ПУТИ РАЗВИТИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПУТИ РАЗВИТИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Голенок В.И. 1, Токарев Р.А. 1
1РГГУ (Домодедово)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире развитых информационных технологий, инновационного оборудования и ограниченных возможностей, рынок выдвигает серьезные требования к качеству выпускаемой продукции. Именно качество изготовляемой продукции, является одним из важнейших показателей деятельности предприятия. Предприятие не должно стоять на месте, именно повышение качества в значительной мере определяет успех предприятия в суровых условиях рынка. С переходом к рыночной экономике, в России для поддержания качества продукции необходимо создать большое количество систем стандартов качества, это будет являться основой нормативно-правовой базы предприятия. Во всем мире, повышение стандартов качества на государственном уровне, несет за собой цель, выработки общей идеи для всех производителей это – изготовление качественной продукции. Стал очевиден тот фактор, что для повышения конкурентоспособности разных типов предпринимательских структур, необходимы отдельные, специальные приемы и поддержки развития конкурентоспособности, которые будут учитывать их особенности. Формирование конкурентоспособности региональной экономики, повлечет за собой устойчивый экономический рост всей национальной экономики в нестабильных условиях ужесточения и так нелёгкой конкуренции на мировом рынке. Идеальное экономическое развитие предполагает изготовление и сбыт продукции производителями по такой цене и качеству, которые удовлетворят как покупателя, так и продавца. Но не нужно забывать, что в большинстве случаев, выпускаемый вами товар не один на рынке, а, следовательно, у вас есть конкуренты – люди, которые изготовляют такую же продукцию, которая в свою очередь может быть не хуже вашей. И тут в ход вступает понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность, появляется у предприятия в момент его основания. Ведь для улучшения этого фактора, не достаточно сделать реорганизацию одного цеха производства, нужно отладить весть процесс разработки, изготовления, продажи и технического обслуживания продукции. О конкурентоспособности продукции изготовляемой в России, говориться уже давно. Ведь все знают, чем выше уровень показателя конкурентоспособности, тем более надежно и прочно предприятие ведет себя на рынке. Ядром конкурентоспособности предприятия является – конкурентоспособность продукции этого предприятия. Способ оценки конкурентоспособности продукции, предполагает сумму оценки всех показателей, относящихся к этому товару. Оценка конкурентоспособности делится на определение качественных и стоимостных показателей. Следует не забывать о том, что выбор этих показателей зависит от того, какой интерес у конкретного потребителя данного товара.

Конкурентоспособность продукции определяется степенью ее востребованности на рынке по сравнению с аналогичными товарами, а также с определенными различными потребностями потребителя, и их заинтересованности в оптимальной цене для этой продукции. Конкурентоспособность товаров и услуг строго привязана к определенному типу рынка, будь то региональный или внутренний, или международный, а также к различным потребностям потребителя. Погоня за максимальным уровнем качества, позволит предприятию сделать хорошую продукцию на самом высоком уровне, но цена на эту продукцию может оказаться недосягаемой для того населения, которому она предназначена, а, следовательно, она не будет пользоваться спросом и уровень конкурентоспособности будет минимальный. В течении многих лет проведены исследования, и сделаны выводы, что зачастую товар обладает наличием свойств, которые потребителю совершенно не нужны. Определив эти ненужные свойства товара, производитель может перенастроить производство и на этом сэкономить деньги и время на изготовление продукции, не меняв при этом цены, в то же время конкурентоспособность этой продукции возрастет. Способ оценки конкурентоспособности товара, предполагает выбор определенного списка параметров, относящихся к данному товару. Оценка уровня конкурентоспособности предприятия предусматривает оценку двух видов показателей: стоимостных и качественных. При выборе этих показателей, следует учитывать то, что нужно правильно определить эти показатели исходя из интересов, которые несут определенные потребители, нацеленные на данную продукцию. Нельзя также забывать о регламентируемых показателях, которые дают возможность реализации нашей продукции на конкретном рынке сбыта. Регламентируемые показатели (экологические, патентно-правовые и т.д.) действующие на конкретном рынке. Если хотя бы один из этих показателей не соответствует установленным требованиям данного рынке, то оценка конкурентоспособности данного товара бесполезна. Таким образом, данный подход можно представить в виде последовательности действий, включает в себя шесть основных этапов: - определение основных параметров конкурентоспособности предприятия; - формулировка единичных показателей конкурентоспособности; - расчет единичных показателей конкурентоспособности; - выбор базовых (эталонных) показателей конкурентоспособности; - перевод единичных показателей конкурентоспособности в баллы для сравнения с базовым; -определение коэффициента весомости единичных показателей конкурентоспособности; - определение конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность как многоплановая экономическая категория может рассматриваться в нескольких аспектах, между которыми существует тесная взаимосвязь - конкурентоспособность страны, конкурентоспособность товаропроизводителя и конкурентоспособность товара. Например, конкурентоспособность предприятия не является его имманентным качеством, поскольку предприятие функционирует в системе макро- и микросреды, сформировавшейся в рамках национальной экономики, следовательно, конкурентоспособность предприятия, с одной стороны зависит от конкурентоспособности национальной экономики в целом, а с другой, определяет ее. В экономической теории понятию конкурентоспособности предприятия дано множество определений, каждое из которых охватывает ту или иную его сторону, либо делает попытку его комплексной характеристики.

Представляется очевидным тот факт, что хозяйственный комплекс России функционирует в сложной экономической ситуации. Ухудшение технического и технологического состояний производства, кризис платежей, пассивная инвестиционная и инновационная деятельность, утрата традиционных рынков сбыта, медленная структурная перестройка - все это приводит к простаиванию большого количества предприятий. В связи с этим, экономика страны характеризуется стагнацией промышленного производства, низким потребительским спросом, высоким уровнем убыточности предприятий, перешедшим за 40% и в конечном итоге, низкой конкурентоспособностью промышленной системы страны в целом и предприятий в частности.

По оценкам ряда международных организаций (Международный экономический форум, Лозаннский институт развития), по рангу глобальной конкурентоспособности Россия ставится на 65 место в рейтинге (из 95 обследованных стран). С точки зрения глобальной конкурентоспособности Российская Федерация находится, таким образом, позади Чехии, Словакии, Польши, Венгрии, Китая, прибалтийских стран, не говоря уже о ведущих экономиках мира. Ниже – только Румыния, Болгария и ряд стран Латинской Америки.

В то же время опросы промышленных предприятий России, проведенные «Российским экономическим барометром» совместно с Центром промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН, показали, что большинство предприятий (свыше 80%) считает свою продукцию конкурентоспособной. Схожие данные публикует Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. В чем же причина расхождений в оценках?

Во-первых, международные организации и отечественные предприятия оценивают конкурентоспособность России по разным критериям. Большую роль играет, между тем, вопрос о том, на каких рынках российская продукция оказывается конкурентоспособной. На рынках России и стран СНГ конкурентоспособна продукция 80% российских предприятий, на рынках стран Западной Европы – 5%, стран Северной Америки – 3%. Тот факт, что 80% продукции отечественных компаний конкурентоспособно только на рынках России и стран СНГ, является в действительности огромным преимуществом. На переходном этапе формирования эффективной рыночной экономики страна должна расширять, прежде всего, внутреннюю торговлю (между городами и регионами внутри страны), а также торговлю с соседними государствами. Именно это дает опыт и рыночные навыки для успешной торговли на глобальном рынке в перспективе.

Во-вторых, среди факторов, мешающих конкурентоспособности, российские предприятия традиционно ставят на первые места наличие старого оборудования, нехватку финансовых средств, износ основных фондов. На последних местах оказываются такие факторы, как ограниченность НИОКР, неэффективный менеджмент, низкая квалификация рабочей силы. Глобальная конкурентоспособность оценивается в рыночной экономике совершенно по другим параметрам: действенность государственной политики, эффективность финансовой системы, качество управления и главное – качество институциональной среды.

Прежде всего, это относится к институту фирмы или в более широком смысле к корпоративному сектору как части институциональной структуры рыночной экономики. В случаях, когда подобные элементы институциональной среды отсутствуют или функционируют недостаточно эффективно, повышение конкурентоспособности, стабильный экономический рост становятся невозможны, даже при наличии достаточных запасов накопленного человеческого капитала, ресурсов и технологий.

В свое время конкурентоспособность государства в значительной мере зависела от наличия в ней трех основных факторов производства - капитала, природных и трудовых ресурсов. С развитием технического прогресса конкурентоспособность стали больше определять факторы более высокого уровня, прежде всего, инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень образования населения.

В нашей стране проблемы конкурентоспособности стоят весьма остро и, безусловно, нуждаются в подробном анализе для выработки конструктивной позиции государства и принятия на ее основе продуктивных конкретных решений субъектами внутренней и внешней экономической политики.

Интегральными показателями успешного функционирования хозяйственной системы в целом являются темпы экономического роста и экспортной экспансии страны на мировых рынках. Если с этих позиций подходить к оценке нынешнего положения нашей страны, то на протяжении длительного периода времени Россия демонстрировала неуклонное общее сокращение производства, снижение эффективности работы всей экономической системы. Происходило прогрессирующее уменьшение доли страны в мировом экспорте, деградировала структура ее экономики и внешней торговли. В течение короткого периода на месте сверхдержавы появилось экономически отсталое государство с резко ослабленными позициями в мире.

Конкурентоспособность является критерием, наиболее полно отражающим эффективность деятельности экономического субъекта. Практика показывает, что решение задачи повышения конкурентоспособности вызывает значительные затруднения, а для многих предприятий в сегодняшних экономических условиях оно стало проблемой вследствие отсутствия у организаций четкой стратегии, финансово-экономических целей и критериев. Отсутствие понимания целей, сложность ориентации в современных условиях приводят к тому, что решение проблемы повышения конкурентоспособности отодвигается на второй план, неизбежно уступая место решению текущих вопросов. Кроме того, существующие форма и содержание информации о конкурентной позиции предприятия и оперативность ее представления часто не позволяют использовать последнюю для целей управления. Следует отметить, что достижение устойчивой конкурентоспособности предприятия обеспечивается, как правило, не за счет преимущества в одном из ее детерминантов, а в силу приоритета в нескольких факторах конкурентоспособности. Это, с одной стороны, позволяет нивелировать недостатки прочих детерминантов конкурентоспособности, с другой – снизить зависимость от конъюнктурных колебаний факторов конкурентоспособности. Кроме того, исследователи сходятся в том, что повышение конкурентоспособности предприятия не может быть достигнуто единовременно, краткосрочно. Рост эффективности производства – основа повышения прибыльности предприятия в условиях конкурентной борьбы – должен стать приоритетной целью внутрикорпоративного управления. В долгосрочном плане главным фактором производительности являются инновационные изменения в технике и организации производства, ведущие к снижению его издержек.

Мировой опыт свидетельствует о том, что наличие факторов производства является необходимым, но не достаточным условием успешной конкуренции. Для этого еще нужны: определенный спрос на продукцию; требовательные потребители и конкурентоспособные поставщики; добросовестное ведение конкуренции; соответствующая стратегия предприятий относительно развития и повышения конкурентоспособности. К сожалению, наличие недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке, его незначительная емкость и неприхотливое поведение потребителей не дают возможности создания условий для роста конкурентоспособности отечественных предприятий и продукции. Предприятия не могут производить конкурентоспособную продукцию для внешних рынков, если она имеет низкое качество на внутреннем рынке. Страны, являющиеся сегодня лидерами мирового рынка, всегда отталкивались от внутреннего спроса, и их экспансия вначале шла через насыщение внутреннего рынка. Считается общепризнанным, что низкая конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей и страны в целом – это проблема экономической безопасности государства. В связи с этим повышение конкурентоспособности - стратегическая задача любого объекта отечественного рынка, решение которой возможно на основе проведения глубокого анализа конкурентоспособности как экономической категории и показателя экономической деятельности. Необходимость сравнения конкурентоспособности субъектов рынка определяет в свою очередь актуальность ее количественной оценки. Поэтому разработка методов количественного измерения конкурентоспособности – одно из условий управления ею.

В ряде источников справедливо отмечено, что конкурентоспособность государства и предприятия количественно определяется на основе ее количественных и качественных характеристик. Если в первой половине ХХ века богатство государств определялось занимаемой площадью, запасами полезных ископаемых, численностью населения, то в середине столетия сформировались условия для создания преимуществ у производителей, нацеленных на полное удовлетворение потребностей рынка на основе высокого технического уровня и качества изделий, ресурсосбережения и использования человеческого интеллекта. Данное обстоятельство, еще один неоспоримый аргумент в пользу необходимости проведения количественной оценки уровня конкурентоспособности. Сравнительный анализ конкурентоспособности предприятий необходим, как правило, в следующих случаях: при осуществлении проектов финансирования отрасли или предприятий специальными организациями; при анализе конкурентного положения предприятия работниками планово-экономических служб или приглашенными консультантами; при проведении предприятием специального маркетингового исследования рынка с целью улучшения собственной сбытовой политики или определения стратегий своего развития. При этом следует учитывать, что в зависимости от того, под каким углом зрения проводится анализ конкурентоспособности, количество факторов, участвующих в нем, и их значения могут сильно варьироваться. Так, например, если сравнительную оценку проводит коммерческий банк с целью выбора подходящих предприятий для краткосрочного кредитования, то приоритетными при проведении анализа будут факторы финансового состояния. Если же речь идет о долгосрочном кредитовании или институциональном инвестировании, то в этом случае значительно возрастает значение факторов эффективности.

В сегодняшней экономике конкурентоспособности отделяется одна из главных ролей для предприятия. Для рыночных структур, очень важно поддержать производителей. Конкурентоспособность – это особое понятие, которое важно, как для потребителя, покупка товара с высоким качеством, та и для производителя, высокий спрос на продукцию на рынке. К сожалению потенциал конкурентоспособности в России еще не полностью исчерпан. Способ оценки конкурентоспособности продукции, предполагает сумму оценки всех показателей, относящихся к этому товару. Оценка конкурентоспособности делится на определение качественных и стоимостных показателей. Следует не забывать о том, что выбор этих показателей зависит от того, какой интерес у конкретного потребителя данного товара. Цель каждого предприятия поднять уровень качества товара, до мировых стандартов, или придумать новый инновационный товар, не имеющий аналогов. Ведь от успешности отечественных производителей будет зависеть, не только качество покупаемого товара нами на рынке, но и повлечет за собой устойчивый экономический рост всей национальной экономики в нестабильных условиях ужесточения и так нелёгкой конкуренции на мировом рынке.

Список литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" N 117-ФЗ 2 от 05.08.2000 (действующая редакция от 04.10.2014)
  2. Гражданский кодекс (ГК РФ) N 51-ФЗ от 30.11.1994 (действующая редакция от 05.05.2014)

  3. Приказа ФНС России от 24.04.2013 N ММВ-7-6/155@ Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах

  4. Приказ от 30 сентября 2010 г. N 117н Об утверждении особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения и т.д.

  5. Ю.М.Лермонтов Особенности налогообложения иностранных организаций//Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет 2013г. - N 11

  6. В.В.Семенихин Подразделения юридических лиц «РОСБУХ» 2014г - №9

  7. Доклад Всемирного банка о благоприятности ведения бизнеса http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia

  8. www.minjust.ru – официальный сайт Министерство Юстиции РФ

  9. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов РФ

  10. www.consultant.ru – официальный сайт компании «Консультант Плюс

Просмотров работы: 1925