РАЗРАБОТКА САЙТА ДЛЯ СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ №15 Г. НЕРЮНГРИ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗРАБОТКА САЙТА ДЛЯ СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ №15 Г. НЕРЮНГРИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интернет - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. К концу 2011 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 2,3 миллиарда пользователей в более чем 150 странах мира. Ежегодно размер сети увеличивается на 7-10%. Интернет образует как бы ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире.

При низкой стоимости услуг пользователи могут получить доступ к интересующей их информации. В архивах свободного доступа сети Интернет можно найти информацию практически по всем сферам человеческой деятельности. Также в последнее время в Интернет можно не только найти интересующую информацию, но также купить необходимый товар, записаться на прием к врачу и много другое.

Актуальность создания сайтов повлекла создание специальных систем (CMS - система управления контентом), позволяющих не только создавать сайты в достаточно короткие промежутки времени, но еще управлять содержимым сайта с использованием специальной панели.

В наше время большие компании пытаются автоматизировать документооборот, между региональными офисами внедряя различные IT системы. Внедрение автоматизации документооборота позволяет сократить роль человеческого фактора, а значит и ошибки в процессе работы с информацией. Одним из самых эффективных способов автоматизации документооборота являются web-приложения. Главным преимуществом использования сайтов является доступность информации для потребителя.

Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена несколькими факторами:

8 ноября 2010 года принят Федеральный закон 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».

В соответствии с этим законом, вступившим в силу с 1 января 2011 года, компетенция образовательного учреждения дополняется обеспечением создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет (вновь вводимый пп. 25 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Таким образом, с нового года именно образовательное учреждение будет отвечать за свой сайт.

Кроме того, указанным выше законом № 293-Ф3, статья 32 Закона РФ «Об образовании» дополняется пунктами 4 и 5. Пункт 4 содержит состав информации, которую обязано раскрывать образовательное учреждение, а пункт 5 указывает на необходимость раскрытия этой информации именно через официальный сайт образовательного учреждения и своевременное обновление соответствующей информации при ее изменении.

Этим же пунктом 5 определено, что порядок размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, в том числе содержание и форма ее представления, устанавливаются Правительством РФ.

Для решения, возникшей ситуации было решено разработать сайт для СОШ №15 г. Нерюнгри, который будет контролировать работу школы, а так же оперативно информировать учащихся о нововведениях и распорядке в школе.

Цель данной дипломной работы состоит в разработке сайта для «МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри»

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать средства построения сайта;

Охарактеризовать деятельность «МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри»;

  1. Разработать сайт для школы;

Объектом исследования является школа.

Предметом исследования является создание сайта школы и школьной библиотеки на имеющихся готовых системах управления веб - сайтом (CMS) для «МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри».

Данный дипломный проект состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены основные теоретические вопросы разработки сайтов, дана характеристика деятельности учреждения «МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри», проанализированы средства разработки сайтов, проанализирован принцип построения клиент-серверных приложений для дальнейшей возможности внедрения, а так же приведен сравнительный анализ существующих CMS. Вторая глава представляет описание разработки сайта и размещение его в сети Интернет.

Официальное полное наименование учреждения: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15 города Нерюнгри», которое является муниципальным гражданским некоммерческим образовательным учреждением, не имеющим в качестве основной своей цели извлечение прибыли и не распределяющей полученную прибыль между участниками.

Основным предметом и видами деятельности учреждения являются:

  • реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, дополнительных образовательных программ, в соответствии с государственными образовательными стандартами

  • обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства и достижение обучающимися федеральных государственных образовательных стандартов;

  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

  • интеллектуальное и личностное развитие обучающихся с учётом индивидуальных особенностей;

  • профориентация и профилизация образовательного процесса;

  • взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Средняя общеобразовательная школа № 15 создана в целях реализации прав граждан на образование в соответствии с гарантиями общедоступности, бесплатности и обеспечения непрерывности начального, основного и среднего (полного) общего образования.

CMS (Content Management System) - программное решение, позволяющее создать сайт с нуля с помощью шаблонов. Использование готовой платной или бесплатной CMS значительно ускоряет и упрощает создание сайта, делает его дешевле. Управление ресурсом ведется через панель администрирования, в которой настроены права для каждого пользователя.

Готовая система управления CMS характеризуется высокой надежностью. Разрабатывают программные комплексы профессионалы со всего мира. Функционал движков постоянно расширяется, добавляются новые возможности для пользователей. Перед тем как вывести очередную версию какой-либо CMS производится ее тщательное тестирование на наличие ошибок.

Самописный движок лишен ненужного функционала, безопасен и практически неуязвим. Для самописной системы управления CMS можно создать дополнительный нестандартный функционал. Однако на написание такого движка даже у грамотных программистов уходит уйма времени.

Преимущества готовой системы CMS:

  • огромный функционал и продвинутая админзона;

  • высокая надежность и стабильность;

  • постоянное расширение функционала, разработка дополнений и обновлений;

  • наличие большого количества готовых шаблонов, модулей и плагинов;

  • подробные инструкции и техподдержка.

Недостатки:

  • наличие открытого исходного кода делает CMS доступной для злоумышленников;

  • движок, загруженный всевозможными библиотеками и текстовыми редакторами, не всегда имеет высокую скорость работы.

Преимущества самописного движка:

  • более высокая скорость работы в сравнении с готовой CMS;

  • высокая безопасность (кроме разработчиков движка никто не знает его «уязвимые» места);

  • возможность быстрого добавления необходимых функций.

Недостатки:

  • длительность разработки;

  • более высокая стоимость в сравнении с использованием готовых аналогов.

На основание анализа преимуществ готовых и самописных CMS для создания сайта школьной библиотеки СОШ №15 г. Нерюнгри была выбрана одина из наиболее популярных систем управления сайтом (CMS) – WordPress.

WordPress - блоговый движок встречается в коммерческих проектах. За счет легкости и понятности ядра, обилия плагинов и дополнительных модулей практически все возникающие задачи по модернизации решаемы. В отличие самописных систем, которые в большинстве своём настолько заточены под ТЗ, по которому делался сайт, что при необходимости малейшего изменения шаблона, функционала, логики вывода элементов нужно вмешательство технического специалиста.

Для программной реализации проекта автоматизация школьного сайта СОШ №15 г.Нерюнгри и сайта школьной библиотеки СОШ №15 г. Нерюнгри были выбраны следующие компоненты Apache, РНР, MySQL. Apache (HTTP-сервер), его основными достоинствами считаются надежность и гибкость конфигурации, а также интеграция с другим ПО и языками программирования такими как: РНР, Python, Ruby и др. Основными преимуществами РНР являются: простой синтаксис, высокое быстродействие, постоянная доработка разработчиками. В качестве СУБД для проекта было выбрана MySQL, т.к. в связке с PHP/Apache она обгоняет всех своих конкурентов, в первую очередь благодаря своей простоте и минимальным требованиям к системным ресурсам. Все выбранные компоненты отлично работают на компьютерах под управлением ОС Windows что необходимо для разработки проекта и его первичного тестирования. В конце разработки проект будет размещен на хостинге под управлением Unux систем, т.к. все вышеперечисленные компоненты были разработаны именно для применения для этих систем.

В дальнейшем разработанный сайт МБОУ «СОШ №15 г. Нерюнгри» можно интегрировать с клиентскими приложениями, это расширит возможности работы с системой на стороне клиента, а так же ускорит быстродействие клиентского интерфейса.

«Совершенный Ajax» - новый подход к построению web-приложений, при котором веб-сервер не генерирует ни строчки HTML-кода и взаимодействует с внешним миром только посредством веб-служб; а клиентский интерфейс реализуется только на основе клиентских HTML, CSS, JavaScript.

Web-приложения относятся к клиент-серверной архитектуре. В клиент-серверной архитектуре выделяют:

  • Сервер - отвечает за хранение данных и реализацию бизнес - логики приложения;

  • Клиент - отвечает за взаимодействие с пользователем.

Технологические требования:

  • Разрабатывается под базовое разрешение экрана 800х600 пикселей.

  • Корректное отображение браузерами Internet explorer 7 и новее, Mozilla firefox, Opera, Google chrome.

  • Структура гостевой части сайта:

  • Главная страница – содержит графическую часть, навигационное меню сайта, а так же контентную область для того, что бы посетитель сайта с первой страницы мог получить вводную информацию о школе.

  • Графическая оболочка внутренних страниц (общая для всех подразделов):

  • Навигационное меню:

  • Меню шапки:

  • Меню подвала:

Для разработки сайта школы были выбраны следующие технологии:

PHP, HTML, CSS.

Разработка сайта началась с проектирования его функций на бумаге. Сайт как и любая другая программа должен иметь свою структуру: файлов, каталогов, функций, набор классов для дальнейшей обработки пользовательской информации. Оформление сайта было разработано шаблонным, что позволило отделить программный код от кода разметки языка HTML и стилизации элементов CSS.

На рисунке 2 изображена структура каталогов и файлов сайта, и файлов размещенных в домашней директории сайта:

  • Каталоги в которых хранятся необходимые для полноценной работы сайта файлы мультимедиа, документов, изображений, и многих других файлов необходимых для выполнения различных выполнения определенных задач.

  • Файлы типа: «about, contact, dostijeniya, gazeta, index, metkop, photo, pilot» это статические страницы сайта написанные на языке программирования HTML.

Рис. 2. Структура каталогов и файлов разработанного сайта

Файл «index» по умолчанию на любом сервере Apache будет являться главным файлом и загрузка сайта будет начинаться именно с него. В данном случае файл «index» является главной страницей сайта школы как показано на рисунке 2.1

Рис. 2.1. Файл «index» Главная страница сайта

Для разработки сайта школьной библиотеки было решено использовать готовую систему управления сайтом (CMS) Wordpress, который был размещен на сайте хостинг-провайдера hostinger.ru. Деятельностью которого является предоставление услуг веб-хостинга в России с 2011 года.

Начальной задачей было передать на страницах сайта то, что можно видеть, и чем можно пользоваться в зале библиотеке. Книги, которые имеются в библиотеке, фотографии со стендов о достижениях учеников, фотографии и почетные грамоты, а так же призовые кубки о прохождение конкурсов среди школ, необходимые документы, книги, методички в помощь учителям, и школьные материалы, которые приходится искать в интернете, что часто не дает положительных результатов поиска.

Так например на сайт были добавлены следующие пункты меню:

  • Архив книг находящийся в библиотеке для учащихся разных классов, от малышей до старшеклассников;

  • Архив книг и литературы в интернете;

  • Статьи в помощь будущему студенту;

  • Необходимые документы, методички, правовые акты и многое другое в помощь учителям школы;

  • Фотогалерея в которой представлены фотографии о достижениях и прохождение конкурсов учащихся школы.

  • Правила поведения в школьной библиотеке.

  • Информация о учредителях и руководителях библиотеке.

Для того, чтобы начать пользоваться административной частью сайта Wordpress, следует в адресной строке браузера ввести адрес сайта такого вида: www.sh15.hol.es/wp-admin. Так мы переходим сразу к диалоговому окну авторизации как показано на рисунке 2.2.

Рис. 2.2. Диалоговое окно авторизации на сайте

После ввода логина в поле «Имя пользователя» и пароля в поле «Пароль», мы перейдем сразу к административной части сайта, где и начнем наполнять сайт контентом, добавлять и изменять страницы, пункты меню, расширения для выполнения различных задач на сайте таких как: создание фотогалереи, дополнения для защиты от спама в комментариях, менять темы оформления, вовремя устанавливать необходимые обновления для сайта и дополнений (плагинов) рисунок 2.3.

Рис. 2.3. Административная панель Wordpress

Вверху располагается меню быстрого доступа со следующими вкладками:

  • Wordpress - переход на официальный сайт Worpress;

  • Перейти на сайт – переход на главную страницу сайта;

  • Обновления – обновления CMS Wordpress и установленных дополнений;

  • Новые комментарии - комментарии, ожидающие проверки перед публикацией на сайте;

  • Добавить – для оперативного добавления записей, станиц, медиафайлов, новых пользователей на сайт;

Для просмотра содержимого сайта как есть необходимо кликнуть на пункт меню быстрого доступа «Перейти на сайт», при этом выполнится переход из админ-панели на главную страницу сайта рисунок 2.4.

Рис. 2.4. Главная страница сайта

Проанализировав деятельность школы и выявив ее проблемы было принято решение о создании сайта школы и школьной библиотеки. Для решения этой задачи было составлено техническое задание на разработку сайта, в которое входят следующие требования:

  • Общие требования к сайту

  • Структура сайта

После согласования требований со школой был поднят вопрос о средствах реализации разработки данного проекта. Сайт школы было решено создать самописным т.к. внедрение на предоставляемый Министерством Образования хост не позволяет внедрить сайт на готовом движке. А сайт школьной библиотеки на готовом CMS Wordpress т.к. он является очень популярным, бесплатным и ведется постоянная поддержка разработчиками, лишен ненужных функций и практически неуязвим перед злоумышленниками.

Apache – этот сервер обладает обширными возможностями конфигурации, является очень производительным и поддерживает все известные протоколы для работы web-серверов. Специально для Apache созданы версии таких популярных языков как Perl и PHP.

MySQL – это система управления реляционными базами данных. MySQL очень быстрый, надежный и легок в использовании, а главное – это бесплатный продукт.

Для того чтобы сайт был доступен пользователям его необходимо разместить в интернете. Для этого необходимо произвести оценку имеющихся хостов и выбрать подходящий, удовлетворяющий требованиям. Сейчас большое количество компаний предоставляющих хостинг среди них был выбран hostinger.ru для сайта библиотеки и nerungri.edu.ru для сайта школы.

В ходе проделанной работы были получены полнофункциональные сайты готовые к применению. Они выполнены в соответствии с требованиями. Интерфейсы сайтов полностью сочетаются с функциональностью и простой в использовании. При помощи сайта школы можно просмотреть всю необходимую информацию об учреждении. При помощи сайта школьной библиотеки можно скачать либо использовать онлайн содержащийся в библиотеке книжный фонд учебной литературы.

Разработанные сайты удовлетворяют всем требованиям, поставленные на этапе постановки задачи.

На сегодняшний день сайт школы внедрен и полнофункционально работает. Сайт школьной библиотеки внедрен и находится в стадии наполнения контентом.

Как дальнейшее совершенствование сайтов представляется возможным доработка интерфейса с целью дальнейшего повышения информативности, привлекательности и удобства.

Просмотров работы: 2513