Актуальность автоматизированной системы в стоматологии обусловлена необходимостью использования постоянно растущих объемов информации при решении диагностических, терапевтических, статистических, управленческих и других задач. Стоматологическая служба является специфической областью медицинского обслуживания, имеющей ряд существенных особенностей: преимущественно амбулаторный характер оказания помощи при практически 100-процентной заболеваемости населения.
Внедрение программного комплекса, ядром которого является электронная амбулаторная карта, в значительной мере уменьшает бумажный документооборот, при этом повышается оперативность и качество ведения медицинской документации, повышается ее достоверность и доступность. Использование шаблонов и справочников при заполнении амбулаторной карты в программном комплексе минимизирует время, необходимое для оформления записи о лечебно-диагностическом процессе. При этом создаются условия для полного выполнения унифицированных требований к качеству медицинских документов.
Анализ результатов анкетирования пациентов показал, что субъективное восприятие качества медицинской поликлинической помощи существенно зависит от времени ожидания врачебного приема. Соответственно этому, высокая оценка качества медицинского обслуживания в значительной мере связана с хорошей организацией распределения потока пациентов на основе применения информационных технологий (информационная поддержка работы регистрации и оказания врачебной помощи).
Применение компьютерных систем в деятельности стоматологических поликлиник позволяет на практике реализовать методы теории систем массового обслуживания, что обеспечивает рациональное использование имеющихся материально - технических ресурсов
Предлагаемая АИС «ДЕНТ» предназначена для информационной поддержки эффективного осуществления функций медицинского учреждения стоматологического профиля за счет управления информационными потоками, сбора, анализа и обработки данных, получаемых в результате обследований и лечения амбулаторных пациентов и сопутствующих документов. Среда разработки – Delphi XE 7, в качестве хранилища баз данных используется MySQL Server.
Автоматизированная система «ДЕНТ» включает следующие функциональные подсистемы:
подсистема “Регистратура/терапия”;
подсистема “Регистратура/ортопедия”;
подсистема “Врач стоматолог (ортопед)”;
подсистема “Врач стоматолог (терапевт)”;
подсистема “Статистика”;
подсистема “Экономист”;
подсистема «Стоматологический рентген-кабинет»;
подсистема “Администратор АИС”.
Регистратура — один из основных «органов» стоматологической клиники, который должен бесперебойно работать, предоставляя объемную информацию о деятельности клиники, как клиентам, так и медикам. Администратор работает с огромным объемом информации — ведет базу данных пациентов, расписание приема докторов, заводит амбулаторные карты пациентов, совершает звонки, производит расчет с клиентами. Благодаря программным продуктам, администратор производит ведение гибкого расписания работы медиков поликлиники с персональной детализацией до определенной даты. На основании сетки приема осуществляется запись пациентов. В рамках программы администратор может производить телемаркетинг: создавать SMS-рассылки с оповещением о проводимых акциях, текущих скидках, напоминать о записи на обследование. Если пациент обращается в клинику в первый раз, то администратор при помощи программных средств создает электронную карту пациента, куда потом заносится вся история заболевания, проводимые обследования, оказанные услуги, результаты рентгенологического обследования, отражаются расчеты с пациентами. Принципиально отметить, что в электронной карте предусмотрена также и зубная карта, где отмечаются состояния зубов, вид заболевания, подвижность и т. д. Благодаря единой информационной системе поликлиники данная электронная карта пациента доступна всем врачам. Факт приема пациента с детализацией по датам и наименованиям оказанных услуг отмечает лечащий врач-стоматолог.
Рис.1 Структура АИС "ДЕНТ"
Программное обеспечение вышеуказанных подсистем является достаточно универсальным и легко адаптируемым для учета индивидуальности и специализации учреждений здравоохранения амбулаторно-поликлинического типа.
Система «ДЕНТ» обеспечивает информационную поддержку выполнения следующих функций:
стандартизированное и оптимизированное накопление информации в местах ее возникновения;
ведение разделов электронной амбулаторной карты, с возможностью получения бумажных копий;
ведение истории посещений больного;
создание единого архива медицинских данных и рентгеновских панорамных снимков;
оперативный доступ ко всей совокупности медицинской информации;
формирование статистической отчетности, поддержка возможности экспорта отчетов в Microsoft Word и Microsoft Excel;
контроль расходных материалов клиники;
обеспечение процедур разграничения прав доступа к информации
Система «ДЕНТ» позволяет создать единую информационную среду медицинского учреждения для качественного медицинского обслуживания пациентов.
К достоинствам данной системы можно отнести:
архитектура «клиент-сервер»;
единая база данных у всех клиентов данной системы;
безопасность данных, каждый пользователь авторизуется на сервере;
Внедрение системы «ДЕНТ» позволяет:
повысить экономичность и эффективность лечебно-диагностического процесса;
повысить эффективность труда медицинского персонала;
обеспечить большую преемственность лечебно-диагностической помощи, оказываемой пациентам;
улучшить взаимодействие медицинских служб учреждения.
Кроме того, использование автоматизированной системы обеспечит повышение качества управленческих решений.
Литература
Чернов П.В. Оптимизация работы стоматологической поликлиники на основе информационных технологий. [Электронный ресурс] URL: http://medical-diss.com/medicina/optimizatsiya-raboty-stomatologicheskoy-polikliniki-na-osnove-informatsionnyh-tehnologiy .
Шварц Б., Зайцев П., Ткаченко В. MySQL. Оптимизация производительности. Символ-Плюс. 2010г.