ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ РОССИИ

Маковецкий П.А. 1
1Национальный минерально-сырьевой университет "Горный"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Важнейшим источником развития экономики, нового промышленного подъема и преодоления финансового кризиса России является развитие рынка ценных бумаг, истинное предназначение которого заключается не только в покрытии бюджетного дефицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики. Рынок государственных ценных бумаг - это, с одной стороны, один из индикаторов состояния всей экономики, а с другой - одна из болевых точек, воздействие на которую может замедлить или ускорить процессы рыночных преобразований.

Несмотря на то, что рынок государственных ценных бумаг существует сравнительно давно и отличается детально проработанным правовым регулированием, на практике вопросы, связанные с их обращением, остаются весьма актуальными, особенно для предприятий и организаций - непрофессиональных участников рынка ценных бумаг.

Рынок государственных ценных бумаг - особая форма торговли финансовыми ресурсами, которая опосредствуется выпуском и обращение государственных ценных бумаг. Это важный компонент финансовых рынков мира. Государственные ценные бумаги считаются наиболее ликвидным и наиболее надежным видом капиталовложений, который привлекает корпорации и население, используются как эталон свободного от риска дохода, как альтернатива другим вложениям капитала.

Таким образом, рынки государственных ценных бумаг играют важную роль в финансировании государственного бюджета, в поддержании ликвидности финансовой системы, регулировании экономической активности.

Актуальность избранной темы связана с тем, что в условиях централизованной системы управления, существовавшей в нашей стране, рынок государственных долговых обязательств практически отсутствовал. А в период выхода из финансового кризиса государственные ценные бумаги являются одним из направлений не инфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.

Теоретические основы функционирования рынка государственных ценных бумаг

Под рынком государственных ценных бумаг понимается совокупность отношений между государством, как эмитентом и гарантом, другими отечественными заемщиками, внутренними и внешними инвесторами, их посредниками по поводу эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, получение кредитов органами публичной власти и предоставление государственных гарантий по заимствованиям, привлекаемым организациями- резидентами Российской Федерации.

Рынки государственных ценных бумаг подразделяются на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

Первичный рынок государственных ценных бумаг - это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Вторичный рынок является рынком, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг, характеризуется операциями перепродажи ценных бумаг.

Государство, как правило, выпускает ценные бумаги с целью привлечения средств для:

  • финансирования текущего бюджетного дефицита;

  • погашения ранее размещенных займов;

  • обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

  • сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;

  • обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;

  • финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

  • поддержки социально значимых учреждений и организаций[3].

Привлечение частных средств путем продажи государственных ценных бумаг является одним из направлений покрытия бюджетного дефицита. При этом следует заметить, что выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег. Действительно, использование кредитных ресурсов центрального банка сужает его возможности регулирования ссудного рынка и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией, расстройством денежного обращения.

Следует отметить, что необходимость выпуска долговых инструментов может появиться в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже без дефицитности бюджета текущего года. Кроме того, независимо от наличия указанных причин, в рамках одного бюджетного года нередко возникают относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Они обычно связаны с тем, что пик поступлений платежей в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговых деклараций, в то время как бюджетные расходы имеют более равномерное распределение по времени.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета.

Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долевые обязательства отличаются высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги в странах с рыночной экономикой, как правило, являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга.

В странах с развитой экономикой рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие функции:

- во-первых, с его помощью осуществляется централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения. Полученные таким образом денежные ресурсы традиционно используются для не инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. То есть, средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг, позволяют без инфляционно покрыть дефицит государственного бюджета;

- во-вторых, различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении;

- в-третьих, государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений;

- в-четвертых, ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды.

Государство вправе выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долевым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают правительственной поддержки. Такие долевые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Участники рынка ценных бумаг - это физические или юридические лица, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним; это те, кто вступает между собой в определенные отношения по поводу обращения ценных бумаг. Сегодня, когда рынок государственных ценных бумаг в России процветает, ученые выделяют следующие группы участников рынка государственных ценных бумаг:

1. Эмитент - орган государственной власти, осуществляющий от имени Российской Федерации выпуск ценных бумаг - Министерство финансов.

2. Гарант исполнения обязательств и генеральный агент по размещению, обслуживанию и погашению рублевых займов - Центральный Банк.

3. Организатор торгов - организация, обслуживающая проведение аукционов по размещению ценных бумаг, а так же организующая их вторичный оборот - Московская межбанковская валютная биржа.

4. Агент по обслуживанию займов по иностранной валюте- Внешэкономбанк.

5. Инвесторы - покупатели государственных ценных бумаг. Они могут быть: отечественными и иностранными.

6. Дилеры - юридические лица, имеющие право на заключение сделок с ценными бумагами в соответствии с выданными лицензиями. Они заключают сделки как в собственных интересах, так и в интересах своих клиентов. На рынке государственных ценных бумаг дилеры бывают двух видов:

- первичные дилеры - имеющие право на участие в аукционах, как правило, это крупнейшие банки - операторы рынка. Для выполнения функций первичного дилера требуется разрешение Центрального Банка.

- официальные дилеры-посредники между первичными дилерами и инвесторами[3].

В настоящий момент на рынке государственных ценных бумаг проводят операции за свой счет или за счет клиентов более 280 организаций - дилеров. В целях повышения информационной прозрачности рынка государственных ценных бумаг по согласованию с Банком России ММВБ как торговая система на рынке государственных ценных бумаг, начиная с июня 2001 г. ежемесячно публикует на своем официальном интернет- представительстве список дилеров - наиболее активных участников рынка государственных ценных бумаг. Включение дилеров в рейтинг производится при условии предоставления ими в ЗАО ММВБ письменного согласия на публикацию в списке ведущих операторов.

Таким образом, под рынком государственных ценных бумаг понимается особая форма торговли финансовыми ресурсами, которая опосредствуется выпуском и обращением государственных ценных бумаг. Это важнейший элемент фондового рынка любой страны.

Характеристика государственных ценных бумаг.

Существуют несколько способов классификации государственных ценных бумаг в зависимости от критерия.

По срокам обращения принято выделять:

  • краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;

  • среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 года до 5-10 лет;

  • долгосрочные, имеющие срок жизни обычно свыше 10-15 лет.

По форме обращаемости:

  • рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения,

  • нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через обусловленный срок возвращены эмитенту.

По способу выплаты (получения) доходов:

  • процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации, плавающей, ступенчатой);

  • дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;

  • индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;

  • выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;

  • комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

Государственные ценные бумаги, как правило, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит, и на всем рынке ценных бумаг, поскольку на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации, но по отдельным странам имеется значительный разброс показателей, характеризующих место и структуру рынка ГЦБ.

Виды государственных ценных бумаг:

В настоящее время число разновидностей государственных ценных бумаг по сравнению с прошлым десятилетием существенно снизилось. Из числа инструментов, находящихся в настоящее время в обращении, можно назвать:

1) Облигации федерального займа (ОФЗ). Государственная именная купонная ценная бумага, имеющая срок обращения более 1 года и предоставляющая право владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигаций, и суммы основного долга (номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента), выплачиваемого при погашении ОФЗ. Эмитент ОФЗ - Министерство финансов РФ от имени Российской Федерации. Эмиссия ОФЗ осуществляется периодически в форме отдельных выпусков в соответствии с «Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов», утвержденными Постановлением Правительства РФ (15 мая 1995). Общий объем эмиссии ОФЗ определяется Минфином РФ в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. ОФЗ выпускаются в бездокументарной форме. Учет отдельных облигаций и соответственно их собственников осуществляется в виде записей по счетам депо. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом. В глобальном сертификате указывают: объем выпуска, размер купонного дохода либо порядок его расчета, дату размещения, дату погашения, даты выплаты купонного дохода и ограничения на долю объема выпуска, приобретаемую нерезидентами. Минфин РФ по согласованию с Банком России утверждает условия отдельных выпусков ОФЗ.

1.1. Первыми в обращение поступили ОФЗ с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) в 1995 году. Облигации являются именными средне (1-5 лет) и долгосрочными (5-30 лет) государственными ценными бумагами и предоставляют право на получение их номинальной стоимости и купонного дохода. Права по ОФЗ-ПК также фиксируются в глобальном сертификате, хранящемся в депозитарии. Все операции с облигациями отражаются на счетах «депо» в депозитарии.

Эмиссия осуществляется в форме отдельных выпусков. Выпуск считается состоявшимся, если размещено не менее 20% от объема эмиссии.

Номинальная стоимость - 1000 рублей. Размещение облигаций осуществляется в форме аукциона или по закрытой подписке. Для каждого выпуска может ограничиваться состав потенциальных владельцев. Купонный доход определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ других видов или исходя из показателей инфляции. Размер очередного купона объявляется не позднее чем за два дня до даты выплаты дохода по предыдущему купону.

ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Также как ОФЗ-ПК они являются средне- и долгосрочными именными ценными бумагами, дающими право на получение их номинальной стоимости и установленного процента. Но в отличие от ОФЗ-ПК, купонная ставка по ним является постоянной в рамках отдельного выпуска облигаций (фиксированной). Номинальная стоимость - 1000 рублей. Размещение осуществляется в форме аукциона или по закрытой подписке. Права владельцев ОФЗ-ПД фиксируются в глобальном сертификате.

ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД). Были выпущены после кризиса 1998 года в порядке новации. Облигации являются именными купонными, права по которым зафиксированы в глобальном сертификате. Номинальная стоимость - 10 и 1000 рублей. Для каждого выпуска эмитент определяет его объем, размер купонного дохода, даты размещения и погашения и др. ОФЗ-ФД являются среднесрочными и выпускаются на срок 4-5 лет. Величина купонного дохода является фиксированной на каждый купонный период. Так, по первым выпущенным облигациям доход установлен на уровне 30% годовых в первый год, 25% - во второй, 20% в третий, 15% - в четвертый, далее - 10% годовых.

1.4. ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Главной целью выпуска ОФЗ-АД стала необходимость преодоления психологического барьера инвесторов перед удлинением сроков заимствования свыше 3-5 лет. ОФЗ-АД являются средне- и долгосрочными именными купонными облигациями. Они предоставляют право их владельцам на получение номинальной стоимости по частям и дохода в виде процента, начисляемого на непогашенную часть номинальной стоимости. Погашение номинала происходит в даты, установленные для отдельного выпуска. Номинал облигации - 1000 рублей. Размещение облигаций осуществляется путем аукциона или по закрытой подписке. Права фиксируются в глобальном сертификате. Процентная ставка может быть фиксированной для каждого купона или переменной. По облигациям с переменной ставкой доход определяется исходя из показателей, характеризующих инфляцию. В настоящее время ОФЗ-АД лидируют в объеме операций на рынке государственного долга[43].

Государственные сберегательные облигации (ГСО). Предназначены для привлечения денежных средств для без инфляционного покрытия дефицита государственного бюджета.

Государственные сберегательные облигации - это одна из форм без рискового вложения денежных средств, так как выкуп этого вида ценных бумаг гарантируется государством.

В России рынок ГСО был создан в 2006 году. В настоящее время в нашей стране государственные сберегательные облигации представляют собой облигации с фиксированной процентной ставкой, которые не могут обращаться на вторичном рынке. Организатором торговли государственными сберегательными облигациями является ММВБ, эмитентом - Министерство Финансов Российской Федерации, а уполномоченным агентом - Сбербанк России. Уполномоченный агент имеет право размещать государственные сберегательные облигации на аукционах или по закрытой подписке, а также осуществлять иные действия, которые описаны в соответствующих законодательных актах. Приобрести государственные сберегательные облигации могут только юридические лица, а именно: инвестиционные и пенсионные фонды, страховые организации, управляющие компании, работающие с пенсионными накоплениями, и иные государственные внебюджетные фонды. Продажа государственных сберегательных облигаций происходит на закрытых аукционах, для покупки облигаций участники аукциона размещают два типа заявок - с указанием конкурентной цены покупки и неконкурентной заявки, в которой указывается возможность покупки государственных сберегательных облигаций по средневзвешенной цене, сложившейся в результате торгов.

Первый аукцион в России по продаже государственных сберегательных облигаций состоялся в декабре 2006 года, на аукционе были размещены государственные сберегательные облигации на сумму 1 миллиард рублей, совокупный спрос же составил чуть более 400 миллионов рублей.

В начале апреля 2009 года Министерство финансов Российской Федерации провело выпуск и распределение еще одной серии облигаций, общей стоимостью около 10 миллиардов рублей, номинальная стоимость одной облигации составляет 1000 рублей. Инвесторы, которые приобрели государственные сберегательные облигации, получили доход в размере 10 процентов.

3) Облигации внешних облигационных займов (ОВОЗ). Это документарная ценная бумага номинальная стоимость которой может быть выражена в долларах США или евро. Облигация дает право на получение её номинальной стоимости и процентов начисляемых на непогашенную часть долга[43].

Номинальная стоимость- 100000 долларов или 50000 евро. Ставка купонного дохода может быть постоянной или фиксированной.

Впервые еврооблигации в структуре государственного внешнего долга появились в 2000г. В результате новации по долгу бывшего СССР перед Лондонским клубом кредиторов.

В 2010г. впервые за 10 лет было размещено 2 новых выпуска облигаций со следующими параметрами:

1. срок погашения- в 2015г. номинальная стоимость 100000 долларов США. Объем выпуска 2 млрд. долларов США. Ставка купона- 3,625%. Выплата дохода- 2 раза в год.

2. срок погашения - в 2020г. номинальная стоимость-100000 долларов США. Объем выпуска- 3,5 млрд. долларов США. Ставка купона- 5,0%. Выплата дохода- 2 раза в год.

Порядок размещения и погашения государственных ценных бумаг. Размещение государственных ценных бумаг происходит путем аукциона, в назначенный Центральным Банком день. В этот день все дилеры вводят в торговую систему заявки на приобретение выпускаемых ценных бумаг.

Таким образом, практика показывает, что выпуск государственных ценных бумаг для покрытия дефицитов бюджетов является наиболее приоритетным направлением по отношению к другим, применяемым в эмиссионных системах развитых стран, так как способствует снижению темпов роста инфляции, росту текущих резервов центральных банков.

Правовые основы функционирования рынка государственных ценных бумаг.

Отношения по поводу выпуска и обращения государственных ценных бумаг регулируются целым пакетом нормативно-правовых актов, определяющих различные аспекты функционирования этого рынка.

Порядок и формы участия государства в имущественных отношениях определяются в рамках гл. 5 (ст. 124-127) ГК РФ. Следует также оговориться, что согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

Отношения между частными лицами и государством по поводу исполнения государством своих обязательств в качестве заемщика перед займодавцами - частными лицами регулируются не нормами бюджетного законодательства, а нормами гражданского права, поскольку частные лица не являются участниками бюджетных правоотношений.

Необходимость проведения различий между внутренними и внешними заимствованиями проистекает из-за валюты, в которой номинируются соответствующие долговые обязательства. Дело в том, что внутренний долг государства, как правило, будет номинирован в национальной валюте данного государства. При этом общепризнанным является признание денег «чисто национальным продуктом, зона хождения которого строго ограничена территорией государства-эмитента: внутри государства деньги обладают действительностью ценных бумаг и являются законным платежным средством; за границей это только товар, как любой другой товар».

Основополагающие принципы политики государства в области управления государственным долгом заложены в Конституции РФ. Помимо положений общего характера, определяющих принципы государственного управления, федеративного устройства, разграничения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, которые имеют значение для регулирования финансовой системы вообще, Конституция содержит нормы, непосредственно касающиеся системы управления государственным долгом. Речь идет, в частности, о ст. 75 Конституции РФ, п. 4 которой предусматривает, что «государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе».

Анализ рынка государственных ценных бумаг России

Одним из наиболее практичных механизмов осуществления заимствований считаются государственные ценные бумаги, которые помогают привлекать большой объем средств за счет многочисленных инвестиций, а также способствовать удовлетворению потребностей государства, не прибегая к эмиссии.

Заемные отношения России за последние 10 лет сложились так, что, практически, весь внутренний долг, в настоящее время, сформирован в виде ценных бумаг (таблица 1).

Таблица 1

Доля ценных бумаг в структуре внутреннего долга России

 

Отчетная дата

Внутренний долг, млрд.руб.

В том числе в ценных бумагах, млрд.руб.

Доля ценных бумаг в структуре долга, %

 

01.01.1995

88,06

10,70

12,15

 

01.01.1996

187,74

76,85

40,93

 

01.01.1997

364,46

249,06

68,34

 

01.01.1998

490,92

451,05

91,88

 

01.01.1999

529,94

493,82

931,8

 

01.01.2000

578,23

529,90

91,64

 

01.01.2001

557,42

531,83

95,41

 

01.01.2002

533,51

511,05

95,79

 

01.01.2003

679,91

654,71

96,29

 

01.01.2004

682,02

663,67

97,31

 

01.01.2005

778,47

756,82

97,22

 

01.01.2006

875,43

851,15

97,23

 

01.01.2007

1064,88

1028,06

96,54

 

01.01.2008

1301,15

1248,89

95,98

 

01.01.2009

1499,82

1421,47

94,78

 

01.01.2010

2094,73

1837,17

87,70

 

01.01.2011

2940,39

2461,59

83,71

 

01.01.2012

4 190,55

3 546,43

84,6

 

01.01.2013

4 977,89

4 064,28

81,6

 

01.01.2014

5 722,24

4 432,38

77,5

 

По данным таблицы можно сделать вывод, что с момента образования нового государства - Российской Федерации, произошел огромный прирост величины внутреннего долга. С 1994 года величина внутреннего долга выросла более чем в 130 раз, а величина долга, выраженного в ценных бумагах - в 6 тыс. раз. Обоснованностью такой динамики является то, что в 1993 году осуществлялись первые попытки выпуска универсальных долговых обязательств, а массовый выпуск ценных бумаг начался с 1996 года.

С 2000 года началась замена внешнего долга на внутренний, что привело к активному его росту. Так в 2001 году оба показателя выросли почти в 4 раза.

По данным таблицы можно сказать о совпадении динамики показателей, но для периода 2009-2010 гг. характерно отставание роста долга в виде ценных бумаг от общей суммы долга. Возможности органов государственной власти в условиях кризиса по привлечению займов в виде ценных бумаг оказались ограничены, где не последнюю роль сыграл вывод иностранного капитала с российского рынка ценных бумаг. В результате доля ценных бумаг в структуре долга сократилась до 87,70% в 2009г. (на 7,08 п.п.), и до 83,71 в 2010г. (на 3,99 п.п.).

За многие годы в российской практике было большое количество долговых инструментов. Но в целом, наблюдалась замена краткосрочных на долгосрочные инструменты.

Также можно отметить снижение долга по ОФЗ-АД, которые лидировали на фондовом рынке. Обоснованной причиной такой динамики является то, что в условиях кризиса, ожидания инвесторов по отношению к заемщику значительно ухудшились. Свидетельством того является понижение суверенного кредитного рейтинга России по обязательствам в национальной валюте. Нельзя было делать долгосрочных прогнозов страны, так как внутренние инвесторы переключались с долгосрочных инструментов на среднесрочные.

Государственный внутренний долг РФ выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. руб.

Таблица 2.

 

Виды ценных бумаг

ОФЗ- ПД

ОФЗ- ФК

ОФЗ- АД

ГСО- ППС

ГСО- ФПС

ОГВЗ 1991 ГОДА

ОРВВЗ 1992 ГОДА

Итого

 

01.01.2006

123,64

131,13

596,33

-

-

0,0003

0,03

851,15

 

01.01.2007

205,62

94,83

675,16

0,42

52

0,0003

0,03

1028,06

 

01.01.2008

288,42

51.43

807,59

10,42

91

0,0003

0,03

1248,89

 

01.01.2009

328,17

33,83

882,03

45,41

132

0,0002

0,03

1421,47

 

01.01.2010

706,37

-

863,38

135,42

132

0,0002

-

1837,17

 

01.01.2011

1338,99

-

815,58

175,42

132

0,0002

-

2461,59

 

01.01.2012

   

1 079,58

421,15

132

   

3 546,43

 

01.01.2013

   

1 048,58

545,55

132

   

4 064,28

 

01.01.2014

   

1 045,98

475,55

132

   

4 432,38

 

Также можно отметить снижение долга по ОФЗ-АД, которые лидировали на фондовом рынке. Обоснованной причиной такой динамики является то, что в условиях кризиса, ожидания инвесторов по отношению к заемщику значительно ухудшились. Свидетельством того является понижение суверенного кредитного рейтинга России по обязательствам в национальной валюте. Нельзя было делать долгосрочных прогнозов страны, так как внутренние инвесторы переключались с долгосрочных инструментов на среднесрочные.

Значительную роль сыграло изменение приоритетов государства осуществлении заимствований, когда для покрытия дефицита федерального бюджета, нужно было привлекать кредитные источники. Но выходом из этой ситуации стали антикризисные меры Правительства Российской Федерации, где органы исполнительной власти переориентировали долговую политику на среднесрочное финансирование.

В результате этого в 2009 году все вновь принятые долговые обязательства были оформлены в виде ОФЗ-ПД. Эта тенденция осталась характерной и в 2010 году.

Произошли изменения структуры также с погашением долга по ОФЗ с фиксированным купонным доходом, на 1 января 2010 года задолженность по этому инструменту отсутствует, и в дальнейшем этот инструмент, так же как и ГКО в 2005 году, перестанет использоваться.

По данным таблицы 2 можно сказать о появлении в 2006 году в России нового инструмента - государственных сберегательных облигаций. Условия их выпуска были сформированы ещё в 2002 году, но фактически первый выпуск состоялся только 28 июля 2006 года. Произошел выпуск ГСО с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС) со сроком погашения в 2011 году и процентной ставкой 6,44% годовых. Всего в 2006 году было привлечено 52 млрд. руб., путем выпуска ГСО-ФПС, и только 412 млн. руб. - путем выпуска ГСО с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС). Анализ показывает, что более половины всех ценных бумаг составляют ОФЗ с постоянным купонным доходом, выпускаемые, как правило, сроком на 15 или 30 лет. Затем идет среднесрочная бумага- ОФЗ с амортизацией долга - 38,1%. Что касается последнего инструмента, в кризисное время 2008-2009 годов, происходит изменения в структуре. Величина долга России, оформленного в виде ОФЗ-ПД выросла в 2,5 раза за последние два года.

Также отметим появление в 2006 году в России нового инструмента - государственных сберегательных облигаций. Условия их выпуска были сформированы ещё в 2002 году, но фактически первый выпуск состоялся только 28 июля 2006 года. Произошел выпуск ГСО с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС) со сроком погашения в 2011 году и процентной ставкой 6,44% годовых. Всего в 2006 году было привлечено 52 млрд. руб., путем выпуска ГСО-ФПС, и только 412 млн. руб. - путем выпуска ГСО с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС).

И небольшой процент облигаций государственного внутреннего валютного займа (ОГВЗ), последний выпуск состоялся в 1999 году, а последние сроки погашения - в 2011 году. Хотя политика России ориентирована на долгосрочные инструменты, большая часть выплат приходится на 2010-2013 года.

Анализ практики выпуска федеральных ценных бумаг показал, что большую часть внутреннего долга России составляют ценные бумаги. Сейчас можно видеть замещение краткосрочных инструментов на долгосрочные. Важным недостатком долговых обязательств является то, что последствия финансового кризиса и так серьезно сказываются на дефиците федерального бюджета, а огромный объем государственного долга только увеличивает эти расходы.

На развитие рынка СМО серьезно воздействовали последствия кризиса ликвидности роста процентных ставок на рынке банковского кредитования.

Совершенствование механизма выпуска и обращения государственных ценных бумаг.

Основные направления совершенствования рынка федеральных заимствований в качестве важнейших вопросов долговой стратегии РФ Минфин выделяет выбор между рыночным и нерыночным привлечением средств; выбор между заимствованиями на внутреннем или внешнем рынках; определение структуры займов по срокам. При том, что нерыночные заимствования позволяют в ряде случаев привлекать денежные средства по более низким ставкам и на более длинные сроки (например, займы у Международного валютного фонда, Всемирного банка), их привлечение связано с определенными условиями и может быть ограничено по объему, они типичны для развивающихся стран с низким кредитным рейтингом. России, по мнению Минфина, целесообразно ориентироваться на привлечение рыночных заимствований. Сохранение ограниченных заимствований у Всемирного банка - 200-300 млн. долларов - объясняется целесообразностью использования консалтингового потенциала Мирового банка. Продолжение ограниченного размещения нерыночных государственных сберегательных облигаций обусловлено потребностями Пенсионного фонда РФ, при этом процентная ставка по этим облигациям определяется исходя из ставки на рынке облигаций федеральных займов.

Осуществление внешних займов, по оценке Минфина, имеет следующие преимущества:

  • - национальная экономика получает дополнительные финансовые ресурсы, в том числе долгосрочные, без необходимости перераспределения имеющихся ресурсов внутри страны;

  • государство получает возможность привлечения средств в условиях ограниченных возможностей внутреннего рынка;

  • внешние заимствования формируют ориентиры по доходности для корпоративных эмитентов, размещающих свои долговые бумаги, и способствуют снижению стоимости заимствований для российских компаний;

  • ограниченность источников долгосрочных пассивов в экономике, так сравнительно крупные размещения на внутреннем рынке пока возможны только на более короткие сроки (3-5, максимум, 10 лет), выпуск более долгосрочных инструментов будет сопряжен с высокой премией за риск и ограничен в объемах, такие займы стимулируют развитие внутреннего финансового рынка.

Государственные ценные бумаги, как правило, по сравнению с депозитами в коммерческих банках имеют более высокую доходность и отличаются более высокой надежностью, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 102 Бюджетного кодекса РФ долговые обязательства Российской Федерации полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации имуществом, составляющими государственную казну, в состав которой входит значительный по своим объемам Резервный фонд.

Учитывая текущую ситуацию в экономике, в ближайшие годы предлагается основную часть заимствований произвести на внутреннем рынке при сохранении определенного присутствия на внешних рынках.

В целом решение вопроса о балансе между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового финансового рынка, успешности решения задачи развития внутреннего рынка государственного долга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего с точки зрения сохранения сравнительно низкого уровня инфляции.

На ближайшие годы, по мнению Минфина, сохранит актуальность задача поддержания сбалансированной по срокам структуры госбумаг, обеспечив инвесторам более широкий выбор облигаций по срокам: осуществить размещение государственных облигации сроком до одного года и выпустить долгосрочные государственные облигации - на срок 10 лет и более при благоприятной рыночной конъюнктуре. В целях реализации стратегии расширения заимствований на внутреннем рынке предлагаем реализацию комплекса мер, направленных на достижение следующих результатов:

  • - обеспечение регулярного, диверсифицированного по срокам предложения участникам рынка государственных облигаций с учетом соответствующего спроса и в объемах, обеспечивающих потребности федерального бюджета;

  • - привлечение различных инвесторов по их типам, географии деятельности, предпочтениям по срокам заимствований, инструментам и площадкам торговли;

  • - повышение прозрачности государственной заемной, в том числе ценовой политики, обеспечение постоянного активного взаимодействия с инвестиционным сообществом, стимулирование роста уровня доверия инвесторов к российскому долговому рынку;

  • - совершенствование инфраструктуры рынка[43]. Учитывая приоритетный характер развития национального рынка государственных ценных бумаг, в предстоящий период политика в области государственных внешних заимствований будет ориентирована на решение следующих задач:

  • - сохранение присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала; согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», осуществление государственных заимствований на международных рынках капитала запланировано в объеме 7 млрд. долларов ежегодно;

  • - поддержание репрезентативной кривой доходности по государственным долговым обязательствам в иностранной валюте,

Важным элементом системы управления государственным долгом, по мнению Минфина, призвано стать Российское финансовое агентство (РФА). Планируется, что РФА будет осуществлять от имени РФ внутренние и внешние государственные заимствования, размещая государственные ценные бумаги, а также проводить операции с данными ценными бумагами на вторичном рынке с целью оптимизации государственного долгового портфеля. Кроме того, РФА будет инвестировать временно свободные средства федерального бюджета и средства российских суверенных фондов[43].

Государственная гарантийная поддержка должна основываться на том, что государственные гарантии - прежде всего инструмент, применяемый в кризисный период при отсутствии доверия на рынке. И соответственно предлагаем постепенное сокращение объема государственных гарантий по обязательствам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, финансирование АИЖК за счет обязательств с ипотечным покрытием, постепенное сокращение государственных гарантий по поддержке экспорта с передачей этой функции капитализированным государственным институтам.

Предлагается также обеспечить соблюдение определенных ограничений получателями господдержки на период действия государственных гарантий (отмена премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту и др.), установление ответственности принципала за не реализацию поддерживаемых госгарантиями проектов, а также поддержку крупных, особо значимых и экономически состоятельных инвестиционных проектов («инвестиционные» гарантии), обеспечив их приоритетное предоставление в условиях «посткризисного» периода.

Наряду с предоставлением бесплатных государственных гарантий, оправдано установление платности государственной гарантийной поддержки.

В перспективе возможно предоставление государственных гарантий, покрывающих не все виды рисков, а только отдельные из них, а также расширение практики разделения рисков государства с частным капиталом (покрытие доли риска

Заключение

Можно сделать вывод, что основными направлениями совершенствования рынка федеральных заимствований являются:

1. Увеличение числа инвесторов. Размещение государственных ценных бумаг среди новых участников фондового рынка позволит постепенно наращивать объемы привлекаемых денежных средств без увеличения доходности данного инструмента финансового рынка. Для этого деятельность организаторов рынка должна осуществляться по трем направлениям:

- привлечение свободных денежных средств региональных инвесторов,

- привлечение свободных денежных средств населения,

- привлечение свободных денежных средств нерезидентов.

2. Большой проблемой для участников рынка государственных ценных бумаг является отсутствие развитых электронных технологий, позволяющих упростить работу дилера. Так, например, уже несколько лет участники рынка ждут начала использования технологии электронной подписи при заключении контрактов на вторичном рынке, с использованием электронного ключа. Это значительно облегчит работу дилеров, избавит их от необходимости при заключении каждого контракта идти на биржу для подписания договора с клиентом. Такая технология используется во всех развитых странах, тем более, что без подобной меры невозможно развитие регионального рынка ценных бумаг.

3. Рынок ценных бумаг требует дальнейшего совершенствования, информированности, эмитентов, инвесторов. В связи с этим должно быть сформировано информационное обеспечение фондового рынка на основе унификации, стандартизации, учета и отчетности эмитентов и профучастников, приведение их в соответствие с общепринятыми международными нормами.

4. Необходимо совершенствование самого порядка проведения операций по уменьшению расходов на обслуживание государственного долга на суммы таких поступлений в бюджет от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг как поступления, превышающие номинальную стоимость, поступления в бюджет, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также разница, возникшая в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, на счетах соответствующего бюджета. Поскольку ст. 113 Бюджетного кодекса РФ является единой для всей бюджетной системы как для Российской Федерации, так и для субъектов РФ и муниципальных образований, должен быть установлен единый порядок их осуществления как вне банковской операции, оформляемой органом Федерального казначейства мемориальным ордером на основании направляемых им финансовыми органами соответствующих уведомлений о проведении вышеуказанных операций.

5. Еще одним перспективным направлением развития рынка государственных ценных бумаг - постепенное увеличение выпусков с более длительными сроками обращения государственных ценных бумаг. Это позволит Министерству финансов привлекать средства на длительный срок, что принесет некоторую стабильность на рынок государственных ценных бумаг, а также позволит улучшить качество планирования рынка.

Для развития системы государственных заимствований:

1. Предлагаем осуществить размещение 30-летних государственных облигаций, наряду с 5-ти и 10-летними ценными бумагами, а также выпустить наряду с долларовыми долговыми инструментами гособлигации, номинированные в евро. При этом размещение долговых инструментов на международных рынках капитала в иных валютах и на срок менее 5 лет представляется нецелесообразным.

2. Государственная гарантийная поддержка должна основываться на том, что государственные гарантии - прежде всего инструмент, применяемый в кризисный период при отсутствии доверия на рынке. И соответственно предлагаем постепенное сокращение объема государственных гарантий. Предлагается также обеспечить соблюдение определенных ограничений получателями господдержки на период действия государственных гарантий (отмена премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту и др.), установление ответственности принципала за не реализацию поддерживаемых госгарантиями проектов, а также поддержку крупных, особо значимых и экономически состоятельных инвестиционных проектов. Наряду с предоставлением бесплатных государственных гарантий, оправдано установление платности государственной гарантийной поддержки.

Список литературы

Законодательные акты:

Федеральный закон N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 года

Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года

Постановление Президиума Верховного Совета РСФРС. N 1697-1 «Об условиях выпуска государственного республиканского внутреннего займа РСФРС 1991 года» от 30 сентября 1991 г

Постановление Правительства Российской Федерации N 229 «О выпуске облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа» от 4 марта 1996 г.

Постановление Правительства Российской Федерации N 379 «Об утверждении генеральных условий эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации» от 16 мая 2001 г.

Постановление Правительства Российской Федерации N 458 «О генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов» от 15 мая 1995 г.

Постановление Правительства Российской Федерации N 316 «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов» от 21 марта 1996 г.

Постановление Правительства Российской Федерации N 790 «Об утверждении генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 16 октября 2000 г.

Положение Центрального Банка Российской Федерации N 219-п «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг» от 25 марта 2003 г.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 11 «Об упорядочении работы по формированию и обслуживанию государственного внутреннего долга Российской Федерации» от 19 января 1996 г.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 68н «Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций» от 19 августа 2004 г.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 103н «Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 24 ноября 2000 г.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 65н «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом» от 16 августа 2001 г.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 45н «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации» от 15 июня 2001 г.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 86н «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов» от 21 сентября 2004 г.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 37н «Об утверждении условий выпуска облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом» от 18 августа 1998 г.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 37н «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга» от 27 апреля 2002 г.

Приказ Центрального Банка Российской Федерации N 02-78 «О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями» от 6 мая 1993 г.

Письмо Центрального Банка Российской Федерации N 13 «О работе с облигациями государственного республиканского Внутреннего займа РСФСР 1991 года» от 20 мая 1992 г.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год Центрального Банка Российской Федерации

Рынок ценных бумаг: учебник под ред. В.А.Галанова, А.И. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика. 2007. 448 с.

21

Просмотров работы: 12324