АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Малышев В.В. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Бюджетном Послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» отмечено, что в 2012 году и в начале 2013 года бюджетная политика была направлена на решение социально-экономических задач, в первую очередь поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., на обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления общественными финансами [1]. Решением поставленных задач Президент видит в частности в «повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации численности государственных служащих». Следует отметить, что все функции и задачи государства осуществляются в первую очередь через аппарат государственного управления. И от того, насколько эффективна будет деятельность органов исполнительной власти, во многом зависит уровень социально-экономического развития региона и страны в целом. Гогин А.А. отмечает, что от исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, директивность и подчиненность органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы политических, социальных, экономических и иных преобразований, а также последовательное движение российского общества и государства вперед [2]. Таким образом, при анализе структуры расходов регионального бюджета необходимо не только учитывать затраты бюджета на обеспечение деятельности органов исполнительной власти, но и устанавливать прямую взаимосвязь между расходами на содержание государственного аппарата управления и конечными результатами их деятельности. Это позволит установить уровень оправданности использования бюджетных средств для достижения конечных целей деятельности органов исполнительной власти.

Проведем анализ структуры расходов регионального бюджета на примере бюджета Оренбургской области, в части затрат на функционирование деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно Указу Губернатора Оренбургской области от 05 июля 2010 года № 128-ук в состав органов исполнительной власти входят Губернатор и Правительство Оренбургской области, и их Аппараты, Министерства Оренбургской области, Представительство Оренбургской области при Правительстве Российской Федерации, Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, Департамент молодежной политики Оренбургской области, Департамент информационных технологий Оренбургской области, Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области, Инспекция государственного строительного надзора Оренбургской области, Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области, Комитет по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области, Комитет по делам архивов Оренбургской области, Главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области [3]. Всего двадцать пять структурных органов исполнительной власти Оренбургской области.

Структура расходной части регионального бюджета включает четырнадцать разделов [4]. Во многих подразделах бюджетной классификации содержатся статьи расходов, отражающие затраты на содержание и обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих руководство и управление в соответствующих сферах деятельности, разработку и осуществление общей политики, планов, программ и бюджетов.

Опираясь на функциональную классификацию органов исполнительной власти региона, обозначим расходы на их содержание по соответствующим статьям бюджета Оренбургской области (Приложение А). Источниками данных по расходам служат Отчеты об исполнении бюджета Оренбургской области за 2011 - 2013 года [5].

В разделе «Общегосударственные вопросы» учтены расходы на содержание Губернатора Оренбургской области и его Аппарата, обеспечение деятельности Правительства области и его Аппарата, выполнение функций Министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области и обеспечение деятельности Министерства образования области. В целом расходы данного раздела бюджетной классификации возросли за анализируемый период с 1,33 млрд. рублей в 2011 г. до 1,5 млрд. рублей в 2013 г. При этом доля расходов на содержание органов исполнительной власти в данном разделе снижается с 73,5 % в 2011 г. до 69% в 2012 г. и до 68,6% в 2013 г. Значительная часть расходов приходится на менее «прозрачный», на наш взгляд, подраздел бюджета - «Другие общегосударственные вопросы», доля которого снижается с 41,4% в 2011 г. до 38,5% в 2012 г. и 37,5% в 2013 г.

В разделе «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» учтены расходы на обеспечение деятельности Главного управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области. Доля расходов на обеспечение функций органов исполнительной власти субъекта РФ подвержена меньшим колебаниям и составляет около 40% в 2012-2013 гг., не принимая во внимание 5,7% в 2011 г. поскольку объем расходов данного раздела в целом в пять раз превышает аналогичные расходы в 2012-2013 гг.

В разделе «Национальная экономика» отражены расходы на обеспечение деятельности Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, Министерства труда и занятости населения Оренбургской области, Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и других Министерств. Доля расходов в общих расходах раздела заметно снизилась с 10% в 2011 г. до 3% в 2012 г. и до 2,7% в 2013 г. При этом снижение расходов на обеспечение деятельности органов исполнительной власти осуществляется на фоне роста таких показателей, как Объем инвестиций в основной капитал на 14,5% в 2012 г. по отношению к 2011 г., Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» на 15,8% в 2012 г. по отношению к 2011 г. [6]. При этом прямую взаимосвязь между этими явлениями установить сложно в условиях отсутствия механизма финансирования деятельности государственного аппарата, учитывающего результаты оценки деятельности органов исполнительной власти. С целью мотивации к эффективному использованию бюджетных средств и достижению поставленных показателей, видим необходимым установить прямую взаимосвязь между уровнем достигнутых социально и экономически важных показателей региона и оплатой труда сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В остальных разделах бюджета Оренбургской области в качестве затрат на обеспечение деятельности органов исполнительной власти принимаем расходы, отраженные в подразделе «Другие вопросы в соответствующей области» в части Оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда. Тем самым мы учитываем расходы на обеспечение деятельности органов государственной власти, осуществляющих руководство и управление такими вопросами, как выработка государственной политики, разработка программ, планов и бюджетов в соответствующей сфере деятельности.

Проводя анализ динамики расходов и показателей социально-экономического развития Оренбургской области, в отдельных случаях мы наблюдаем их обратную зависимость. Так, например, в сфере ЖКХ доля расходов на обеспечение деятельности органов исполнительной власти растет с 1,5% в 2011 г. до 2,5% в 2012 г., а ввод в действие жилых домов за этот период сокращается на 5,2%. Возможно сослаться на отлагательный эффект результатов деятельности, тогда при росте расходов в 2013 г. до 3,2%, ввод в действие жилых домов в 2013 г. увеличился на 11,8% по отношению к предыдущему периоду.

В сфере Социальной политике наблюдаем снижение доли расходов на содержание государственного аппарата с 11% в 2011 г. до 2,3% в 2012 г. Это происходит на фоне снижения количества официально зарегистрированных безработных за этот период на 21,7% и роста оборота розничной торговли на 9,1%. В 2013 г. доля расходов на обеспечение деятельности органов власти возрастает до 4,1%, при этом количество официально зарегистрированных безработных за этот период увеличивается на 20,9% [6].

Разрозненность взаимосвязанных, по нашему мнению, показателей деятельности органов власти и уровня развития территории возникает при отсутствии прямой зависимости:

- тенденций финансового обеспечения деятельности органов исполнительной власти и конечных результатов их деятельности;

- уровня финансовой обеспеченности чиновника с общим уровнем жизни населения.

Рассмотрим динамику расходов бюджета на обеспечение деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области за 2011-2013 гг.

Диаграмма 1. Структура и динамика расходов на обеспечение деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области за период 2011-2013 гг.

Исходя из объема бюджетных средств, выделенных на исполнительную власть региона, делаем вывод, что в качестве приоритетных направлений в деятельности Оренбургской области выступают:

1) Здравоохранение, доля в общих расходах на обеспечение функций органов исполнительной власти колеблется с 31% в 2011 г. до 23% в 2012 г. и рост в 2013 г. до 29%;

2) Образование, доля расходов возросла с 10% в 2011г. до 24% в 2013г.;

3) Общегосударственные вопросы, доля расходов растет с 16% в 2011 г. до 23% в 2012г., и снижается до 19% в 2013г.;

4) Социальная политика, расходы снизились с 22% в 2011 г. до 9% в 2012г., и вновь возросли в 2013 г. до 12%;

5) Стабильно снижается доля расходов Национальной экономики с 16% в 2011 г. до 7% в 2013 г.

На основе проведенного в работе анализа структуры расходной части регионального бюджета приходим к заключению, что расходы, связанные с деятельностью органов исполнительной власти, в том числе на их содержание (заработная плата, иные выплаты социального характера), не имеют четкого разграничения в бюджете. На наш взгляд, эти расходы должны быть представлены самостоятельным подразделом соответствующей статьи. Кроме того, результаты показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти (утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации») должны ежегодно публиковаться в СМИ и сети Интернет в более сводном виде (например, сводных таблицах). Тем самым будет доступным анализ и сама оценка эффективности использования бюджетных ресурсов, на основе конечных показателей деятельности властей и бюджетных средств, выделенных на их достижение.

При этом необходимо, чтобы система показателей эффективности управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации удовлетворяла следующим требованиям:

- конечный результат и его количественное измерение должны в полной мере зависеть от деятельности органов государственной власти и подведомственных им учреждений;

- исключить формальность отражения конечных результатов, вызванную административным влиянием или коррупционной составляющей, без фактического повышения качества предоставляемых услуг;

- все направления расходования бюджетных средств органами государственной власти субъекта Российской Федерации должны отражаться в утверждаемой системе показателей их деятельности;

- применяемые в оценке показатели и их результаты должны интерпретироваться однозначно с точки зрения характеристики эффективности.

Соблюдение данных условий, а также прозрачность бюджета в части расходов, выделенных на содержание государственного аппарата, и их зависимость от конечных результатов деятельности органов исполнительной власти, на наш взгляд, будет способствовать повышению эффективности управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации.

Список использованных источников

1. Бюджетное послание президента РФ «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» // Советник бухгалтера бюджетной сферы. 2013. № 8 (128). С. 10-21.

2. К вопросу о формах реализации функций государства // Гогин А.А. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2014. № 1 (16). С. 35-38.

3. О структуре органов исполнительной власти Оренбургской области // Указ Губернатора Оренбургской области от 05 июля 2010 года № 128-ук (с изменения от 03.04.2014 № 199-ук): Электронный фонд. Интернет ресурс: http://docs.cntd.ru/document/952013120

4. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации // Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н (ред. от 26.09.2014): Консультант Плюс. Интернет источник: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=169926;fld=134;from=158982-34;rnd=0.7460633006412536

5. Министерство Финансов Оренбургской области // Официальный сайт: http://www.minfin.orb.ru/budget/performance_reports

6. Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области // Официальный сайт: http://www.oreneconomy.ru/statistic/socstatistic/ecopokazmonth.php

Просмотров работы: 1849