ПОНЯТИЕ «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОНЯТИЕ «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Мекумянова Ч.Н. 1
1Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В конце ХХ века российское общество вступило в полосу системного кризиса. В первую очередь, такое состояние коснулось социально-экономической сферы, потом наступил политический хаос, который был вызван распадом Советского Союза как сверхдержавы. Во-вторых,  кризисные явления настигли духовно-нравственнуюсферу, что выразилось в процессе всеобщей трансформации социокультурных ценностей. На смену советской системе пришла новая - система ценностных ориентаций постсоветского общества.

Известный петербургский философ пишет об этом так: «Ценность представляет собой объективную значимость явления (вещей, идей, процессов, отношений) в качестве ориентиров человеческой деятельности, содержание которых обусловлено общественными потребностями и интересами субъектов» [5;11].

Одним из таких «ориентиров человеческой деятельности» сегодня становится социокультурный феномен благотворительности. 

Благотворительность - это оказание материальной и духовно-нравственной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (охрана культурных памятников,защита окружающей среды). Благотворительность распространяется и на духовную сферу как средство психологической помощи, нравственной поддержки и соучастия [7;38].

В современном социокультурном контексте благотворительность можно рассматривать как нравственный принцип формирования системы социальной политики. Законы государства должны стоять на защите интересов граждан России. В 1995 году был принят федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [6;67]. Он заложил основу для возрождения и развития российской благотворительности, обозначив и законодательно закрепив рамки этого феномена нашего общества. 

С точки зрения содержания, выделяется три формыблаготворительности: частная (меценатство), общественная, церковная.

Все эти формы преследуютединую, общественно значимую цель - помощь нуждающимся. Они различаются между собой происхождением, образом действия и способами благотворения.

Частная благотворительность, называемая меценатством, обусловлена действиями частных лиц или частной компании. Со стороны граждан практикуется: 

- перечисление денег для конкретных людей на определенные счета- современная форма пускания «шапки по кругу», которая используется не только у нас, но и в странах Запада;

- сбор книг, подержанных вещей для детских учреждений;

- лекцииконцерты и т. п. на благотворительных началах 
для клиентов социальных служб (домов ребенка, интернатов, домов престарелых и др.);

- волонтерство (от репетиторства в школах, когда учителя-пенсионеры помогают учиться детям из малообеспеченных семей, до ухода за пожилыми на дому и сиделок, ухаживающих за больными прихожанами церквей); 

- соседская помощь в рамках двора,дома, «вертикальной деревни» (подъезда) [2;174]. 

Многие крупные компании в современной России выделяют деньги на благотворительность. Так, ООО «Газпром» проводит большую работу по реализации целевой программы «Газпром - детям». Благодаря этому у детей возникает возможность для занятий спортом. 

Несмотря на то, что благотворительность может осуществляться различными способами, она как социокультурный феномен несет в себе общие социальные функции:

- экономическую - обеспечение достойного существования граждан, которые в силу объективных особенностей и (или) жизненных ситуаций не способны позаботиться о себесамостоятельно; 

- социальную - снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях; 

- рыночную - восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов - прежде всего, за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, что повышает ее эффективность; 

- общественную - восполнение перекосов общественных отношений, которые приводят к отходу отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; и одновременно - воздействие на общественное мнение; 

- политическую - реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в силу объективных причин не может отстаивать свои права;

- маркетинговую - удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, и одновременно - культивация альтруистических настроений в обществе [4]. 

Маркетинговая функция благотворительности охватывает сферу общественных отношений и духовной культуры. Общественная благотворительность осуществляется на основе добровольных либо обязательных вкладов многих или всех членов благотворительных обществ, причем не только материального, но и культурного значения. Так, организация «Родительский мост» в Санкт-Петербургедля решения вопросовмежпоколенной культурной коммуникации и демографии, развесила плакаты с надписью: «Построил дом, посадил дерево - вырасти приемного 
ребенка». Эта программа пользуется поддержкой властейгорода. 

Сегодня российскуюблаготворительность можно разделить не только на государственную, общественную и частную, но еще и на сектора - государственный, сектор бизнеса, общественный сектор.

Со стороны государства (первого сектора) важны устойчивость норм взаимодействия субъектов, внесения изменений в действующее законодательство. Это обеспечивает гарантии получения определенных благ. Органы государственной власти и местного самоуправлениямогут оказывать участникам благотворительной деятельности поддержку в таких формах, как: 

- предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и других льгот в соответствии с федеральными законами; 

- предоставление налоговых и иных льгот органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах их компетенции; 

- материально-техническое обеспечение и субсидирование благотворительных организаций (в том числе полное или частичное освобождение от оплаты услуг государственных и муниципальных организаций, платы за пользование государственным и муниципальным имуществом и др.) по решению соответствующих органов;

- финансирование на конкурсной основе благотворительных программ, разрабатываемых такими организациями; 

- размещение на конкурсной основе социальных заказов (государственных, муниципальных); 

- передача в собственность благотворительных организаций государственного или муниципального имущества в процессе его 
разгосударствления и приватизации.

Второй сектор (бизнес или предприятия) могут материально помогать общественным организациям, в том числе и «третьему сектору», или оплачивать социально значимые мероприятия. Понятно, что их цель - получение выгоды, например, положительный имидж или увеличение продаж. 
Третий сектор (сектор общественной благотворительности)нужно развивать в различных направлениях, особенно через создание групп взаимопомощи и других добровольных ассоциаций, успешно помогающихнуждающимся, однако зачастую они не имеют средств даже на регистрацию в качестве некоммерческой государственной организации.

Формы благотворительности в нашем обществе могут быть самыми разными: 
- приходская помощь, когда Церковь имеет фактически статус НГО. Это, например,сестричества, ухода за тяжело больными или умирающими на дому; 
- монастырская помощь в проживании, например, немолодым людям без определенного места жительства через «трудничество»; 
- РR-поддержка гуманитарных благотворительных действий; 
- организация, активизация представительства интересов и гражданского участия (через создание и регистрацию НГО/ГКО - государственной коммерческой организации и др. [1;205]. 

Социально-философский анализ современной российской благотворительности помогает выявить цели и принципы благотворительной деятельности. Целью благотворительности является обеспечение возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для групп населения, не имеющих возможностиреализовать свои социальные права сами.

Эта цель благотворительности осуществляется через решение определенных задач: 

- социальная поддержка и защита граждан, в том числе улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию инвалидов,безработных, прочих лиц, которые в силу физических или умственных особенностей, других обстоятельств не могутреализовывать свои права самостоятельно;

- содействие населению в преодолении последствий экологических, промышленных или других катастроф, стихийных бедствий,  предотвращению несчастных случаев; 

- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, катастроф, национальных,социальных и прочих конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам и т. д.; 

- содействие укреплению дружбы и согласия между народами, предотвращению региональных,социальных, национальных распрей;

- содействие укреплению роли семьи в обществе; 

- профилактика и охрана здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения психологического здоровья граждан; 

- содействие деятельности в сфере физической культуры и спорта;

- охрана окружающей среды, защита животных; 

- охрана, должное содержание и использование зданий и территорий, имеющих культурное,историческое, природоохранительное значение [3;167]. 

Таким образом, благотворительность необходима, чтобы снизить социальное напряжение в обществе, по возможности смягчить социальные проблемы. Кроме того, благотворительность имеет большое значение в деле духовно-нравственного воспитания россиян. Именно поэтому сегодня так важно теоретически осмыслить основы благотворительности как формы социально значимой деятельности. Возрождение благотворительной помощигосударства, частных организаций и
отдельных юридических лиц может способствовать как оказанию эффективной помощи нуждающимся, так и развитию общества в целом.

Социально-философский анализ феномена благотворительности может прояснить современные аспекты, определить цель, обозначить задачи благотворительности в современной России.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Власов, П. В. Благотворительность и милосердие в России. - М.: Центрполиграф, 2007.-  445 с.

2.     Воронова, Е. А. Благотворительность в социальной политике// Благотворительность как нравственный ресурс гражданского общества России.- СПб.: Петерб. гос. ун-т, 2007.- 280 с. 

3.     Горбунова, Е. Ю. Благотворительность в России и её роль в общественно-культурной жизни: научно-аналитический обзор. -  М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1991. - 300 с. 

4.     Задорин, И. В. Доверие общества к институту благотворительности в России в цифрах и фактах // http://www.zircon.ru/russian/publication/5_4.htm 

5.     Стельмашук Г. В. Культура и ценности // Ученые записки. Т. V. Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии. Вып. 2. СПб.: Ленинградский государственный областной университет им. А. С. Пушкина, - 2008. 250 с. 

6.     Федеральный закон // http://base.garant.ru/104232 
7. Философский словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 562 с. 
8. Частная благотворительность в России: особенности, проблемы и перспективы // http://www. kapital-rus.ru/articles/article/174076 

Просмотров работы: 2809