В настоящее время качество инженерного образования не удовлетворяет работодателей. Вузы переходят к поиску новых путей устранения системного разрыва между сферой образовательных услуг и рынком труда, пытаясь максимально приблизить профессиональное образование, к реальному производству. Одним из путей этого решения выступает международная инициатива CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate: придумывай – разрабатывай – внедряй - управляй). Переход к этой модели образования обеспечит формирование у студента проектировочно – внедренческой компетентности, как интегративной динамической личностной характеристики, представляющей собой способность и готовность к продуктивной профессиональной деятельности поэтапно реализующей некий продукт, с последующим управлением его использования [1].
Анализ стандартов CDIO позволил выявить основные направления повышения качества образовательного процесса. В данной модели образования применяются активные методы обучения, интегрированное обучение, проектно – внедренческая деятельность.
Активные методы обучения вовлекают студентов непосредственно в размышление и процессы решения проблем. Интегрированное обучение способствуют освоению дисциплинарных знаний одновременно с развитием личностных и межличностных навыков, навыков создания продуктов, процессов и систем. Проектно – внедренческая деятельность необходима для того, чтобы студенты имели возможность устанавливать взаимосвязи между изучаемым ими техническим содержанием и своими профессиональными и карьерными интересами, необходимо уделять особое внимание работе студентов над созданием продуктов и реализации процессов в реальных условиях [2].
В настоящее время институт цветных металлов и материаловедения Сибирского федерального университета пришел к реализации инновационного ООП, который требует мониторинга, отслеживания изменений в сфере деятельности, который может осуществляться в ручную, но современный уровень развития информатизации позволяет создать информационный ресурс, обеспечивающий мониторинг инновации.
Уточним базовое для нашего исследования понятие мониторинга, которое пришло в педагогику из социологии. Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации [3].
Боровкова Т. И. и Морев И. А. считают, что образовательный мониторинг - это категория педагогическая и управленческая, поскольку он не копирует общие положения теории информации, а переводит их на язык педагогики, психологии и управления. Социальная сущность образовательного мониторинга определяется тем, что именно он служит главным средством контроля и учета передачи социального опыта (содержания образования) подрастающим поколениям [4].
А.С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса [5].
Э.Ф. Зеера рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей [6]. Мы соглашаясь с приведенными суждениями ученых относительно сущности мониторинга в данной работе под мониторингом будем понимать - получение полной и объективной информации о состоянии образовательного процесса, его соответствии стандартам CDIO, сформированности результатов обучения (личностных и профессиональных компетенций студентов), через непрерывное диагностическое отслеживание процесса формирования результатов обучения. Для информационного обеспечения управленческих решений по корректировке актуального состояния в соответствии с требованиями стандартов CDIO и определенных результатов обучения.
Объектами мониторинга выступают:
Образовательная среда.
Контингент студентов (его стартовые характеристики: мотивация, самооценка, Я-концепция, способность к самостоятельной работе, к работе в команде, сформированность учебных умений, адаптация к образовательному процессу ВУЗа, принятие статуса студента).
Учебные и внеучебные достижения студентов: портфолио, коммуникативные умения.
Кадровое обеспечение: остепененность, возраст, опыт, профессиональный рост.
Родители: специальность, образование, влияние на студентов.
Абитуриенты.
Работодатели.
Для реализации мониторинга инженерного образования в институте цветных металлов и материаловедения СФУ нами разрабатывается сайт, который будет обеспечивать мониторинг [9]. В информационно-аналитической системе управления качеством, присутствуют следующие подсистемы:
Информационно-справочная подсистема;
Подсистема контроля;
Подсистема управления;
Информационно-аналитическая подсистема.
Охарактеризуем назначение каждой подсистемы
Информационно-справочная подсистема (рис.1) включает в себя:
информацию по каждому студенту (анкетные данные, состояние здоровья, хобби, портфолио), визитную карточку группы, положение о студенческом соуправлении, ППС (анкетные данные, образование, стаж, награды, публикации, план инновационной деятельности по проекту, интересы), состояние процессов (ООП, УП), обеспечение (материальное, техническое, методическое т др.), состояние обеспеченности учебного процесса 1-го курса набора 2014 года на 01.10.2014 г. страницы для абитуриентов, работодателей, а также методики диагностики и их автоматическую обработку.
Рисунок 1. – Информационно – справочная подсистема
В подсистему контроля (рис.2) включен мониторинг жизнедеятельности вуза, в котором присутствуют содержание и технологии образовательного процесса на соответствие стандартам CDIO в обеспечении формирования компетентностей студентов как результатов обучения посредством использования активных методов, интегрированных занятий, проектно-исследовательской командной деятельности и др.; своевременное выполнения планов и программ; документальное, методическое, организационное обеспечение проектной деятельности и возможности выбора студентом темы проекта, индивидуальной или командной формы его разработки; формирование оперативной информации.
Рисунок 2. – Подсистема контроля
Подсистема управления (рис.3)делится на:
планирование и организацию;
Выработку и принятие управленческих решений.
Планирование и организация включают: разработку учебных планов в соответствии с идеологией CDIO, индивидуальных учебных программ; нагрузку; составление расписания в соответствии с имеющимися ресурсами и требованиями CDIO и др.
Выработка и принятие управленческих решений будет реализовываться на основе аналитических справок, отчетных документов; прогнозах развития, представляемых информационно-аналитической подсистемой
Рисунок 3. – Подсистема управления
Информационно-аналитическая подсистема (рис.4) - это формирование аналитических справок на основе данных мониторинга о: формировании личностных, межличностных и профессиональных компетентностей студентов; об их удовлетворенности содержанием, организацией; обеспечением образовательного процесса, освоением ими ООП.
Рисунок 4 - Информационно-аналитическая подсистема
В подсистеме диагностики перечислены все методики и представлено их содержание; будет обеспечен переход к конкретной методике по гиперссылке и обработка результатов производится автоматически.
Рисунок 5 – Подсистема диагностики
Построенный таким образом информационный ресурс мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO позволит управлять инновационной ООП, ориентированной на повышение качества инженерного образования.
Литература
Всемирная инициатива CDIO CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate: придумывай – разрабатывай – внедряй - управляй). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: CDIO.aspu.ru
Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: информационно – методическое издание / пер.с анг. под ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной. – Томск: Изд-во ТПУ, 2011.-17 с.
Ельникова Г.В. Основы адаптивного управления.- Харьков, 2004.
Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие
. –– Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
Зеер Э. Ф. Психология профессии. – М.: Академический проект; Фонд Мир, 2005. – 336 с
Положение о мониторинге сформированности компетенций обучающихся по программе прикладного бакалавриата // сайт национального фонда подготовки кадров [электронный ресурс]. – URL:http://bakalavr.ntf.ru
Виландер А.А., Шубина Н.Л. Новые технологии оценки результатов обучения (уровневое образование):метод.пособие для преподавателей. – СПб.:Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2008
Осипова С.И., Ерцкина Е.Б. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов – будущих инженеров в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. – 2007. - №6 – с. 30-35 [Электронный ресурс]. – URL:www.science-education.ru/26-818
5