ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Морозова А.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время арт–терапию все чаще рассматривают как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности.

Арт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния, зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах.

Внутренний мир лиц с ограниченными возможностями сложен и многообразен. Как помочь, увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье. Средством, способным решить все эти задачи, является искусство, а в системе психокоррекции – арт-терапевтические методы.

Применение методов арт–терапии в работе с лицами, имеющими ограничения по здоровью, способствует развитию их творчества, совершенствованию взаимодействия с окружающим миром через наглядные образы.

Арт-терапия – междисциплинарное направление, которое возникло на стыке искусства и науки. Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала [1].

Основная цель арт–терапии – гармонизация эмоционально-волевой сферы лиц с ограниченными возможностями через развитие способности самовыражения и самопознания.

Форма организации арт-терапевтических занятий определяется характером нарушения в психическом развитии человека. Если проблема лежит в сфере эмоциональных отношений, наиболее предпочтительна индивидуальная форма; в случае затруднений в социальном приспособлении более эффективна групповая форма работы, тематически ориентированная.

В творческом процессе в арт-терапевтической работе с людьми с ограниченными возможностями неприемлемы команды, указания, требования, принуждение. Участник может самостоятельно выбирать подходящие для него виды, содержание творческой деятельности и материалы, а также работать в собственном темпе; может отказаться от выполнения некоторых заданий и быть наблюдателем.

Кисилева М.В. считает, что в арт-терапевтической работе с лицами с ограниченными возможностями необходимо учитывать:

  • устойчивый характер нарушений при хронических заболеваниях, обусловливающий длительную работу с больными и низкую вероятность достижения видимых «психотерапевтических» результатов;

  • снижение когнитивных возможностей хронически больных и определенную степень эмоционально-волевых нарушений, что предполагает допустимость нерегулярных посещений арт-терапевтических сессий, низкую степень вовлеченности в работу, необходимость жесткой директивности;

  • относительно значительную степень нарушения коммуникативных возможностей больных, что затрудняет установление с ними достаточно устойчивого псвихотерапевтического контакта и нередко делает проблематичным их участие в некоторых формах групповой арт-терапии [3].

Активное применение арт-терапевтических методов ведется в Ульяновском региональном отделении общероссийской общественной организации инвалидов «Новые возможности» на базе этого отделения работает клуб молодых инвалидов «ПИОН» (от 17 до 30 лет) с особенностями интеллектуального и психического развития и их семей.

Методы, используемые в работе с молодыми инвалидами с особенностями психического и интеллектуального развития:

Песочная терапия – создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации творческого мышления.

Цветотерапия – лечение цветом, это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг человека. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Цветотерапия для предполагает в первую очередь определение любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое окружает его.

Изотерапия – психологическая коррекция невротических, психосоматических нарушений, трудностей в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах через рисунок.

Сказкотерапияметод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.

Применение вышеупомянутых арт-терапевтических методик способствуют гармонизации личности молодого инвалида с особенностями физического и интеллектуального развития через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.

Библиографический список.

  1. Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Воронова.- Ростов н/Д:Феникс, 2013.-253 с.

  2. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе /М.В. Киселева.- Спб.: Речь, 2007. - 336 с.

Просмотров работы: 1989