АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «САПСАН – РЕГИОН» Г. БЕЛОРЕЦК) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «САПСАН – РЕГИОН» Г. БЕЛОРЕЦК)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы обусловлена тем, что современная среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Общество с ограниченной ответственностью «Сапсан - регион», образовано в соответствии с учредительным договором, заключенным 14 мая 2006 года. Сокращенное наименование: ООО «Сапсан - регион». Местонахождение Общества: 450044, Республика Башкортостан, г. Белорецк, ул. Тюленина, 12.

Основной целью Общества является удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах и извлечение прибыли. Общество вправе осуществлять виды деятельности согласно Устава ООО «Сапсан - Регион», не запрещенные законом, в том числе:

  • оптово-розничная торговля, в том числе торговля путем открытия сети магазинов;

  • бытовые услуги населению и юридическим лицам

  • торгово-закупочная деятельность;

  • оказание транспортных услуг населению и юридическим лицам;

  • производство и реализация, закуп у населения сельхозпродукции и продуктов ее переработки и пр.

В настоящее время компания «Сапсан-Регион» является дистрибутором на территории Республики Башкортостан следующих производителей:

  • Табачные производители - «Донской табак», «Погарская табачная фабрика», «Союзконтракттабак».

  • Чайно-кофейные производители – «Ахмад ти», «Акбар бразерс», «Империал ти», «Ристон», «Гринмоз», «Батлер», «Юнилевер».

  • Снэковая продукция – «Сибирский берег», «Русская картошка», «Московкий картофель».

  • Кондитерская продукция – «Русский бисквит», «Кондитеская фабрика «Победа», «Кондитерская фабрика «Золотая печать», «Кондитерская фабрика «Максимов», «Перфетти Ванмелле», «Контидерская фабрика «Меньшевик», «Русский продукт»,

  • Штучная продукция – «Свидиш Матч», «Вимедком», «АМК-Маркет».

Основными видами деятельности ООО «Сапсан-регион» являются оптовая и розничная торговля, реализация товаров и оказание транспортных услуг по доставке продукции населению и юридическим лицам.

Перечень реализуемой продукции, которая дает наибольший оборот, рентабельность представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Структура реализуемой продукции по ассортиментным группам в 2012-2013 гг.

№ п/п

Ассортиментная группа

доля оборота, %, 2012г

сумма, тыс. руб., 2012г.

доля оборота, %, 2013г.

сумма, тыс. руб., 2013г.

1

Чай, кофе, какао

19

39265,21

22

130589,36

2

Табачные изделия

21

43398,39

20

118717,6

3

Карамель, конфеты, шоколад

18

37198,62

15

89038,2

4

Сухарики, чипсы, морепродукты

7

14466,13

13

77166,44

5

Печенье, кексы, рулеты

15

30998,85

11

65294,68

6

Консервация, соки

11

22732,49

9

53422,92

7

Продукция Кинг-Лион

9

18599,31

6

35615,28

8

Супы, приправы, бульонные кубики, кисель

0

0

4

23743,52

9

итого

100

206659

100

593588

Графически распределение реализуемой продукции в 2013 году представлено на рисунке 1.

Рисунок – 1 Распределение реализуемой продукции ООО «Сапсан-Регион» в 2013 г.

Проанализировав данные таблицы 1 и рисунка 1 можно сделать вывод, что наибольшую долю в структуре реализуемой продукции ООО «Сапсан-регион» составляет чай, кофе, какао – 22 %, табачные изделия – 20 %, карамель, конфеты, шоколад – 15 %, сухарики, чипсы, морепродукты – 13 %, печенье, кексы, рулеты – 11 %. Затем по убыванию в структуре реализуемой продукции расположены продукция консервация, соки – 9 %, продукция Кинг-Лион – 6 %,супы, приправы, бульонные кубики – 4 %.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объемов продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

К категории прибыльных товаров относятся «дойные коровы», потенциально прибыльными являются «звезды» и, возможно, «трудные дети», неприбыльными в настоящий момент являются «собаки». Для ООО «Сапсан – Регион» товарные группы распределились в следующем соотношении (таблица 2):

Таблица 2 - Категории товаров по торговому предприятию

Категория товаров

Наименование товарной группы

Доля в товарообороте, %

«Дойные коровы»

Чай, кофе

Табачные изделия

21,3

18,8

Всего

40,1

«Звезды»

Конфеты, карамель, шоколад

11,4

Сухарики, чипсы, морепродукты

15,6

Всего

27,0

«Трудные дети»

Печенье, кексы, рулеты

Консервация

9,5

10,1

Всего

19,6

«Собаки»

Продукция «Кинг-Лион»

2,6

Консервация

8,1

Супы, приправы, бульоны, кубики, кисель

2,6

Всего

13,3

Данные таблицы 2 свидетельствуют, что товарный портфель предприятия является несбалансированным, так как на долю «трудных детей» должно приходиться 10% товаров, «Звезд» – 30 %, «Дойных коров» – 55 %, «Собак» – 5 %. Таким образом, на предприятии необходима разработка эффективной товарной политики, но для этого необходим анализ более мелких групп товаров. В быстро изменяющейся среде фирма должна постоянно оценивать структуру своей деятельности, своевременно принимая решения о прекращении выпуска неприбыльных и бесперспективных товаров.

Любое предприятие, действующее на рынке, рассматривается не само по себе, а с учетом всей совокупности факторов внешней среды. Одним из важнейших факторов являются конкуренты, без учета и изучения которых невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Изучение конкурентов дает фирме представление о ее положении на рынке. Контроль за конкурентами позволяет удовлетворять специфические запросы покупателя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, фирма получает возможность стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.

Критерием выбора конкурента стало в первую очередь его местоположение относительно ООО «Сапсан – Регион» в пределах шаговой доступности (5-10 минут), так как большую часть товаров предприниматели г. Белорецка и Белорецкого района Республики Башкортостан (53,5 %) приобретают в близлежащих оптовых базах республики, а также г.Магнитогорска Челябинской области.

Вторым – схожесть товара и ассортимента, реализуемого предприятием.

В результате в качестве основных конкурентов были выделены следующие торговые предприятия:

  • ООО «Продовольственный дом»;

  • ООО «Продукты».

Для определения конкурентной позиции на рынке каждого из предприятий необходимо определить занимаемую ими долю.

Доля рынка – соотношение между объемом продаж товаров данного предприятия и объемом продаж товаров, реализуемых в данной товарной категории всеми предприятиями, действующими на данном рынке. Так как рассматривается не весь рынок г. Белорецка, а только его сегмент, то доля рынка каждого из предприятий будет определена как отношение товарооборота предприятия к суммарной величине товарооборота исследуемых предприятий. Тогда распределение долей рынка между данными предприятиями можно представить следующим образом на рисунке 2.

Рисунок - 2 Распределение долей рынка части г. Белорецка и Белорецкого района РБ между предприятием и конкурентами

Согласно степени доминирования на рынке (занимаемой доле рынка), на сегодняшний день «лидером» является ООО «Продовольственный дом», так как большинство потребителей целевой части г. Белорецка и Белорецкого района предпочитают здесь совершать крупные покупки, что обеспечивает ему наибольший товарооборот среди конкурентов.

ООО «Продукты» имеет сильную конкурентную позицию и следует за лидером, но на значительном расстоянии, экономя силы и средства.

ООО «Сапсан – Регион» занимает 25 % рынка и имеет слабую конкурентную позицию.

Фирмы-конкуренты реализуют практически один и тот же товар, во многом сходится ассортимент. Для привлечения предпринимателей на исследуемых торговых предприятиях регулярно проводятся промо-акции, розыгрыши. Однако они не носят определенного систематического характера и период и сроки их проведения определяются производителями товаров, а не самим торговым предприятием.

В таблице 3 представлены основные факторы внешней (макросреды) и внутренней среды (микросреды) предприятия, которые оказали наибольшее влияние на ООО «Сапсан-Регион».

Таблица 3 - Влияние факторов внутренней и внешней среды ООО «Сапсан - Регион»

Фактор

Влияние фактора

1

2

Факторы внешней среды

1. Экономические факторы и стадия жизненного цикла рынка

Рынок продуктов питания в г. Белорецке находится на этапе роста, о чем свидетельствуют его ежегодные высокие темпы роста (до 20% и прогнозируется 12% до 2020 года). Под действием этого фактора идет усиление конкуренции между предприятиями торговли. Исследуемому предприятию приходится снижать цены и осуществлять поиск путей обеспечения устойчивого конкурентного положения на рынке.

2. Социально-демографические факторы

Рост уровня жизни и доходов потребителей приводит к росту покупок и положительно влияет на деятельность исследуемого предприятия. Но вместе с тем растут требования, предъявляемые покупателями к процессу совершения покупки, которые необходимо учитывать в своей деятельности ООО «Сапсан – Регион»

3. Технологические факторы

Особенно сильное влияние оказало развитие НТП. Для того, чтобы быть конкурентоспособным, предприятию необходимо соответствовать все более возрастающим требованиям к технологии и оборудованию. Результатом стало то, что предприятие начало внедрение АСУ

4. Политические

Деятельность предприятий торговли регулируется законодательными актами и законами. Государственное регулирование заставляет с помощью лицензирования и сертификации повышать качество реализуемых товаров и услуг. Торговое предприятие в своей деятельности должно соблюдать защиту прав потребителей, обеспечивать безопасность труда, время работы, минимальную заработную плату

Факторы внутренней среды

1. Поставщики.

Данный фактор оказывает слабое воздействие, так как у предприятия длительные и выгодные связи.

2. Конкуренты.

Работа в непосредственной близи сразу нескольких торговых компаний (ООО «Продовольственный дом», ООО «Продукты») более привлекательных по ряду параметров (обслуживание, цены, имидж предприятий) привело к тому, конкурентам удалось привлечь основную часть покупателей ООО «Сапсан – Регион». Под давлением конкурентов была введена система дисконта.

3. Персонал

Невнимательность персонала к покупателям и его недостаточная компетентность также является отрицательным фактором.

4. Руководство.

Предприятие лишь недавно стало частным (2 года назад). Но административно-управленческий персонал остался прежним, а вместе с ним сохранилось отношение к предприятию как к государственному. Поэтому основная цель любого торгового предприятия – получение прибыли – в данном случае даже не ставится.

В таблице 4 представлены главные конкурентные силы, оказывающие влияние на ООО «Сапсан - Регион» согласно модели Портера.

Таблица 4 - Влияние на ООО «Сапсан – Регион» пяти сил конкуренции

Сила конкуренции

Влияние

1. Соперничество между имеющимися конкурентами

В настоящее время на рынке г. Белорецк достаточно много предприятий оптовой торговли.

Таким образом, эта угроза имеет сильное влияние на данное предприятие.

2. Угроза появления новых конкурентов

Эта угроза также является одной из самых существенных для предприятия. Рынок г. Белорецка является довольно перспективным с точки зрения столичных и иностранных сетей.

3. Угроза появления товаров и услуг-заменителей

В настоящее время развиваются Интернет-магазины и телефонные службы прямой доставки заказов на дом. Однако их удельный вес в общем товарообороте города невысок, поэтому данная угроза сильного воздействия на предприятие не оказывает.

4. Способность поставщиков торговаться

Эта угроза также несущественна для ООО «Сапсан – Регион», так как предприятие существует уже 30 лет, имеет длительные связи с поставщиками, кроме того, поставщики предоставляют предприятию максимально возможные скидки и идут на уступки по условиям оплаты и доставки, о чем было сказано выше.

5. Способность покупателей торговаться

Большинство сетей предоставляют своим покупателям дисконтные карты и скидки на некоторые товары, что исследуемое предприятие предложить не может. При этом следует отметить тот факт, что многие покупатели чувствительны к различным скидкам. Поэтому руководством ООО «Сапсан - Регион» было принято решение о введении с октября 2010 года дисконтных карт, дающих 2% скидки на товары. С 1 января 2012 года скидка по дисконтным картам увеличилась до 5%.

Кроме того, следует отметить барьеры ООО «Регион-Сапсан» для входа и выхода на исследуемый рынок (таблица 5).

Таблица 5 - Барьеры ООО «Регион-Сапсан» для входа и выхода на исследуемый рынок

Барьеры для входа на рынок:

  • административные барьеры (тяжело получить все необходимые документы: лицензии, свидетельства; высокие требования: сертификаты качества на продукцию и т.д.; тяжело получить разрешения всех инстанций: санэпидемстанции, пожарной службы, архитектурно-строительной и т.д.);

  • потребительские предпочтения (современные потребители предъявляют высокие требования не только к качеству реализуемых товаров, но и к обслуживанию, дизайну и оформлению, наличию дополнительных услуг и пр.);

  • неспособность руководства определить маркетинговую стратегию развития (на данный момент предприятие работает «как получится»);

  • высокая конкуренция.

Барьеры для выхода с рынка:

  • долгосрочные и другие активы (в предприятие вложены инвестиции, которые были направлены на закупку нового оборудования, внедрение АСУ, частичный ремонт помещений; кроме того, большая часть денежных средств вложены в товарные запасы);

  • высокие затраты (при закрытии предприятия необходимо будет реализовать не только товарные запасы, но и оборудование предприятия. Так как они будут реализовываться по заниженной цене, это приведет к излишним затратам и убыткам, а также высокие затраты на покрытие задолженностей перед дебиторами, на покрытие обязательств, на сворачивание бизнеса);

  • взаимодействие и интегрирование с другими фирмами (тесные связи с производителями и крупными оптовыми структурами);

  • административные и социальные ограничения;

  • сопротивление высшего руководства. Оно стремится сохранить независимость предприятия и остаться на рынке.

Таким образом, ООО «Регион-Сапсан» необходима выработка конкурентной стратегии, направленная в будущее и позволяющая обеспечить ему устойчивое конкурентное положение на заданном рынке. Это можно сделать на основе анализе и оценке конкурентоспособности торгового предприятия.

На основании результатов проведенного анализа деятельности предприятия, выявленных слабых и сильных сторон, можно сделать вывод, что ООО «Регион-Сапсан» в настоящий момент менее конкурентоспособно по отношению к своим конкурентам, но имеет возможности для дальнейшего развития. Для этого необходимо разрабатывать мероприятия, способствующие улучшению конкурентного положения ООО «Сапсан - Регион», обратить внимание на его миссию, выработать цели и разработать конкурентную стратегию.

На исследуемом предприятии они никогда не определялись, а для эффективной деятельности торгового предприятия в современных условиях их выработка необходима. Кроме того, их нужно постоянно пересматривать, уточнять и дорабатывать, а также принимать управленческие решения для достижения желаемых результатов.

Можно предложить следующие мероприятия, которые приведут к повышению экономических показателей деятельности ООО «Сапсан-Регион» (г.Белорецк):

  1. совершенствование маркетинговой деятельности с помощью введения в штат менеджера по поиску клиентов;

  2. усиление продвижения за счет изменения рекламной политики.

Просмотров работы: 24010