ТВОРОГ ГЛАЗАМИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТВОРОГ ГЛАЗАМИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Всем известно, что творог – один из самых полезных кисломолочных продуктов. Помимо прекрасных вкусовых качеств, творог обладает многими целебными и лечебными свойствами для организма. Уникальные свойства творога обусловлены технологией изготовления этого продукта. Творог – источник полноценного белка и кальция.

Учеными доказано, что удовлетворить суточную потребность в белке человек сможет, съедая 300г творога в течение суток. К тому же творожный белок намного лучше и легче переваривается организмом, чем белок рыбный, мясной или просто молочный.

Успех пищевого продукта на рынке всегда зависел от реакции потребителей на этот продукт. В современных экономических условиях потребители сталкиваются с огромным разнообразием товаров. Задача любого производителя - привлечь внимание к своей продукции. А искушенного потребителя привлечь очень непросто. Существует теория, что люди часто сами не знают чего хотят и на их выбор можно воздействовать при помощи различных рекламных средств. Для того, чтобы выяснить пожелания потребителей и разработать новые виды продуктов, ориентированные на определенный круг потребителей, мы проводили специальные исследования, основанные на оценке впечатления потребителя от характеристик предлагаемого продукта.

Актуальность данной творческой работы заключается в том, чтобы помочь потребителям ориентироваться в выборе продукции хорошего качества, а так же предприятию не работать вслепую, а точно просчитывать каждый шаг, что дает возможность рационального управления ассортиментом.

Целью данной творческой работы является изучение методов исследования восприятия творога потребителями, а также возможностей использования этих исследований для более полного удовлетворения потребностей потребителей.

Сегодня на рынке творога широко представлены различные виды данного продукта. Зайдя в любой магазин, можно встретить творог, как в чистом виде, так и творожный продукт.

Такое разнообразие творога и творожного продукта можно объяснить исключительно их популярностью среди населения и пользой, приносимой организму от регулярного употребления этих продуктов. Если же говорить конкретно о творожном продукте, то следует отметить, что сегодня для его производства используются самые передовые технологии, позволяющие дополнительно обогатить данный продукт минеральными веществами и различными витаминами, что значительно повышает его пищевую ценность.

Прежде чем приступить к исследованию мною были изучены методы исследования восприятия творога потребителями: сенсорный, который включает в себя оценку предпочтения и оценку приемлемости и опросный, включающий в себя дискуссию, анкетирование, натурное наблюдение и опрос.

Далеко не все любят пить молоко. В диетологии и "пищевой" науке есть даже такой термин как "индивидуальная непереносимость молока". Совсем другое дело – кисломолочные продукты и, в частности, творог. "Творожных" противников, в отличие от "молочных", практически нет. Поэтому в той или иной форме творог входит в рацион около 80% российского населения.

Исследование проходило в виде опроса, который проводился на территории п.Торбеево. Время работы – с 17.00 до 20.00 – время покупательской активности.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что большинство потребителей творога составляют женщины 68%, и лишь всего 32% мужчины.

Процентное соотношение покупателей, употребляющих 1 раз в 2 недели, можно выделить женщин и мужчин в разных возрастных категориях.

Любителей творога употребляющих 1 раз в 2 недели больше мужчин и женщин в возрасте 40-49 лет, а меньше всего женщин в возрасте 50-59 лет и мужчин в возрасте 30-39 лет.

Далее логичным было узнать, для кого приобретается данный продукт. И из всего количества опрошенных 80% покупают творог для себя и по 10% для детей и других членов семьи.

Следующим моментом, который был прояснён в ходе исследования, стало отношение потребителей к цене. 75% опрошенных потребителей ответили на вопрос, устраивает ли их цена на творог, утвердительно. 25% опрошенных ответили, что цена высокая и что творог должен стоить меньше.

Многие из них обосновывали, что цена на продукт их устраивает, тем, что в сложной экономической ситуации производитель не имеет возможности предложить товар по более низкой цене.

Далее был выяснен вопрос о соотношении цены и качества. Готовы ли люди платить высокую цену за исключительную натуральность продукта?

50% потребителей готовы приобретать творог даже, если он будет стоить дороже обычного; а 28% - готовы иногда приобретать его. Возможно, это связано с привычкой нашего населения: люди с детства употребляют творог и не готовы навсегда отказаться от него.

Жирность творога также занимает не последнее место при выборе творога. Большинство потребителей предпочитают нежирный 2-5% творог(70%), классический - 25%, а также 5% ответили, что не видят никакой разницы.

Наибольшей популярностью среди опрошенных респондентов стали продукты следующих производителей: Творог обезжиренный (ООО «Молоко») 30% и Творог 9% жирности «Простоквашино» (DANONE) 30%. Оставшиеся производители разделили процентное соотношение по индивидуальным особенностям потребителей.

При покупке творога, покупатели в основном руководствуются качеством (44 %), сроком хранения(30%) и ценой (26 %).

Так как все-таки творожный продукт покупают 20% всех опрошенных, то актуальным было бы задать следующий вопрос - Знаете ли вы, чем отличается творог от творожного продукта? На вопрос более 60% ответили, что нет, что творожными продуктами считают сладкие пасты. Теоретически творожный продукт отличается от творога тем, что в нем допустимо содержание около 50% растительных жиров. Так как внешне эти два продукта практически не отличаются, поэтому большинство людей думают, что берут одно и то же, особенно старшее поколение.

Сложно переоценить влияние упаковки на восприятие товара потребителями и последующее принятие решения о покупке. Покупатель при встрече с товаром на прилавке, прежде всего, сталкивается с его упаковкой, поэтому она имеет очень большое влияние на восприятие товара. В зависимости от типа упаковки, ее вида формируется первичное представление потенциального покупателя о товаре. Упаковка - лучшая реклама товара. Как одежда для человека, так и упаковка для товара - это элемент того, какое первое впечатление будет произведено на целевую аудиторию.

На вопрос - Какую информацию вы хотели бы видеть на упаковке?

44% - о натуральности продукта, 18% - информацию о сроке годности после вскрытия упаковки, 15% - не содержит ГМО и консервантов, 11% - состав более крупными буквами; 7% - калорийность одной порции; 5% - рецепты блюд из творога.

Среди обязательных реквизитов маркировки, наносимых на упаковку творога, являются «срок годности» и «дата изготовления». На них обращают внимание 98% участвовавших в обсуждении потребителей. При этом, женщины оказались более единодушны (100%), доля мужчин, обращающих внимание на этот реквизит, составила 94% от общего числа мужчин, участвовавших в обсуждении.

Так как существует мнение у опрошенного населения, что чем меньше срок хранения молочных продуктов, тем они более натуральны. А творог с большим сроком хранения вызывает большие сомнения.Такую высокую заинтересованность в изучении сроков годности потребители объясняют тем, что уже неоднократно были случаи отравления продуктами.

Потребители довольно часто сталкиваются с нарушениями требований к доступности и достоверности информации о сроках годности и дате изготовления, называя в качестве примеров такие случаи:

  • сроки годности и дата изготовления вообще не указаны (если потребитель даже с помощью продавца не смог найти срок годности или дату изготовления, то об их наличии также говорить не приходится);

  • они заклеены этикетками магазина;

  • они размыты или затерты настолько, что их не представляется возможным разобрать;

  • их приходится долго искать, что воспринимается потребителями как неуважение к ним со стороны магазина или изготовителя.

На «состав продукта» обращают внимание 60% покупателей, из них — 12% мужчин и 48% женщин. Причинами интереса к данному реквизиту респонденты назвали следующие:

  • важен, поскольку от этого зависит здоровье;

  • потому что это интересно;

  • просто так или машинально

В сетевых магазинах, таких как «Магнит» и «Spar», выкладка творога соответствует той схеме, которую любезно предоставило предприятие ОАО «Молочный комбинат «Саранский» ».

Для сохранения вкусовых качеств творога необходимо поддерживать определенный температурный режим. Наиболее благоприятный для хранения творога составляет +8°С. В магазинах «Магнит» и «Spar», где я проводила исследования, стоят производственные холодильники, состоящие из пяти и шести стеллажей, которые на момент исследования поддерживали данную температуру, то есть не выше +8°С, что соответствует НТД.

Органолептическая оценка проводилась группой студентов по рекомендуемой шкале дегустационной оценки

Исходя из полученных результатов, я пришла к выводу, что вся изложенная информация на упаковочных материалах соответствует требованиям, в результате чего были оценены по 1 баллу творога «Простоквашино», «Летний день» и «Ясный луг».

Упаковки производителей Danone и ООО «Мечта» более практичны, имеют привлекательный вид.

Благодаря герметичной упаковке производителя Danone увеличивается срок хранения творога, он является экологически чище, чем в развесном виде, а также творога в таких упаковках удобно хранить в холодильнике.

А творог производителей ООО «Молоко» и ООО «Комбинат детского питания» расфасованный в полиэтиленовые пакеты является неудобным, не надежным, так как пакет может порваться при механическом воздействии и продукт может соприкасаться с внешней средой, что влияет на качество творога и из-за этого его срок годности снижается.

Максимальная суммарная оценка творога составляет 10 баллов, которые складывается из оценки следующих показателей: 5 баллов – вкус и запах; 3 балла – консистенция и внешний вид; 1 балл – цвет; 1 балл – внешний вид потребительской упаковки и маркировка.

В ходе проведенных исследований по органолептической оценке образцов творога были получены следующие результаты:

вкус и запах: творога «Простоквашино», «Летний день» и творожный продукт - 5 баллов; творог ООО «Молоко» - 4 балла; творог «Ясный луг» - 3 балла.

консистенция: творога «Простоквашино», ООО «Молоко», творожный продукт и «Ясный луг» - 3 балла; творог «Летний день» - 2 балла

цвет и внешний вид: все исследуемые сыры набрали по 1 баллу

По результатам микробиологической оценки на наличие БГКП – все продукты не загрязнены БГКП

Органолептические характеристики творога отражены в таблице

Наименование творога

Характеристика показателя

Творог ООО «Молоко»

Вкус и запах – кисломолочный, имеет слабо-кормовой привкус

Внешний вид и консистенция - рассыпчатая, с наличием ощутимых частиц молочного белка, незначительное выделение сыворотки.

Цвет: белый, равномерный по всей массе

Творог 5 % жирности

«Летний день»

Вкус и запах – кисломолочный, имеет слабо-кормовой привкус

Внешний вид и консистенция - однородная, рассыпчатая, без ощутимых частиц молочного белка.

Цвет: белый, равномерный по всей массе

   

Творог 9 % жирности

«Простоквашино»

Вкус и запах – кислый вкус, без посторонних привкусов и запахов, с легким привкусом пастеризации

Внешний вид и консистенция : легкая крупитчатость.

Цвет: белый, равномерный по всей массе

Творог 9 % жирности

«Ясный луг»

Вкус и запах - слабо выраженные характерные для творога вкус и запах, чрезмерно кислый вкус

Внешний вид и консистенция : незначительная мучнистость.

Цвет: белый, равномерный по всей массе

Творожный продукт 18% жирности

Вкус и запах - чистые, кисломолочные, без посторонних привкусов и запахов, с легким привкусом пастеризации

Внешний вид и консистенция: мажущаяся консистенция, легкая крупитчатость.

Цвет: белый, равномерный по всей массе

Физико-химические показатели творога представлены в таблице

Наименование творога

Массовая доля, %

°Т

жира

влаги

кислотность

Заявленная

Фактическая

по ГОСТ

Фактическая

по ГОСТ

Фактическая

Творог ООО «Молоко»

0,5

0,5

76

76

170-240

245

Творог 5 % жирности

«Летний день»

5

5

75

75

170-230

200

Творог 9 % жирности

«Простоквашино»

9

9

76

76

170-240

235

Творог 9 % жирности

«Ясный луг»

9

9

73

73

170-220

225

Творожный продукт 18% жирности

18

17,5

73

73

170-240

220

Из таблицы видно, что в исследуемых образцах существует небольшое расхождение между заявленной массовой долей жира и фактическим её значением.

Учитывая полученные данные по исследованию качества творога, реализуемых в торговых точках поселка Торбеево, можно сделать вывод о том, что в основном творога реализуются хорошего качества.

Так из 5 исследуемых 1 образец набрал 10 баллов - это творог «Простоквашино» (Danone).

Два исследуемых образца («Летний день» и творожный продукт) набрали 9 баллов, что так же является хорошим показателем. Два образца («Ясный луг» и творог обезжиренный) набрали по 8 баллов. Они имеют излишне кислый вкус и по результатам анализов их кислотность превышает нормативную. Однако, анализируя результаты физико-химических показателей, было выявлено несоответствие значений массовой доли жира между заявленной и фактической (творожный продукт), что является отклонением от стандарта, но, как показали результаты экспертизы, не сказываются на органолептических свойствах продукта, являющихся главными для потребителя при выборе продукта.

Хотелось бы отметить , что один образцов (Творожный продукт 18% жирности) несмотря на то, что по всем показателям соответствует требованиям НТД, все-таки не является творогом, а значит и пользы от него значительно меньше.

Анализируя рынок п. Торбеево можно сказать, что большинство покупателей не совсем осведомлены как правильно выбрать продукт, в моем случае – творог. В ходе исследования выяснилось, что большинство людей не знают чем отличается творог от творожного продукта. Что все-таки для потребителей огромную роль играет цена продукта, срок хранения и жирность.

Просмотров работы: 1693