ВЕТХОЕ ЖИЛЬЕ В АСТРАХАНИ: ПРОГРАММА ЛИКВИДАЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЕТХОЕ ЖИЛЬЕ В АСТРАХАНИ: ПРОГРАММА ЛИКВИДАЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Карибова Я.А. 1
1Астраханский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основной объем аварийного жилищного фонда региона сосредоточен в городе Астрахани и составляет 950 тысяч квадратных метров или 88,6 процента от общего объема аварийного жилья Астраханской области. А всего из 22 089 тысяч квадратных метров общей жилой площади Астраханской области 946 тысяч квадратных метров составляет аварийный фонд и 1 003 тысячи — ветхое жилье. Множество домов в чрезвычайно плачевном состоянии. И с возрастом они лучше не становятся. Губернатор АО говорит о том, что есть два варианта решений, которые, возможно, позволят свести проблему на нет. Часть ветхого жилья вошла в общую программу по стране, будет финансироваться из средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Зафиксировано 187 тысяч квадратных метров такой жилплощади. Проблема по этому жилью будет снята до указанного президентом срока, то есть до середины 2017 года. По некоторым сельским районам закроем вопрос даже в конце 2014 года. Найти решение по второй части ветхого жилья — чисто региональная задача. Нужно помочь людям, которые сейчас не могут купить себе жилье сами. В практике существует так называемое строительство на застроенных территориях. Предлагается работа именно по этому способу. В центре Астрахани даются определённые льготы строителям-инвесторам (например, освобождаются от некоторых налогов в региональные и местные бюджеты), и они за счёт своих средств переселят граждан из ветхого жилья, а освободившиеся площади используют для строительства новых современных микрорайонов со всей инфраструктурой. Сложность осуществления этого большого проекта заключается в том, что до сорока процентов ветхого фонда в центре города, который де-юре является жильём, сейчас сдается в аренду. В совокупности все это затягивает процесс. Но при тщательной разработке проекта эти трудности преодолеваются. В целом, этот проект можно обозначить определением «государственное частное партнерство». Государственно-частное партнерство представляет собой юридически закрепленную форму взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями, в целях реализации общественно-значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности.

С помощью данного механизма можно решить и еще одну из застаревших проблем — обеспечение жильём детей-сирот.

Для этого надо построить и передать детям-сиротам 1 300 квартир. В прошлом году была выполнена часть проекта, обеспечено новоселье в 165 квартирах. В этом году планируется около пятисот.

Еще один важный с социальной точки зрения вопрос — улучшение жилищных условий для многодетных семей. Речь не просто о выделении земли под строительство. Нам необходимо инфраструктурно обустроить земельные участки. В черте города Астрахани выделять землю для больших семей просто негде, но есть возможность найти место в комфортных пригородных районах. Пять площадок там уже готовы: в Красноярском районе общей площадью 6,3 гектара и в Камызякском районе площадью 12,5 гектара. Все муниципалитеты разработали планы обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой с определением объемов финансовых средств.

Таким образом, для наиболее эффективного выполнения всех вышеуказанных задач Регион заинтересован в привлечении частного партнера к строительству.

Традиционная схема реализации бюджетных инфраструктурных проектов предполагает контрактное взаимодействие государственного (муниципального) заказчика с генеральным подрядчиком на основе Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Это означает необходимость Региону и МО авансировать капитальные вложения и привлекать подрядчика, который предлагает наиболее дешевое, но не наиболее эффективное решение поставленных задач.

С учетом дефицитных бюджетных параметров Региона единовременное предоставление

бюджетных средств на строительство является довольно проблематичным. В этой связи Правительство Астраханской области и органы местного самоуправления Муниципальных образований вынуждены искать новые механизмы для реализации программных мероприятий.

Таким новым механизмом по решению сложившейся ситуации в сфере образования в Регионе является привлечение частных инвестиций и использование механизмов ГЧП.

Правовая среда Региона предусматривает возможность реализации Проекта на условиях ГЧП.

Возврат вложенных средств осуществляется за счет бюджетных средств МО в виде регулярных арендных и выкупных платежей на протяжении всего срока реализации Проекта.

Экономически целесообразное распределение рисков и передача их части Партнеру, а также оптимизация расходов на протяжении жизненного цикла Проекта позволят снизить нагрузку на бюджет МО и увеличить их инвестиционный потенциал.

Также реализация Проекта позволяет частично компенсировать затраты бюджета за счет возрастающих налоговых поступлений, в частности, по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество и социальным выплатам.

Благодаря эффективной оценке рисков, капитальных и эксплуатационных затрат Регион и

МО смогут добиться необходимой стабильности при планировании бюджета. Прозрачность движения денежных средств в рамках Проекта дает широкие возможности контроля за их расходованием.

Кроме того реализация Проекта позволит значительно ускорить строительство и ввод

Объектов в эксплуатацию. Таким образом, удастся решить наиболее напряженные проблемы Региона, что, безусловно, будет позитивно воспринято населением и повысит репутацию властей.

Наконец, ожидаются другие социально-экономические эффекты, среди которых создание новых рабочих мест в рамках домостроительных производств и многое другое.

Рис.1 Описание проекта

Рис.2 Преимущества государственно-частного партнерства

Рис.3 Преимущества государственно-частного партнерства

Рис.4 Распределение основных рисков проекта

Для организации ГЧП необходимо:

1. Стратегическое планирование использования ГЧП для реализации отраслевой, региональной или муниципальной стратегии развития с учетом бюджетной и макроэкономической эффективности выполнения проекта с привлечением частного партнера

2. Подготовка проекта:

• определение объектов имущества передаваемых в рамках ГЧП,

• определение целевых показателей эффективности,

• разработка проектной документации,

• формирование инвестиционного пакета проекта (предоставляется потенциальному партнеру),

• разработка документации для проведения конкурса на право заключения соответствующего государственного контракта,

• информирование и проведение консультаций с участниками конкурса.

3. Поддержка принятия решения о реализации проекта необходимыми органами исполнительной и законодательной власти, включая прохождение необходимых общественных слушаний, публичных и иных процедур;

4. Поддержка исполнения решения о реализации проекта, включая:

• проведение конкурсной или иной процедуры по выбору частного партнера,

• проведение переговоров с победителем конкурса с целью заключения контракта на реализацию проекта,

• участие в переговорах частного партнера с финансово-кредитными организациями по вопросам привлечения финансирования в проект,

• заключение соглашений по вопросам софинансирования сформированного проекта ГЧП Внешэкономбанком.

В соответствии с Региональным законом о ГЧП - участвующие в Проекте МО, МХО и Партнер - заключают между собой Соглашение о ГЧП.

В рамках Соглашения о ГЧП МХО и Партнер заключают и договоры субаренды земельных участков, а также предварительный, а после ввода Объектов в эксплуатацию – основной договоры аренды объекта с правом выкупа.

Партнером привлекается независимый Инженер, обременяемый функциями консультанта и эксперта в отношении технических вопросов реализации Проекта.

До подписания Соглашения о ГЧП Партнер обязуется заключить необходимые договоры страхования. В целях выполнения своих обязательств по Соглашению Партнер вправе привлекать третьих лиц в качестве подрядчиков.

После получения разрешения на ввод Объектов в эксплуатацию и регистрации права собственности Партнер имеет право передать Объекты в залог финансирующей организации для обеспечения своих обязательств по кредитам.

По согласованию с МО Партнер также вправе передать в залог финансирующей организации права субаренды земельных участков и права требования по договорам аренды Объекта с правом выкупа.

Финансирование работ по проектированию (если применимо) и строительству Объектов осуществляется Партнером за счет собственных и, если необходимо, привлеченных средств.

Капитальные затраты и расходы на обслуживание долга компенсируются суммой выкупных платежей, выплачиваемых МХО Партнеру ежеквартально после передачи Объекта в аренду. При расчете выкупных платежей также учитывается норма рентабельности на собственные средства Партнера.

В течение всего срока Соглашения о ГЧП Партнер производит субарендные платежи за земельные участки, находящиеся на праве аренды у МХО.

Расходы Партнера по договору аренды земельных участков и расходы по осуществлению технической эксплуатации Объекта включаются в расчет арендных платежей, подлежащих уплате МО Партнеру ежеквартально.

Регион в лице Правительства Астраханской области, формально не являясь стороной Соглашения о ГЧП, фактически является участником Проекта на стороне Публичного партнера и обеспечивает координацию реализации Проекта в целом и его финансовое обеспечение путем выделения субсидий МО и предоставления государственных гарантий Частному партнеру.

При этом Правительство Астраханской области за счет средств бюджета Астраханской области обеспечит разработку типовой проектной документации (проекты повторного применения) на 5 Объектов образования различной мощности (5 типов Объектов образования) до проведения Конкурса на право заключения Соглашения о ГЧП и их последующую передачу (в том числе передачу исключительных прав на проектную документацию) Муниципальным образованиям для включения в Конкурсную документацию.

Список литературы:

1. Амунц Д. М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государ- ства и частного сектора в реализации финансовоем- ких проектов // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. № 12. С. 16–24.

2. Баженов А. В. ГЧП для инфраструктуры // Эксперт- ный сайт Высшей школы экономики. URL:http://opec. ru

3. Варнавский В.Г. Партнёрство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.:Наука. 2006.

4. Дынин А. Частно-государственное партнерство в инновационной сфере / А. Дынин, В. Евсеев, В. Литвиненко, М. Шеховцев // Общество и экономика. 2006. - №4. - С. 23-39.5. Зельднер А. Г. Концептуальные основы становления и функционирования государственно-частного пар- тнерства. М. : Ин-т экономики РАН, 2010. 38 с.

6. Коровин Е. Кредитный риск проектов частно-государ- ственного партнерства и механизмы поддержки. URL: http://regionalistica.ru/project/investproject/fed_instr (дата обращения: 15.11.2013).

7. Малай В.А. Государственно-частное партнерство как форма повышения эффективности инновационных процессов//Инновации №10(12), 2008

8. Морозова И.А., Дьяконова И.Б. Государственно - частное партнерство как эффективный механизм инновационного развития экономики//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №2, 2010

9. Унтура Г.А. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: региональный аспект//Регион: экономика и социология, №2, 2005

10. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure : Project Finance, PPP Projects and Risk / The World Bank and Kluwer Law International. The Netherlands, 2009. 640 p.

 

8

 

Просмотров работы: 1129