Первоначально процесс заимствования инноваций описывали как диффузионный. В дальнейшем были разработаны и другие модели, среди которых необходимо отметить модель Полтеровича–Хенкина [1,2].
В диффузионной модели распространения инноваций принятие инноваций зависит как от числа фирм, внедривших инновацию, так и от числа фирм, не принявших её [2]. В этой модели предполагается, что скорость распространения инноваций прямо пропорциональна текущему количеству субъектов, принявших инновацию к моменту времени , прямо пропорциональна количеству фирм, которые потенциально в дальнейшем внедрят инновацию, обратно пропорциональна потенциальному размеру рынка , -параметр, описывающий скорость распространения инноваций.
В соответствии с данными предположениями получено уравнение
.
Позже были разработаны различные модификации этой модели. В частности, предполагалось, что размер рынка изменяется со временем, другое предположение заключалось в росте коэффициента увеличением количества предприятий, внедривших инновацию, также рассматривалось несколько конкурирующих инноваций, кроме того, рассматривалось влияние на коэффициентразличных внешних и внутренних факторов. Дж. Додсон и Е. Мюллер предложили учитывать возможность переключения потребителя между брендами, Т. Кришнаном, Ф. Бассом и В. Кумаром исследовалась зависимость объема продаж производителей от появления новых брендов, также исследовалось влияние пиратства на распространение программного обеспечения [3].
Приближенное решение уравнения диффузии инноваций находим методом конечных разностей, заменив дифференциальное уравнение разностным уравнением (использовали правую разность)
,
где --ый шаг сетки по времени.
В дальнейшем рассматриваем равномерную сетку, то есть все .
Преобразовав разностное уравнение, получим
.
Значение находим из начального условия .
Проведённые по этим формулам расчёты в табличном процессоре Excel позволили прийти к следующим выводам:
Размер рынка не влияет на распространение инноваций
Первоначальный процент фирм, принявших инновацию значительно влияет на распространение инноваций.
Скорость распространения инноваций значительно влияет на распространение инноваций.
Полученная кривая диффузии имеет S-образную форму, что соответствует теории, а также наблюдается на практике.
Все вышеуказанное подтверждает адекватность модели и возможность её дальнейшего совершенствования.
Литература:
Балацкий, Е. В. Технологическая диффузия и инвестиционные решения / Е.В. Балацкий // Журнал новой экономической ассоциации. – 2012. –№3(15). –С. 10-34.
Балацкий, Е.В. Модели рождения и распространения инноваций [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://kapital-rus.ru/articles/article/219057. Дата обращения: 13.12.2014 г.
Соловьев, В.И. Стратегия и тактика конкуренции на рынке программного обеспечения : Опыт экономико-математического моделирования : монография / В. И. Соловьев. — М.: Вега_Инфо,2010. — 200 с.