СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ СКЕСУАЛЬНОМУ НАСИЛИЮ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ СКЕСУАЛЬНОМУ НАСИЛИЮ

Литовченко А.С. 1
1Институт Сферы Обслуживания и Предпринимательства
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям, в последние годы во всем мире усилилось внимание к проблеме насилия над личностью, в частности к сексуальному насилию. В России эта проблема приобретает распространенный характер и рассматривается как общественно значимая. Проблема сексуального насилия становится особенно актуальной в случаях, когда насилие происходит над самыми незащищенными представителями общества – детьми.

Согласно отчету по насилию и здоровью Всемирной Организации Здравоохранения (2009) примерно 30% женщин и 10-15% мужчин подвергались сексуальному насилию в детстве. Исследования, проведенные в разных странах мира, подтверждают эти цифры, а некоторые из них имеют более высокие показатели. Помимо этого, ООН сообщает, что миллионы детей ежегодно эксплуатируются в сексуальной индустрии1. Пренебрежение интересами подростков не только наносит непоправимый вред их здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия. До 10% детей и подростков – жертв насилия – погибает, а у большинства – появляются серьезные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере. Такие подростки не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе. Жестокость по отношению к подросткам формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не способных трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к подросткам является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы тоже могут стать насильниками.

Насилие в отношении женщин и детей - глобальная проблема здравоохранения эпидемического масштаба, а также одна из важнейших социальных проблем современного общества, и главная причина страдания жертвы и ее дальнейших личных проблем. В группу риска входят как лица мужского пола, так и женского. Однако наиболее распространенным явлением является совершение сексуального насилия над лицами женского пола. Возраст, подвергшихся изнасилованию распределяется следующим образом: 0-12 лет - 16%; 13-18 лет - 32%; 19-25 лет - 26%; 26-30 лет - 7%;больше 40 - 4%. Среди жертв насилия 39% - учащиеся различных учебных заведений (19% общеобразовательных школ), 17% - работающие, 23% - не работающие, 60% - учащиеся. У большинства пострадавших отмечено неблагополучие в родительской семье: многие росли без отца (65%) или без матери. У половины жертв сексуального насилия родители были в разводе. Начало половой жизни в возрасте от 14 до 21 года. В 23 % случаев первый половой акт был актом сексуального насилия2.

Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье. Выделяют следующие негативные последствия: сексуальное насилие, может вести к возникновению у мальчика внутреннего конфликта относительно его собственной сексуальной идентичности; жертвы сексуального насилия мужского пола чаще дают выход гневу через агрессивное или антиобщественное поведение. Последствия сексуального насилия, как над лицами женского пола, так и мужского, могут проявляться в различных симптомах. Среди них: травматические стрессовые реакции, подозрение и недоверие, депрессия, суицидальное поведение, импульсивность и поведенческое расстройство, плохой самоконтроль, низкая самооценка, потеря интереса к школе, гиперсексуальность, нарушение половой идентификации и многое другое. Сексуальное насилие ведет к возникновению у детей целого ряда физических, эмоциональных и поведенческих проблем. Дети, ставшие жертвами сексуального насилия, чаще меняют замещающие и приемные семьи, чаще оказываются не в состоянии ужиться с замещающими или приемными родителями, испытывают большие поведенческие проблемы и с большим трудом формируют привязанности.

Среди ряда последствий, модно выделить также социально – экономические последствия сексуального насилия над детьми, которые могут носить два одновременно проявляющихся аспекта последствий: вред непосредственно для самих детей и вред для общества. Дети, пережившие насилие, испытывают трудности в социализации и часто не могут быть полноценными членами общества. Отсюда трудности с трудоустройством, зачастую тяжелое экономическое положение, бродяжничество, попрошайничество. В результате испытанного на себе насилия в детях вырабатывается и развивается такое негативное качество, как жестокость, лживость, появляются отклонения в физическом и психическом развитии, в эмоциональной сфере. Эти дети излишне чувствительны, быстро и неадекватно реагируют на действия окружающих, часто склонны винить других в своих ошибках, отказываются подчиняться общим правилам, что и привносят в свою взрослую жизнь в последующем. К социально – экономическим последствиям сексуального насилия в отношении детей также считают малолетнюю проституцию. Проституция в раннем возрасте неизбежно ведет к деформации психологических качеств человека и моральной деградации личности, к разрыву социально- полезных, в том числе и семейных связей, распространению заболеваний, передающихся половым путем, созданию питательной среды, «фона» для совершения более серьезных правонарушений и преступлений.

Последствия сексуального насилия чрезвычайно тяжелы для ребенка. Нередко они сопровождают человека всю жизнь и приводят к стойким депрессивным состояниям, тревогам, плохим взаимоотношениям с окружающими. Чувство страха ведет к внутреннему сопротивлению, агрессивности в одних случаях, к апатии, безразличии и пассивности в других случаях. Сексуальное насилие над детьми несет губительное разрушение и на само общество в целом. Это, прежде всего, потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, также это потери в их лице полноценных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого культурного, образовательного уровня, криминального поведения.

На данный момент, проблема сексуального насилия в отношении детей является закрытой информацией, как на государственном уровне, так и в средствах массовой информации, и при разработке различных социальных программ. О ней особо не говорят или не знают ни специалисты, работающие непосредственно с детьми и подростками, ни родители. Кроме того, недостаточно стабильно налажены связи между различными ведомствами и учреждениями, специалисты которых работают над проблемой сексуального насилия в отношении детей. Это отрицательно сказывается на эффективности коррекционной работы, принимаемых мер, поскольку только совместными усилиями можно полноценно проводить работу по преодолению последствий насилия. В ходе изучения проблемы сексуального насилия над детьми, было проведено исследование, объектом которого стали дети, подвергшиеся сексуальному насилию; предметом исследования выступили последствия сексуального насилия над детьми. Целью исследования стала разработка индивидуальной коррекционной программы, нацеленная на реабилитацию пострадавшего ребенка.

Само исследование проходило в несколько этапов: первый этап – диагностический; второй этап – разработка индивидуальной коррекционной программы для ребенка, подвергшегося сексуальному насилию; третий этап – мониторинг результатов проведения программы.

В качестве инструментария диагностики применялись: проективная методика «Дом – дерево – человек», методики «Лесенка», полный цветовой тест Люшера.

В ходе исследования были использованы следующие материала: цветные карандаши, фломастеры, мелки, альбомные листы, коврик, ватман, пустая емкость с крышкой (коробка).

Состав детей, поступающих в отделение социальной реабилитации, неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию, причинам, приведшим их в центр. Но все они – дети с разрушенной системой социальных связей, с широким спектром личностных деформаций, с искаженными личностными установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами. Они приобрели печальный опыт бродяжничества, приобщены к алкоголю, наркотическим веществам и ранним половым связям. Попадая в центр, дети естественно не сразу адаптируются к новой социальной среде. Требуется немало усилий, чтобы состоялось их социальное возрождение. Для проведения исследования были отобраны 9 детей, среди которых 4 мальчика и 5 девочек в возрасте от 8 до 12 лет.

На первом этапе исследования была проведена первичная диагностика детей с помощью проективной методики «Дом – дерево – человек». Эта - одна из самых известных - проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г.

Рисунки 8 детей из 9 были нарисованы цветными карандашами и негативного, либо враждебного настроения не отображали. Особое внимание привлек рисунок Смирновой Оли (имя изменено).

Анализируя этот рисунок, в первую очередь мы обратили внимание на штрихи. Штриховка выполнена прерывистыми линиями, с неравномерным нажимом на карандаш, что свидетельствует о некотором нервно-психическом напряжении автора рисунка. Обратили внимание также на последовательность изображения фрагментов рисунка. В первую очередь, автор нарисовал дерево, которое имеет дупло и обломленную ветку. Штриховка дерева выполнена достаточно неаккуратными прерывистыми линиями, особенно выделен сучок, который отломлен. Дерево не имеет листочков, но общаясь с автором рисунка, было выяснено, то дерево живое, просто старое. Далее мы посмотрели на дом: дом не имеет двери, что говорит о некоторой настороженности в общении в контактах с людьми, присутствует окно и чердак, что свидетельствует о наличии страхов и беспокойств. Дом, как и дерево, выполнен неаккуратными прерывистыми линиями. Автор использует в основном три цвета: черный, коричневый и красный, что говорит о некотором эмоциональном возбуждении, страхах, переживаниях. Далее мы увидели, что автор нарисовал дым из трубы. Его наличие может свидетельствовать об отсутствии психоэмоционального контакта с близкими, об отсутствии гармоничных отношений в семье и наличие конфликтных ситуаций. Наличие забора, нарисованного в последнюю очередь, говорит о том, что ребенок насторожен в общении, не готов открывать душу, идти открыто на контакт с кем-либо. Далее мы обратили внимание на девочку: автор нарисовал фигуру девочки в правом нижнем углу, по сравнению с остальными элементами рисунка, девочка маленькая; эмоциональное изображение рисунка отражает состояние грусти или печали; руки автор не прорисовал, они отведены назад, что говорит о неготовности идти на контакт. Кроме того, на волосах автор изобразил красивый красный бант, что говорит о потребности в чем-либо теплом, стремлении приукрасить себя. Наличие птиц в небе говорит о наличии проблем, как с отцом, так и с матерью. От дома идет дорожка, нарисованная в самый последний момент, символизирующая готовность ребенка идти на контакт, желание раскрыться, но при полном чувстве безопасности и доброжелательности, а также открытости собеседника.

Анализ рисунка показал, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, испытывает чувство тревоги, беспокойства, нуждается в поддержке и заботе. Мы предполагаем, что девочка испытала на себе насилие, однако в какой форме и кем, определить не удалось. Мы предполагаем, что девочка испытала на себе насилие, однако в какой форме и кем, определить не удалось.

Следующим этапом диагностики был тест Люшера. Цветовой тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. По результатам тестирования, у двух мальчиков из четырех наблюдается повышенная раздражительность, вспыльчивость, наличие чувства вины. У четырех девочек из пяти выявлена повышенная тревожность, у двух из них проблемы в общении со сверстниками. Особое внимание привлек результат тестирования Смирновой Оли, который показал, что ребенок считает, что ее недооценивают, и находит сложившуюся ситуацию неприятной. Ищет признания и уважения со стороны окружающих, так как удовлетворяющее ее чувство безопасности в обществе равных себе и единомышленников отсутствует. Самоконтроль в сфере чувствительности затрудняет возможность отдавать себя, но изоляция, к которой это приводит, вызывает у нее неуверенности, желание «сдаться» и слиться с другими. Свою неуверенность считает мягкостью, но скрывает манерой общения. Этим она стремится вызвать чувство превосходства у себя и утвердиться в этой неприятной промежуточной ситуации. Хочет, чтобы восхищались ее личными качествами.

Также была проведена диагностика с помощью методики «Лесенка». Методика предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. По результатам диагностики, 3 мальчика из четырех поставили себя на 4 ступеньку, что говорит о среднем уровне самооценки; один мальчик из четырех поставил себя на первую ступеньку лестницы, что говорит о достаточно завышенной самооценке. Результаты девочек показали: две позиции на третьей ступени, две позиции на четвертой и одна на пятой. Оля поставила себя на 5 ступеньку лесенки, так как считает, что все ссоры в семье из-за нее, а значит она плохая. Налицо низкая самооценка, вызванная сложными отношениями в семье. В ходе исследования причин помещения девочки в центр, специалистом по социальной работе было выявлено, что ребенок проживает с матерью, отчимом и двухлетним братом. В семье сниженный уровень материального достатка. Работает только отчим, который имеет случайные заработки. Мать находится в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Санитарно – гигиенические условия проживания в доме соблюдаются частично. Через несколько дней пребывания в центре, ребенок пошел на контакт с воспитателем. В ходе первичного интервью с социальным педагогом на вопрос «ты знаешь, почему ты здесь?», Оля ответила, что она здесь, потому что дома плохо.

Таким образом, по результатам первого этапа диагностики видно, что у Смирновой Оли наблюдается эмоционально – деструктивное отношение в семье и ребенок нуждается и индивидуально - коррекционной помощи, остальные дети

На втором этапе исследования была разработана индивидуальная коррекционная программа по снижению уровня тревожности и содействию в личностном росте и развитии, состоящая из восьми занятий по 45 минут, каждое из которых содержит комплекс упражнений.

Первым этапом программы было занятие «Волшебная страна чувств», целью которого было снижение уровня тревожности, установление дружественного контакта с ребенком. В ходе первого занятия были проведены три упражнения: «игра в рисунок», «воздушный шарик», «разрывание бумаги». В течение упражнения «разрывание бумаги» Оля едва заметно улыбалась, однако было видно, что занятие ей нравится. Кроме того, девочка попросила повторить упражнение. В результате проведенного занятия, было замечено, что ребенок с трудом идет на контакт, однако стремиться проработать ситуации страха. Необходимо уделить особое внимание самооценке ребенка.

На втором занятии «Точка опоры», целью которого было повышение уровня самооценки, а также формирование навыков конструктивного самовыражения, было проведено три упражнения: «волшебный ковер», «спрятанные проблемы», «рисую себя». В течение занятия у Оли не все получалось выполнять правильно, однако наблюдалось стремление к положительному результату. Упражнение «волшебный ковер» позволило ребенку представить себя доктором. Оля объяснило это тем, что очень любит животных и хотела бы их лечить. В результате проведенных упражнений, ребенок более активно шел на контакт, в процессе выполнения заданий старался правильно выполнять указания. У ребенка сформировалось представление о способах развития конструктивных навыков самовыражения; эмоциональное состояние выровнялось.

Целью третьего занятия «Где живет страх» было снижение уровня нервно–психического напряжения; содействие в личностном росте и развитии. Было проведено два упражнения: «настроение» и «закончи предложение». Упражнение «настроение» вызвало у Оли массу положительных эмоций. Девочка изображала на своем лице различные гримасы. Ребенку помогло участие специалиста. Оля смеялась над выражением лица взрослого, тем самым улучшала свое эмоциональное состояние. По итогам занятия, было замечено, что упражнения Оле понравились, девочка хорошо шла на контакт, проявилась заинтересованность в индивидуально – коррекционных занятиях; а также тенденция к снижению уровня страха, тревоги, волнения.

На четвертом игровом занятии «Вершина», целью которого было содействие развитию навыков социализации, было проведено два упражнения: «групповой рисунок» и упражнение – игра «Баба – Яга». Занятие проходило в группе из четырех человек. Упражнение – «Баба – Яга» позволило Оле побегать, снять мышечное напряжение. Девочка старалась улыбаться группе. По наблюдениям за поведением Оли было выявлено, что ребенок старается поддерживать доброжелательные отношения, среди ребят в числе предпочитаемых.

Пятое занятие «Стрела жизни» направлено на развитие ценностных и жизненных ориентаций для личностного развития ребенка. Было проведено два упражнения: «самое – самое» «мой идеал». В результате была проработана ситуация, тормозящая личностный рост и развитие. У ребенка сформировалась модель уверенного поведения.

Шестое занятие «Волшебная палочка» было нацелено на закрепление навыков уверенного поведения и поддержке позитивного настроя ребенка. Было проведено три упражнения: «озорной двойник», «разыгрывание ситуации» и «Я в будущем». В ходе упражнения «озорной двойник», Оля активно сотрудничала со специалистом, смеялась, предлагала свои варианты развития игровой ситуации. Было замечено, что упражнение вызывает больший восторг, когда девочке удается выполнить все условие игры. По итогам занятия ребенок активно шел на контакт, был эмоционально открыт, появилась заинтересованность в преодолении чувства страха и неуверенности. В ходе упражнения «Я в будущем» Оля нарисовала себя под радугой, что говорит о положительной динамике эмоционального состояния ребенка.

Целью седьмого занятие «Колодец» выступило закрепление модели уверенного поведения и преодоление чувства страха и беспокойства. Проведено два упражнения: «закончи предложение» и «назови свои слабые стороны». В течение занятия, Оля отметила, что считает себя «трусихой», потому что боится пауков. Настроение ребенка немного ухудшилось, но на предложение специалиста представить ее страх- паука на роликах, Оля отреагировала с энтузиазмом. Настроение вернулось в позитивное русло. В ходе проведенного занятия, ребенок полностью раскрылся и рассказал о своей ситуации: со стороны отчима девочка испытывала принуждение к сексуальному насилию. По отношению к произошедшему событию испытывает чувство неприязни и обиды.

На заключительном восьмом занятии «Доброе слово» целью выступила проработка детских обид и содействие в личностном росте и развитии. Было проведено упражнение «письмо обидчику», в котором Оля написала все, что хотела бы сказать своему недоброжелателю. Девочка писала аккуратно, старалась не испортить листок, однако находилась в закрытой позе (Оля отстранилась от специалиста, чтобы он не видел, что она пишет). По окончании занятия у ребенка наблюдалась положительная динамика преодоления чувства страха и неуверенности, эмоциональное состояние ребенка радостное и бодрое.

На третьем этапе исследования был проведен анализ результатов программы с использованием повторной диагностики с помощью методик: полный цветовой тест Люшера и методика «Лесенка» было выявлено, что у девочки наблюдается положительная динамика развития уверенного поведения; уровень самооценки повысился: по результатам диагностики методом «Лесенка» девочка обозначила свою позицию на третьей ступени, что говорит о положительном росте самооценки. Кроме того, девочка много рисует, стала использовать цветные карандаши и фломастеры, участвует в коллективном рисовании пейзажей. Стала чаще улыбаться, реже жалуется на кошмары. Можно считать, что программа по снижению уровня тревожности и содействию в личностном росте и развитии была проведена успешно, о чем свидетельствует состояние ребенка.

1 Догадина М.А. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация. М.: Сам себе адвокат, 2002. С. 158.

2 http://cat-gekata.livejournal.com/205228.html).

8

Просмотров работы: 2648