ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА БИОРАЗЛАГАЕМОЙ УПАКОВКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА БИОРАЗЛАГАЕМОЙ УПАКОВКИ

Курочкина А.В. 1, Котова Н.И. 1
1КемИ (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Любой товар, представленный на современном рынке, нуждается в соответствующей упаковке. Задача упаковочных материалов состоит не только в том, чтобы привлечь внимание покупателя, но и в том, чтобы сохранить товар и доставить его до потребителя в удобной форме, дать необходимую информацию.

Термин «упаковка» имеет несколько определений и значений:

Упаковка – комплекс, состоящий из тары, упаковочного материала, укупорочных средств и других вспомогательных средств, определяющих потребительские и технологические свойства упаковываемого продукта. Упаковка – процесс упаковывания, т. е. подготовка продукции к транспортированию, хранению, реализации, потреблению. Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от влияния окружающей среды, от повреждений и потерь, и облегчающих процесс обращения (транспортирования, хранения, реализации) [6].

Основные функции упаковки заключаются в следующем:

  • предохранять товары от порчи и повреждений;

  • обеспечивать создание рациональных единиц груза для транспортировки, погрузки и выгрузки товаров;

  • обеспечивать создание рациональных единиц для их складирования;

  • обеспечивать создание оптимальных (по весу и объему) единиц для продажи товара;

  • быть важным носителем рекламы [6].

Как видно из перечисленных функций, упаковка играет многоплановую роль, которая становится все более значимой для мирового рынка. Росту значения упаковки способствуют самые разные факторы, в том числе:

1) самообслуживание в торговле – увеличением числа магазинов самообслуживания упаковка начинает выполнять функции продавца: она должна привлечь внимание к товару, описать его свойства, внушить потребителю уверенность в этом товаре и произвести благоприятное впечатление о товаре в целом;

2) рост доходов населения – увеличение доходов населения означает, что потребители готовы заплатить за удобство, внешний вид, надежность и престижность улучшенной упаковки;

3) образ фирмы и образ марки – товары высокого качества в оригинальной упаковке фирмы создают приверженность потребителей именно к этой фирме, к этой марке;

4) возможность для новаторства – новаторство в упаковке может принести большие выгоды. Например, немецкая фирма «Бишоф и Кляйн» разработала специальную бумагу с покрытием для медицинских инструментов одноразового использования, которое обеспечивает 100 % стерильность и надежность. Высоким спросом пользуется также термоусадочная пленка бельгийской фирмы «Хиши пластик», позволяющая очень быстро покрыть флакон с лекарственных средств (далее ЛС). Повреждение пленки будет означать вскрытие, т. е. нарушение целостности упаковки ЛС [6].

Вместе с тем стоит обратить внимание и на некоторые негативные стороны упаковки:

1) совершенствование упаковки приводит к росту цен на товары, встречаются случаи, когда упаковка стоит больше, чем товар;

2) на упаковку расходуются дефицитные ресурсы, в частности бумага, алюминий, стекло, что также приводит к увеличению стоимости товара;

3) загрязнение окружающей среды, т.е. экологические аспекты упаковки. Так, например, около 40 % всех твердых отходов в США приходится на долю выброшенной упаковки. Это создает большие проблемы с ее уничтожением, требующим затрат труда и энергии, что приводит к загрязнению биосферы [6].

Целью данной работы явилось исследование качества биоразлагаемых полимерных пакетов, реализуемых торговыми предприятиями г. Кемерово.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

– установление для каждого образца пакета его тип;

– провести анализ нанесенной маркировки на биоразлагаемую упаковку в соответствии с нормативными документами;

– определить трещины, разрывы и отверстия на поверхности пакетов;

– определить ширину швов и смещение цветов краски;

– определить вместимость пакетов;

– определить герметичность сварных швов пакетов;

– определить качество нанесенной печати на биоразлагаемую упаковку.

Иногда в погоне за ростом сбыта фирмы могут на упаковке указать неправильную информацию, вводящую в заблуждение потребителей. Такие приемы считаются недобросовестной конкуренцией. В США в 1966 г. конгресс принял закон о приведении достоверной информации о товаре на упаковке и в маркировке. В нашей стране такие требования закреплены в федеральном законодательстве и ведомственных нормативных документах [6].

1 АНАЛИЗ РЫНКА БИОРАЗЛАГАЕМОЙ УПАКОВКИ

1.1 Основные виды биоразлагаемых полимеров

В настоящее время основными видами материалов для пакетов являются картон, разного рода пластики и полиэтиленовая пленка. В последние годы роль полимеров на рынке упаковки заметно возросла по сравнению с предыдущими годами, чтобы решить проблему с утилизацией упаковки, производители начали изготовлять биоразлагаемые полимерные пакеты. Вывезенные на свалки эти материалы под воздействием различных факторов окружающей среды превращаются в низкомолекулярные соединения, которые не могут нанести вреда ни природе, ни здоровью человека. Для запуска процесса разложения достаточно лишь солнечного света, влаги, температуры, воздействия микроорганизмов почвы. Разложение таких пакетов находится в пределах от двух до пяти лет.

Сегодня в мире насчитывается более 100 видов различных биоразлагаемых полимеров. Выделяют две большие группы биополимеров – оксобиоразлагаемые и гидробиоразлагаемые [1].

Гидроразлагаемые биополимеры – это полимеры, полученные на основе растительного сырья, а также на основе указанной выше молочной кислоты. К этой группе можно отнести и синтетические пластики – полиэтилен, полипропилен, – которые содержат специальные добавки (например, крахмал) и трансформируются в разлагаемые продукты реакцией гидролиза без доступа кислорода. Особенностью таких пластиков является то, что в процессе их разложения выделяется газ метан.

Оксоразлагаемые полимеры – полимеры, в состав которых входят добавки, способствующие разложению материала при участии воздуха. Существуют две основные категории биоразлагаемой упаковки:

– упаковка, сделанная из полиэтилена с добавлением биоразлагаемых элементов. Она изготавливается путем введения биодеградирующей добавки в традиционное сырье. Как правило, такая упаковка дороже полимерной на 10-15%;

– упаковка, содержащая 100% биоразлагаемого органического материала. Изготавливается преимущественно из сахарного тростника или кукурузы. Этот полимер полностью разлагается при воздействии микроорганизмов. Является экологически безопасным упаковочным материалом. В зависимости от материала выделяют следующие виды биоразлагаемой упаковки:

1) упаковка на основе сополимера этилена и винилацетата, в качестве биодеградируемого компонента используется крахмал, который быстро разлагается под действием воды и микроорганизмов, не загрязняя почвы. Для разрушения данного вида упаковки были предложены эффективные микроорганизмы биодеструкторы;

2) композиция полистирола с крахмалом или целлюлозой (используется для выпуска пищевой упаковки и сельскохозяйственной пленки). Такой материал за 50

дней разрушается на 50% и практически полностью – за 80 дней;

3) сополимер оксибутирата и оксивалерата – полиоксиалканоатов, которые по физическо-химическим свойствам сходны с полиэтиленом и полипропиленом, но характеризующиеся способностью к биодеградации. К примеру, для термопластичного биополимера полиоксибутирата созданы водородокисляющие микроорганизмы – водородные бактерии;

4) материалы на основе поливинилового спирта – разлагаются в горячей и холодной воде;

5) полимеры на основе казеина (молочного белка) – полностью разрушается при компостировании в течение 45 дней;

6) эколин (мело-полиолефиновая упаковка) – получают из полиэтилена или полипропилена с добавлением минеральных наполнителей (известняк, доломит). Содержание наполнителя в композите может составлять до 50 %. Преимущества материала – нетоксичность, меньший расход нефтепродуктов, дешевое минеральное сырье;

7) упаковочный материал на основе кукурузы – используют как пищевую упаковку: бутылки, пищевую пленку;

8) прочие [1].

Следует отметить, что эколин не является биоразлагаемым в классическом понимании, однако из-за его высоких экологических свойств этот материал часто ассоциируют с биоразлагаемыми пластиками.

Перспективным в производстве упаковки является сырье из кукурузы. В настоящее время из нее изготавливают разнообразную упаковку, в том числе и бутылки, а также пленку, которую помимо пищевой промышленности возможно использовать в других отраслях. Подобные упаковочные материалы даже при сжигании не выделяют вредных веществ.

Интерес представляет и биогенная упаковка, которую можно изготовить из следующих материалов:

  • древесной массы, образуемой из отходов при прочистке леса;

  • отходов пищевой промышенности (например, яблочных выжимок);

  • водорослей: на их основе изготовляется поропласт, который легко компостируется или подвергается вторичной переработке, например, с макулатурой.

Было установлено, что сине-зеленые водоросли, или цианобактерии, способны синтезировать целлюлозу, которую можно использовать как биодеградируемую добавку; молочного белка (казеина) – получают водонепроницаемую пленку, которую можно наносить на пищевой продукт. Такая упаковка имеет достаточно хорошие барьерные качества, т. е. защищает продукт от механических, атмосферных и других неблагоприятных условий. Ламинированный пленочный казеин используется

для упаковки йогуртов. В состав казеина можно вводить витамины, антиоксиданты, ароматизаторы для улучшения питательных свойств и увеличения срока хранения. Такие упаковки называют «активными», т. к. они принимают непосредственное участие в производстве продукта [1].

1.2 Проблемы внедрения биополимера на рынках России и СНГ

Основным драйвером развития рынка биоразлагаемой упаковки в мире является законодательная база, которая стимулирует производителей продуктов питания и ритейлеров переходить на ее использование. В России отрасль производства и продажи биоразлагаемой упаковки находится в начальной стадии. Лишь небольшое количество производственных фирм, специализирующихся на изготовлении упаковочных материалов, предлагают биоразлагаемые полимерные изделия. Хотя перспективы участники рынка оценивают как хорошие и строят масштабные планы по его освоению. Спрос на биоупаковку в России формируют исключительно розничные сети премиального сегмента, преследуя тем самым имиджевые цели.

Поэтому сегодня говорить об общероссийской тенденции перехода на экологически безвредный полиэтилен все еще рано. Пока что в большинстве магазинов нашей страны были приняты лишь запретительные меры – введение платы за ранее безвозмездно выдававшиеся на кассе полиэтиленовые пакеты.

Технология производства биоразлагаемого полиэтилена пока что мало востребована из-за якобы более высокой стоимости. Однако технологи утверждают, что стоимость биоразлагаемой упаковки будет дороже обычной всего на 15%, или на восемь-десять копеек за один пакет.

«Зеленую дорогу» биоразлагаемым пластикам должны обеспечить в первую очередь налоговые льготы и законодательные инициативы. В Германии, например, предприятия, поставляющие на рынок товары в биоразлагаемой упаковке, освобождены от налога на утилизацию отходов. При таком подходе разница в цене биоразлагаемой упаковки по сравнению с традиционной может быть незначительной [7].

1.3 Производители биоразлагаемой упаковки

Наиболее активно рынок биоразлагаемой упаковки развивается в Европе, что определяется особенным вниманием правительств Евросоюза к экологическим проблемам. Так, на сегодняшний день на долю европейских стран приходится более половины всего мирового рынка биоупаковки.

Российский рынок биоразлагаемой упаковки, по расчетам исследовательской компании Research.Techart, едва достиг 6.5 тыс. тонн. Крупнейшим потребителем биоупаковки в нашей стране является молочная промышленность, на нее приходится ~ 68 % потребления [2]. Среди крупных отечественных производителей биоразлагаемой упаковки можно выделить:

– ООО «Компания ЕвроБалт», запустившую в 2008 году производство оксо-биоразлагаемой упаковки;

– ЗАО «ТИКО-Пластик», выпускающая биоразлагаемые пакеты с добавкой-катализатором;

– ПФ ДАР, прошедшая в октябре 2009 года сертификацию на производство пакетов с биодобавкой;

– ООО «Артпласт», приступившая в июне 2010 года а к выпуску биоразлагаемой упаковки;

– ООО «Биаксплен», запустившая в 2008 году линию, способную производить биоразлагаемую упаковку из биосырья (картофель, кукуруза и пр. – биоматериалы с высоким содержанием крахмала);

– ЗАО «Национальная Упаковочная Компания «ПАГОДА», имеющая в своем ассортименте биоразлагаемые пакеты [2].

Помимо отечественных производителей, на российском рынке работают и иностранные производители. Например, компания BASF (The Chemical Company) поставляет добавки для производства биоразлагаемых пластиков, EPI Environmental Technologies Inc предлагает сырье для производства оксо-биоразлагаемой упаковки, Ecolean реализует упаковку и оборудование для розлива жидких пищевых про-дуктов в фирменные «кувшинчики», Novamont S.p.A специализируется на технологии производства пластмасс из крахмала и т.д. [2].

Несмотря на то, что в настоящее время доля биоразлагаемых полимеров достаточно мала, потенциал этого рынка огромен. Так, текущую емкость рынка Research.Techart оценивает в 47 тыс. тонн [2].Можно утверждать, что в ближайшие годы, помимо пищевой промышленности, потреблять биопластики начнут отрасли IT технологий, автомобилестроения, производства игрушек и т.д.

Росту потребления будут способствовать упрощение технологий производства биопластиков и их удешевление, снижение срока биодеградации [2].

2 ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА БИОРАЗЛАГАЕМОЙ УПАКОВКИ И ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Несмотря на то, что сравнительно недавно началось производство биоразлагаемых полимерных пакетов, мы решили сделать их экспертизу для выяснения некоторых показателей, которые имеют высокое значение для потребителя. Где гарантии, что такой купленный пакет выдержит всю гастрономическую тяжесть, а потом еще прослужит неоднократно? Мы решили проверить это опытным путем.

Работа состояла в проведении экспертизы качества биоразлагаемых полимерных пакетов, реализуемых торговыми предприятиями г. Кемерово.

Для проведения экспертизы были закуплены методом случайной покупки следующие образцы полимерных пакетов в количестве 5 штук каждого наименования:

  • Образец № 1 – биоразлагаемый пакет «майка» сети супермаркетов «Континент вкуса», фотография изображена в ПРИЛОЖЕНИИ А;

  • Образец № 2 – биоразлагаемый пакет «майка» сети ТЦ «Metro Cash & Carry», производитель ООО «Компания ЕвроБалт», г. Санкт-Петербург, вместимостью 20 кг, фотография изображена в ПРИЛОЖЕНИИ Б;

  • Образец № 3 – биоразлагаемый пакет сети корпорации «Сибирское здоровье», производитель ООО «ИНТЕРПАК», г. Новосибирск, фотография изображена в ПРИЛОЖЕНИИ В;

  • Образец № 4 – биоразлагаемый пакет сети компаний «Vintage», фотография изображена в ПРИЛОЖЕНИИ Г;

  • Образец № 5 – биоразлагаемый пакет компании «ORIFLAME», фотография изображена в ПРИЛОЖЕНИИ Д;

При экспертизе были определены:

– тип пакета;

– трещины, разрывы и отверстия на поверхности пакетов;

– ширина швов, смещение цветов краски;

– вместимость пакетов;

– герметичность сварных швов пакетов;

– качество нанесённой печати.

Экспертиза качества нанесённой печати, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50962 – 96 [4], проводилась на трёх пакетах каждого образца. Количество испытаний для определения других показателей ГОСТ не нормирует, но для чистоты эксперимента все остальные показатели определялись на пяти пакетах каждого образца.

Также был проведён анализ маркировки биополимерных пакетов.

Место проведения экспертизы – Лаборатория товароведения и экспертизы товаров, РЭУ им. Плеханова, пр. Кузнецкий, 39, г. Кемерово. Соответствие маркировки биоразлагаемой упаковки с ГОСТ 12302-2013 [3] приведен в таблице 1.

В результате органолептической оценки качества биоразлагаемых полимерных пакетов установлено, что пакеты под № 1, 2 относятся к типу II-4, пакеты под № 4, 5 относятся к типу I - 5, а пакет под № 3 – к типу I - 3.

Таблица 1 – Оценка маркировки биоразлагаемых пакетов в соответствии

с требованиями ГОСТ 12302 – 2013 [3], п. 5.4

Наименование показателя по ГОСТ 12302-2013, п. 5.4

Фактически

Образец № 1

Образец № 2

Образец № 3

Образец

№ 4

Образец № 5

Товарный знак и/или наименование предприятия – изготовителя и его юридический адрес

Не указано

Не указано

ИНТЕРПАК www.interpacknsk.ru

Не указано

Не указано

Условное (цифровое или буквенное) обозначение материала, из которого изготовлен пакет, символ экологической маркировки (петлю Мёбиуса)

Нанесен знак d2w – биоразлагаемая добавка; обозначение материала – не указано

Нанесена надпись об изготовлении пакета из экологически безопасных материалов; обозначение материала – PE-HD (2)

Нанесена надпись об изготовлении пакета из экологически безопасных материалов; обозначение материала – не указано

Нанесен знак d2w – биоразлагаемая добавка; обозначение материала – не указано

Нанесена надпись об изготовлении пакета из экологически безопасных материалов; обозначение материала – не указано

Обозначение настоящего стандарта или другой технической документации, по которой изготовлен пакет

Не указано

ГОСТ Р 50962 – 96

Не указано

Не указано

Не указано

Продолжение таблицы 1

Наименование показателя по ГОСТ 12302-2013, п. 5.4

Фактически

Образец № 1

Образец № 2

Образец № 3

Образец

№ 4

Образец № 5

Пиктограмма для пакетов, предназначенных для упаковывания пищевой продукции

Надпись – пакет полиэтиленовый с ручками для холодных пищевых продуктов

Не указано

Не указано

Не указано

Не указано

Как следует из данных таблицы 1 в результате проведённого анализа маркировки установлено, что на образцах № 3 указан товарный знак предприятия-изготовителя, и на всех образцах под № 1, 2, 3, 4 , 5 – знак (d2w – биоразлагаемая добавка) или надпись об экологичности данного материала. И только на одном образце под № 2 указано наименование материала, из которого он изготовлен (PE – HD (2)). Но на всех пакетах имеется реклама предприятия-заказчика в виде фирменного логотипа. Обозначение стандарта или технической документации, в соответствии с которым изготовлен пакет, имеет только образец № 2, также образец № 2 содержит надпись о том, что предназначен для холодных пищевых продуктов.

При проведении анализа маркировки биополимерных пакетов было выяснено, что в соответствии с требованиями ГОСТ 12302-2013 [3], п. 5.4, маркировка полимерных пакетов производится на транспортной таре и до потребителей не доводится. Но по согласованию с потребителем (заказчиком) допускается наносить на пакеты маркировку, содержащую:

  • товарный знак и/или наименование предприятия – изготовителя и его юридический адрес;

  • условное (цифровое или буквенное) обозначение материала, из которого изготовлен пакет, символ экологической маркировки (петлю Мебиуса);

  • обозначение настоящего стандарта или другой технической документации, по которой изготовлен пакет;

  • пиктограмму для пакетов, предназначенных для упаковывания пищевой продукции.

Также допускается по согласованию с заказчиком наносить на пакеты маркировку, характеризующую упаковываемую продукцию, или другую информацию.

Оценка маркировки транспортной тары не проводилась в виду её недоступности.

Таким образом, большинство заказчиков, биоразлагаемых полимерных пакетов не считает нужным указывать информацию о них, либо указывают отдельные реквизиты.

В то же время, в соответствии с ТР ТС 005 / 2011 [5], ст. 6, п. 1 «маркировка должна содержать информацию, необходимую для идентификации материала, из которого изготавливается упаковка, а также информации о возможности его утилизации и информирования потребителей», ст. 6, п.2 «маркировка должна содержать цифровое обозначение и (или) буквенное обозначение материала, буквенное обозначение материала, из которого изготавливается упаковка» [5]. При этом, в соответствии со ст. 2 Технического регламента маркировка наносится на упаковку для идентификации и информирования потребителей [5], а, следовательно, не является конфиденциальной. Соответствие маркировки биоразлагаемых пакетов с ТР ТС 005/2011 приведено в таблице 2.

Таблица 2 –Маркировка биоразлагаемых пакетов в соответствии с ТР ТС 005/2011

Показатель маркировки по ТР ТС 005/2011, ст. 6, п. 2

Фактически

Образец № 1

Образец № 2

Образец № 3

Образец № 4

Образец № 5

Цифровое обозначение и (или) буквенное обозначение (аббревиатуру) материала, из которого изготавливается упаковка, в соответствии с Приложением 3

Не указано

PE-HD (2)

Не указано

Не указано

Не указано

Пиктограммы и символы в соответствии с Приложением 4

Не указано

Для холодных пищевых продуктов

Не указано

Не указано

Не указано

Информация о возможности утилизации (приложение 4, рисунок 4) и информирования потребителей

Не указано

Петля Мебиуса

Не указано

Не указано

Не указано

Таким образом, данные таблицы 2 показывают, что только образец № 2 (Приложение Б) соответствует по маркировке требованиями ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», ст. 6, п 2.

Анализ информации показал, что маркировка всех образцов не соответствуют требованиям ГОСТ 12302-2013 [3], п. 5.4, так как эта информация обязательна только для транспортной тары данной продукции, к сожалению, производитель не считает нужным довести ее до потребителя и разместить непосредственно на упаковке. Требованиям ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», ст. 6, п 2. соответствует только образец № 2.

На следующем этапе работы была проведена экспертиза на соответствие техническим требованиям по таким показателям как – трещины, разрывы и отверстия на поверхности пакетов; ширина швов, смещение цветов краски; вместимость пакетов; герметичность сварных швов пакетов; качество нанесённой печати.

Соответствие техническим требованиям биоразлагаемых пакетов с ГОСТ 12302-2013 [3] приведен в таблице 3.

Таблица 3 –Технические требования: характеристики, биоразлагаемых пакетов

в соответствии с ГОСТ 12302-2013 Пакеты из полимерных пленок и

комбинированных материалов

Наименование показателя по ГОСТ 12302-2013

Фактически

Образец № 1

Образец № 2

Образец

№ 3

Образец № 4

Образец

№ 5

На поверхности пакетов не допускаются трещины, разрывы и отверстия. Пакеты не должны иметь слипания внутренних поверхностей (п. 5.2.2)

соответствует

соответствует

соответствует

соответствует

соответствует

На поверхность пакетов, по согласованию с потребителем (заказчиком), наносят цветную печать. Образцы надписей и печатного рисунка согласовывают с потребителем (заказчиком). Печать должна быть четкой, легко читаемой, некрасящейся. Не допускаются загрязнения или пятна от печатной краски, затрудняющие чтение надписей и искажающие рисунки, отслоение краски (п. 5.2.12)

соответствует

соответствует

соответствует

соответствует

соответствует

Продолжение таблицы 3

Качество нанесенной печати определяют полиэтиленовой лентой с липким слоем по ГОСТ 20477 или белой тканью смоченной в горячей воде, на которых не должны оставаться следы краски, нанесенной на поверхность пакета (п. 5.2.15)

соответствует

не соответствует, вся краска перенеслась на липкую ленту

соответствует

соответствует

соответствует

Трещины, разрывы и отверстия на поверхности пакетов отсутствуют. Сварные швы герметичные, по всей длине ровные, без прожжённых мест и складок. Но при определении вместимости пакетов, образец под № 2 не выдержал заявленную нагрузку и нижние сварные швы у пакета лопнули. Печать чёткая, легко читаемая. Однако опять же образец под № 2 не прошел испытание качества печати, определяемое липкой лентой, вся краска с пакета перенеслась на эту ленту. Загрязнения и пятна от печатной краски, затрудняющие чтение надписей и искажающие рисунки, а также отслоения краски отсутствуют. Таким образом, по органолептическим показателям образец под № 2 не соответствует требованию ГОСТ 12302-2013 [3], п.п. 5.2.4, 5. 2. 15, все остальные образцы, по органолептическим показателям соответствуют ГОСТ 12302-2013, п.п. 5.2.2, 5.2.4, 5.2.5, 5.2.12, 5.2.14 [3].

Ширина швов и расстояние от шва до края пакета во всех образцах полимерных пакетов соответствует требованиям ГОСТ 12302-2013 [3], п. 5.2.3, несмотря на то, что образец № 4 имеет ширину швов 11 мм, так как согласно ГОСТ 12302-2013 [3] допускается ширина более 10мм, если согласовано с потребителем-заказчиком. Смещение цветов краски на всех образцах биоразлагаемых полимерных пакетов отсутствует, что соответствует ГОСТ 12302-2013 [3], п. 9.3;

Так как при анализе маркировки было выяснено, что производители и заказчики не информируют потребителей о грузоподъёмности и вместимости пакетов, нами была определена вместимость пакетов. Вместимость и грузоподъёмность являются важными показателями в определении качества полимерных пакетов и во многом определяют возможность использования пакетов по назначению. Вместимость пакетов составила:

  • 35 л – у образца № 1;

  • 15 л – у образца № 2, а заявлена вместимость – 20 кг;

  • 7 л – у образца № 3;

  • 5 л – у образца № 4;

  • 2,5 л – у образца № 5;

По результатам определения герметичности сварных швов лидирующие позиции заняли образцы № 1, № 3 и № 4, так как в этих пакетах не было обнаружено течи и деформации ручек ни в одном из пяти испытаний.

В образце № 2 была обнаружена течь по результатам 5 испытаний, а в образце № 5 под тяжестью воды начали деформироваться ручки; остальные образцы № 1, 3, 4 по результатам пяти испытаний соответствуют требованиям ГОСТ 12302-2013 [3], п. 9.7. Худшим стал образец №2, имеющий течь в пяти испытаниях.

В результате оценки качества нанесённой печатибыло установлено, что образцы № 1, № 3, № 4, № 5 соответствуют требованиям ГОСТ 12302-2013 [3], п. 9.11, так как в результате испытаний на их поверхности не было обнаружено обнажённых участков. Результат оценка нанесенной печати на образцах № 1, 3, 4, 5 представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Е.1. Образец № 2 не соответствует требованиям, поскольку в результате проведённых испытаний на его поверхности были обнаружены обнажённые участки, которые, согласно ГОСТ 12302-2013 [3], п. 9.11, являются недопустимыми. Результат оценки нанесенной печати на образце № 2 представлен в ПРИЛОЖЕНИИ Е.2.

Таким образом, из 5 видов биоразлагаемых полимерных пакетов, реализуемых в торговых сетях г. Кемерово, лучшими образцами по результатам всех испытаний признаны 3: биоразлагаемый пакет «майка» сети супермаркетов «Континент вкуса»; биоразлагаемый пакет сети корпораций «Сибирское здоровье», производитель ООО «ИНТЕРПАК», г. Новосибирск; пакет сети компаний «VINTAGE».

Соответствие техническим требованиям биоразлагаемых пакетов в соответствии с ГОСТ 12302-2013 «Пакеты из полимерных пленок и комбинированных материалов» показал, что по показателю – качество нанесенной печати не соответствует только образец № 2, а также образец № 2 не соответствует по показателю – герметичность сварных швов, так как не выдержал заявленную нагрузку.

После проведений испытаний, пакеты хранились год в кабинете в одном общем пакете. За один год некоторые пакеты разложились до мелких кусочков (рисунок 1).

Можно сделать вывод, что такие пакеты действительно могут разлагаться самостоятельно, без оказания каких-либо факторов на них. Пролежав один год, они смогли разложиться на мелкие кусочки, но еще, не известно смогут ли они полностью саморазложиться да мельчайших частиц? Другой вопрос возникает по поводу закупки предприятиями реализующие такие пакеты, какой объем нужно закупить пакетов, чтобы они сохранили качество до момента покупки их потребителями?

Производителям таких пакетов следует информировать потребителей о сроке годности такой продукции, в какой срок начинается процесс разложения, после 2 лет? или после 5?

Рисунок – Изображение разложившихся пакетов за 1 год

Не все данные образцы по всем исследуемым показателям соответствуют требованиям нормативных документов, однако эти требования распространяются на полимерные пакеты. Пока не созданы нормативные документы, предназначенные для биоразлагаемых пакетов, и, следовательно, производители не считают нужным опираться на существующие стандарты. В то же время, для повышения конкурентоспособности производителями следует улучшить качество биоразлагаемых пакетов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, можно сделать следующие выводы:

1 Из взятых пяти образцов под № 1, 2, 3, 4, 5, два образца под № 1 и № 2 относятся к типу II-4; два образца под № 4 и № 5 относятся к типу I-5, а образец под № 3 – к типу I-3.

2 Анализ маркировки по ГОСТ 12302-2013 Пакеты из полимерных пленок и комбинированных материалов, п. 5.4 показал, что большинство заказчиков не считают нужным указывать информацию о себе, либо указывают только отдельные реквизиты. Очевидно, что заказчики не используют возможность создания конкурентных преимуществ своей продукции посредством представления достаточной информации. Анализ маркировки в соответствии с Техническим Регламентом Таможенного Союза 005/2011 «О безопасности упаковки» ст. 6, п. 1, показал, что только образец № 2, а именно биоразлагаемый пакет «майка» сети ТЦ «Metro Cash & Carry», производителя ООО «Компании ЕвроБалт» промаркирован в соответствии с этими требованиями. Остальные же образцы под № 1, 3, 4, 5 не соответствуют по разным показателям, что является нарушением обязательных требований.

3 Проведенная органолептическая экспертиза по выявлению трещин, разрывов и отверстий на поверхности, показала, что они полностью отсутствуют, что соответствует ГОСТ 12302-2013 Пакеты их полимерных пленок и комбинированных материалов. Общие технические условия, п. 5.2.2.

4 Ширина швов и расстояние от шва до края пакета во всех образцах полимерных пакетов соответствует требованиям ГОСТ 12302-2013 Пакеты их полимерных пленок и комбинированных материалов. Общие технические условия, п. 5.2.3, несмотря на то, что образец под № 4, а именно биоразлагаемый пакет сети компаний «Vintage», неуказанного производителя, имеет ширину швов 11 мм, так как согласно ГОСТ 12302-2013 допускается ширина более 10 мм, если это согласовано с потребителем-заказчиком. Смещение цветов краски на всех образцах биоразлагаемых полимерных пакетов отсутствует, что соответствует ГОСТ 12302-2013 Пакеты их полимерных пленок и комбинированных материалов. Общие технические условия, п. 9.3.

5 Вместимость и грузоподъемность являются одними из самых важных показателей для потребителей, так как определяют возможность использования пакетов по назначению. Вместимость пакетов составила:

– 35 л – у образца № 1, биоразлагаемого пакета «майки» сети супермаркетов «Континент Вкуса», производитель не указан;

– 15 л – у образца № 2, биоразлагаемого пакета «майки» сети ТЦ «Metro Cash & Carry», производитель: ООО «Компания ЕвроБалт», а заявлена вместимость – 20 кг;

– 7 л – у образца № 3, биоразлагаемого пакета сети корпорации «Сибирское здоровье», производитель: ООО «ИНТЕРПАК»;

– 5 л – у образца № 4, биоразлагаемого пакета сети компании «Vintage», производитель не указан;

– 2,5 л – у образца № 5, биарозлагаемого пакета компании «ORIFLAME», производитель не указан.

Самым вместительным оказался образец под № 1, но мы не можем сравнивать его со всеми образцами, так размеры пакетов разные, также можно отметить, что производитель пакета под № 2 преувеличивает с вместимостью, так разница между нормируемым показателем и фактическим составила – 5л.

6 По результатам определения герметичности сварных швов лидирующие положения заняли образцы под № 1– биоразлагаемый пакет «майка» сети супермаркетов «Континент Вкуса», № 3 – биоразлагаемый пакет сети корпорации «Сибирское здоровье», № 4 – биоразлагаемый пакет сети компании «Vintage», так как в этих пакетах не было обнаружено течи и деформации ручек ни в одном из пяти испытаний. В образце № 2 – биоразлагаемого пакета «майки» сети ТЦ «Metro Cash & Carry» была обнаружена течь по результатам 5 испытаний, а в образце № 5 – биоразлагаемого пакета компании «ORIFLAME» под тяжестью воды начали деформироваться ручки.

7 В результате оценки качества нанесенной печати было установлено , что все образцы, кроме образца № 2 – биоразлагаемого пакета «майки» сети ТЦ «Metro Cash & Carry», соответствуют требованию ГОСТ 12302-2013 по п. 9.11, так в результате испытаний на их поверхности не обнаружено обнаженных участков. На образце под № 2 в результате проведенных испытаний были обнаружены обнаженные участки, которые согласно ГОСТ 12302-2013, п . 9.11, являются недопустимыми.

Таким образом, из 5 видов биоразлагаемых полимерных пакетов, реализуемых в торговых сетях г. Кемерово, лучшими по результатам технических требований стали 4 образца:

– биоразлагаемый пакет «майка» сети супермаркетов «Континент Вкуса»;

– биоразлагаемый пакет сети корпорации «Сибирское здоровье»;

– биоразлагаемого пакета сети компании «Vintage».

Однако указанная маркировка в соответствии с требованием ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» соответствует только образец № 2 – биоразлагаемый пакет «майка» сети ТЦ «Metro Cash & Carry». Остальные же образцы не соответствуют обязательным требованиям ТР ТС 005/2011 в части маркировки. Поэтому ни один образец не может считаться лучшим.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Пармухина Е.Л. Российский рынок биоразлагаемой упаковки/Е.Л. Пармухина//Экологический вестник России; Исследовательская компания RESEARCH.TECHART. – 2011. – № 2. – С. 32-33.

2 Пармухина Е.Л. Российский рынок биоразлагаемой упаковки/Е.Л. Пармухина//Экологический вестник России; Исследовательская компания RESEARCH.TECHART. – 2011. – № 2. – С. 34.

3 ГОСТ 12302-2013 Пакеты из полимерных плёнок и комбинированных материалов. Общие технические условия. – Введ. 2013-08-28. М.: Стандартинформ, 2013. 37 с.

4 ГОСТ Р 50962 - 96 Посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмасс. Общие технические условия. – Введ. 1996-09-25. М.: ГОССТАНДАРТ РОССИИ. 24 с.

5 ТР ТС «О безопасности упаковки». – Утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 769. 35 с.

6 Знайтовар.ru. Упаковка: определение, функции, значение [Электронный ресурс] Товароведение и экспертиза товаров. – 2014. – URL: http://www.znaytovar.ru/s/Upakovka:_opredelenie_funkcii.html

7 ЛКМ ПОРТАЛ. Биопластик в защиту экологии [Электронный ресурс] ИД МедиаПро. – 2014. – URL: http://www.lkmportal.com/articles/bioplastik-v-zashchitu-ekologii

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец № 1

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Образец № 2

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Образец № 3

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Образец № 4

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Образец № 5

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Проведение испытания на определение качества нанесенной печати на

образцы № 1, № 3, № 4, № 5

а) б)

в) г)

а) образец № 1, б) образец № 3, в) образец № 4, г) образец № 5

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Проведение испытания на определение качества нанесенной печати на

образец № 2

д) образец № 2

Просмотров работы: 4378