ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БАНКАХ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БАНКАХ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Балдина С.С. 1
1Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Важнейшей задачей перед банковской системой современной российской экономики является привлечение свободных денежных средств граждан. Однако в результате нестабильных ситуаций, приводящих к снижению ресурсов, снижению развития банковских услуг уменьшается уровень доверия граждан к коммерческим банкам. Для повышения доверия населения к банковской системе страны и развития сберегательного дела в современной России особое значение имеет система страхования вкладов, гарантирующая сохранение сбережений вкладчиков, предотвращение массового изъятия вкладов в случае кризиса и тем самым укрепление стабильности банковской системы Российской Федерации.

Денежные накопления граждан являются важным резервом увеличения ресурсной базы банковского сектора, столь необходимого для расширения его инвестиционных возможностей.

Одной из главных причин банковских кризисов и финансовой нестабильности банков в пост кризисный период являлся отток денежных средств вкладчиков в результате подрыва доверия к банкам, который был обусловлен значительными потерями вкладчиков обанкротившихся банков. В сложившихся условиях восстановление и повышение доверия вкладчиков к кредитным организациям превратилось в важнейшее и необходимое условие улучшения их финансового состояния, поддержания стабильности кредитной системы страны.

Система страхования вкладов физических лиц была создана в России в 2004 году в целях защиты прав и законных интересов вкладчиков банков, а также укрепления доверия и привлечения сбережения населения в национальную банковскую систему. Нормативной базой стал федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ.1

В настоящее время стоит актуальная задача: оценить результаты введения системы страхования вкладов, проанализировать социальные и экономические последствия данной меры для банковской системы и экономики в целом, наметить дальнейшие пути совершенствования и развития системы страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации.

Цель работы - исследовать основные направления развития системы страхования вкладов в Российской Федерации и разработать рекомендации по ее совершенствованию, способствующие стимулированию сбережений населения и обеспечивающие их эффективную защиту.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • изучить историю развития и функционирования системы страхования вкладов;

  • исследовать теоретические основы её организации и функционирования;

  • проанализировать современные тенденции развития системы страхования вкладов;

  • выявить основные проблемы её функционирования;

  • исследовать возможные перспективы развития системы страхования вкладов населения в Российской Федерации.

  • разработать рекомендации по совершенствованию системы страхования вкладов.

Объект исследования - система отношений и связей в области страхования вкладов в Российской Федерации, а также ее воздействие на формирование ресурсной базы банковской системы.

База исследования – структура и функционирование системы страхования банковских вкладов в России.

Информационной базой исследования послужили: Федеральные законы: «О Центральном банке (Банке России)»; « О Банках и банковской деятельности»; «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; Приказ Минфина РФ «Об установлении критериев для ценных бумаг, в которые могут размещаться и (или) инвестироваться временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов»; Указания Банка России: «Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»»; «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов»; «Порядок расчета страховых взносов»; «Порядок ведения реестра банков»; «Порядок уплаты страховых взносов»; 2Справочная информация: «Реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов»3; литература в области экономики и финансов; материалы периодических изданий, предоставляющих статистические данные.

1 Теоретические основы функционирования и развития системы страхования вкладов

1.1 Мировой опыт формирования и функционирования системы страхования вкладов

Системы страхования банковских вкладов сводятся к двум типам: германская и американская.

Система страхования депозитов в рамках федерального союза германских банков, создана в 1978 году и с тех пор не подвергалась существенным изменениям. Все банки, работающие на территории Германии, обязаны бесплатно страховать депозиты своих частных клиентов на сумму, предписанную законом. Большинство финансовых институтов гарантирует полную компенсацию вкладов.

В Германии существует двойная система страхования депозитов - обязательная и добровольная. Согласно закону "О защите вкладов и возмещении убытков инвесторам", все немецкие частные банки, а также филиалы иностранных банков обязаны делать членские взносы в Фонд обязательной защиты вкладов. Фондом защищены только сбережения в евро и иной валюте стран-членов Европейского Союза. В случае наступления банкротства частного банка на средства фонда могут претендовать все частные вкладчики и малые предприятия. Компенсации подлежат сбережения на текущих счетах, бессрочные и срочные вклады, депозитные сертификаты, а также требования клиентов по ценным бумагам.

Более солидную защиту предлагает Фонд добровольной защиты клиентов частных банков. Фонд автоматически страхует депозиты как частных лиц и мелких предприятий, так и крупных корпоративных клиентов и общественных организаций, пользующихся услугами банка. Размер страховой суммы на одного клиента может достигать 30 процентов собственного капитала обслуживающего банка. Добровольным страхованием депозитов своих клиентов занимаются практически все частные банки и в условиях жесткой конкуренции банки не могут себе позволить отказаться от предоставления этой дополнительной услуги. Данная система благополучно функционирует в Швейцарии, Нидерландах, Франции и некоторых других странах Европы.

Глобальный финансовый кризис стимулировал осуществление Европейским Сообществом целого ряда мер по совершенствованию систем гарантирования депозитов, направленных на повышение уровня предоставляемой вкладчикам защиты. В числе предлагаемых изменений можно назвать:

- повышение минимального предельного уровня защиты депозитов во всех государствах – членах ЕС с 20 тыс. евро до 50 тыс. евро;

- переход всех систем гарантирования депозитов на авансовое финансирование;

- возможность взимания с банков чрезвычайных взносов для пополнения фонда гарантирования депозитов;

- возможность установления повышенного размера возмещения для отдельных депозитов, возникающих в результате сделок с недвижимостью и определенных событий в жизни (получение наследства и т.п.) на период до 12 месяцев;

- сокращение предельного срока осуществления выплат до 7 календарных дней (в том числе за счет осуществления перевода гарантированных обязательств в другую, финансово устойчивую кредитную организацию);

- отмену зачета встречных требований при расчете возмещения

- регулярное стресс-тестирование систем гарантирования депозитов и другие.

Американская система страхования депозитов является старейшей и наиболее авторитетной в современном мире. 4В 1993г. в США была учреждена Федеральная корпорация по страхованию депозитов (ФКСД), которая обеспечила федеральное страхование банковских вкладов. Данная система может проводиться как в обязательном порядке (для членов Федеральной резервной системы) так и на добровольной основе (для остальных банков). Для разрешения ситуаций с проблемными банками ФКСД применяла и применяет на сегодня три основных метода:

- санация проблемных банков, при которой банк сохраняется как фирма и юридическое лицо;

- ликвидация проблемных банков путем приобретения их активов другими банками с принятием обязательств по депозитам;

- выплата страхового возмещения вкладчикам из страхового резерва (фонда) до установленного законом предела суммы вклада с ликвидацией банка.

Таким образом, основными характерными чертами американской системы страхования вкладов можно считать:

- страховой принцип защиты вкладчиков (принцип образования страхового фонда);

- государственная собственность и управление страховым фондом;

- гибкость и многообразие способов разрешения проблемных ситуаций;

- значительная финансовая поддержка государства;

- практически полный охват банковских учреждений страны;

- тесное взаимодействие ФКСД с государственными органами банковского надзора.

Федеральная корпорация страхования депозитов США остается признанным лидером мирового сообщества страховщиков депозитов. Опыт ФКСД используется в системах страхования вкладов в банках Канады, Великобритании и Японии.

В июле 2010 года вступил в силу целый комплекс законов США, предусматривает создание Совета по надзору за финансовой стабильностью как межведомственного органа, возглавляемого министром финансов и состоящего из 10 членов с правом голоса, включая председателя FDIC. Таким образом, в Федеральной корпорации страхования депозитов США произошли изменения, которые включают в себя:

- запрещается оказание государственной поддержки отдельным действующим финансовым институтам;

- создание Министерством финансов специального Фонда упорядоченной ликвидации, для финансирования расходов, связанных с проведением «упорядоченных» ликвидационных процедур;

- создание бюро по защите потребителей финансовых услуг, обладающее полномочиями выпускать регулятивные акты по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг, проводить проверки и применять меры надзорного;

- размер страхового возмещения увеличен до 250 тыс. долларов США на одного вкладчика и другие.

В Великобритании создание Страхового фонда депозитов (СФД) британских банков впервые было предусмотрено в 1979г. Она остается одной из самых развитых систем гарантирования вкладов, которая за последние десятилетия претерпела незначительные изменения. Характерными чертами существующей системы страхования являются следующие:

- современная система страхования вкладов Великобритании охватывает не только коммерческие и инвестиционные банки, но и страховые компании;

- система страхования вкладов Великобритании работает по принципу страхового фонда, участие государства, при формировании которого не предусмотрено;

- современная система страхования вкладов Великобритании основана на государственном управлении страховым фондом (несмотря на то, что страховой фонд депозитов является самостоятельным юридическим лицом, он принадлежит государству и находится под контролем Банка Англии и может быть использован только с его разрешения);

- страхование средств вкладчиков является в Великобритании обязательным условием для всех банков, причем страхованию подлежат только вклады в фунтах стерлингов (это является одним из недостатков существующей системы гарантирования), как физических, так и юридических лиц, находящиеся на счетах в Великобритании.

Свои особенности имеет реформа Системы компенсаций потребителям финансовых услуг Великобритании, которая также была вызвана кризисными явлениями в банковском секторе страны, возникшими в конце 2007 г.

- повышен лимит компенсаций для всех классов финансовых продуктов, имеющих страховую защиту;

- установлен новый стандарт для срока выплат – до 7 календарных дней с момента объявления о неплатежеспособности участника системы;

- расчетная база страховых взносов участника Системы, привлекающего депозиты, устанавливается в зависимости от размера страховой ответственности по данному участнику (ранее – от размера всей депозитной базы).

На основе анализа функционирующих в мире систем страхования вкладов обобщен организационный механизм их функционирования.

Рисунок 1.1 Механизм функционирования систем страхования вкладов

1 - Надзор за деятельностью банков; 2 - Привлечение вкладов; 3 - Возврат вкладов; 4 - Страхование вкладов; 5 – Уплата страховых взносов; 6 - Взаимный обмен информацией; 7 - Возмещение вкладов в случае банкротства банка; 8 - Взаимодействие банков с финансовыми рынками; 9 - Инвестирование временно свободных денежных средств; 10 - Анализ состояния финансовых рынков; 11 - Размещение сбережений; 12 - Возврат сбережений.

1.2 История развития системы страхования вкладов в России

Становление и развитие российской системы страхования вкладов происходило поэтапно. До системного банковского кризиса 1998г. были попытки организации государственной системы страхования вкладов, характеризующиеся нормативным закреплением положений о создании и использовании различных страховых фондов. Данные попытки введения и развития института страхования вкладов то прекращались, то возобновлялись снова, т.к. функционирование данного института не отвечало необходимым требованиям.

Первая попытка введения института страхования вкладов была связана с вступлением в силу указания Банка России от 30 апреля 1991 г. "О порядке формирования фонда обязательных резервов, фонда компенсации коммерческим банкам разниц в процентных ставках, фонда страхования коммерческих банков от банкротств, фонда страхования депозитов в коммерческих банках", определяющего создание указанных фондов. Средства в фонды перечислялись банками в 1991-1993 гг., за все время их существования расходы из фондов не производились.

В начале 1994 г. было прекращено формирование фонда страхования депозитов в коммерческих банках и фонда страхования коммерческих банков от банкротств. Ранее перечисленные в эти фонды средства подлежали возврату банкам на основании их письменных заявлений. Это объяснялось тем, что в соответствии с законодательством страхование вкладов и банков от банкротств не является функцией Банка России.

Дальнейшее развитие института страхования вкладов связано с принятием Указа Президента России от 28 марта 1993 г. № 409 "О защите сбережений граждан Российской Федерации", которым признавалось целесообразным создание федерального фонда страхования активов банковских учреждений, привлекающих вклады граждан. Банку России в соответствии с указом было рекомендовано перечисленные банками в 1992-1993 гг. отчисления передать в федеральный фонд страхования депозитов в коммерческих банках.

К 1994 г. стало понятно, что необходимо принятие отдельного законодательного акта о защите мелких вкладчиков. В результате был предложен законопроект "О гарантировании вкладов граждан в банках", в соответствии с которым предполагалось создать некоммерческую организацию, гарантирующую каждому вкладчику выплату возмещения по его вкладам. Но после длительного рассмотрения так и не был принят Советом Федерации.

В 1998 г. для преодоления последствий системного кризиса было создана государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО). Под управление АРКО передавались проблемные банки и выплата вкладчикам указанных банков возмещения по вкладам.

Совершенствование концепции системы страхования вкладов повлекло перестройку в банковском секторе, результатом которой явилось принятие закона о страховании вкладов и создание государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов". Этот шаг был предпринят в результате сложившейся ситуации в российской банковской системе. Несмотря на решение проблем, поставленных перед АРКО, и повышение деловой активности в российском банковском секторе, отказаться от института страхования вкладов было бы нецелесообразно.

Действуя в рамках закона о реструктуризации, АРКО фактически выполняло функции организации, ответственной за страхование вкладов, а также функции корпоративного ликвидатора. В результате мелкие вклады возвращались так, как если бы они были застрахованы: выплаты осуществлялись достаточно быстро и в полном объеме. Тем не менее, именно на Банк России возлагались функции надзора и контроля.

В 2004 году произошла ликвидация государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» и в целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов, все ее функции были переданы «Агентству по страхованию вкладов». Оно является правопреемником Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», которая, как считается, уже выполнила стоявшие перед ней задачи.

До принятия закона о страховании вкладов правовую основу гарантий возврата привлекаемых банками денежных средств граждан составляли следующие нормативно-правовые акты: ФЗ "О банках и банковской деятельности", ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации", Гражданский кодекс РФ. К 1998 году фонд обязательного страхования вкладов так и не был создан, в результате системного кризиса обанкротилось большое количество банков, не удовлетворив требований вкладчиков. Следующим этапом становления российской системы страхования вкладов стала реализация положений закона о страховании вкладов. Был разработан и принят целый комплекс законодательных и нормативных актов: Федеральный закон "О выплатах Банка России по вкладам при банкротстве банков, не учитывающих в системе страхования физических лиц в банках Российской Федерации". На основании сформированной нормативной базы надзорным органом было проведено два этапа широкомасштабного обследования российского банковского сектора с целью оценки финансовой устойчивости банков, имеющих разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц. По результатам рассмотрения первичных повторных ходатайств банков, а также их заявлений об обжаловании отрицательных заключений в систему вошел 931 банк, из них 18 банков получили лицензию на привлечение средств физических лиц впервые, 274 банка лишились права привлекать средства физических лиц. По данным ЦБ РФ, в банках, включенных в систему страхования вкладов, было сосредоточено более 99% всех вкладов физических лиц, размещенных в кредитных организациях России, и около 94% всех активов банковского сектора страны.

1.3. Характеристика организации системы страхования вкладов в РФ: понятие и правовые основы

Понятие и виды систем страхования вкладов

Система страхования вкладов – это комплекс мер, направленных на защиту вкладов и обеспечивающий их гарантированный возврат в полном объеме (или частично) в случае банкротства кредитного учреждения.

Существует несколько классификаций систем страхования вкладов. Рассмотрим их основные критерии и применимость таковых в России.

1. По характеру требований к участию коммерческих банков в системе страхования вкладов: системы обязательного участия банков и системы добровольного участия банков.

Систему обязательного страхования вкладов отличает участие в ней практически всех банков, что позволяет всем кредитным организациям стать членами системы страхования и дает равные гарантии клиентам разных банков. Но в этом случае ослабевает мотивация и желание клиентов искать и выбирать надежный банк, а рост банковских издержек за счет выплат в страховой фонд увеличивает цену банковских услуг.

В системе добровольного страхования вкладов банки принимают участие на основании договора, что дает им возможность самостоятельно принимать решение об участии в ней.

2. По характеру правового регулирования выделяют: системы, основанные на специальных законодательных актах (императивная) и договорные системы (диспозитивная).

В первом случае законом определены правила и процедуры системы депозитного страхования, субъекты и объекты страхования, уровень платежей и механизм их определения, механизмы банкротства, что является преимуществом данной системы. Недостаток же проявляется в ограниченной гибкости взаимоотношений системы депозитного страхования с банками и их клиентами вследствие высокого уровня регламентации.

Договорная система определяет порядок страхования в каждом конкретном случае, преимуществом чего является гибкость и индивидуализация форм страхования. Однако недостаток проявляется в неясности гарантий клиентам.

3. По широте охвата объекта страхования: полные, ограниченные, переменные (дискреционные).

Полные системы гарантируют выплаты по всем депозитам. Это повышает доверие со стороны клиентов, но снижается их мотивация при выборе более надежного банка.

Ограниченные системы обеспечивают только частичное покрытие вкладов клиентов. В основном гарантии предоставляются мелким вкладчикам, плохо ориентирующимся в обстановке на рынке, а для крупных сохраняется мотивация верного выбора банка. Трудность заключается в реализации данной системы в период инфляции из-за проблем с порядком расчета минимального покрытия.

Дискреционная система представляет собой разновидность ограниченной системы, предусматривающей расширение объекта страхования в периоды кризиса банковской системы. По сравнению с другими видами она является более гибкой.

4. По форме собственности на функциональные органы: государственные, частные, смешанные.

Государственные системы чаще всего формируются при введении обязательного страхования вкладов. В этом случае страховая организация создается как государственная, которая действует на некоммерческой основе.

В частных системах страхование вкладов осуществляется специальными организациями, финансирование деятельности которых осуществляется за счет взносов банков-участников, а государство не вмешивается в эти процессы. Преимуществом является наиболее эффективное использование средств фонда, но существует угроза противоречий между интересами прибыльности и выполнением основных задач данной системы.

Смешанные системы учреждаются и государством и коммерческими структурами, что расширяет возможности формирования собственных средств, но снижает стимулы для остальных инвесторов при сохранении контроля со стороны государства.

5. По степени государственного участия в финансовом обеспечении выплат: с наличием открытой кредитной линии Центрального Банка (ЦБ) или правительства и система без дополнительных государственных гарантий.

В первом случае ЦБ открывает в пользу системы депозитного страхования кредитную линию (предоставление заемщику юридически оформленного обязательства кредитного учреждения выдавать ему в течение некоторого времени кредиты в пределах согласованного лимита), которой она может воспользоваться при недостаточности текущих средств фонда для осуществления основной деятельности. Таким образом, создаются дополнительные гарантии платежеспособности данной системы без привлечения для этого средств банков. В тоже время снижаются стимулы к эффективному вложению средств фонда.

Второй вид системы предполагает ограниченность поступлений от собственной деятельности финансовых ресурсов фонда системы страхования вкладов. Преимуществом является то, что страховая деятельность осуществляется без дополнительной кредитной эмиссии, но в тоже время требует эффективности деятельности руководства.

6. По принципу определения ставки платежей: фиксированные платежи, дифференцированные по банкам и их операциям платежи (в зависимости от финансового положения и рисков операций банка) и дифференцированные во времени платежи (в зависимости от текущей величины фонда и объемов необходимых выплат).

В системах с фиксированными платежами банки делают взносы по шкале, привязанной к застрахованной базе. Характерным преимуществом является простота и ясность процедуры установления размера платежей, отсутствие трудностей в оценке рисков деятельности банка. Однако банки с различной степенью подверженности рискам делают одинаковые платежи.

Вторая система представлена банками с различной шкалой платежей, величина которых определяется для каждого банка индивидуально в зависимости от выполнения им экономических нормативов. В данном случае возникают трудности в оценке рисков, значимость которых меняется со временем.

В третьей системе ставки меняются в зависимости от текущей достаточности фонда. С другой стороны теряется мотивация в эффективном вложении средств фонда; банки могут расплачиваться не только за собственные риски, но и за ошибки управления фондом.

Цели и принципы системы страхования вкладов

По характеру своих целей система страхования вкладов является публично-правовой. От особенностей целей, преследуемых любой системой, зависит внутренняя структура и принципы ее построения.

Агентство по страхованию вкладов является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией. Целью Агентства по страхованию вкладов является обеспечение функционирования системы страхования вкладов.

Целями системы страхования вкладов являются:

  • защита прав и законных интересов вкладчиков банков РФ;

  • укрепление доверия к банковской системе РФ;

  • стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему РФ.

Основная задача системы обязательного страхования банковских вкладов - защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в банках.

Основными принципами страхования вкладов являются:

  • обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

  • сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

  • прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

  • накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков, являющихся участниками системы страхования вкладов.

Первый принцип предполагает участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков. Обязательный характер необходим не только для равной защиты вкладчиков, но и для формирования одинаковых конкурентных условий для всех банков, в том числе и принадлежащих государству.

В связи с участием в системе страхования вкладов установлены следующие обязанности банков:

  • уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов;

  • представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

  • размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

  • вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий банку сформировать на любой день реестр обязательств банка перед вкладчиками по форме, которая устанавливается Банком России по предложению агентства;

  • исполнять иные обязанности, предусмотренные ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств предполагает формирования фонда обязательного страхования. Кредитные организации должны регулярно уплачивать страховые взносы в данный фонд, из которого в случае невыполнения конкретным банком своих обязательств будут производиться возмещения вкладчикам.

Прозрачность деятельности системы страхования вкладов предполагает возникновение следующих положений:

  • обязанности банков по представлению и размещению информации (ст. 6 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»);

  • составление и представление агентством отчетности (ст. 24 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»);

  • аудит агентства (ст. 25 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»);

  • получение агентством отчетности банков и иной информации (ст. 29 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»);

  • систему контроля за функционированием системы страхования вкладов (ст. 42 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»).5

Фонд обязательного страхования вкладов представляет собой совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в целях страхования вкладов. К числу характерных особенностей относятся следующие:

1) фонд обособляется от иного имущества Агентства; соответственно, по фонду ведется обособленный учет;

2) денежные средства фонда учитываются на специально открываемом счете Агентства в Банке России;

3) на фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также Агентства, за включением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам.

Накопительный характер формирования фонда обеспечивается за счет регулярных страховых взносов банков, первоначального взноса государства. Другими источниками его пополнения являются доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств фонда, средства, получаемые в результате удовлетворения требований, приобретаемых системой страхования после выплаты возмещения по вкладам, а также пени за несвоевременную или неполную уплату банками взносов.

На ежеквартальной основе банки-участники системы страхования вкладов уплачивают страховые взносы.

Страховые взносы едины для всех банков и подлежат уплате банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.

В ст. 36 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» установлен предел накопления денежных средств фонда обязательного страхования вкладов - 10% общей суммы вкладов в банках.6

Временно свободные денежные средства фонда могут быть размещены и (или) инвестированы на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых Агентством финансовых инструментов:

1) в государственные ценные бумаги Российской Федерации;

2) в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

3) в облигации российских эмитентов;

4) в акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

5) в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих денежные средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

6) в ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

7) в ценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития;

8) в депозиты и ценные бумаги Банка России.

Несмотря на то, что фонд обязательного страхования вкладов принадлежит агентству на праве собственности, агентство не может произвольно владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом. Данные средства и иное имущество предназначены исключительно для финансирования выплаты возмещения по вкладам.

Система страхования вкладов России в соответствии с поставленными перед ней задачами и функциями Агентства по страхованию вкладов функционирует эффективно в рамках узкого понимания поставленных перед ней целей.

Субъекты и объекты системы страхования вкладов

Участниками системы страхования вкладов являются:

  • агентство - страховщик;

  • банки, внесенные в реестр, - страхователи;

  • вкладчики - выгодоприобретатели;

  • Банк России.

Участниками системы страхования вкладов могут являться также банки- - агенты, которые, действуя от имени и за счет агентства, осуществляют прием от вкладчиков заявления о выплате возмещения по вкладам и иных необходимых документов, а также выплаты возмещения по вкладам.

Однако в соответствии со ст. 38 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" участниками данной системы являются лишь страхователь и страховщик. Тем самым можно говорить об особенности данного вида страхования и признание его ст. 970 ГК РФ специальным видом страхования, а также применение общих правил о страховании к отношениям по страхованию вкладов, поскольку законами об этих видах страхования не установлено иное.

Таким образом, в ст. 4 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» установлено, что банки признаются страхователями, агентство - страховщиком и вкладчики - выгодоприобретателями только для целей этого закона.

В соответствии с п.4 ст.2 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» под вкладчиком понимается гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, заключившие с банком договор банковского вклада или договор банковского счета, либо любое из указанных лиц, в пользу которого внесен вклад. 7

Вкладчики как участники системы страхования признаются выгодоприобретателями по аналогии с лицами, не являющимися стороной договора страхования, но в пользу, которых заключен договор страхования. Таким образом, при наступлении предусмотренных законом событий (страхового случая) страховщик обязан выплатить вкладчику возмещение по вкладу в пределах установленной законом суммы.

Право вкладчиков получать возмещение по вкладам закреплено в п. 1 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Вкладчик, получивший возмещение по вкладам, размещенным в банке, в отношении которого наступил страховой случай, сохраняет право требования к данному банку на сумму, определяемую как разница между размером требований вкладчика к данному банку и суммой выплаченного ему возмещения по вкладам в данном банке.

Участниками системы страхования вкладов являются только те банки, которые внесены в установленном порядке в реестр банков.

Реестр банков - это формируемый в соответствии с ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» перечень банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов.8

Доступ к системе получает банк, удовлетворяющий требованиям к участию в системе страхования вкладов при выполнении одновременно следующих условий:

  • учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными;

  • банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России;

  • финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной;

  • к банку не применены Банком России меры воздействия, а также нет оснований для их применения по итогам тематической проверки на предмет соответствия банка требованиям вхождения в систему страхования вкладов.

Банк считается участником системы страхования вкладов со дня его постановки на учет до дня снятия его с учета в системе страхования вкладов.

Страхование депозитов осуществляется государственной корпорацией — Агентством по страхованию вкладов. В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов, агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов.

Агентство признается для целей названного закона страховщиком по аналогии со стороной договора страхования, обязующейся за страховую премию при наступлении страхового случая возмещать выгодоприобретателю причиненные вследствие наступления страхового случая убытки.

Страховой случай наступает при возникновении одного из двух обстоятельств:

  • отзыв у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций;

  • введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Банк России в системе страхования вкладов осуществляет функции банковского регулирования и банковского надзора.

Порядок выплаты возмещения по вкладам

В соответствии с законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской федерации" возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 000 рублей. Валютные вклады пересчитываются по курсу ЦБ на дату наступления страхового случая.9

Сумма компенсации не может превышать 700 000 рублей, даже если вкладчик хранит деньги в одном банке на нескольких счетах. Однако если он имеет вклады в разных банках, в каждом из них ему гарантируются равные выплаты.

Объектом страхования являются банковские вклады — денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в банках на территории РФ на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада. Страхование вкладов не требует заключения договора страхования. Агентство по страхованию вкладов, возвращая за банк вкладчику сумму его накоплений, занимает его место в очереди кредиторов и в дальнейшем сама выясняет отношения с банком по возврату задолженности.

Страхованию подлежат все денежные средства физических лиц в банках за исключением:

  • средств на счетах физических лиц-предпринимателей без образования юридического лица, если они открыты в связи с указанной деятельностью;

  • вкладов на предъявителя;

  • средств, переданных банкам в доверительное управление;

  • вкладов в зарубежных филиалах российских банков.

При наступлении страхового случая, Агентство в течение семи дней со дня получения из банка, в отношении которого наступил страховой случай, реестра обязательств банка перед вкладчиками направляет в этот банк, а также для опубликования в "Вестник Банка России" и печатный орган по месторасположению этого банка сообщение о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения по вкладам.

В течение месяца со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками Агентство направляет также соответствующее сообщение вкладчикам банка, в отношении которого наступил страховой случай.

Выплата возмещения по вкладам производится Агентством в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками в течение трех рабочих дней со дня представления вкладчиком в Агентство документов (заявление по форме, определенной Агентством; документы, удостоверяющие его личность, а при обращении наследника также документы, подтверждающие его право на наследство или право использования денежных средств наследодателя).

При выплате возмещения по вкладам Агентство представляет вкладчику справку о выплаченных суммах и вкладах, по которым осуществлялось возмещение, и направляет ее копию в банк.

При невыплате по вине Агентства согласованной суммы возмещения по вкладам в установленные сроки Агентство уплачивает вкладчику проценты на сумму невыплаты, исчисляемые в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на день фактической выплаты Агентством возмещения по вкладам.

Если вкладчик не согласен с размером возмещения по вкладам Агентство предлагает ему представить дополнительные документы, подтверждающие обоснованность его требований, и направляет их в банк для рассмотрения. Банк в течение 10 календарных дней со дня получения указанных документов обязан их рассмотреть и в случае обоснованности требований вкладчика внести соответствующие изменения в реестр обязательств банка.

(см. текст в предыдущей редакции)

После согласования с банком и вкладчиком суммы обязательств банка, на основании дополнительно представленных документов Агентство выплачивает вкладчику сумму возмещения по вкладам.

При несогласии с размером подлежащего выплате возмещения по вкладам вкладчик в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с иском об установлении состава и размера соответствующих требований, а также подлежащего выплате возмещения по вкладам.

Выплата возмещения по вкладам может осуществляться по заявлению вкладчика, как наличными денежными средствами, так и путем перечисления денежных средств на счет в банке, указанный вкладчиком.

Прием от вкладчиков заявлений о выплате возмещения по вкладам и иных необходимых документов, а также выплата возмещения по вкладам могут осуществляться Агентством через банки-агенты, действующие от его имени и за его счет.

Таким образом, страхование вкладовэто экономические отношения по обеспечению возврата вкладов физических лиц в законодательно установленном размере в случае признания банка финансово несостоятельным (банкротом).

2 Анализ функционирования системы страхования вкладов

2.1 Анализ и оценка эффективности управления сбережениями населения посредством банковских вкладов

Несмотря на то, что доходность по банковским вкладам не превышает уровень инфляции, банковские вклады для большинства населения остаются самым популярным видом вложений.

Наблюдается значительное увеличение объемов вкладов населения в коммерческих банках и существенное изменение их структуры.

По состоянию на 27 февраля 2014г. число банков – участников системы страхования вкладов, имеющих право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, уменьшилось на 6 банков, составив 749 кредитных организаций.

График 2.1 Количество банков, имеющих лицензию Банка России на работу с вкладами физических лиц, единиц.

По состоянию на 27 февраля 2014г. в реестр банков – участников ССВ включен 871 банк. При этом количество банков, имеющих право работы с физическими лицами 749 – на 122 меньше, поскольку 116 банков находятся в процессе ликвидации и временно остаются участниками ССВ, а также 6 действующих кредитных организаций, ранее принимавших вклады, но утративших право на привлечение денежных средств физических лиц.10

За март месяц 2014 года отозваны лицензии на осуществление банковских операций – 05.03.2014г. у кредитных организаций – «Монолит» (Москва), « Банк Развития Бизнеса» (Кемерово), «Дагестан» (Махачкала).11

В течение 2013- 2014гг. ликвидированы такие кредитные организации, как Межрегиональный Центр Микрокредитования (Воронеж), «Традиция» (Кемерово), «Башинвестбанк» (Уфа), «Контраст-Банк» (Москва), «Транскредитбанк» (Москва), «Сведбанк» (Москва), «Региональный Кредитный Банк» (Калининград), «Русский Банк Делового Сотрудничества» (Москва), «НОМОС-Региобанк» (Хабаровск), «НОМОС-Банк-Сибирь» (Новосибирск), «Белгородпромстройбанк» (Белгород), «Рост» (Москва), «Сиббизнесбанк» (Сургут), «Стромкомбанк» (Красноярск). В общей численности – 14 кредитных организаций.

Общая сумма банковских вкладов физических лиц на 1 января 2014 г. составила 25,4% ВВП, увеличившись с начала 2013 г. на 2,6 п.п.12

Снизились расходы на потребление (с 74,2 до 73,8%) и на покупку наличной иностранной валюты (с 4,9 до 4,3%), выросли обязательные платежи и взносы (с 10,8 до 11,4%), также произошел прирост наличных денег на руках.

По предварительным данным, рост российской экономики в 2013 г. составил 1,4% (в 2012 г. – 3,4%). Промышленное производство увеличилось на 0,3% (в 2012 г. на 2,6%).

По данным Агентства по страхованию вкладов можно наблюдать замедление экономического роста.

Размер фонда обязательного страхования вкладов по состоянию на 3 марта 2014 г. составляет 152,1 (данные на 3 марта 2014 г.) млрд. руб. (за вычетом сформированного резерва для выплат по наступившим страховым случаям - 136,4 млрд. руб.)

Размер страховой ответственности АСВ по банкам, в отношении которых наступил страховой случай, составляет 219,0 млрд. руб.

Объём застрахованных средств населения в банках – участниках ССВ в 2013 г. увеличился на 2 591,3 млрд. руб. (в 2012 г. – на 2 150,1 млрд. руб.). В относительном выражении он вырос на 18,5% – до 16 591,0 млрд. руб. (в 2012 г. – на 18,1%).

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая активность населения относительно банковских вкладов дает положительные результаты.

К началу 2014 года по данным АСВ в Свердловской области зафиксирована сумма застрахованных вкладов в размере 215 367 млн. руб.

Рис.2.1 Застрахованные вклады в свердловской области, млн. руб.

Из них 116 113млн. руб. – сумма вкладов с полным возмещением; 99 254 млн. руб. – с частичным возмещением.

Таблица 2.1 Застрахованные вклады в Свердловской области

Дата

Застрахованные вклады

Сумма вкладов, млн. руб.

Всего

С полным возмещением

С пропорциональным возмещением

С частичным возмещением

01.01.2014

215 367

116 113

0

99 254

Вклады с пропорциональным возмещением - вклады с неполным возмещением, выплачиваемым в размере 100 тыс. руб. плюс 90% суммы вклада, превышающей 100 тыс. руб. К данной группе, в зависимости от даты, на которую представлена информация, относятся вклады на сумму от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб. включительно (с 09.08.2006 по 25.03.2007), от 100 тыс. руб. до 433333,33 руб. включительно (с 26.03.2007 по 01.10.2008).

Вклады с частичным возмещением - это вклады с неполным возмещением на сумму, для которой выплачивается максимальное страховое возмещение, установленное законом. К данной группе вкладов, в зависимости от даты, на которую представлена информация, относятся вклады на сумму свыше 100 тыс. руб. (до 09.08.2006), свыше 200 тыс. руб. (с 09.08.2006 по 25.03.2007), свыше 433333,33 руб. (с 26.03.2007 по 01.10.2008), свыше 700 тыс. руб. (после 01.10.2008).

Количество банков, которое состоит в системе страхования вкладов на территории Свердловской области – 16 (данные по вкладам в конкретном банке относятся к субъекту РФ, в котором находится головная контора банка).

Страховая ответственность составляет 155 860 млн. руб. и средний размер застрахованного вклада 53,23 тыс. руб.

Таблица 2.2 Банки – участники системы страхования вкладов на территории Свердловской области

Дата

Количество банков

Полное возмещение, тыс. руб.

Максимальное возмещение, тыс. руб.

Страховая ответственность, млн. руб.

Отношение страховой ответственности к сумме застрахованных вкладов, %

Средний размер застрахованного вклада, тыс. руб.

01.01.2014

16

700

700

155 860

72.37

53.23

К началу 2014 года уровень ответственности по отношению к застрахованным вкладам составил значительно больше 50% процентов, то есть, размер страховой ответственности приходится более чем на половину суммы застрахованных вкладов.

На 1 января 2014 г. страховое возмещение в 700 тыс. руб. полностью покрывает 99,4% всех вкладов (97,1% без мелких и неактивных счетов).

На депозиты и счета до 700 тыс. руб. приходится 52,4% всей суммы застрахованных вкладов.

В прошедшем году размер страховой ответственности Агентства (потенциальных обязательств по выплате страхового возмещения) продолжил снижение, составив на 1 января 2014 г. 65,5% всех застрахованных вкладов (на 1 января 2013 г. – 67,2%). Без учета Сбербанка России этот показатель снизился с 54,1 до 53,0%.

Сбербанк России занимает 46,7% рынка вкладов. Депозиты до 700 тыс. руб. имеют в нем наибольшее значение – 68,7% общего объема, вследствие большого количества небольших счетов.13 В остальных крупнейших игроках розничного рынка – банках с объемом вкладов более 100 млрд. руб. (27,5% рынка вкладов) – преобладают крупные депозиты, поэтому в них на вклады до 700 тыс. руб. приходится 32,4% суммы депозитов, что меньше, чем в любой другой группе. При этом за год доля таких вкладов в группе снизилась на 1,3 п.п.

Продолжается рост числа банков с большим объемом вкладом и сокращается количество небольших банков. Так, число банков с объемом вкладов менее 1 млрд. руб. снизилось за год с 356 до 322 кредитных организаций.

В 2013 г. объем средств населения в банках увеличился на 2 714,8 млрд. руб. (в 2012 г. – на 2 371,3 млрд. руб.) до 16 957,5 млрд. руб. В относительном выражении рост составил 19,1% (в 2012 г. – 20%). Вес капитализации процентов в 2013 г. оценивается в 6,4 п.п. от роста вкладов. Укрепление курса основных иностранных валют также помогло общей динамике рынка по итогам года – без курсовой переоценки рост вкладов составил бы 17,5%.

Рис. 2.2 Динамика привлечения банками вкладов физических лиц

Наибольшую долю в структуре вкладов населения занимают вклады сроком свыше 1 года. В 2013 г. она выросла на 2,9 п.п. до 61,8%. Так, самые «длинные» вклады населения (свыше 3 лет) в прошедшем году сохранили свою долю рынка: 8,7%.

Среднесрочные вклады (от 1 года до 3 лет) в прошедшем году заметно увеличили свою долю на рынке вкладов, на 2,9 п.п. с 50,2 до 53,1%.

Доля рынка краткосрочных вкладов – от 1 месяца до 1 года – за прошлый год, напротив, заметно снизилась на 2,8 п.п., с 22,0 до 19,2%.

Доля средств до востребования за прошлый год почти не изменилась, снизившись с 19,1 до 18,9%.

Вкладчики предпочитали более доходные долгосрочные вложения, особенно в условиях сравнительно высоких процентных ставок.

Наиболее высокими темпами в 2013 г. росли вклады в банках, расположенных в Южном (21,0%) и Уральском (20,7) федеральных округах, а также в банках московского региона – 16,4%. Самые низкие темпы роста наблюдались в банках Северо-кавказского (–4,7%) и Центрального (4,5%) федеральных округов.

2.2 Общая характеристика деятельности Агентства по страхованию вкладов

Динамика ежедневных приростов вкладов показывает, что сберегательная активность населения в 2013 г. была выше, чем в 2012 г. Рост вкладов (вместе с сертификатами) в январе–ноябре 2013 г. в среднем составлял 6,0 млрд. руб. в день. Это заметно превышает аналогичный показатель прошлого года (в январе–ноябре 2012 г. — 4,7 млрд. руб. в день).

Агентство по страхованию вкладов отмечает усиление сберегательной активности в прошедшем году, как следствием ряда факторов, которые можно условно разделить на рыночные и нерыночные. К первым относятся положительные, в сравнении с инфляцией, ставки по вкладам, эффект капитализации высоких процентов, а также курсовая переоценка валютных вкладов. К нерыночным разовым факторам, возможно, следует отнести возврат части средств российских граждан из банков Кипра, а также требования по переводу счетов госслужащих в российские банки.

В течение всего 2013 г. сохранялась положительная реальная доходность по рублевым депозитам на 1–3 п.п. выше уровня инфляции.

«Нервозность» на рынке вкладов, возникшая в связи с отзывом лицензий у нескольких банков в конце года, оказала влияние на перераспределение рыночных позиций кредитных организаций.

По итогам года наиболее высокие темпы роста вкладов наблюдались в сетевых многофилиальных банках – 18,1% и в банках московского региона – 16,4%. Региональные банки выросли на 12,8%. При этом вклады в Сбербанке России увеличились на 21,6%.

По статистике удаления с рынка большого количества кредитных учреждений можно сделать вывод, что несостоятельные финансовые учреждения, которые не могут гарантировать сохранность средств своим вкладчикам и подвергают риску чрезвычайно важный для экономики сектор, должны уходить с рынка. Но при этом Центральный Банк должен действовать чрезвычайно аккуратно.

Заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников заверил, что Агентство не видит дефицита фонда на протяжении 2014 года.

Динамика страховых выплат протекает в расчетном коридоре, который планировали и с точки зрения запаса фонда были готовы к событиям прошлого года в банковском секторе.

3 Проблемы развития системы страхования вкладов в России и пути их

решения

3.1. Анализ поведения вкладчиков в условиях Российского Закона о страховании вкладов

Для оценки текущего сберегательного поведения населения и его изменения под влиянием действия Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» был проведен опрос. Опрос также помог определить: степень осведомленности о системе страхования вкладов, уровень доверия вкладчиков к системе и уверенность в её надёжности (Приложение А).

В опросе приняло участие 126 респондентов в возрасте от 18 до 52 лет. Наибольшее число опрашиваемых составила группа в возрасте от 30 до 45 лет (39,4%), 20,5% - в возрасте от 25 до 30 лет, 16,7% - от 20 до 25 лет, 14,5% - от 45 до 60 лет и 9,1% - в возрасте до 20 лет.

График 3.1 Количество опрошенных

Благосостояние населения может дать информацию о склонности к сбережениям населениям.

График 3.2 Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи?

Группы, которые оценивают своё материально положение, как «хорошее» и «среднее» располагают необходимыми ресурсами для сбережений, в том числе направленных во вклады, в отличие от респондентов, которые отмечают свое материальное положение как «плохое».

Так доля респондентов со средним материальным положением составила 70,5%, хорошее материальное положение отмечают 22% опрошенных и 2,3% - оценивают своё материально положение, как «очень хорошее».

Таким образом, доля экономически – активного населения, способного к сбережениям и инвестированию своих денежных средств во вклады составила 94,8%, а это большая часть респондентов.

Изменение уровня доходов населения прямо влияет на изменение объема вкладов физических лиц. Значительный рост доходов населения способствует увеличению объема средств физических лиц в банках – росту вкладов населения.

График 3.3 Как изменились Ваши доходы за последние 12 месяцев?

Таким образом, рост реальных располагаемых доходов населения у 22,7% респондентов свидетельствует, как фактор возможного роста банковских вкладов. Это можно расценивать, как положительный рыночный фактор, влияющий на рост сберегательной активности населения.

В структуре распоряжения получаемыми доходами наибольший процент составили респонденты, которые тратят деньги на текущие нужды, а что остается, откладывают (77,3%); 21,2% - тратят все деньги на текущие нужды и ничего не откладывают и всего 1,5% опрошенных стараются сначала что-то отложить, а оставшиеся деньги тратят на текущие нужды.

График 3.4 Как вы распоряжаетесь своими доходами?

В результате – большинство респондентов оценивает способность к открытию банковских вкладов в зависимости от текущих расходов. Получается, что чем ниже уровень потребительских расходов, тем выше число потенциальных вкладчиков.

Жители г. Екатеринбурга заинтересованы в различных формах сбережений. Так, например, 57,6% опрошенных предпочитают держать свои денежные средства на текущих счетах – счетах до востребования; 18,2% - имеют срочные вклады; 9,1% - вкладывают в развитие бизнеса; 8,3% - хранят денежные средства в наличной форме, а 6,8% - не занимаются накоплениями.

Большинство респондентов сохраняют доверие к банкам и хранят денежные средства преимущественно в безналичной форме на срочных счетах и счетах до востребования.

В настоящее время счета / вклады в банке имеют 84,8% опрошенных, а это значительное большинство респондентов. Из них 21,4% - имеют срочные вклады в банке, которые состоят в системе страхования вкладов.

Размер банковских вкладов влияет на степень страхового покрытия, при наступлении страхового случая, а также на долю страховой ответственности Агентства по страхованию вкладов.

График 3.5 Каков размер Вашего банковского вклада?

Таким образом, 42% респондентов имеют вклады в размере 100 – 500 тыс. руб. и это значит, что при наступлении страхового случая сумма страхового покрытия обеспечит сохранность денежных средств этих вкладчиков.

Однако риск потери денежных средств несут 33% вкладчиков, сумма вкладов которых превышает 700 тыс. рублей. Это обусловлено тем, что возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 000 рублей, а это значит, что часть своих денежных средств вкладчики потеряют, оставшись в убытке.

Также на степень застрахованности денежных средств во вкладах влияет их распределение по количеству банков.

Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 700 000 рублей, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам.

То есть вкладчику наиболее логично будет распределить сумму сбережений, если она превышает 700 тыс. руб., по нескольким банкам в размере, не превышающем максимальную сумму страхового возмещения.

График 3.6 В скольких банках Вы имеете вклад?

По графику видно, что 83,3% вкладчиков имеют риск потери суммы денежных средств, которая превышает пределы максимальной суммы страхового возмещения.

Среди вкладчиков, которые имеют вклад на сумму свыше 700 тыс. руб. 85% - имею вклад в одном банке, 25% - в 2-х банках. Следовательно, наибольшая часть вкладчиков подвергнута риску неполного возмещения денежных средств по вкладам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что население слабо осведомлено о принципах возмещения застрахованных вкладов в России, что влечет за собой немалые финансовые потери.

Также об этом свидетельствуют ответы на вопрос: «Насколько хорошо вы знакомы с системой страхования вкладов в России?». Так 53,8% опрошенных слышали о системе, но ничего конкретного сказать не могут, 42,4% - знают в общих чертах, как она работает, 1,5% - ничего не знают про систему и всего лишь 2,3% хорошо осведомлены о работе системы страхования вкладов.

График 3.7 Насколько хорошо вы знакомы с системой страхования вкладов в России?

Узнаваемость системы страхования вкладов в большей степени обеспечивают банки, так ответило 73,1% опрошенных; на втором месте по информированности о системе занимает Интернет, так считают 17,7% и на третьем месте в качестве информаторов выступают газеты и журналы, по мнению 6,2% респондентов.

График 3.8 Откуда вы узнали о страховании вкладов?

Система страхования вкладов влияет на финансовое поведение вкладчиков. То есть, те вкладчики, которые хорошо осведомлены о её работе знают, что необходимо распределять сбережения по разным банкам в размере гарантированной суммы – 2,3% респондентов, а у остальных категорий вкладчиков финансовое поведение остается прежним, система никак на него не влияет – 97,7%.

График 3.9 Какое влияние система страхования вкладов оказывает на Ваше финансовое поведение?

Исследование показало, что большинство опрошенных не знают ничего конкретного о системе страхования вкладов, что, безусловно, влияет на степень риска потери их денежных средств.

Экономически – активное население, способное к сбережениям и инвестированию своих денежных средств составило наибольшую часть респондентов, однако срочные вклады из них имеет меньше половины.

Это свидетельствует о том, что гарантированность возврата денежных средств не дает необходимого доверия к системе со стороны вкладчиков.

Так как уровень доходности населения носит периодический характер, потенциальные вкладчики нуждаются в гибких условиях предоставления страхования вкладов, что агентство в полной мере в данный момент не предусматривает.

Под влиянием кризисов способность к сбережениям у респондентов со «средним» достатком падает, что снижает долю вкладов на рынке.

Таким образом, недоверие к системе страхования вкладов, а также низкая активность населения в данной структуре обусловлена в ограниченной информативности.

Основной причиной пользования банковскими депозитами является уверенность в безопасности хранения денег в банке и гарантированная доходность. Некоторые респонденты в качестве одного из побудительных мотивов хранения денег в банках называют «дисциплинирующее» воздействие депозитов - положив деньги в банк, люди избавляют себя от необязательных трат, которые они могли бы осуществить.

Основной проблемой, влияющей на рост кладов со стороны населения, а, следовательно, и рост ресурсной базы банков является ограниченность доступа к информации о деятельности банков со стороны клиентов.

Также остается непонятной и сложной для респондентов деятельность Агентства по страхованию вкладов, что влечет за собой недоверие населения.

Поэтому, в первую очередь требуется правовое совершенствование системы страхования вкладов, которое предусматривает развитие политической, законодательной и экономической базы в этой области.

3.2. Перспективы развития и совершенствования системы страхования вкладов в России

Роль системы страхования вкладов нельзя оценить однозначно, поскольку она может создавать стимулы как обеспечивающие стабильность кредитной системы страны, так и ослабляющие, потому что обусловливает возможности покрытия банками убытков, возникающих при проведении ими высокорисковых операций.

Можно сказать, что система страхования вкладов должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать условия и заинтересованность всех участвующих сторон в укреплении кредитной системы страны.

В связи со слабой осведомленностью, вкладчики и кредиторы банка не всегда в полной мере располагают информацией относительно финансового положения банка что, в результате его банкротства, ведет к тому, что они вынуждены терять вложенные средства. И лишь полное раскрытие информации о рисках банков дает возможность иметь представление о реальном финансовом состоянии банка.

Раскрытие информации призвано сделать операции банков не только прозрачными, но и повысить эффективность банковского надзора.

Каждое государство определяет для себя такую систему страхования вкладов, которая соответствует особенностям его банковской системы и социально-экономическим целям.

При этом государство должно руководствоваться определенными принципами, обеспечивающими эффективное развитие системы.

К числу основных принципов можно отнести:

• необходимость законодательного закрепления системы страхования вкладов и обеспечение гласной реализации правовых, финансовых и организационных аспектов ее функционирования (предусмотренные в кодифицированном типе систем);

• обязательное участие банков в системе страхования вкладов, обеспечивающее максимальный охват объектов защиты и равные возможности участия банков в конкурентной борьбе;

• установление порядка формирования средств системы за счет отчислений банков, с учетом риска проводимых ими операций;

• создание единого, независимого (например, от центрального банка) и специализированного органа по руководству системой страхования вкладов для обеспечения скоординированной работы по формированию достаточных источников финансирования системы страхования, принятию мер по прекращению деятельности обанкротившихся учреждений и выплате компенсаций по вкладам в этих банках.

К числу дополнительных принципов следует отнести:

• обоснование максимального объема выплаты средств на одного вкладчика с учетом интересов всех участников системы страхования, а также определение перечня видов вкладов, подлежащих компенсации, с учетом особенностей и потребностей национальной экономики. Данные условия могут быть скорректированы с учетом сложившейся в национальной экономике ситуации;

• корректировку способов формирования страхового фонда, что также связано с возможным изменением условий экономического развития.

Отмеченные выше принципы формирования системы страхования вкладов были в основном учтены при разработке российского законодательства, но, как показывает практика, не все из них были реализованы в полной мере.

Таким образом, направления развития основных функций и организации системы страхования вкладов в России предполагают: совершенствование ее правовой базы; проведение реорганизации структуры Агентства по страхованию вкладов; обоснование порядка формирования и использования финансовых ресурсов Агентства по страхованию вкладов; преобразование механизма формирования средств страховых фондов.

На основе вышеуказанного возможно предложить некоторые направления доработки системы.

1. Совершенствование правовой системы страхования вкладов предполагает дальнейшее развитие политического и законодательного базиса для обязательной и структурированной системы страхования вкладов. Схема страхования вкладов должна учитывать специфику методов оздоровления банков с разными формами собственности. При этом, условием стабильности является формирование административных рамок, соответствующих выбранной системе страхования вкладов, принятие взвешенных решений о включении отдельных банков в систему страхования.

2. Отдельное место занимает расширение доступа к информации о деятельности банков. Открыта и понятна, должна быть деятельность Агентства по страхованию вкладов, что предполагает более масштабное ее освещение в средствах массовой информации, доступным широким слоям населения.

3. Важным фактором в деятельности системы является ее обеспечение необходимым финансированием и квалифицированным персоналом.

4. Обязательным является составление плана действий на случай кризиса всей банковской системы, когда происходят массовые и взаимосвязанные банкротства банков.

5. Для минимизации нарушения банковской дисциплины и возникновения предпосылок «морального риска» при массовом изъятии средств из банков дополнительной мерой может стать законодательное установление прогрессирующей шкалы штрафов за досрочное изъятие вкладов, в зависимости от их размеров и сроков.

6. Важным продолжением реформы системы страхования вкладов может стать пересмотр лимита возмещения по вкладу, который должен устанавливаться, исходя из суммы вклада отдельного вкладчика в банке с начисленными процентами.

Общеизвестно, что в октябре 2013 года Государственная Дума одобрила в первом чтении закон об увеличении максимального размера страхового возмещения по банковским вкладам с 700 тысяч рублей до 1 миллиона рублей. Как утверждают некоторые официальные источники, вполне вероятно, что этот закон будет принят уже весной 2014 года.

В связи с увеличением объемов вкладов населения и роста инфляции, Министерство Финансов России приняло решение о повышении максимальной суммы компенсации по вкладам.

Однако Глава Сбербанка России Герман Греф предлагает отменить страховое возмещение процентов по вкладам. По его мнению, это заставит россиян ответственнее подходить к выбору банка, повышать свою финансовую грамотность и внимательнее изучать банковский рынок.

С точки зрения вкладчиков, повышение лимитов ответственности можно считать как плюсом, так и минусом. Крупные вкладчики, несомненно, выиграют, а мелкие инвесторы, выбирающие банк лишь по размеру процентной ставки, могут потерять часть запланированной ими прибыли.

7. Если функции Агентства, касающиеся страхового возмещения по вкладам, в основном законодательно оформлены, то пока требует дальнейшего развития другая функция Агентства – по финансовому оздоровлению банков. Целью подобных мер является кардинальное улучшение ситуации в проблемном банке еще до того, как она станет необратимой, что повлечет за собой выплату вкладчикам возмещения из фонда.

Главными задачами Агентства должны быть: наличие широкого набора эффективных инструментов санации (система мероприятий, по улучшению финансового положения предотвращения банкротства), применение в современной практике механизмов, снижающих негативные последствия разорения банков.

В числе наилучшим образом зарекомендовавших себя способов санации следует выделить передачу активов и обязательств из проблемного банка в финансово устойчивый, что позволяет обеспечить непрерывность банковского обслуживания вкладчиков и иных клиентов, а также более высокую отдачу от активов нежизнеспособных банков.

Развитие механизмов ликвидации несостоятельных кредитных организаций будет идти по пути повышения их эффективности и прозрачности, сокращения расходов на проведение ликвидационных процедур, повышения степени удовлетворения требований кредиторов.

8. Для повышения финансового образования граждан Министерству финансов РФ, Министерству образования и науки РФ и представителям региональной исполнительной власти необходимо обеспечить процесс краткосрочного обучения населения в области банковского обслуживания физических лиц (в частности относительно страхования вкладов). Это будет стимулировать активность вкладчиков.

В ходе работы был предложен альтернативный способ информированности потенциальных вкладчиков - «Рекламная инструкция по функционированию системы страхования вкладов». Данная инструкция включает основные правовые моменты функционирования системы и указывает на минимизацию рисков потери денежных средств во вкладах (Приложение В).

9. Одним из наиболее важных решений в развитии системы страхования вкладов являются размеры страховых премий. Целью применения дифференцированных страховых премий является стимулирование банков не допускать принятия избыточного риска и обеспечить более справедливую величину взимания отчислений.

При этом размер страховой премии для отдельного банка должен рассчитываться с учетом: кредитных рисков, нестабильности ресурсной базы, прибыльности и др.

Данные меры будут способствовать направлению сбережений населения в накопления и, соответственно, на инвестирование в экономику, выполнению рынком банковских услуг функций механизма превращения сбережений в инвестиции, укреплению и совершенствованию банковской системы по отношению к страхованию вкладов.

Заключение

По результатам работы можно сделать вывод, что совершенствование системы страхования вкладов в России является необходимым элементом для дальнейшего оздоровления банковской системы за счет усиления контроля за банковской деятельностью, повышения доверия к ней со стороны вкладчиков, снижение социальной напряженности в обществе.

Анализ современного состояния сберегательного процесса в России позволил выявить следующие его основные особенности:

  • значительная часть граждан имеет предпосылки для накопления денежных средств;

  • на сберегательный процесс существенно влияет инфляция, которая стимулирует население к поиску инструментов сбережения средств, защищенных от инфляции;

  • население готово вкладывать свои средства в финансовые инструменты, обладающие следующими характеристиками: надежность, доходность, ликвидность.

Эти предпосылки создают условия для создания:

  • законодательной базы, гарантирующей полноценную сохранность и возврат вкладов населения с целью укрепления доверия населения к банковской системе и обеспечения стабильности депозитных вкладов;

  • роста уровня благосостояния населения, который, прежде всего, зависит от эффективной экономической политики государства в целом и каждого региона в отдельности;

  • эффективного, совершенного механизма функционирования системы страхования вкладов.

Наличие развитой и доступной системы страхования вкладов является важнейшим индикатором качества жизни в развивающихся странах.

Таким образом, необходима постоянная система наблюдения за качеством банковской деятельности, построенная с учетом опыта других стран и с ориентацией на текущие потребности развития отечественной банковской системы.

Функционирование системы страхования банковских вкладов требует постоянного мониторинга, и каждый раз, обращаясь к данной системе, можно будет выявлять новые направления её развития.

Список использованных источников

1. Федеральный закон РФ «О Центральном банке (Банке России) от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 23.07.2013).

2. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 30.09.2013).

3. Федеральный закон РФ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 28.12.2013).

4. Приказ Минфина РФ «Об установлении критериев для ценных бумаг, в которые могут размещаться и (или) инвестироваться временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов» от 07.09.2005 N 113н (ред. от 25.06.2007).

5. Указание Банка России «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» от 16.01.2004 N 1379-У (ред. от 25.10.2013).

6. Указание Банка России «Об осуществлении Выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, и о порядке взаимодействия банков-агентов с Банком России» от 17.11.2004 N 1517-У (ред. от 16.11.2012).

7. «Рекомендации о порядке информирования банками вкладчиков по вопросам страхования вкладов» (ред. от 16.10.2008).

8. «Порядок расчета страховых взносов» (утв. решением Совета директоров ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 03.02.2004, Протокол N 3) (ред. от 19.06.2007).

9. Екатерина Кац. Год прошел как…//Журнал «Банковское обозрение» - 2014. – 9 января.

10. Юлия Титова. В этом году расходы АСВ будут явно не маленькие// Информационный портал «Банки. ру.» - 2014. – 12 февраля.

11. Анастасия Алексеевских. Ставки по вкладам упали до двухлетнего минимума//Газета «Известия» - 2013. – 11 сентября.

12. Назарова Е.В. . Антикризисное управление кредитными организациями: Учебно-практическое пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. С.237.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Опрос

Уважаемый житель Екатеринбурга, мы проводим опрос, на тему «Система страхования вкладов в России» для того, чтобы определить ситуацию в сфере сберегательного поведения населения. Данный опрос проводится анонимно, и его результаты будут использоваться в обобщённом виде. Будем вам благодарны, если вы ответите на вопросы нашего опроса. (Обведите букву ответа).

1. Ваш возраст:

а) до 20 летб) 20—25 летв) 25—30 летг) 30—45 летд) 45—60 лет

2. Как Вы оцениваете материально положение Вашей семьи:

а) плохое

б) среднее

в) хорошее

г) очень хорошее

3. Как изменились Ваши доходы за последние 12 месяцев:

а) снизились

б) остались прежними

в) возросли

4. Как вы распоряжаетесь своими доходами:

а) трачу все деньги на текущие нужды и ничего не откладываю

б) трачу деньги на текущие нужды, а что остается – откладываю

в) стараюсь что-то отложить, оставшееся – трачу

5. Предпочтительные формы сбережений:

а) не вижу смысла делать накопления

б) вкладываю в развитие бизнеса

в) храню в наличных рублях

г) кладу на счёт до востребования в банке текущий счет в руб.

д) кладу на срочный вклад в банке, т.е. вклад на определенный срок

6. Есть ли у Вас в настоящее время счета/вклады в банке:

а) Есть

б) Нет

7. Имеете ли Вы срочный вклад в банке:

а) да

б) нет

8. Каков размер Вашего банковского вклада:

а) от 1тыс. до 10 тыс. руб.

б) 10 тыс. – 50 тыс. руб.

в) 50 тыс. – 100 тыс. руб.

г) 100 тыс. – 500 тыс. руб.

д) 500 тыс. – 700 тыс. руб.

е) свыше 700 тыс. руб.

9. В скольких банках Вы имеете вклад:

а) в 1 банке

б) в 2 - х банках

в) в 3 – х банках

г) свыше 3-х банков

10. Каков срок Вашего вклада:

а) до 6 месяцев

б) от 6 мес. до 1 года

в) от 1 года до 3- х лет

г) свыше 3 – х лет

11. Насколько хорошо вы знакомы с системой страхования вкладов в России

а) ничего не знаю

б) слышал, но конкретного ничего сказать не могу

в) знаю в общих чертах, как эта система работает

г) хорошо осведомлён

12. Откуда вы узнали о страховании вкладов:

а) в интернете

б) от знакомых

в) по телевидению

г) из газет/журналов

д) в банке

13. Какое влияние система страхования вкладов оказывает на Ваше финансовое поведение:

а) распределил сбережения по разным банкам в размере гарантированной суммы

б) отказался от хранения сбережений в банках

в) никак не влияет

14. Видели ли Вы знак системы страхования вкладов «ССВ вклады застрахованы»:

а) видел в Интернете

б) видел в СМИ

в) видел в отделениях банка

г) не видел

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Рекламная инструкция по функционированию системы страхования вкладов

Где хранить деньги?

В банке

1 http://base.consultant.ru/

2 http://www.consultant.ru/

3 http://www.asv.org.ru/

4Назарова Е.В. . Антикризисное управление кредитными организациями: Учебно-практическое пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. С.237.

5 http://www.consultant.ru/

6 http://www.consultant.ru/

7 http://www.consultant.ru/

8 http://www.asv.org.ru/

9 http://www.cbr.ru/

10 http://www.asv.org.ru/

11 http://www.banki.ru/

12 http://www.asv.org.ru/

13 Агентство по страхованию вкладов. Обзор рынка вкладов 2013

Просмотров работы: 30227