ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОГО АВТОРОМ МЕТОДА ПО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ НА БАЗЕ ГБУСОНРО "СРЦ Г. ШАХТЫ" - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОГО АВТОРОМ МЕТОДА ПО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ НА БАЗЕ ГБУСОНРО "СРЦ Г. ШАХТЫ"

Абашина М.Ю. 1
1Интситут сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского Государственного Технического Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное общество не свободно от многих проявлений агрессии. Ее проявления сопровождают нас как в нашей повседневной жизни, так и в средствах массовой информации. Телевиденье, интернет и газетные статьи ежедневно сообщают нам о случаях агрессивного поведения и насилия.

Удручающим фактом является все большее распространение агрессивного поведения у подростков. И выражаются не только в различных проявлениях отклоняющегося поведения, например, наркомании, курение, алкоголизме. По статистике 20% употребляющих наркотики — это дети до 16 лет. Еще 60 % это молодёжь от 16 до 30 лет. Получается, 80% из общего количества наркоманов это дети, подростки и молодые люди. Так по данным Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга уровень первичной заболеваемости наркоманией неуклонно растет, начиная с 2004 г1. Данные статистики говорят о том, что 20% восьмиклассников пробовали употреблять марихуану. По данным опросов 28% подростков указали, что знают одноклассников и сверстников, которые употребляли экстази. Алкоголь является более распространённым и даже более опасным чем наркотики для здоровья подростков. Статистически алкоголь убивает в 6.5 раз больше подростков, чем все остальные нелегальные наркотики вместе взятые. 63 % опрошенных подростков, употребляющих алкоголь, признались, что изначально брали алкоголь дома или у друзей2. К обучению в 11 классе, 45 % употребляют алкоголь раз в месяц, 29% не менее раза в неделю, а 39 % признались, что употребляют алкоголь ежедневно3. Так же и в общем ежедневном поведение подростков, которые ведут себя более агрессивно и демонстративно по отношению к взрослым (родителям и педагогам), пренебрегают правилами и общественными нормами, проявляют агрессию и жестокость в компании сверстников. В последние годы во многих странах участились акты насилия и вырос уровень преступности в подростковой среде. По данным Юнисеф 2009 году зарегистрировано 116090 преступлений совершенных несовершеннолетними или при их соучастии. Из них особо тяжких – 3953, тяжкие -32383 случая, разбой – 3600, грабеж – 16486, участие в незаконном обороте наркотиков – 37524.

Под влиянием различных факторов в обществе, семье и своей компании подростки меняют модель поведения, делая агрессию не ситуационным крайним защитным механизмом, а устойчивой формой поведения и отношения к миру и окружающим. Нужно отметить, что агрессивные формы поведения формируются в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для коррекции. Так же остается не освещенным вопрос о специфики агрессии подростков, ее причины и последствия, которое агрессивное поведение может иметь для человека в его дальнейшей жизни. Агрессивное поведение подростков можно и необходимо корректировать.

Объект исследования данной работы - агрессия подростков как социальное явление.

Предмет исследования данной работы - причины агрессии подростков в России.

Цель исследования данной работы – провести исследование эффективности разработанного автором метода профилактики агрессии подростков на базе Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних города Шахты.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проинтерпретировать понятие «агрессия»;

  • определить специфику агрессии у подростков;

  • определить социально-экономические причины агрессии подростков;

  • выявить психолого-педагогические причины агрессии подростков;

  • разработать и провести мероприятия по профилактики агрессии подростков на базе государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Социально реабилитационном центре для несовершеннолетних г.Шахты».

Агрессию как форму социального поведения в самом общем ее понятии рассматривали такие исследователи как Э. Фромм5 , А.Г. Басс6 , Л. Берковиц7 , Т.Г. Румянцева8 .

Специфику агрессии у подростков подробно рассматривали И.А. Фурманов9 , Н.М. Платонова10 , Л.И. Божович 11, К. Бютнер12 .

Социально-экономические причины агрессии подростков выделили и подробно рассмотрели Л.С. Алексеева 13, Г.П. Бочкарева14 , А.Е. Личко15 и А.Бандура 16.

Психо-педагогические причины агрессии подростков определили Ю.П. Азаров17 , Д.В. Колесов18 , Г. Крайг19 , В.С, Мухина20 .

Агрессия в современном мире является обычным явлением, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни. Понятия агрессии очень неоднозначно и многогранно, и ни одно из имеющихся определений не может раскрыть это явление в полной мере. Оно варьируется по интенсивности, направленности и тому, обусловлена ли агрессия ситуацией или является устойчивой формой поведения человека. Так же агрессия бывает «доброкачественной» и «злокачественной». И делиться на физическую, вербальную, невербальную и пассивную.

Феномен агрессии рассматривают такие науки как социология и политическая социология, международное право, психология, педагогика. Внимание изучению феномена агрессии уделяли такие зарубежные и отечественные ученые как Х. Дельгадо, Р. Бэрон, Д. Рачардсон, Т.Г. Румянцева, И.Б. Бойко и многие другие.

Существует несколько подходов к изучению явления агрессии: нормативные, глубинно-психологические, эмоциональные, целевые, многоаспектные, недифференцированные, подходы, акцентирующие внимание на последствиях агрессии и подходы, акцентирующие внимания на намереньях агрессора.

Так же нужно заметить, что существуют понятия, близкие к понятию «агрессия», но которые все же следует с ним ранжировать. Это такие понятия как «агрессивность» и «враждебность».

В данной работе под «агрессией» будем понимать любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессивность определим, как устойчивую форму поведения или черту характера, выражающуюся в склонности человека вести себя агрессивно во многих ситуациях.

Понятие враждебности сформулируем в данной работе как, длительное эмоциональное состояние, характеризующееся враждой к другим и проявляющимся желанием причинить вред или боль тем, на кого оно направлено.

Подростковым возрастом считается стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь, которая приходится на период от 10 - 11 до 16 - 17 лет. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитика–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления и формирования Я-концепции. Помимо личностных изменений и нового мироощущения, которые сами по себе являются предпосылками к агрессивному поведению, выделим еще три фактора, оказывающих сильное влияние на формирования поведения подростка.

Существуют определенные гендерные различия в формировании и проявлении агрессивного проявления подростков. Мальчики наиболее агрессивны в 12 и в 14-15 лет. Мальчики наиболее склонны к прямой физической или вербальной агрессии. Девочки же чаще проявляют прямую вербальную и невербальную агрессию в возрасте 11 и 13 лет. Объясняется это прежде всего тем, что социум в некотором роде поощряет агрессивное поведение у мальчиков, и осуждает в отношении девочек.

Так же выделяют социализированную и не социализированную форму агрессивного поведения подростков.

Агрессивное поведение влечет за собой ряд негативных последствий, которые сказываются на будущем развитии ребенка. Таких как: общий негативный настрой на будущее и недоверие к окружающему миру; отсутствие навыков самоконтроля; низкий уровень развития коммуникативных навыков и интеллекта; низкая самооценка; проблемы в отношениях с ровесниками.

Существует множество причин формирования агрессивного поведения подростков. Условно их можно разделить на две большие группы – социально-экономические причины и психолого-педагогические причины.

К социально экономическим причинам агрессии подростков относят семьи, с неблагоприятными условиями воспитания ребенка, ситуацию отчуждения родителей от детей, влияние компаний сверстников, с девиантной моделью поведения, бразилификация в современном российском обществе, дискриминация детей по различным признакам и влияние средств массовой информации и интернета.

Основной причиной формирования детской агрессивности можно назвать влияние малых групп, окружающих ребенка, важнейшей из которых считается семья. Алексеева Л.С. выделяет четыре типа семьи, которые оказывают негативное влияние на формирование личности ребенка – конфликтная, аморальная, педагогически не компетентная и асоциальная семья.

Личко А.Е выделил четыре воспитательных ситуации, которые наиболее сильно влияют на формирование агрессивности подростков. Это ситуация создание «кумира» из ребенка и ситуация чрезмерного использования труда ребенка, не обращая внимания на интересы самого ребенка.

Семья является основной средой формирования личности подростка, и любые деформации, возникающие в семейных отношениях являются определяющими. Нужно отметить, что корректировать агрессивное поведение подростков без поддержки со стороны семьи, корректировать девиантное поведение подростков крайне сложно.

К психолого-педагогическим причинам агрессивного поведения подростков можно отнести стили воспитания в семье, психологические спецификации подросткового возраста и подростковый нигилизм, комплексы, формирующиеся в этот период и повышенная сексуальность подростков.

Основной причиной агрессивности подростков оказывают спецификации подросткового возраста и подростковый нигилизм, а также подростковые комплексы, являющиеся частым следствием подростковых изменений. Ведь изменения, как психологического, так и физиологического плана, которые переживает подросток в этот период являются серьезными катализаторами агрессивного поведения, избежать которого крайне сложно.

Нужно сказать, что в жизни причины и психолого-педагогического и социально-экономического характера воздействуют на личность подростка комплексно, и сложно выделить основную. Но чаще всего детерминирующей является спецификации подросткового возраста, и возникающие в их следствии комплексы подросткового возраста. Этот вывод определяется тем, что по статистическим данным неблагополучная семья оказывает влияние только на каждого третьего ребенка, а спецификации подросткового возраста – такие как сложность в контроле эмоционального состояния, кризис самоединтичности, борьба с обретенными комплексами - проходят все дети в подростковом возрасте.

В настоящее время агрессивные формы поведения все больше входят в норму, закрепляясь в повседневной жизни. Люди перестают осуждать такой стиль поведения, как в работе, так и в личной жизни, а скорее наоборот, считают таких людей более успешными и приспособленными к современной реальности. Подростки как социальная группа наиболее быстро и широко перенимают вызывающее поведение, применяя его как в отношении родителей и учителей, так и в отношении сверстников. Можно выделить две основные группы причин, формирующих агрессивное поведение подростков – это социально-экономические и психолого-педагогические причины.

Как было указано ранее, одной из основных причин агрессивности подростков оказывают спецификации подросткового возраста и подростковый нигилизм, являющийся частым следствием подростковых изменений. Ведь изменения, как психологического, так и физиологического плана, которые переживает подросток в этот период являются серьезными катализаторами агрессивного поведения, избежать которого крайне сложно.

Коррекция такого поведения подростков является важной задачей педагогов, психологов, социальных работников и других специалистов, работающих в этой сфере.

Те программы, которые существуют, базируются на классических методах, таких как диспут, беседа, занятия с элементами тренинга и лекции. Специалисты социальной работы и психологи критично относятся к применению относительно новых методов социологии для диагностики и коррекции агрессивного поведения подростков. Подавляющее большинство программ, используемых в различных заведениях системы образования и социальных учреждениях, корректирующих агрессивного поведения, направлены на исправление отношений в семье ребенка, гармонизацию отношений с взрослыми и сверстниками, на помощь ребенку в формировании социально одобряемой стратегии поведения в стрессовых ситуации и способов выхода из кризиса. В таких программах практически не учитывается роль подростковых спецификаций, и те изменения, которые ребенок, переживающий пубертатный период, часто не осознает до конца и не умеет контролировать. Актуальность этого исследования заключается в применении относительно нового метода визуальной социологии к решению важной проблемы подростковой агрессии, для диагностики уровня агрессии, а также для ее профилактики.

Автором был разработан метод, основанный на принципах визуальной социологии и направленный на снижения уровня агрессии подростков, путем формирования способа выражения как негативных, так и позитивных эмоций. На момент проведения исследования, в СРЦ г. Шахты проходило реабилитацию шесть подростков, в возрасте от 13 до 16 лет, трое мальчиков и три девочки, из которых и была сформирована тестовая группа.

В качестве инструментария проводимого исследования были применены: опросник Басса-Дарки, метод дополнительной диагностики агрессивного поведения подростков, основанный на принципах визуальной социологии, метод коррекции агрессивного поведения подростков, основанный на принципах визуальной социологии.

Исследования проводилось в шесть этапов, первым стало проведения тестирования на определения уровня агрессии по методу опросника Басса-Дарки, по которому можно не только определить общий уровень агрессии и враждебности, но и сделать некоторые выводы о какой из видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, враждебность, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины) является определяющим для конкретного подростка на момент тестирования.

Проанализировав результаты тестирования, можно сделать вывод, что у 60% опрошенных уровень агрессии немного превышает верхнее значение нормы. У 30% уровень агрессивности находиться в пределах нормы, определяемой тестом, а 10% респондентов показали уровень агрессии меньше нижнего порога нормы. Респонденты показали значительно более высокий уровень враждебности. У 36% опрошенных уровень враждебности сильно превышал верхний порог нормального значения, у остальных 64 % был в самых верхних значениях нормальных показателей.

У большинства респондентов определяющими стали такие виды агрессии как раздражение, подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины. Если рассмотреть полученные результаты по гендерному признаку, то увидим, что девочки показали меньший уровень, как агрессии, так и враждебности, по сравнению, но нужно отметить, что у 33% опрошенных девочек уровень враждебности сильно превышен. Определяющим видом агрессии для девочек стали подозрительность и чувство вины, у мальчиков же можно отметить высокие показатели в таких видах, как раздражение, подозрительность и вербальная агрессия.

Вторым этапом исследования, стал дополнительный анализ уровня агрессивности подростков, основанный на методах визуальной социологии. Визуальная социология - направление социологии, изучающее социальные и культурные явления сквозь призму визуальных образов и репрезентаций.

Группе тестируемых подростков предлагалось сделать по три произвольные фотографии, отражающие их внутренние состояние. Для анализа результатов, как критерий оценки повышенной агрессивности автор принял ломанные линии, углы, мрачные, темные цвета на фотографии, и общее субъективное ощущение от фотографии. Таким образов, проанализировав результаты дополнительного тестирования, можно сделать вывод, что 70% тестируемых подростков определенно показали повышенный уровень агрессивности, среди них 100% тестируемых мальчиков и 30% тестируемых девочек. Таким образом, можно сделать вывод, что анализ результатов дополнительного тестирования подтвердил результаты тестов на основе опросника Басса-Дарки.

Третьим этапом стал разработанный автором метод коррекции агрессивного поведения подростков, основанный на методах визуальной социологии, который был проведен через четыре дня после проведения тестирования. Тестируемой группе было предложено разбиться на группы и вытащить карточки, на которых в произвольном порядке были написаны различные негативные эмоции. Далее один из пары тестируемых становился ведущим (фотографом), второй ведомым (моделью). Тестируемым подросткам предлагалось изобразить предложенные эмоции в течение примерно три минут, далее ведущий и ведомый менялись местами и повторяли упражнение. Автором была выдвинута гипотеза, что при помощи данного упражнения подросток может конструктивным способом выплеснуть скопившиеся негативные эмоции, что будет способствовать снижению общего уровня агрессии группы.

По окончанию упражнения, с тестируемыми подростками была проведена рефлексия. Оказалось, что для респондентов наиболее сложным оказалось изображать эмоции требующие большой экспрессивности, такие как гнев, возмущение или бешенство.

По прошествии четырех дней после прохождения упражнения, детям было предложено пройти вторичное тестирования с помощью опросника Басса-Дарки. Общие данные свидетельствовали, что общий уровень агрессии действительно снизился, но совсем незначительно. У 67% опрошенный уровень агрессии сместился в верхние границы нормы, у остальных 34 % опрошенных уровень агрессивности был ближе к нижней границы нормы. Но уровень враждебности остался примерно на прежнем уровне.

Девочки показали некоторое повышения уровня враждебности – у 63% респондентов он превышал норму. Определяющей на этот раз стал вербальный вид агрессии. У мальков уровень агрессивности снизился – все 100% опрошенных мальчиков показали результаты в пределах нормы. Определяющими для мальчиков стали вербальная агрессия и подозрительность.

Через четыре дня после проведения промежуточного тестирования по методу опросника Басса-Дарки, тестируемой группе было предложено повторить упражнение, проведенное с ними ранее – но теперь на карточках был нанесен список положительных эмоций, которые респонденты должны были показать перед камерой – это стало пятым этапом исследования. Автором была выдвинута гипотеза о том, что при погружении в положительное эмоциональное поле, подросток сможет гармонизировать свое внутреннее состояние и общий уровень агрессии снизиться.

После прохождения упражнения, с тестируемой группой была проведена рефлексия, все респонденты отметили, что выражать положительные эмоции было гораздо проще и приятнее, чем изображать отрицательные.

В прошествии четырех дней с момента последнего этапа исследования, с тестируемой группой был проведен заключительный этап исследования. Респондентам было предложено еще раз пройти тестирования с помощью опросника Басса-Дарки. На этот раз результаты тестирования показали значительное снижение, как агрессивности, так и уровня враждебности – у 70% тестируемых и уровень агрессии и адаптивные способности оказались в пределах нормы, а 30% респондентов показали уровень агрессии меньше нижнего порога нормы, а адаптивные способности наоборот – выше верхнего порога нормы.

Мальчики показали значительное снижение уровня враждебности по сравнению с первоначальными результатами. Почти 60% респондентов показали результаты в пределах нормальных значений, хотя при первоначальном тестирование уровень враждебности мальчиков сильно превышал нормальный уровень. Уровень агрессии и враждебности у всех тестируемых девочек так же находятся в пределах нормальных значений.

Итак, коррекция агрессивного поведения подростков является одной из приоритетных задач для психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов, работающих с такими детьми.

При прохождении первого этапа коррекции, с использованием списка негативных эмоций, общий уровень агрессии подростков снизился, но не значительно. Но у большинства тестируемых девочек уровень враждебности повысился по сравнению с первоначальными результатами.

После прохождения второго этапа коррекции, с использованием списка положительных эмоций, анализ результатов показал, что уровень и агрессии и враждебности тестируемой группы снизился по сравнению в первоначальными данными тестирования.

 

Рисунок 1 - Участник исследования изображает эмоцию «симпатия»

Рисунок 2 - Участник исследования изображает эмоцию «радость»

Рисунок 3 - Участник исследования изображает эмоцию «страх»

Рисунок 4 - Участник исследования изображает эмоцию «неприязнь»

Библиографический список
  1. Статистика наркомании // URL: http://www.drugstruth.ru/статистика-наркомании.aspx (дата обращения 02.12.2013)
  2. Статистика наркомании среди подростков // URL:http://www.03drugs.ru/index.php?option=com (дата обращения 03.12.2013)
  3. Статистика подросткового алкоголизма // URL: http://www.health.am/rus/site/more/2473/ (дата обращения 03.12.2013)
  4. Статистический сборник: дети в России // URL: www.gks.ru/doc_2009/deti09_rus.pdf‎ (дата обращения 04.12.2013)
  5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ Москва,1994. 635 с.
  6. Басс А.Г. Психологический словарь // Вопросы психологии. 2005. №3. С.60-67.
  7. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. Спб.: Прайм-Еврознак, 2001. 504 с.
  8. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. М.: Академия, 2001. 133 с.
  9. Фурманов И.А. Детская агрессивность: диагностика и коррекция. Минск.: НИО, 1997. 198 с.
  10. Агрессия у подростков/ под.ред. Н.М. Платоновой. Спб.: Речь, 2006. 336 с
  11. Божкович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб.: Питер, 2008. 399 с
  12. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1999. 144 с.
  13. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1980. 156 с.
  14. Бочкарева Г.П. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей. М.: Педагогика, 1972. 250 с.
  15. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Спб.: Медицина, 1985. 399 с.
  16. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Прогресс, 1999. 289 с.
  17. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Спб.: Питер, 2001. 192 с.
  18. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. М.: Букинист, 1986.160 с.
  19. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Спб.: Питер, 2005. 940 с.
  20. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Педагогика, 2006. 608 с.

1 Статистика наркомании // URL: http://www.drugstruth.ru/статистика-наркомании.aspx (дата обращения 02.12.2013)

2 Статистика наркомании среди подростков // URL:http://www.03drugs.ru/index.php?option=com (дата обращения 03.12.2013)

3 Статистика подросткового алкоголизма // URL: http://www.health.am/rus/site/more/2473/ (дата обращения 03.12.2013)

4 Статистический сборник: дети в России // URL: www.gks.ru/doc_2009/deti09_rus.pdf‎ (дата обращения 04.12.2013)

5 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ Москва,1994. 635 с.

6 Басс А.Г. Психологический словарь // Вопросы психологии. 2005. №3. С.60-67.

7 Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. Спб.: Прайм-Еврознак, 2001. 504 с.

8 Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. М.: Академия, 2001. 133 с.

9 Фурманов И.А. Детская агрессивность: диагностика и коррекция. Минск.: НИО, 1997. 198 с.

10 Агрессия у подростков/ под.ред. Н.М. Платоновой. Спб.: Речь, 2006. 336 с

11 Божкович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб.: Питер, 2008. 399 с

12 Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1999. 144 с.

13 Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1980. 156 с.

14Бочкарева Г.П. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей. М.: Педагогика, 1972. 250 с.

15 Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Спб.: Медицина, 1985. 399 с.

16 Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Прогресс, 1999. 289 с.

17 Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Спб.: Питер, 2001. 192 с.

18 Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. М.: Букинист, 1986.160 с.

19 Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Спб.: Питер, 2005. 940 с.

20 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Педагогика, 2006. 608 с.

13

Просмотров работы: 1798