Для использования воздушного средства (ВС) по назначению при обеспечении высокой безопасности и регулярности полетов необходимо выполнить большой объем работ на земле. Самолет должен пройти процесс специальной подготовки его к каждому полету: контроль исправности бортовых систем, устранение выявленных неисправностей, заправка топливом, жидкостями, газами, демонтаж и монтаж съемного оборудования и т. д.
С течением времени эксплуатации ВС в его деталях, оборудовании идет процесс развития и накопления неисправностей — коррозия, износ трущихся поверхностей, окисление и подгар контактов, ослабление креплений, старение материалов изоляции, усталостные трещины и т. д. В случайный момент времени процесс такого постепенного накопления неисправности скачком может перейти в новое качество — происходит отказ того или иного объекта авиационной техники. Чтобы этого не допустить, инженерно-технический состав должен проводить большой объем профилактических и восстановительных работ как на борту ВС, так и в лабораториях на снятом с борта оборудовании. Периодически возникает необходимость в проведении капитального ремонта ВС и его оборудования, а также в постановке ВС или снятых объектов бортового оборудования на хранение. При этом предусматривается провести такой объем работ с этими объектами, чтобы они оставались в исправном состоянии в процессе хранения. Для реализации всех указанных мероприятий необходимо обеспечить их оптимальную организацию, оформление специальной документации, а также управление личным составом эксплуатационных предприятий.
Техническое обслуживание авиационной техники представляет собой комплекс работ (операций), выполняемых инженерно-техническим и рабочим составом инженерно-авиационной службы (ИАС) на авиационной технике для поддержания работоспособности или исправности изделия при использовании его по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.
Техническое обслуживание включает в себя: организацию и выполнение работ, определяемых регламентом технического обслуживания соответствующего типа ВС; выполнение дополнительных к регламенту работ по устранению отказов и неисправностей, выявленных в полете и в процессе обслуживания авиационной техники (AT); проведение доработок AT, выполнение специальных осмотров, замены выработавших ресурс агрегатов. Инженерно-технический состав в процессе технического обслуживания много времени расходует на устранение неисправностей и отказов, выявленных в полетах и при подготовках к полетам. Такой процесс восстановления работоспособности авиационной техники называется текущим ремонтом.
Организационное обеспечение технического обслуживания представляет собой систему мероприятий инженерно-авиационной службы по организации технического обслуживания AT (планирование обслуживания и использования AT, планирование и распределение инженерно-технического и рабочего состава, средств технического обслуживания, контроль качества и сроков технического обслуживания и т. д.) .
Научно-исследовательские работы в области эксплуатации AT проводятся силами научных организаций и учебных институтов гражданской авиации, а также инженерно-техническим составом эксплуатационных предприятий с целью поиска методов, способов и средств совершенствования процессов технической и летной эксплуатации, повышения эффективности использования и безопасности полетов ВС.
Система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, документации, технического обслуживания и ремонта и исполнителей (инженерно-технического состава), необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему. Она является важной составной частью системы технической эксплуатации авиационной техник. Цель системы ТОиР —управление техническим состоянием изделий в течение их ресурса или срока службы, которое обеспечивает заданный уровень готовности к использованию по назначению и работоспособность в процессе использования, минимальные затраты времени, труда и средств на выполнение ТОиР изделий.
Документ, в котором изложены основные принципы и решения по применению наиболее эффективных методов и стратегий ТОиР изделий авиационной техники, называется программой ТОиР. Для каждого ВС формируется программа ТОиР, в основе которой лежат разработанные МГА и МАП «Общие требования к программе технического обслуживания и ремонта самолетов гражданской авиации».