НЕКРЕДИТНЫЕ СТРАХОВЫЕ ПРОДУКТЫ КАК НОВЫЙ СЕКТОР БАНКОСТРАХОВАНИЯ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НЕКРЕДИТНЫЕ СТРАХОВЫЕ ПРОДУКТЫ КАК НОВЫЙ СЕКТОР БАНКОСТРАХОВАНИЯ.

Антонян Р.В. 1
1Хабаровская государственная академия экономики и права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время все более заметное влияние на экономику России и, в частности, на ее финансовый сектор оказывают общемировые тенденции, такие как глобализация, интеграция, унификация. В результате такого влияние взаимное проникновение банковского и страхового бизнеса стало в последние годы доминирующей тенденцией в Российской экономике. Такой способ организации сотрудничества между банками и страховыми компаниями как банкострахование стал уже неотъемлемой частью современных финансовых процессов как средство, обеспечивающее экономическую безопасность.

Под термином «банкострахование» следует понимать процесс интеграции банков и страховых компаний с целью реализации как страховых, так и банковских продуктов, совмещая каналы продаж и клиентскую базу партнера, страхование рисков самих банков, а также доступ к внутренним финансовым ресурсам друг друга. При этом мотивация вхождения страховых и банковских институтов в банковское страхование сводится к существенному ряду преимуществ. Банки и страховые компании объединились в пользу взаимовыгодного сотрудничества, которое позволяет осуществить расширение клиентской базы, снижение издержек; минимизировать риски кредитных учреждений; получить дополнительные доходы в виде комиссионного вознаграждения от страховых компаний; повысить надежность всех финансовых операций; обеспечить защиту финансовой ответственности клиентов перед банком в случае потери трудоспособности или ухода из жизни.

По данным исследования агентства "ЭкспертРА", в прошлом году объем рынка банкострахования составил 193 млрд рублей. Драйвером рынка по-прежнему оставалось страхование заемщиков потребительских кредитов. Однако в поисках дополнительных источников дохода банки готовы продавать некредитные страховые продукты.

В 2013 году заметно увеличился новый сектор банкострахования - некредитное страхование. Доля страхования, не связанного с кредитованием, в общей структуре банкострахования выросла с 4% за 2012 год до 14% за 2013 год, а объем этого вида страхования составил 26,8 млрд руб. По итогам прошлого года, по оценкам агентства, наибольшую долю в розничном банкостраховании, не связанном с кредитованием, занимали инвестиционное страхование жизни (34%), смешанное страхование жизни (32%) и страхование имущества физических лиц (13%). Страхование автокаско - полностью перешел в дилерский канал (падение составило 33%). Наблюдалось падение и в страховании юридических лиц через банки, и в страховании собственных рисков банков - минус 8% и 18% соответственно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Лидеры рынка банкострахования по итогам ушедшего года — страховые компаниии, аффилированные с банками (группа «Ренессанс», «ВТБ Страхование», «Альфастрахование», «Сбербанк страхование» и т.п.). 80% рынка некредитного банкострахования в 2013 г. пришлось на шесть страховых компаний, из которых с банками аффилированы пять. Аналитики «Эксперта РА» считают, что вхождение в банковскую группу дает страховщикам значительное конкурентное преимущество в развитии страхования жизни, не связанного с кредитованием, поскольку многие банки не готовы отдавать этот бизнес рыночным компаниям. С декабря 2012 г. до декабря 2013 г. доля кэптивных страховщиков в банкостраховании увеличилась с 37 до 44%.

Топ-10 лидеров рынка банкострахования

Место, 2013 год

Место, 2012 год

Компания/группа компаний

Страховые взносы, тыс. руб.

Страховые выплаты тыс. руб.

Темпы прироста взносов, %

Рейтинг надежности («Эксперт РА»)

3

4

ООО СК «ВТБ Страхование»

16 952 559

1 733 414

58,6

A++

4

3

СОАО «ВСК»

13 161 628

6 197 655

8,4

А++

5

6

ООО «СК» Согласие»

11 875 661

6 247 395

10,5

A++

6

5

ОСАО «РЕСО-Гарантия»

11 420 942

7 061 558

14,5

А++

7

7

Группа страховых компаний «Русский Стандарт»

9 611 918

1 122 717

-11,7

А+

8

41

ООО СК «Сбербанк страхование»

9 028 822

22 178

10519,0

А++

9

9

Страховая группа «СОГАЗ»

8 086 084

3 296 021

59,1

А++

10

10

Группа Альянс

6 503 421

752 067

76,0

A++

Источник: «Эксперт РА»

По прогнозу "ЭкспертРА", рынок банкострахования в 2014 году сохранит темп прироста взносов на уровне 15%. Страхование заемщиков потребительских кредитов увеличится на 25%, некредитное страхование - на 50%.

Сдерживающее влияние на рынок банкострахования в этом году будет оказывать макроэкономическая нестабильность и снижение темпов кредитования, а также насыщение сектора страхования жизни и здоровья при потребительском кредитовании. С другой стороны, будет развиваться некредитное страхование, приносящее дополнительный комиссионный доход банкам, но ограничивать его рост будет снижение платежеспособного спроса населения.

"Полагаю, что кардинально в процессе взаимодействия банков и страховщиков ничего не изменится, - говорит директор по работе с финансовыми институтами компании "МетЛайф" Жанна Гончарова. - Вероятно, некоторые банки поменяют подход, и выгодоприобретателем будет являться страхователь, изменения коснутся и договорных отношений между страховщиком и банком. Что же касается оформления страховых полисов, то тут тоже, скорее всего, ничего не изменится, так как оформление в большинстве случаев происходит с помощью IT-систем, а бланки страховых полисов уже содержат печать и подпись страховщика, то есть банк как агент страховщика не совершает юридических действий по заключению договора".

Исполнительный директор компании "МАКС" Андрей Мартьянов выделяет несколько основных тенденций в секторе банкострахования. Прежде всего это сужение рыночного сегмента в банкостраховании и увеличение доли кэптивных страховщиков, которые входят с банками в одну финансовую группу. Следствием этого стало усиление конкуренции в рыночном сегменте. Есть страховые компании, которые предлагают рынку завышенное комиссионное вознаграждение или заниженные тарифы, что далеко не всегда обосновано экономически. Такие компании готовы работать с минимальной, а то и с отрицательной маржой. Параллельно с этим наблюдаются требования банков увеличивать размер комиссионного вознаграждения в связи со снижением прибыльности розничного кредитования. Уже очевидно, что уровень просрочки по розничным кредитам растет начиная с 2013 года. Компенсацией этого снижения доходности становится увеличение комиссионного вознаграждения, которое банки получают от страховых компаний. У банков нет возможности увеличивать процентные ставки по кредитам, поскольку есть ограничение со стороны регулятора и со стороны платежеспособного населения, поэтому в 2014 году эта тенденция сохранится. Альтернативы комиссионному доходу для выравнивания доходности банковских кредитов пока не видно.

По словам замначальника управления контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы Ирины Смирновой, сейчас в ФАС России поступает небольшое количество жалоб от клиентов банков, связанных с условиями банкострахования. Тем не менее по ним можно судить о сохраняющейся практике давления на заемщиков при реализации договоров страхования жизни. При этом при анализе внутренних документов и регламентов, разработанных банками, где определяется порядок реализации дополнительных страховых услуг коммерческими банками, всегда оказывается, что в документах зафиксирован добровольный характер предложения страховых услуг при кредитовании.

Ирина Смирнова предположила, что "практика выплаты бонусов сотрудникам банков за количество кредитов, проданных вместе со страховым полисом, побуждает работников к недобросовестному поведению в отношении получателей кредитов".

Просмотров работы: 1869