. Причем около половины этой суммы собранно за последний год, что говорит о возрастающем интересе и доверии к такому способу финансирования, как краудфандинг (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Размер инвестиций помесячно от 04.2009 по 02.2014

Что касается статистики по странам, то тут по-прежнему лидируют Соединенные Штаты ($ 663 316 496), Великобритания ($ 54 427 495) и Канада c результатом в $ 44 913 678 пожертвований (рис. 3.5). Россия же лишь встает на этот путь, показывая результат в 15 183 инвестора и общей суммой $3 347 742 [5].

Рис. 3.5. Статистика инвестиций в различных странах

Все это показывает поражающую эффективность краудфандинга. Соотношение сумм пожертвований в России и США говорит о меньшей используемости данного метода у нас в стране. Отчасти это связано с демографической ситуацией. В Российской Федерации превалирует число пенсионеров и детей, которые в силу своего возраста не являются пользователями интернета и тем более инвесторами различных проектов. Другая причина заключается в истории становления нашего государства. За последние 25 лет мы пережили развал государства, криминал 90-х, дефолт, обилие различных пирамид в 2000-х, и, наконец, кризис 2008 года. Люди разучились верить в проекты, в которых «пока ничего нет, но скоро что-то будет», и довольно настороженно относятся к практически любой просьбе вложить свои средства. В-третьих, в России относительно слабо развита электронная коммерция. Подавляющее большинство людей предпочитают «живые деньги», не пользуются виртуальными кошельками и даже банковскими кредитными картами.

2.3 Краудфандинг в России

Западному миру уже давно привычно финансирование интересных бизнес-проектов путем краудфандинга. Что касается России, то здесь мнения разделились. Некоторые предприниматели, одухотворенные некоторым успехом коллег из-за рубежа, всерьез считают эту модель жизнеспособной и в нашей стране. Другие же, напротив, с завидной долей скепсиса считают, что «может где-то, но уж точно не у нас. Народ не тот». Чтобы выяснить существующее положение дел, следует сравнить статистику RusBase (табл. 2.2), которая отражает существующие активные площадки России, за август 2012 года с ситуацией на данный момент. Продвинулись ли наши краудфандинг-проекты вперед?

На арене в основном остались те проекты, у которых дела шли неплохо еще в августе 2012 года. Одним из крупнейших на сегодняшний день является Boomstarter – аналог уже упомянутого Kickstarter. Недавно он тоже опубликовал свою главную цифру, а именно – количество привлеченных средств. Почти 23,5 миллиона рублей. Да, эта сумма не так велика, как у многих зарубежных проектов. Однако весьма достойная сумма для молодого проекта, созданного и развивающегося в Российской Федерации [1].

Наиболее привлекательными для российских пользователей остаются творческие проекты, такие как создание музыкального альбома, книги, игры или фильма. Самым известным за последнее время является сбор средств на площадке Planeta.ru с целью создания фильма-концерта о популярной группе «Король и Шут». Требовалось 510 000 рублей, однако благодарные фанаты уже вложили более миллиона. Также хорошие показатели демонстрируют социальные проекты, такие как Тугеза, Помоги.org, Мой учитель, Электронный благотворительный ящик и другие.

Таблица 2.2

Основные краудфандинг-платформы России

Название

Дата создания

Стадия развития

Какие проекты финансирует

Kroogi

2008

Работает

Творческие проекты

Электронный благотворительный ящик

2009

Работает

Социальные

Startapp

2009

Мертвый ресурс

Любые

ThankYou.ru

2010

Работает

Творческие проекты

Мой учитель

2010

Работает

Социальные

С миру по нитке

2010

Работает

Любые

Naparapet

2011

Мертвый ресурс

Творческие проекты

Start with me

2011

Мертвый ресурс (сайт так и не открылся)

Любые

Тугеза

2011

Работает

Социальные

Time-to-start

2011

Мёртвый ресурс

Любые

Спонсор Здесь

2011

Мёртвый ресурс

Любые

Первый капитал

2011

Мертвый ресурс

Творческие проекты

Tap to Start

2011

Мертвый ресурс

Любые

ITRockOut

2012

Мертвый ресурс (твиттер не обновлялся с 1.08.12)

Сервис заказа программного обеспечения в складчину

Planeta.ru

2012

Работает

Творческие проекты (но планируется раздел для стартапов)

Русини

2012

Работает

Социальные

Boomstarter.ru

2012

Работает

Любые

CrowdPress

2012

Мертвый ресурс

Творческие проекты

Гдемоиденьги.рф

2012

Мертвый ресурс

Любые

ClickStart

2012

Мёртвый ресурс

Любые

Однако не стоит забывать, что все же очень многие проекты так и не получают должного финансирования. Некоторые ресурсы погибают, так и не собрав практически ничего, некоторые встают на некой «мертвой отметке» в несколько тысяч рублей и больше не развиваются. Зачастую это связано со спецификой российского «вкладчика». Как правило, это обычные интернет-пользователи, не претендующие на дивиденды или долю в бизнесе, которые ко всему прочему не готовы инвестировать пусть даже небольшие средства в малопонятные проекты. Это обуславливает привлекательность краудфандинга для предпринимателей, но в то же время и обязует их либо разрабатывать интересный творческий понятный продукт, либо продумывать систему мотивации пайщиков [2].

Для выявления существующих моделей венчурного финансирования, использования краудфандинга и его особенностей в России мною было проведено структурированное онлайн-интервью с руководителем одного из российских краудфандинг-сервисов «С миру по нитке» Андреем Дунаевым. На вопрос: «Как вы считаете, приживется ли краудфандинг в России? Все-таки, у нас другой менталитет», он дал гениальный ответ, с которым лично я полностью согласен: «Менталитет — штука весьма пластичная. Пару лет назад все боялись, что у нас не будут работать интернет-магазины по причине того, что россияне не станут совершать покупки через интернет. Сейчас мы видим успех KupiVIP и Утконоса с оборотом в сотни миллионов долларов. К тому же, суммы благотворительности, которая очень близка к краудфандингу, в Российской Федерации безумно большие. Просто никто этого не знает. В настоящее время многие опасаются, что инвесторы не станут вкладывать средства в стартапы, однако количество профинансированных стартап-проектов растёт с каждым днем. Мы мало чем отличаемся от канадцев и американцев в этом плане, и это правда. Краудфандинг в России будет стремительно развиваться, я вас уверяю».

Ниже приведено интервью с Андреем, а также с руководителем еще одного российского краудфандинг-сервиса «Тугеза», которые хорошо, подробно и открыто выразили свое мнение об особенностях краудфандинга и применимости этого метода финансирования в России.

Александр Белов: Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте в двух словах.

С миру по нитке: Цель нашего проекта заключена в предоставлении возможности предпринимателям собирать финансирование быстро и удобно. На сегодняшний день много людей занимается сбором средств оффлайн. Это сложно и затратно. Обзвон людей, ведение бухгалтерии… Расходы на передвижение по городу или стране. Все это требует времени и денег. А эффект не всегда оказывается соразмерным понесенным затратам. Мы же предоставляем отличный инструмент для сбора средств и помогаем эффективно продвигать ваш проект.

Тугеза: Тугеза – это сообщество неравнодушных людей, которые хотят принести какую-нибудь пользу миру, стране, конкретному человеку.

А.Б.: Как вы знаете, краудфандинг становится все популярнее в Америке и Европе, в то время как в России развитие этого метода финансирования проходит сравнительно медленно и сложно. Как вы думаете, почему?

СМН: На мой взгляд, существует две причины. Во-первых, россияне в силу своего менталитета пока еще боятся доверять друг другу, вкладывать деньги, платить за что-либо через интернет. Во-вторых, многие предприниматели попросту не могут объяснить суть своей идеи кратко, интересно и понятно. И, главное, зажечь желание пользователей вложить деньги именно в их проект.

Т.: Есть множество причин. Часто у проекта нет команды, а только один организатор. Со временем он «перегорает», и проект умирает. Большую роль играет мнительность наших соотечественников, которые, может, и хотят перемен, но чаще предпочитают быть сторонними наблюдателями, нежели активными участниками. Как следствие, мало критики, мнений, обсуждений, смелости и финансирования различных идей.

А.Б.: Бытует мнение, что в России низкий коэффициент доверия населения. Люди думают, что «все равно все своруют», или «такую большую сумму собрать не смогут, я тоже не буду вкладывать». Что вы думаете по этому поводу? Как бороться с недоверием пользователей?

СМН.: Здесь все просто. Люди верят тому, кого знают. Если не знаете автора проекта, - позвоните, напишите, поговорите с ним. Главное – пробуйте!

Т.: На мой взгляд, следует организовывать сбор средств небольшими суммами и делать его максимально удобным для пользователей. Ну и, конечно, отчитываться буквально за каждую потраченную копейку. Делать фотографии, выкладывать всевозможные отчеты и чеки, вести открытый диалог с пользователями и так далее. Тогда и доверять станут.

А.Б.: Остро стоит вопрос с регулированием вашей деятельности государством и правоохранительными органами. Скажите, наше правительство способствует развитию подобных платформ или же наоборот, мешает?

СМН.: Не могу сказать ни одного, ни другого. Оно и не помогает, и, слава Богу, не мешает. Бюрократический аппарат похоже вообще не успевает реагировать новые веяния. Краудфандинг, согласно российскому праву, на сегодняшний день ничем не является. Это и не способ заработка организаторов, и не дарение, и не пожертвование. Ничего. Нормы, регламентирующие краудфандинг, практически отсутствуют.

Т.: Государство не мешает. Мы не являемся коммерческой организацией. К тому же, нам помогают дельными советами пользователи ресурса.

А.Б.: И последний вопрос. Сложна ли реализация платформы технически?

СМН: Ничего особо сложного нет. По сути, функционал сайта очень напоминает интернет-магазин. Конечно, есть свои особенности, но по моему мнению любой мало-мальски приличный студент старших курсов IT-специальностей мог бы написать нечто подобное.

Т.: Для человека, работающего в сфере компьютерных технологий ничего сложного нет. Об этом можно судить хотя бы по наличию десятка копий зарубежного сайта Kickstarter.com.

Заключение

Краудфандинг является способом привлечения денег в форме пожертвований или инвестиций от нескольких лиц. Существует 3 различные модели краудфандинга, в основном расходящиеся в зависимости от пожертвования денег: модель пожертвования, модель кредитования и инвестиционная модель. Наиболее популярной и часто используемой моделью краудфандинга и в России, и на западе является модель пожертвования, в которой люди вносят финансовый вклад в проект без ожидания финансовой доходности от этого взноса. Однако необходимо помнить, что, во-первых, все потенциальные инвесторы должны испытывать чувство удовлетворения от помощи благому делу, а во-вторых - по окончании проекта необходимо представить доказательства эффективности использования средств.

Данный способ финансирования имеет целый ряд преимуществ, среди которых наиболее значимыми мне представляются такие как: облегчение поиска инвестора, увеличение скорости развития компании за счет упрощения привлечения капитала, создание базы потенциальных покупателей во время сбора средств, а также увеличение информированности населения в целом и целевого рынка в частности о скором выходе продукта компании. Более того, краудфандинг позволяет проверить жизнеспособность продукта или идеи на самой ранней стадии, без угрозы понести большие финансовые потери. К тому же, крупные инвесторы и бизнес-ангелы получают возможность увидеть перспективный проект, имеющий амбициозных создателей, уже получивший некую сумму денег и интерес потенциальных клиентов.

Для существования хороших краудфандинговых платформ требуется больше, чем просто наличие предпринимателей и желающих инвесторов. Ключевой стимулирующий фактор - построение краудфандинговой экосистемы, которая включает в себя проработанную и эффективную нормативно-правовую базу, возможность регулировать рынок онлайн, развитие социальных медиа и проникновение их в бизнес. Все это требует серьезного рассмотрения политических и научных экспертов.

На развитие краудфандинга в стране также оказывают большое влияние такие факторы, как мировосприятие и миропонимание населения, принятые социальные нормы и эффективность местного самоуправления. Краудфандинг-платформы чаще всего возникают и хорошо развиваются в странах с высоким коэффициентом доверия населения, низкой стоимостью выхода на рынок и адекватной защитой прав инвесторов.

На краудфандинговых площадках вкладчики в основной своей массе - обычные интернет-пользователи, не претендующие на дивиденды или долю в бизнесе, которые ко всему прочему не готовы инвестировать пусть даже небольшие средства в малопонятные проекты. Это обуславливает привлекательность краудфандинга для предпринимателей, но в то же время и обязует их разрабатывать интересный и понятный продукт.

Краудфандинг как модель финансирования в Америке, Канаде и Великобритании несомненно более развит, чем в России. Согласно статистике, размер привлеченных средств с помощью краудфандинга в Америке превышает $660 000 000, $54 000 000 в Великобритании и $44 000 000 в Канаде, против чуть более трех миллионов долларов в России [3]. На западе в основном пользуются популярностью технологичные проекты, как например создание шлема виртуальной реальности, а также творческие – создание тематического фильма, запись музыкального альбома и подобные.

Наиболее привлекательными для российских пользователей являются творческие проекты, такие как написание интересной книги, игры или фильма. Также хорошие показатели демонстрируют социальные проекты, такие как Тугеза, Помоги.org, Мой учитель, Электронный благотворительный ящик и другие. Еще одна российская особенность, - поддержка важных научных проектов, на которые не дало деньги государство. Среди последних – сбор 2 000 000 рублей для проведения экспедиции к океанскому дну и 1 500 000 на создание установки, передающей энергию по земной коре.

Наибольшее количество пожертвований приходится на самый старт проекта и к концу установленного срока сбора средств, причем чаще преуспевают проекты с выбранной продолжительностью сбора средств в 30 дней, а не 60 или 90. Предпринимателям важно уметь описать свою идею кратко, интересно и понятно, сделать сбор средств максимально удобным для пользователей, а также постоянно работать над привлечением людей к инвестированию в проект.

Невысокий уровень развития краудфандинга в России по отношению к западным странам обуславливается демографической ситуацией в стране, низким коэффициентом доверия населения, относительно слабым распространением электронной коммерции и практически полным отсутствием регулирующей нормативно-правовой базы. Однако краудфандинг в Российской Федерации как модель финансирования показывает стабильный рост. Количество платформ неуклонно растет, суммарные сборы российских краудфандинг-сервисов повышаются из-года в год, люди становятся все более восприимчивыми к этому способу привлечения средств. Более того, несмотря на более низкий уровень жизни, средняя сумма инвестирования одного человека в России уже составляет около 1000 рублей, что выше, чем в западных странах [12].

Краудфандинг во всем мире и в России в частности уже превратился из небольшого эксперимента в хороший рабочий инструмент и сейчас имеет самые радужные перспективы. Эта новая, не до конца освоенная модель финансирования, отличающаяся массовой доступностью и простотой, в будущем продолжит развиваться, набирать популярность и привлекать все новых и новых инвесторов.

Список использованной литературы
  1. Прямые и венчурные инвестиции в России в 2013 году. Электронная библиотека портала «Венчурная Россия» www.allventure.ru

  2. Agrawal, A, Catalini, C, Goldgard, A 2011, ‘The Geography of Crowdfunding’, NET Institute Working Paper No. 10-08, University of Toronto, viewed 17th April 2013.

  3. Ahоra, R. (2012) ’7 Reasons to Avoid Crowdfunding’, Fox Business, Small Business Center, 23 October.

  4. Belleflamme, P, Lambert, T, and Schwienbacher, A 2012, ‘Crowdfunding: Tapping the Right Crowd’, CORE Discussion Paper No. 2011/32, viewed 12th April 2013.

  5. Bernhard Jr., K. (2013) ‘Why Crowdfunding fits in with Angels, VCs’, Upstart Business Journal, 9 August

  6. Blanding, M. (2013) ‘Crowdfunding a Poor Investment?’, Harvard Business School Working Knowledge, 1 July.

  7. Crowdfunding’s Potential for the Developing World. 2013. infoDev, Finance and Private Sector Development Department. Washington, DC: World Bank

  8. Cunningham, W. M. (2012) The Jobs Act: Crowdfunding for small business and startups, New York: Apress.

  9. Fullen, S. (2006) How to Get the Financing for Your New Small Business, Ocala: Atlantic Publishing Group, Inc

  10. Lister, 2010, ‘Send Me the Money’ Entrepreneur, Vol 38. Issue 9, p84, viewed 5thApril 2013, Business Source Complete.

  11. Othmar M. Lehner (2013): Crowdfunding social ventures: a model and research agenda, Venture Capital: An International Journal of Entrepreneurial

  12. Ordanini, A, Miceli, L, Pizzetti, M, Parasuraman, A 2011, ‘Crowd-funding: transforming customers into investors through innovative service platforms’, Journal of Service Management vol.22, (pp.443-470), viewed 9th April 2013

  13. Torrens, Dr. 2012, ‘Big Issues (A Special Report) — Should Equity-Based Crowd Funding Be Legal?’, Wall Street Journal, Eastern edition, 19 March, viewed 12th April 2013, Proquest.

  14. Whitla, P. 2009. “Crowdsourcing and Its Application in Marketing Activities.” Contemporary Management Research 5

Просмотров работы: 4518