ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «АВТОЛИДЕР») - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «АВТОЛИДЕР»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные условия развития экономики как следствие предопределяют усиление конкурентной борьбы, в рамках которой особое значение приобретает конкурентоспособность хозяйствующих субъектов и конкурентность продукции. Отсюда трансформация процесса развития конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, производимых и реализуемых ими потребительских товаров, работ, услуг, – крайне актуальная проблема В условиях рыночной экономики основной целью для любой фирмы является сохранение или расширение занимаемых позиций на рынке или его сегменте, стабильное получение прибыли или ее рост. Для достижения этой цели необходима ориентация фирмы на максимизацию прибыли, что, в свою очередь, может быть достигнуто путем обеспечения высокой конкурентоспособности.

Автосервис имеет объективные условия для быстрого развития. Объемы продаж и темпы прироста парка из года в год увеличиваются. При нормальных экономических условиях автомобильный рынок России может иметь емкость около 50 млн. автомобилей в год. В последние годы получил развитие малый бизнес, количество и удельный вес предприятий которого постоянно растет. Предприятия малого бизнеса имеют по два-три автомобиля, которые обслуживаются на СТО. Но даже крупные организации (корпорации, холдинги) состоят из небольших экономически самостоятельных структур, которые не создают мощности по ремонту автомобилей и пользуются услугами автосервиса.

Конкуренция объективно требует постоянного снижения себестоимости и повышения качества, а это возможно за счет специализации. Именно по этой причине автосервис будет не только постоянно развиваться, но и специализироваться, создавать систему специализированных предприятий и кооперацию в рамках этой специализации. Если раньше можно было выделить два-три вида специализированных предприятий автосервиса, то сейчас их уже около 30, и очевидны перспективы дальнейшего их развития.

Организация деятельности компании по оказанию авто сервисных услуг относится к бизнесу с развитой материально-технической базой и должна обеспечиваться высококвалифицированными специалистами, использующими современное оборудование, соответствующее модельному ряду автомобилей.

Как в зарубежной, так и в отечественной экономической литературе приводится большое количество различных методов анализа конкурентоспособности предприятия (таблица 1). В теории маркетинга существуют удобные методики оценки конкурентоспособности предприятия, рассмотрим самые популярные из них. Проводя исследование конкурентоспособности деятельности предприятия, необходимо помнить, что чем тщательней составлен анализ, тем проще будет определить эффективные меры по повышению качества продукта.

Таблица 1 - Методы анализа конкурентоспособности деятельности предприятия

Метод оценки

Краткое описание

SWOT-анализ

методика стратегического анализа, позволяющая оценить конкурентоспособность фирмы с точки зрения сильных, слабых сторон продукта; возможностей и угроз рынка

PEST-анализ

маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

SWW-анализ

анализ сильных, нейтральных и слабых сторон организации. Как показала практика, в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации.

Анализ конкурентов

предполагает: изучение существующих и потенциальных конкурентов; определение и оценку стратегий позиционирования конкурентов; выявление и анализ слабых и сильных сторон конкурентов; оценку восприятия конкурентов целевыми группами потребителей; анализ рекламной и PR-деятельности конкурентов.

КФУ

Ключевые факторы успеха есть общие для всех предприятий отрасли факторы, реализация которых открывает перспективы улучшения своей конкурентной позиции. Дело не в том, может или не может конкретная фирма в настоящее время реализовать эти факторы. Задача заключается в определении факторов, дающих в данной отрасли ключ к успеху в конкуренции.

Методика McKinsey / GE

метод анализа, позволяющий определить наилучшие рынки для компании на основе оценки двух критериев: конкурентоспособность продукции и привлекательность отрасли

Модель 5 сил Портера

методика оценки конкурентоспособности и устойчивости бизнеса с точки зрения факторов внешней и внутренней среды компании

Многоугольник конкурентоспособности

методика определения сравнительного положения товара компании по отношению к ключевым конкурентам

Рассмотрим более подробно некоторые из представленных в таблице методов оценки конкурентоспособности на на примере ООО «АвтоЛидер».

Основные сведения об организации представлены в таблица 2

Таблица 2

Основные сведения об ООО «АвтоЛидер»

Название

«АвтоЛидер»

Организационно-правовая форма

Общество с ограниченной ответственностью

Тип предприятия

Частное, коммерческое

Юридический адрес

г.Верхнеуральск, ул.Молодежная 5а.

Режим работы

пн - вс 10:00-20:00

Основные виды деятельности компании:

- техническое обслуживание и ремонт европейских автомобилей, включая все виды диагностики,

- кузовной ремонт,

- покраска,

- ремонт двигателей и ходовой части любой сложности,

- ремонт АКП,

- ремонт электрики,

- балансировка,

- шиномонтаж,

- сход-развал,

- все виды тюнинга.

Корпоративным клиентам автосервис «АвтоЛидер» предлагает обслуживание и ремонт по специальным программам, направленным на поддержание машин в постоянном рабочем состоянии. Такие программы включают: льготные цены, сжатые сроки ремонта и ТО, сезонную подготовку автомобилей, работу с персональным менеджером, индивидуальный подход, хранение резины, ремонт и ТО личных автомобилей сотрудников Компании по корпоративным тарифам, другие преимущества.

В автосервисе «АвтоЛидер» особое внимание уделяется повышению качества услуг. В условиях жесткой конкуренции на рынке автосервиса этот важнейший фактор позволит предприятию сохранить и расширить круг наших клиентов, гарантируя им стабильно высокое качество услуг. Каждый этап работ тщательно контролируется отделом технического контроля СТО «АвтоЛидер». Реализация политики по повышению качества предоставляемых услуг, позволит производить ремонт и техническое обслуживание автомобилей в максимально короткие сроки и по доступным потребителям, ценам.

Приоритетное направление политики - укрепление репутации фирмы как стабильного предприятия и завоевание доверия клиентов, достигаемое за счет:

  1. применения эффективной системы менеджмента качества;

  2. перспективного планирования работы структурных подразделений фирмы;

  3. создания благоприятной корпоративной среды, в которой каждый сотрудник уверен в своей ценности для фирмы;

  4. постоянного повышения профессионального уровня персонала;

  5. использования для ремонта автотранспорта запасных частей и комплектующих, рекомендованных заводами-изготовителями;

  6. снижение количества рекламаций;

  7. персональной ответственности каждого сотрудника фирмы, от рабочего до директора, за качество выполненной работы.

Проведем анализ конкурентной среды ООО «АвтоЛидер» с использованием следующих методов:

  1. Пятифакторная модель Портера

  2. SWOT-анализ

  3. Взвешенная оценка, многоугольник по конкурентам.

Анализ конкурентной среды ООО «АвтоЛидер» начнём с анализа пятифакторной модели конкурентной среды по М.Портеру

Сила 1: угроза появления новых конкурентов

За период с 2004 по 2013 годы ситуация на рынке существенно изменилась. В первую очередь, это проявилось через увеличение количества коммерческих структур и частных предпринимателей, желающих заниматься продажей и ремонтом автомобилей.

Рынок продажи и ремонта автомобилей в России находится на стадии роста, что демонстрирует рост объемов реализации автомобилей и услуг по ремонту (рис. 1.).

Рис. 1. Динамика роста объемов реализации автомобилей и услуг по ремонту в Челябинской области.

Таким образом, в виду наличия роста спроса на автомобиле растет спрос на ремонт автомобилей и вероятность появления новых конкурентов в отрасли остается высокой. Среди частных организаций на рынке продажи и ремонта автомобилей преобладают общества с ограниченной ответственностью (60–80%), в то время как доля открытых и закрытых акционерных обществ уменьшается.

Вывод: угроза появления новых частных конкурентов достаточно велика.

Сила 2: угроза появления товаров-заменителей

Объем услуг, предлагаемых предприятиями по ремонту и продаже, возрастает, поскольку технический прогресс не стоит на месте и меняется технология ремонта и обслуживания автомобилей. Поскольку рынок автотранспортных средств ежегодно растет, рынок ремонта автомобилей подстраивается под внешнюю среду и тоже увеличивается, в том числе и за счет роста ассортимента услуг.

Вывод: угроза появления товаров-заменителей велика.

Сила 3: способность покупателей диктовать свои условия

Основными потребителями услуг ООО «АвтоЛидер» являются частные лица. В настоящее время потребитель все большее внимание обращает на наличие гибкой ценовой политики предприятия, поэтому степень влияния этого фактора оценивается как средняя.

Сила 4: способность поставщиков диктовать свои условия

В настоящее время основными поставщиками ООО «АвтоЛидер» являются: ОАО «Автопром», ОАО «АвтоВаз», ООО «ДОК», ООО «АвтоМаг» и другие.

Влияние поставщиков на предприятия, оказывающее услуги по продаже и ремонту автомобилей среднее в силу специфики их предоставления, требующей наличия оборудования и определенных ресурсов (запасных частей, масел и т.п.).

Сила 5: соперничество между конкурентами внутри отрасли

Рынок услуг по ремонту автомобилей находится на стадии насыщения. Анализ конкурентной среды показал высокий уровень конкуренции на рынке, что говорит о необходимости внедрения новых продуктов, не имеющих аналогов на рынке

Составим матрицу SWOT-анализа компании ООО «АвтоЛидер» (таблица 3).

Таблица 3 - Матрица SWOT-анализа ООО «АвтоЛидер»

Возможности и

угрозы

Сильные и

слабые стороны

О

1. Рост количества автотранспортных средств

2. Рост спроса на новые виды услуг

Т

1. Увеличение конкуренции

2. Снижение реальных доходов населения

3. Увеличение затрат на производство

4. Рост необходимости в высококвалифицированных кадрах

5 Сокращение спроса

1. Высокий уровень квалификации персонала

2. Эффективность организационной структуры

3. Высокие показатели эффективности деятельности

S1 O1 Наличие специалистов и производственных мощностей позволит удовлетворить возрастающий объем спроса на новые виды услуг

S3 O2 Расширение производства за счет оказания новых видов услуг

S4 T1 Ориентироваться на конкурентные преимущества

S 1 T4 Постоянное повышение квалификации собственных сотрудников позволит поддерживать надлежащий уровень качества

S3T2 Снижения реальных доходов населения избежать нельзя, но за счет большого объема залежей и продаж возможно сохранить уровень цен

S2 T3 Снизить затраты на оказание услуг возможно путем укрепления связей с поставщиками

S 1 T5 Ориентация на качество бюджетных услуг

W

1. Неэффективная маркетинговая деятельность

2. Отсутствие эффективной рекламы

3. Узкий ассортимент услуг

W1O2 Использование широкого спектра маркетинговых инструментов

W2O1 Проведение широкомасштабной рекламной кампании

W3O3 Оказание новых видов услуг

W1,2T1 Пересмотр рекламной политики позволит снизить конкуренцию посредством привлечения новых клиентов и работников.

W3T1 Расширение производства и, соответственно, выход на новые сегменты рынка позволят полнее использовать имеющиеся мощности и достигнуть конкурентного преимущества высокого порядка.

T3 Снизить текущие затраты возможно посредством замены старого оборудования за счет инвестиций.

Таким образом, как показывает SWOT-анализ необходимо основными угрозами являются: рост давления конкурентов, снижение доходов населения и спроса, а также необходимость в высококвалифицированных кадрах и увеличение затрат.

Основные конкуренты ООО «АвтоЛидер» перечислены в таблице 4.

Таблица 4 - Характеристика основных конкурентов ООО «АвтоЛидер»

Наименование

Характеристика

ООО «РемАвто»

Верхнеуральск,

Ул. Мира, 48

Небольшая станция технического обслуживания автомобилей, характеризуется низкими ценами, широкой известностью и оптимальной ценовой политикой

Осуществляет техническое обслуживание и качественный ремонт любой сложности грузовых и легковых автомобилей, как отечественного, так и импортного производства, нуждающегося в оперативном устранении неисправностей.

Предлагает качественный ремонт автомобилей. Основным принципом является принцип индивидуального подхода к каждому клиенту.

Предоставляет гарантийные обязательства. Также в автосервис поставляются запчасти, как на грузовой, так и на легковой транспорт, смазочные материалы и все это по приемлемым конкурентным ценам.

СТО располагает всем необходимым оборудованием для технического обслуживания и ремонта автомобилей.

ОАО «Ваше Авто» Верхнеуральск,

Ул. Советская, 13

Станция технического обслуживания, расположенная в гараже на 7 машин, характеризуется средним уровнем цен, широкой популярностью компании.

Специализируется на кузовном ремонте. Центр кузовного ремонта оказывает услуги физическим и юридическим лицам, а также клиентам страховых компаний.

Преимущества:

  • мультибрендовость;

  • удобный график работы;

  • предварительная оценка стоимости ремонта;

  • квалифицированные специалисты.

  • гарантия.

Техцентр «Триумф-авто»

Верхнеуральск,

Ул. Трада, 15/1

Современное предприятие, оснащенное самым передовым оборудованием. Слесарный и кузовной ремонт, установка дополнительного оборудования –автосервис выполняет все виды работ.

В своей работе ООО «Триумф-авто» применяет только новейшие технологии, позволяющие быстро и качественно обслужить автомобиль. Для корпоративных и постоянных клиентов существует возможность обслуживания в автосервисе на договорной основе и с получением скидок.

ООО «ДЕТОРОЙТ АВТО»

Верхнеуральск,

Ул. Блюхера, 2

Автосервис с широким спектром услуг по ремонту автомобилей. Высокий уровень качества оказываемых услуг в автосервисе подтверждается наличием сертификатов соответствия и гарантией на предоставляемые услуги.

Преимущества автосервиса:

  •  
    • Разумная стоимость ремонта авто.

    • Высокий уровень качества оказываемых услуг.

    • Оптимальные сроки ремонта.

    • Индивидуальный подход к каждому клиенту.

    • Кузовной ремонт и покраска автомобилей всех марок.

    • Предварительная оценка стоимости кузовного ремонта по фото.

    • Корпоративное обслуживание юридических лиц.

    • Удобное расположение и график работы автосервисов.

    • Оригинальные и не оригинальные запчасти по оптимальным ценам.

Для оценки конкурентоспособности ООО «АвтоЛидер» по выделенным критериям использовался метод субъективных экспертных оценок таблицы 5-6).

Таблица 5 - Анализ конкурентоспособности ООО « АвтоЛидер» и конкурентов

Степень значи-мости (доля единицы)

Показатель

Оценка в баллах *

ООО « АвтоЛидер»

ООО «РемАвто»

ОАО «Ваше Авто»

ООО «Триумф-авто»

ООО «ДЕТОРОЙТ АВТО»

0,1

Широта и глубина ассортимента

3

5

5

3

2

0,2

Уровень цен

4

3

3

3

4

0,05

Использование информационных технологий

1

5

2

1

1

0,25

Качество услуг

4

5

5

3

4

0,2

Реклама

2

4

2

1

2

0,2

Доля на рынке

3

5

5

3

3

1

Итого

17

27

22

14

16

*Оценка показателей конкуренции проведена по пятибалльной шкале: 5 – очень сильное проявление, 4 – сильное, 3 – среднее, 2 – слабое, 1 – очень слабое проявление фактора.

Таблица 6 - Взвешенная оценка конкурентоспособности ООО « АвтоЛидер» и конкурентов

Степень значи-мости (доля единицы)

Показатель

Оценка в баллах *

ООО « АвтоЛидер»

ООО «РемАвто»

ОАО «Ваше Авто»

ООО «Триумф-авто»

ООО «ДЕТОРОЙТ АВТО»

0,1

Широта и глубина ассортимента

0,3

0,5

0,5

0,3

0,2

0,2

Уровень цен

0,8

0,6

0,6

0,6

0,8

0,05

Использование информационных технологий

0,05

0,25

0,1

0,05

0,05

0,25

Качество услуг

1

1,25

1,25

0,75

1

0,2

Реклама

0,4

0,8

0,4

0,2

0,4

0,2

Доля на рынке

0,6

1

1

0,6

0,6

1

Итого

3,15

4,4

3,85

2,5

3,05

*Определяется по графе 1, умноженной поочередно для каждого предприятия на графы 3,4,5…9.

На основании данных таблицы 6 построим многоугольник конкурентоспособности (рис.2).

Рис.2. Карта конкурентоспособности ООО « АвтоЛидер»

Анализ показал, что ООО « АвтоЛидер» значительно уступает ООО «РемАвто» и ОАО «Ваше Авто» как по характеристикам услуг, так и по другим показателям. Однако ООО « АвтоЛидер» опережает ООО «ДЕТОРОЙТ АВТО» по широте ассортимента, а ООО «Триумф-авто» по ценовым показателям и качеству услуг. Основными конкурентами исследуемого предприятия в данной отрасли являются: ООО «РемАвто» и ОАО «Ваше Авто».

Исследуемое предприятие отстает от основного конкурента «ООО «РемАвто» по следующим параметрам:

- доля рынка;

- расширение номенклатуры предоставляемых услуг, преимущественно за счет использования имеющегося оборудования;

- систематическая работа с потенциальными покупателями с целью привлечения новых клиентов.

Для устранения проблем в целях повышения конкурентоспособности необходимо реализовать следующие мероприятия:

- расширение ассортимента услуг путем внедрение такой услуги как «мойка машины»;

- разработка и реализация рекламной компании;

-продвижение компании в сети интернет;

-внедрение скидок.

В заключении следует отметить, что конкурентоспособность предприятия представляет собой важнейший критерий его выживания и успешности на рынке в условиях перманентно возрастающих ожиданий и требований со стороны потребителей, особенно с учетом развития процессов глобализации и международных экономических отношений. Задача повышения конкурентоспособности, как правило, интересует руководителя любой коммерческой организации, не являющейся монополистом в сфере своей деятельности.

Комплексный подход к решению задачи, связанной с повышением уровня конкурентоспособности предприятия, состоит в реализации следующего перечня действий: стратегического управления, тотального управления качеством, системы организационного развития, а также в определении факторов повышения конкурентоспособности товаров (услуг), производимых (оказываемых) предприятием.

Просмотров работы: 13333