Всем известно, что творог – один из самых полезных кисломолочных продуктов. Помимо прекрасных вкусовых качеств, творог обладает многими целебными и лечебными свойствами для организма. Уникальные свойства творога обусловлены технологией изготовления этого продукта. Творог – источник полноценного белка и кальция.
Учеными доказано, что удовлетворить суточную потребность в белке человек сможет, съедая 300г творога в течение суток. К тому же творожный белок намного лучше и легче переваривается организмом, чем белок рыбный, мясной или просто молочный.
Успех пищевого продукта на рынке всегда зависел от реакции потребителей на этот продукт. В современных экономических условиях потребители сталкиваются с огромным разнообразием товаров. Задача любого производителя - привлечь внимание к своей продукции. А искушенного потребителя привлечь очень непросто. Существует теория, что люди часто сами не знают чего хотят и на их выбор можно воздействовать при помощи различных рекламных средств. Для того, чтобы выяснить пожелания потребителей и разработать новые виды продуктов, ориентированные на определенный круг потребителей, мы проводили специальные исследования, основанные на оценке впечатления потребителя от характеристик предлагаемого продукта.
Актуальность данной творческой работы заключается в том, чтобы помочь потребителям ориентироваться в выборе продукции хорошего качества, а так же предприятию не работать вслепую, а точно просчитывать каждый шаг, что дает возможность рационального управления ассортиментом.
Целью данной творческой работы является изучение методов исследования восприятия творога потребителями, а также возможностей использования этих исследований для более полного удовлетворения потребностей потребителей.
Сегодня на рынке творога широко представлены различные виды данного продукта. Зайдя в любой магазин, можно встретить творог, как в чистом виде, так и творожный продукт.
Такое разнообразие творога и творожного продукта можно объяснить исключительно их популярностью среди населения и пользой, приносимой организму от регулярного употребления этих продуктов. Если же говорить конкретно о творожном продукте, то следует отметить, что сегодня для его производства используются самые передовые технологии, позволяющие дополнительно обогатить данный продукт минеральными веществами и различными витаминами, что значительно повышает его пищевую ценность.
Прежде чем приступить к исследованию мною были изучены методы исследования восприятия творога потребителями: сенсорный, который включает в себя оценку предпочтения и оценку приемлемости и опросный, включающий в себя дискуссию, анкетирование, натурное наблюдение и опрос.
Далеко не все любят пить молоко. В диетологии и "пищевой" науке есть даже такой термин как "индивидуальная непереносимость молока". Совсем другое дело – кисломолочные продукты и, в частности, творог. "Творожных" противников, в отличие от "молочных", практически нет. Поэтому в той или иной форме творог входит в рацион около 80% российского населения.
Исследование проходило в виде опроса, который проводился на территории п.Торбеево. Время работы – с 17.00 до 20.00 – время покупательской активности.
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что большинство потребителей творога составляют женщины 68%, и лишь всего 32% мужчины.
Процентное соотношение покупателей, употребляющих 1 раз в 2 недели, можно выделить женщин и мужчин в разных возрастных категориях.
Любителей творога употребляющих 1 раз в 2 недели больше мужчин и женщин в возрасте 40-49 лет, а меньше всего женщин в возрасте 50-59 лет и мужчин в возрасте 30-39 лет.
Далее логичным было узнать, для кого приобретается данный продукт. И из всего количества опрошенных 80% покупают творог для себя и по 10% для детей и других членов семьи.
Следующим моментом, который был прояснён в ходе исследования, стало отношение потребителей к цене. 75% опрошенных потребителей ответили на вопрос, устраивает ли их цена на творог, утвердительно. 25% опрошенных ответили, что цена высокая и что творог должен стоить меньше.
Многие из них обосновывали, что цена на продукт их устраивает, тем, что в сложной экономической ситуации производитель не имеет возможности предложить товар по более низкой цене.
Далее был выяснен вопрос о соотношении цены и качества. Готовы ли люди платить высокую цену за исключительную натуральность продукта?
50% потребителей готовы приобретать творог даже, если он будет стоить дороже обычного; а 28% - готовы иногда приобретать его. Возможно, это связано с привычкой нашего населения: люди с детства употребляют творог и не готовы навсегда отказаться от него.
Жирность творога также занимает не последнее место при выборе творога. Большинство потребителей предпочитают нежирный 2-5% творог(70%), классический - 25%, а также 5% ответили, что не видят никакой разницы.
Наибольшей популярностью среди опрошенных респондентов стали продукты следующих производителей: Творог обезжиренный (ООО «Молоко») 30% и Творог 9% жирности «Простоквашино» (DANONE) 30%. Оставшиеся производители разделили процентное соотношение по индивидуальным особенностям потребителей.
При покупке творога, покупатели в основном руководствуются качеством (44 %), сроком хранения(30%) и ценой (26 %).
Так как все-таки творожный продукт покупают 20% всех опрошенных, то актуальным было бы задать следующий вопрос - Знаете ли вы, чем отличается творог от творожного продукта? На вопрос более 60% ответили, что нет, что творожными продуктами считают сладкие пасты. Теоретически творожный продукт отличается от творога тем, что в нем допустимо содержание около 50% растительных жиров. Так как внешне эти два продукта практически не отличаются, поэтому большинство людей думают, что берут одно и то же, особенно старшее поколение.
Сложно переоценить влияние упаковки на восприятие товара потребителями и последующее принятие решения о покупке. Покупатель при встрече с товаром на прилавке, прежде всего, сталкивается с его упаковкой, поэтому она имеет очень большое влияние на восприятие товара. В зависимости от типа упаковки, ее вида формируется первичное представление потенциального покупателя о товаре. Упаковка - лучшая реклама товара. Как одежда для человека, так и упаковка для товара - это элемент того, какое первое впечатление будет произведено на целевую аудиторию.
На вопрос - Какую информацию вы хотели бы видеть на упаковке?
44% - о натуральности продукта, 18% - информацию о сроке годности после вскрытия упаковки, 15% - не содержит ГМО и консервантов, 11% - состав более крупными буквами; 7% - калорийность одной порции; 5% - рецепты блюд из творога.
Среди обязательных реквизитов маркировки, наносимых на упаковку творога, являются «срок годности» и «дата изготовления». На них обращают внимание 98% участвовавших в обсуждении потребителей. При этом, женщины оказались более единодушны (100%), доля мужчин, обращающих внимание на этот реквизит, составила 94% от общего числа мужчин, участвовавших в обсуждении.
Так как существует мнение у опрошенного населения, что чем меньше срок хранения молочных продуктов, тем они более натуральны. А творог с большим сроком хранения вызывает большие сомнения.Такую высокую заинтересованность в изучении сроков годности потребители объясняют тем, что уже неоднократно были случаи отравления продуктами.
Потребители довольно часто сталкиваются с нарушениями требований к доступности и достоверности информации о сроках годности и дате изготовления, называя в качестве примеров такие случаи:
сроки годности и дата изготовления вообще не указаны (если потребитель даже с помощью продавца не смог найти срок годности или дату изготовления, то об их наличии также говорить не приходится);
они заклеены этикетками магазина;
они размыты или затерты настолько, что их не представляется возможным разобрать;
их приходится долго искать, что воспринимается потребителями как неуважение к ним со стороны магазина или изготовителя.
На «состав продукта» обращают внимание 60% покупателей, из них — 12% мужчин и 48% женщин. Причинами интереса к данному реквизиту респонденты назвали следующие:
важен, поскольку от этого зависит здоровье;
потому что это интересно;
просто так или машинально
В сетевых магазинах, таких как «Магнит» и «Spar», выкладка творога соответствует той схеме, которую любезно предоставило предприятие ОАО «Молочный комбинат «Саранский» ».
Для сохранения вкусовых качеств творога необходимо поддерживать определенный температурный режим. Наиболее благоприятный для хранения творога составляет +8°С. В магазинах «Магнит» и «Spar», где я проводила исследования, стоят производственные холодильники, состоящие из пяти и шести стеллажей, которые на момент исследования поддерживали данную температуру, то есть не выше +8°С, что соответствует НТД.
Органолептическая оценка проводилась группой студентов по рекомендуемой шкале дегустационной оценки
Исходя из полученных результатов, я пришла к выводу, что вся изложенная информация на упаковочных материалах соответствует требованиям, в результате чего были оценены по 1 баллу творога «Простоквашино», «Летний день» и «Ясный луг».
Упаковки производителей Danone и ООО «Мечта» более практичны, имеют привлекательный вид.
Благодаря герметичной упаковке производителя Danone увеличивается срок хранения творога, он является экологически чище, чем в развесном виде, а также творога в таких упаковках удобно хранить в холодильнике.
А творог производителей ООО «Молоко» и ООО «Комбинат детского питания» расфасованный в полиэтиленовые пакеты является неудобным, не надежным, так как пакет может порваться при механическом воздействии и продукт может соприкасаться с внешней средой, что влияет на качество творога и из-за этого его срок годности снижается.
Максимальная суммарная оценка творога составляет 10 баллов, которые складывается из оценки следующих показателей: 5 баллов – вкус и запах; 3 балла – консистенция и внешний вид; 1 балл – цвет; 1 балл – внешний вид потребительской упаковки и маркировка.
В ходе проведенных исследований по органолептической оценке образцов творога были получены следующие результаты:
вкус и запах: творога «Простоквашино», «Летний день» и творожный продукт - 5 баллов; творог ООО «Молоко» - 4 балла; творог «Ясный луг» - 3 балла.
консистенция: творога «Простоквашино», ООО «Молоко», творожный продукт и «Ясный луг» - 3 балла; творог «Летний день» - 2 балла
цвет и внешний вид: все исследуемые сыры набрали по 1 баллу
По результатам микробиологической оценки на наличие БГКП – все продукты не загрязнены БГКП
Органолептические характеристики творога отражены в таблице
Наименование творога |
Характеристика показателя |
Творог ООО «Молоко» |
Вкус и запах – кисломолочный, имеет слабо-кормовой привкус Внешний вид и консистенция - рассыпчатая, с наличием ощутимых частиц молочного белка, незначительное выделение сыворотки. Цвет: белый, равномерный по всей массе |
Творог 5 % жирности «Летний день» |
Вкус и запах – кисломолочный, имеет слабо-кормовой привкус Внешний вид и консистенция - однородная, рассыпчатая, без ощутимых частиц молочного белка. Цвет: белый, равномерный по всей массе |
Творог 9 % жирности «Простоквашино» |
Вкус и запах – кислый вкус, без посторонних привкусов и запахов, с легким привкусом пастеризации Внешний вид и консистенция : легкая крупитчатость. Цвет: белый, равномерный по всей массе |
Творог 9 % жирности «Ясный луг» |
Вкус и запах - слабо выраженные характерные для творога вкус и запах, чрезмерно кислый вкус Внешний вид и консистенция : незначительная мучнистость. Цвет: белый, равномерный по всей массе |
Творожный продукт 18% жирности |
Вкус и запах - чистые, кисломолочные, без посторонних привкусов и запахов, с легким привкусом пастеризации Внешний вид и консистенция: мажущаяся консистенция, легкая крупитчатость. Цвет: белый, равномерный по всей массе |
Физико-химические показатели творога представлены в таблице
Наименование творога |
Массовая доля, % |
°Т |
||||
жира |
влаги |
кислотность |
||||
Заявленная |
Фактическая |
по ГОСТ |
Фактическая |
по ГОСТ |
Фактическая |
|
Творог ООО «Молоко» |
0,5 |
0,5 |
76 |
76 |
170-240 |
245 |
Творог 5 % жирности «Летний день» |
5 |
5 |
75 |
75 |
170-230 |
200 |
Творог 9 % жирности «Простоквашино» |
9 |
9 |
76 |
76 |
170-240 |
235 |
Творог 9 % жирности «Ясный луг» |
9 |
9 |
73 |
73 |
170-220 |
225 |
Творожный продукт 18% жирности |
18 |
17,5 |
73 |
73 |
170-240 |
220 |
Из таблицы видно, что в исследуемых образцах существует небольшое расхождение между заявленной массовой долей жира и фактическим её значением.
Учитывая полученные данные по исследованию качества творога, реализуемых в торговых точках поселка Торбеево, можно сделать вывод о том, что в основном творога реализуются хорошего качества.
Так из 5 исследуемых 1 образец набрал 10 баллов - это творог «Простоквашино» (Danone).
Два исследуемых образца («Летний день» и творожный продукт) набрали 9 баллов, что так же является хорошим показателем. Два образца («Ясный луг» и творог обезжиренный) набрали по 8 баллов. Они имеют излишне кислый вкус и по результатам анализов их кислотность превышает нормативную. Однако, анализируя результаты физико-химических показателей, было выявлено несоответствие значений массовой доли жира между заявленной и фактической (творожный продукт), что является отклонением от стандарта, но, как показали результаты экспертизы, не сказываются на органолептических свойствах продукта, являющихся главными для потребителя при выборе продукта.
Хотелось бы отметить , что один образцов (Творожный продукт 18% жирности) несмотря на то, что по всем показателям соответствует требованиям НТД, все-таки не является творогом, а значит и пользы от него значительно меньше.
Анализируя рынок п. Торбеево можно сказать, что большинство покупателей не совсем осведомлены как правильно выбрать продукт, в моем случае – творог. В ходе исследования выяснилось, что большинство людей не знают чем отличается творог от творожного продукта. Что все-таки для потребителей огромную роль играет цена продукта, срок хранения и жирность.