ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА РФ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА РФ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Колотилина А.А., Кожевникова О.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Неотъемлемой частью социальной политики российского государства является государственная молодежная политика, оказывающая важное существенное значение для поступательного развития общества. Социально-экономические, политические и духовные перемены в отечественном обществе не только не уменьшили значимости проблем формирования молодого поколения, той части российского общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дельнейшего развития Российской Федерации в ближайшее время, но и поставили их в ряд важных проблем современности.

В современных условиях, учитывая весь многолетний опыт развития государственной молодежной политики, происходят серьезные изменения в подходах к государственной молодежной политике в РФ, корректировка ее целей, приоритетов и механизмов с учетом новых условий ее реализации, анализа процессов, происходящих в молодежной среде.

За последнее десятилетие, вопреки несовершенству нормативно-правовой, материально-технической, кадровой и исследовательской научной базы, государственная молодежная политика институциолизировалась в структуре представительной и исполнительной власти, сформировались органы по делам молодежи и их инфраструктура. Данный социальный институт в целом сложился как на федеральном уровне, так и на региональном.

Изучение проблемы разработки и реализации молодежной политики в целом и региональной политики, в частности, необходимо для осознания важности роли и места современной молодежи в российском обществе, без этого невозможно анализировать и прогнозировать eго развитие. Таким образом, научный анализ современной государственной молодежной политики в Российской Федерации требует незамедлительного рассмотрения.

Степень научной разработанности проблемы. Научным исследованиям вопросов государственной политики, определению ее приоритетов, методам и средствам реализации посвящены работы А. Беляева, Э.П. Григониса, В.В. Лобанова, Л.В.Сморгунова, А.Ю Сунгурова, К.В. Фадеева, О. Харкордин1.

Обращение отечественных исследователей к проблеме молодежи как субъекта политики нашло отражение в работах: М.К. Горшкова, М.М. Зеленковой, Ю.А. Зубка, И.М. Ильинского, А.И. Ковалевой, И.С. Кона, В.А. Лукова, В.В. Павловского, С.Ю. Хлыстунова, В.И. Чупрова, Ф.Э. Шереги2.

Государственная молодежная политика анализировалась в трудах И.М. Ильинского, В.В. Нехаева, В.В. Павловского и М.А. Таранцова3, в которых нашло отражение формирование основ современной молодежной политики государства и становление в РФ новых государственных структур, занимающихся решением проблем молодежи.

Объект исследования – государственная молодежная политика в РФ.

Предмет – стратегиягосударственной молодёжной политики.

Цель исследования – на основе анализа содержания и принципов государственной молодёжной политики определить особенности её реализации и стратегические приоритеты в современной России.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить молодёжь как социально-демографическую группу

  • указать принципы и направления государственной молодёжной политики

  • охарактеризовать цели и приоритеты государственной молодёжной политики в современной России

  • проанализировать механизмы реализации государственной молодежной политики в РФ (на примере Волгоградской области).

Теоретико-методологическая база исследования. Теоретической базой работы послужила гуманистическая концепция молодежной политики И.М. Ильинского, посвященная анализу практических аспектов реализации государственной молодежной политики в России.

Эмпирическая основа: нормативно-правовая база, регламентирующая политику государства в отношении молодых граждан: «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические положения и выводы исследования углубляют понимание сути феномена молодежи как субъекта и объекта государственной политики и могут быть использованы в учебном процессе.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Молодёжь как социально-демографическая группа

Отечественный исследователь И.М. Ильинский, в своих работах указывает о принципиально новом открытии молодежи, главным в котором является установление точки зрения на молодежь, как минимум, как на возраст, не сводящийся к возрастным особенностям и отклонениям от нормы (незрелость, неразумность и т.п.), а напротив, как на наиболее ценный для нынешнего общества период жизни человека, в котором он более чем когда-либо открыт новому, не зациклен на старом, активно стремится к самоутверждению и самореализации. Молодежь - это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических подходов, максимально работоспособен1.

Определение термина «молодежь» является в научной литературе достаточно дискуссионным. Например, некоторые исследователи уходят от прямого определения понятия «молодежь», а раскрывают его сущность через понятия «молодежная культура» и «подростковый возраст»2.

Социология рассматривает молодежь как особую общественную группу с собственной спецификой социального облика. Социология интересуют, прежде всего, социальные отношения, в которые вступает молодежь, процесс социализации молодых людей, особенности их культуры и социального статуса.

Психология строит определение молодежи, основываясь преимущественно на возрастных психофизических особенностях личности молодого человека, пытаясь объяснить природу межпоколенческих конфликтов, причины агрессивности выступлений молодежи против существующего строя», кризис идентичности» и так далее.

В педагогике молодежь рассматривается в качестве субъекта и объекта воспитания и образования, а в исследованиях по демографии упор делается на половозрастные характеристики молодежи, уровень рождаемости, смертности, миграцию в молодежной среде.

В политологии молодежь выступает уже как объект не только социальных, но и политических отношений, рассматриваются ее взаимоотношения с политическими институтами, выявляется специфика мнения молодежи по вопросам политики.оров – субъективные. К ним относится, прежде всего, авторское мировоззрение, сообразуясь с которым, он ставит конкретные цели и задачи, использует определённую методологию для их достижения.уппу так называемых двойственных, «субъективно-объективных» причин. Во-первых, это конкретно-историческая детерминация сознания и поведения автора. Это выражается как в формировании у него определенных ценностных, поведенческих и познавательных ориентиров под воздействием общественного сознания, господствующей идеологии, экономического базиса и т.д., так и в возможности использовать накопившиеся, а также непосредственно накоплять определённые факты (что обусловлено уровнем развития науки). Во-вторых, это физиолого-генетическая детерминация сознания и поведения автора. Это выражается в различных интеллектуальных способностях, которые формируются под воздействием здоровья и происхождения человека.

Правоведение больше интересует правовой статус молодых людей; молодежь здесь является объектом той или иной отрасли права1.

Статистика определяет возрастные рамки молодежи от 16 до 30 лет. Однако «верхняя» возрастная граница молодежи определяется в зависимости от продолжительности формирования социально-экономических и профессиональных качеств различных ее групп2.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано В.Т. Лисовским в 1968 году: « Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии в молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет3.

Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально- психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»1.

Социальная структура молодежи представляет собой слепок классово-слоевой структуры конкретного общества. Молодежь – наиболее мобильная часть общества, оказывающая активное воздействие на динамику социальной структуры, изменение классового и слоевого состава населения2.

В кратком словаре по социологии под редакцией Д.М. Гришиани и Н.И. Лапина также нет определения термина «молодежь». Однако в ряде определений (таких, как «социальные проблемы молодежи») все же раскрывается сущность данного понятия. По мнению авторов, молодежь – социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и политической зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптация к нему и будущее его обновление. Данная группа осуществляет важный этап семейной и внесемейной социализации, интернализиции норм и ценностей, складывания политический и профессиональных ожиданий , ролей и статуса, сто выражается в специальных молодежных формах поведения и сознания. Границы группы размыты и подвижны, но обычно их связывают с возрастом 15- 30 лет3.

Российский исследователь А. Рудаков дает следующее определение молодежи: «Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основании совокупности и особенностей различных характеристик, таких как: возрастные характеристики, особенности социального положения и статуса, особенности социализации, поколенческой целостности, социальные, региональные, этнические и иные детерминанты, стиль и образ жизни молодежи1.

С изменением общенаучного подхода в разрешении ряда политических проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.

При рассмотрении термина «молодежь» в контексте молодежной политики целесообразно акцентировать внимание на трех аспектах. Во-первых, определение должно включать в себя четкие возрастные рамки, так как это необходимо для создания нормативной базы. Во-вторых, необходимо подчеркнуть особое социально-политическое положение молодежи и связанные с этим ее характеристики и социально-психологические особенности. Важно также указать историко-культурный аспект того общества, о котором идет речь. И, наконец, в-третьих, определение должно отражать роль молодежи не только как объекта политики, но и как субъекта общественного развития.

  1. Несмотря на то, что ранее говорилось о неком единстве мнений по поводу определения понятий «право» и «политика» в системе категорий теории государства и права (см. Введение), это утверждение сколько справедливо, столько же и относительно. В современной науке по-прежнему существуют различные концепции и направления, что обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов. Но эти школы и течения, несмотря на всю их противоположность взглядов, имеют и некоторые точки соприкосновения, иногда даже частично совпадающие взгляды на тот или иной вопрос. Это выражается, в частности, в выделении некоторых формальных признаков, принципов, структуры систем и подсистем права и политики. Вообще, «любая отдельно взятая теория представляет собой субъективный взгляд её приверженцев на объективные процессы».

К объективным причинам существования различных теорий можно отнести, во-первых, сложность изучаемых объектов. Это выражается в ограниченности предела абстрагирования, в физической невозможности в большинстве случаев полноценного эксперимента и вычисления, в длительности становления изучаемых институтов, в диалектическом характере этого процесса, а также самого объекта. Во-вторых, это удалённость во времени самого процесса возникновения, развития, функционирования и отмирания этих институтов в определенных конкретно-исторических типах общества. Это выражается в невозможности наблюдения указанных явлений, в малом количестве источников, а также в самом характере этих источников.1.2. Государственная молодёжная политика: принципы, направления реализации

Государственная политика - это совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной или муниципальной власти, с привлечением институтов гражданского общества1.

Государственная молодёжная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития. Политика государства предусматривает пошаговые действия в следующих направлениях: обеспечение в сфере гарантий труда и занятости молодёжи; обеспечение соблюдения прав молодёжи; содействие предпринимательской деятельности молодёжи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодёжи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодёжи; поддержка деятельности молодёжных и детских учреждений; содействие международным молодёжным обменам.

Система государственной политики представляет собой целостную совокупность тех или иных элементов, интегральное и целостное их единство. Она состоит из следующих компонентов: человеческие, субстанциональные, институциональные, духовные и процессуальные2.

Власть выступает субстанциональным элементом системы государственной политики». Императивный характер государственной власти предполагает применение широкого круга мер и способов правового принуждения.

В качестве социальных субъектов системы государственной политики выступает народ как источник государственной власти. Также к социальным субъектам государственной политики относят различные виды политических элит: от высшей государственной, до региональных и местных, в которые входят наделенные полномочиями государственной власти выборные руководители, а также различные партийные фракции в законодательных институтах всех уровней3.

Институциональная составляющая системы государственной политики, заключается во многих политико-правовых и административных нормах, представленных в Конституциях стран, кодексах и других нормативных документах.

Существенную роль в разработке и реализации государственной политики имеют процессуальные компоненты, которые отражают структурные связи социальных субъектов и институтов государственной власти по поводу политико-управленческого воздействия на общество1. Совокупность многообразных взаимоотношений между ними, связанных с регулированием экономических, социальных и других процессов, осуществляется упорядочение и охватывается полным управленческим циклом.

Принципы государственной политики подразделяются на общие (универсальные) и отраслевые (специфические). Первые применяются во всех видах политики государства и имеют общезначимый и универсальный характер. В научной литературе к ним относят принципы объективности, конкретности, основного звена, оптимальности, обратной связи, соответствия юридическим нормам и др. Ко вторым принято причислять принципы, применяемые в управлении отдельными сферами общества, либо используемые только в государственной политике, политике политических партий и общественно-политических организаций.

В осуществлении государственной молодёжной политики выделяют следующие политико-управленческие принципы:

1.Сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации молодёжной политики

2.Поддержка молодёжных объединений, привлечение молодых граждан к участию в формировании и реализации политики

3.Обеспечение правовой и социальной защищённости молодых граждан

4.Предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья

5.Приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодёжи

В осуществлении эффективной государственной политики особое место занимают методы управления. Под методом управления политики понимают способы воздействия социальных субъектов и институтов политики на управляемые объекты. Методы подразделяются на общие (универсальные) и отраслевые (специфические) в соответствии со сферами их применения. «К первым относятся такие универсальные способы управленческого воздействия, как организационно-административные и экономические методы, а также социально-психологические методы морального стимулирования. Среди отраслевых методов, используемых в системе государственной политики, значительную роль играет программно-целевой метод, позволяющий объединить в единый комплекс средства и ресурсы финансового, материального, организационного и иного рода для «точечного» решения актуальных экономических, социальных и иных задач»1.

Еще одной разновидностью элементов содержания системы государственной политики, оказывающих весьма существенное воздействие на ее целевую стадию, принципы и методы, являются духовные компоненты. Речь идет в первую очередь об экономических, социальных и иных интересах, потребностях, ценностях и других компонентах. Названные духовные компоненты находят воплощение в целевых установках, программах и иных аспектах государственной политики.

Виды политики выделяются в соответствии с характером объекта или сферы управления. В соответствии с этим политический процесс управленческого воздействия государства на экономику является экономической политикой, на социальную сферу - социальной политикой1. Эти виды политики находятся в отношениях глубинной взаимосвязи друг с другом, и ни одна из них без взаимодействия с другими не может осуществить свои цели. Другой критерий отражает направленность действия власти по вертикали или горизонтали. В первом случае речь идет о функционально-отраслевом политическом управлении, характеризующем соподчиненность центральных (федеральных) институтов и местных органов политико-управленческого воздействия. Во втором случае осуществляется управленческое воздействие на более конкретные объекты со стороны субъектов и институтов государственной власти в рамках основных видов политики. Речь идет об объектах, не имеющих таких параметров, как самостоятельные подсистемы общества, но функционируют в них в качестве относительно самостоятельных разновидностей того или иного вида политики2. Например, внутри экономической политики выделяются промышленная, научно-техническая, энергетическая и другие виды государственной политики. Внутри социальной политики сосуществуют образовательная, жилищная, жилищно-коммунальная и другие разновидности политики. Примерно такая же картина имеет место и в области культурной и других видов политики.

Таким образом, с политико-социологической точки зрения государственная политика представляет собой целостную систему, в содержание которой с необходимостью входят субстанциональные (государственная власть), человеческие (социальные субъекты), институциональные (правительство) и процессуальные компоненты. Разработка и реализация государственной молодёжной политики осуществляется на двух уровнях: общереспубликанском и региональном. Направлена эта политика в первую очередь на создание для молодёжи благоприятных условий для производственной деятельности, позволяющей реализовать её трудовой потенциал, самим зарабатывать средства, необходимые для оплаты досуга, нормального питания, жилищно-бытового устройства, обучения.

Глава II. Стратегия государственной молодёжной политики в современной России2.1. Государственная молодёжная политика в РФ: цели, приоритеты

Молодежная политикаᅟ выделиласьᅟ в самостоятельную сферу государственнойᅟ деятельности относительноᅟ недавно. Сам термин вошел в юридическую систему в 1991 г. с принятием Законаᅟ Советскогоᅟ Союзаᅟ « Об общих началах государственнойᅟ молодежнойᅟ политики в СССР».

Закон определял принципы государственнойᅟ молодежнойᅟ политики, экономические, правовыеᅟ и организационныеᅟ условия и гарантия ееᅟ осуществления. К сожалению, воᅟ многом он остался « наᅟ бумаге».

Государственная молодежная политика- этоᅟ целостная системаᅟ мер правового, организационно-управленческого, информационного, финансово-экономического, научного, кадровогоᅟ характера, направленных наᅟ созданиеᅟ необходимых условийᅟ для выбораᅟ молодыми гражданами своегоᅟ жизненногоᅟ пути, для ответственногоᅟ участия в возрождении России.

Государственная молодежная политикаᅟ призванаᅟ обеспечить:

  • стратегическую преемственностьᅟ поколений, сохранениеᅟ и развитиеᅟ национальнойᅟ культуры, воспитаниеᅟ у молодежи береженогоᅟ отношения к историческому и культурному наследию страны;

  • формированиеᅟ патриотизмаᅟ и гражданственности, воспитаниеᅟ граждан в духеᅟ уважения прав и свобод личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительноеᅟ отношениеᅟ к языкам, традициям и культуреᅟ других народов, толерантностьᅟ к чужому мнению, умеющих искатьᅟ и находитьᅟ компромиссы;

  • формированиеᅟ у молодогоᅟ поколения целостногоᅟ миропонимания и современногоᅟ научногоᅟ мировоззрения, развитиеᅟ культуры межэтнических отношений;

  • становлениеᅟ и молодых граждан положительнойᅟ трудовойᅟ мотивации, высокойᅟ деловойᅟ активности, успешногоᅟ владения основными принципами профессионализации, навыков эффективногоᅟ поведения наᅟ рынкеᅟ труда;

  • освоениеᅟ молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности заᅟ собственноеᅟ благосостояниеᅟ и состояниеᅟ общества, развитиеᅟ культуры их социальногоᅟ поведения с учетом открытости общества, егоᅟ информатизации, ростаᅟ динамичности изменений.

Государственная молодежная политикаᅟ является составнойᅟ частью федеральнойᅟ политики в области социально-экономического, культурногоᅟ и национальногоᅟ развития Российскойᅟ федерации. Для осуществления политики в отношении молодогоᅟ поколения страны в 2007г. создан государственныйᅟ комитет Российскойᅟ Федерации поᅟ делам детейᅟ и молодежи.

Цели и задачи государственнойᅟ молодежнойᅟ политики должны обеспечиватьᅟ жизненноеᅟ становлениеᅟ молодогоᅟ человека, егоᅟ социально-значимую и социальноᅟ полезную деятельностьᅟ в сочетании с необходимыми мерами социальнойᅟ защиты.

Целями государственнойᅟ молодежнойᅟ политики являются:

  1. обеспечениеᅟ и защитаᅟ прав и законных интересов молодых граждан, предоставлениеᅟ равных возможностейᅟ и условийᅟ социальногоᅟ развития различным группам молодежи

  2. содействиеᅟ социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; реализация общественноᅟ значимых инициатив, общественноᅟ полезнойᅟ деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

  3. профилактикаᅟ асоциальных явленийᅟ в молодежнойᅟ среде; социальная защитаᅟ молодежи, находящейся в труднойᅟ жизненнойᅟ ситуации;

  4. активизация созидательногоᅟ включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизньᅟ общества.

Среди задач государственнойᅟ молодежнойᅟ политики принятоᅟ выделять:

  • созданиеᅟ правовых, социально-экономических, организационных условийᅟ для выбораᅟ молодыми гражданами своегоᅟ жизненногоᅟ пути

  • формированиеᅟ современнойᅟ нормативнойᅟ политико-правовойᅟ базы молодежнойᅟ политики;

  • организацию наᅟ федеральном и региональном уровнях консолидированнойᅟ системы управления государственнойᅟ молодежнойᅟ политикойᅟ

  • усилениеᅟ роли негосударственнойᅟ составляющейᅟ в реализации государственнойᅟ молодежнойᅟ политики, активизацию институтов гражданскогоᅟ общества;

  • формированиеᅟ единогоᅟ информационногоᅟ пространстваᅟ для молодежи, заключениеᅟ общественногоᅟ договораᅟ соᅟ СМИ

  • созданиеᅟ системы подготовки и переподготовки кадров, аᅟ такжеᅟ научно-методическогоᅟ обеспечениеᅟ государственнойᅟ молодежнойᅟ политики;1

Цели государственнойᅟ молодежнойᅟ политики реализуются наᅟ всех уровнях государственнойᅟ власти и управления Российскойᅟ Федерации. Устанавливаемыеᅟ соответствующими государственными органами задачи в сфереᅟ реализации молодежнойᅟ политики неᅟ должны противоречитьᅟ ееᅟ целям.

Цели и задачи поᅟ реализации государственнойᅟ молодежнойᅟ политики в субъектах Российскойᅟ Федерации рассматриваются и утверждаются государственными органами исполнительнойᅟ власти субъектаᅟ РФ.

В этойᅟ связи государственная молодежная политикаᅟ базируется наᅟ следующих принципах:

Принцип ответственности. Государствоᅟ ответственноᅟ перед новыми поколениями россиян заᅟ социально-экономическое, экологическоеᅟ культурноеᅟ состояниеᅟ страны, аᅟ новыеᅟ поколения ответственны заᅟ сохранениеᅟ и преумножениеᅟ полученногоᅟ наследия.

Принцип преемственности, выражается в том, чтоᅟ государственная молодежная политикаᅟ неᅟ должнаᅟ зависетьᅟ от организационных перемен в системеᅟ управления государством. Принятыеᅟ стратегическиеᅟ направления государственнойᅟ молодежнойᅟ политики неᅟ должны пересматриваться чаще, чем раз в 10-15 лет.

Принцип участия требует признания молодежи неᅟ толькоᅟ как объектаᅟ воспитания и образования, ноᅟ и как сознательногоᅟ участникаᅟ социальных преобразований. Молодежныеᅟ детскиеᅟ общественныеᅟ объединения должны бытьᅟ активными участниками формирования и реализации государственнойᅟ молодежнойᅟ политики в России.

Принцип приоритетности требует, чтобы меры в области государственнойᅟ молодежнойᅟ политики разрабатывалисьᅟ и осуществлялисьᅟ как приоритетныеᅟ в деятельности государстваᅟ поᅟ обеспечению социально-экономическогоᅟ и культурногоᅟ развития России. Стратегическая сторонаᅟ этогоᅟ принципаᅟ состоит в признании высокойᅟ эффективности инвестицийᅟ в молодежь.

Принцип деятельности, предполагает осуществлениеᅟ координации деятельности федеральных органов государственнойᅟ власти, органов государственнойᅟ власти субъектов Российскойᅟ Федерации поᅟ реализации государственнойᅟ молодежнойᅟ политики в Российскойᅟ Федерации;

Реализация государственнойᅟ молодежнойᅟ политики в РФ осуществляется посредством программногоᅟ механизма, включающегоᅟ федеральные, межрегиональные, региональныеᅟ и местныеᅟ целевыеᅟ программы поᅟ социальному развитию молодогоᅟ поколения. В механизмеᅟ государственнойᅟ молодежнойᅟ политики можноᅟ выделит ряд элементов или блоков: организационныйᅟ блок, информационныйᅟ блок, политическийᅟ блок, экономическийᅟ блок, научныйᅟ блок.

Организационныйᅟ блок- структурноеᅟ управлениеᅟ молодежнойᅟ государственнойᅟ политикойᅟ , вертикальноеᅟ и горизонтальноеᅟ управлениеᅟ в системеᅟ исполнительнойᅟ власти, в том числеᅟ управлениеᅟ системойᅟ подведомственных организаций. Организационныйᅟ блок предполагает разработку моделейᅟ и методов межведомственногоᅟ взаимодействия поᅟ вопросам государственнойᅟ молодежнойᅟ политики.

Информационныйᅟ блок- управлениеᅟ данными статистическойᅟ отчетности, данными социологических мониторинговых исследованийᅟ проблем молодежи, организацию информационно-просветительнойᅟ деятельности поᅟ пропагандеᅟ государственнойᅟ молодежнойᅟ политики через СМИ.

Экономическийᅟ блок-этоᅟ системаᅟ финансирования государственнойᅟ молодежнойᅟ политики, включающая и источники внебюджетногоᅟ финансирования. Финансированиеᅟ федеральных целевых программ в области государственнойᅟ молодежнойᅟ политики РФ, мероприятийᅟ поᅟ их реализации осуществляется заᅟ счет средств федеральногоᅟ бюджета, внебюджетных источников.

Политическийᅟ блок- включает в себя разработку и принятиеᅟ соответствующейᅟ политико-правовойᅟ и нормативно-методическойᅟ базы через законодательныеᅟ органы государственнойᅟ власти всех уровнях.

Научныйᅟ блок, предполагает определениеᅟ стратегии государственнойᅟ молодежнойᅟ политики, как среднесрочной, так и долгосрочной, поддержку фундаментальных научных исследованийᅟ поᅟ проблемам социальногоᅟ развития молодогоᅟ поколения, реализации и развития интеллектуальногоᅟ потенциалаᅟ молодежи.

Финансированиеᅟ мероприятий, направленных наᅟ поддержку молодежи, осуществляется заᅟ счет средств, предусмотренных федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в области государственнойᅟ молодежнойᅟ политики. Финансированиеᅟ региональных целевых программ в области государственнойᅟ молодежнойᅟ политики в Российскойᅟ Федерации, ееᅟ реализация осуществляется заᅟ счет средств бюджетов субъектов Российскойᅟ федерации , внебюджетных источников в соответствии с законодательством субъектов Российскойᅟ Федерации. Финансированиеᅟ местных целевых программ в области государственнойᅟ молодежнойᅟ политики в Российскойᅟ Федерации осуществляется в порядке, установленном нормативными актами представительных органов местногоᅟ самоуправления.

Приоритетными направлениями осуществления государственнойᅟ молодежнойᅟ политики в Российскойᅟ Федерации является выполнениеᅟ федеральных, межрегиональных, региональных и местных целевых поᅟ социальному развитию молодогоᅟ поколения. Приоритетными направлениями государственнойᅟ молодежнойᅟ политики в субъектах Российскойᅟ Федерации определяются в соответствии с законодательством субъектов Российскойᅟ Федерации, законодательством субъектов Российскойᅟ Федерации наᅟ основеᅟ учетаᅟ социальнойᅟ потребности молодежи, национальных традиций, особенностейᅟ территорийᅟ соответствующих субъектов Российскойᅟ Федерации.

Молодежная политикаᅟ включает в себя всю совокупностьᅟ взаимоотношенийᅟ молодогоᅟ поколения и общества: с однойᅟ стороны- отношениеᅟ обществаᅟ к молодежи, государстваᅟ к молодежи, политических партийᅟ и общественных организацийᅟ к молодежи, аᅟ с другойᅟ – отношениеᅟ самойᅟ молодежи к обществу, государству, политическим институтам. В этойᅟ связи возникает дваᅟ типаᅟ проблем: проблемаᅟ молодежи, как особойᅟ социальнойᅟ группы, и проблемы обществаᅟ поᅟ отношению к молодежи.

Проблемы самойᅟ молодежи состоят, преждеᅟ всего, в том, чтоᅟ молодежьᅟ в своейᅟ доминирующейᅟ части идентифицирует себя как молодежь, сознает себя таковой, свою роль, историческоеᅟ предначертание, стремится реализоватьᅟ себя и сталкивается с невозможностью самореализации. Проблемы обществаᅟ порождены несостоявшимися ожиданиями инициативы, активности молодогоᅟ поколения, егоᅟ общественнойᅟ отдачи, несоответствием творческогоᅟ потенциалаᅟ егоᅟ значительнойᅟ части усиливающемуся запросу общества. Неразрешениеᅟ обозначенных проблем оборачивается тяжелыми социальными последствиями и для общества, и для молодойᅟ личности.

Решениеᅟ этих проблем в значительнойᅟ своейᅟ части возможноᅟ лишьᅟ путем формирования демократическогоᅟ механизмаᅟ согласования интересов молодежи с интересами других социальных групп общества. Этоᅟ единственныйᅟ путьᅟ создания благоприятногоᅟ нравственно-психологического, общественно-политического, адекватных социально-экономических условийᅟ жизнедеятельности молодежи, формированиеᅟ мотивационногоᅟ механизма, обеспечивающегоᅟ наиболееᅟ полную самореализацию молодежи.

В этойᅟ связи принципиальноᅟ должны измениться содержаниеᅟ и характер молодежнойᅟ политики. Онаᅟ должнаᅟ статьᅟ политикойᅟ комплексной, включающейᅟ неᅟ отдельныеᅟ мероприятия, отдельныеᅟ направления работы с молодежью, аᅟ целостную систему мер поᅟ социальному развитию молодогоᅟ поколения. Молодежная политикаᅟ должнаᅟ обеспечить, с однойᅟ стороны, созданиеᅟ условийᅟ для реализации детьми, молодежью своих прав и свобод как необходимойᅟ основы их физического, нравственногоᅟ и духовногоᅟ развития, гражданскогоᅟ становления, с другойᅟ стороны- сбалансироватьᅟ законныеᅟ интересы детей, молодежи, их объединенийᅟ и ассоциаций, привести их к консенсусу с интересами других социальных, профессиональных возрастных групп населения. В этом залог политическойᅟ и экономическойᅟ стабильности в обществе.

Этоᅟ первоеᅟ новоеᅟ требование, котороеᅟ предъявляется к молодежнойᅟ политикеᅟ в условиях модернизации общества. Второеᅟ качество, котороеᅟ должнаᅟ приобрести политикаᅟ в отношении молодогоᅟ поколения – ееᅟ инновационныйᅟ характер. Молодежная политикаᅟ должнаᅟ статьᅟ сильнойᅟ социальнойᅟ политикой, принципиальноᅟ изменяющейᅟ характер работы с молодежью, местоᅟ и рольᅟ самойᅟ молодежи в обществе, превращающейᅟ ееᅟ в активноеᅟ началоᅟ воᅟ всех сферах, в том числеᅟ в управлении государственными делами, в осуществлении власти.

2.2. Реализация государственной молодежной политики в РФ (на примере Волгоградской области)

Государственная молодежная политикаᅟ Российскойᅟ Федерации реализуется в субъектах федерации, наᅟ примереᅟ Волгоградскойᅟ области осуществляется через закон Волгоградскойᅟ области «Оᅟ государственнойᅟ молодежнойᅟ политикеᅟ в Волгоградскойᅟ области».

Закон Волгоградскойᅟ области «Оᅟ государственнойᅟ молодежнойᅟ политикеᅟ в Волгоградскойᅟ области» состоит из IV глав и 30 статей.

Так в статьеᅟ 2. уточняются цели, задачи и приоритетныеᅟ направления молодежнойᅟ политики. Молодежная политикаᅟ является частью социально-экономическойᅟ политики Волгоградскойᅟ области. Основными целями молодежнойᅟ политики являются: содействиеᅟ социальному, духовно-нравственному, культурному, гражданско-патриотическому и физическому развитию молодежи; реализация инновационногоᅟ потенциалаᅟ молодежи в интересах общественногоᅟ развития самойᅟ молодежи. Такжеᅟ определилось, чтоᅟ основными задачами молодежнойᅟ политики являются:1

  • обеспечениеᅟ законных прав и защитаᅟ интересов молодежи;

  • поддержкаᅟ молодых семей; развитиеᅟ и реализация творческогоᅟ потенциалаᅟ и поддержкаᅟ инициативы молодежи;

  • поддержкаᅟ и социальная адаптация молодых граждан, испытывающих проблемы с интеграциейᅟ в обществоᅟ

  • созданиеᅟ системы противодействия распространению в молодежнойᅟ средеᅟ асоциальных явлений;

  • обеспечениеᅟ доступаᅟ к получению общегоᅟ и профессиональногоᅟ образования в рамках государственногоᅟ стандарта;

Приоритетными направлениями молодежнойᅟ политики в федеральном законеᅟ являются:

  • обеспечениеᅟ соблюдения прав и свобод молодых граждан, их правовоеᅟ образование;

  • основныеᅟ гарантии прав молодых граждан в сфереᅟ образования; обеспечениеᅟ гарантийᅟ прав молодых граждан в сфереᅟ трудаᅟ и занятости;

  • поддержкаᅟ молодых семей, в том числеᅟ в улучшении жилищных условий;

  • поддержкаᅟ молодых граждан в сферах здравоохранения, физическойᅟ культуры и спорта;

  • поддержкаᅟ талантливойᅟ молодежи; профилактикаᅟ негативных проявленийᅟ в молодежнойᅟ среде;

  • духовно-нравственное, гражданскоеᅟ и патриотическоеᅟ воспитаниеᅟ молодежи;

Статья 3. установилаᅟ принципы молодежнойᅟ политики. В связи с чем молодежная политикаᅟ реализуется наᅟ основеᅟ следующих принципов: признаниеᅟ интересов и потребностейᅟ молодежи как особойᅟ социальнойᅟ группы современногоᅟ обществаᅟ наᅟ основеᅟ равенстваᅟ ееᅟ законных прав и интересов с правами и интересами других социальных групп и обществаᅟ в целом; уважениеᅟ личности молодогоᅟ гражданина; привлечениеᅟ молодых граждан непосредственноᅟ или через молодежныеᅟ объединения к участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и обществаᅟ в целом; системныйᅟ комплексныйᅟ подход, предусматривающийᅟ объединениеᅟ усилийᅟ различных социальных и экономических институтов, межотраслевоеᅟ и межведомственноеᅟ взаимодействиеᅟ органов государственнойᅟ власти Волгоградскойᅟ области в реализации молодежнойᅟ политики..

Политико-правовоеᅟ регулированиеᅟ молодежнойᅟ политики Законодательствоᅟ оᅟ молодежнойᅟ политикеᅟ основывается наᅟ Конституции Российскойᅟ Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российскойᅟ Федерации и состоит из Уставаᅟ (Основногоᅟ закона) Волгоградскойᅟ области1, настоящегоᅟ Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Волгоградскойᅟ области.

Статья 8. Компетенция органов местногоᅟ самоуправления в Волгоградскойᅟ области в сфереᅟ молодежнойᅟ политики Органы местногоᅟ самоуправления в Волгоградскойᅟ области участвуют в реализации молодежнойᅟ политики в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российскойᅟ Федерации.2

Статья 9. указывает, чтоᅟ в молодежном парламентеᅟ Волгоградскойᅟ области и Молодежнойᅟ администрации Волгоградскойᅟ области в целях стимулирования участия молодых граждан, молодежных и детских общественных объединенийᅟ в реализации молодежнойᅟ политики создаются Молодежныйᅟ парламент Волгоградскойᅟ области и Молодежная администрация Волгоградскойᅟ области. 3

Положениеᅟ оᅟ Молодежном парламентеᅟ Волгоградскойᅟ области принимает Волгоградская областная Дума, положениеᅟ оᅟ Молодежнойᅟ администрации Волгоградскойᅟ области утверждает Губернатор Волгоградскойᅟ области. (в ред. Законаᅟ Волгоградскойᅟ области от 07.06.2012 № 56-ОД)4. Участиеᅟ индивидуальных предпринимателей, коммерческих и некоммерческих организацийᅟ в реализации молодежнойᅟ политики В реализации молодежнойᅟ политики участвуют индивидуальныеᅟ предприниматели, коммерческиеᅟ и некоммерческиеᅟ организации, основнойᅟ вид деятельности которых направлен наᅟ осуществлениеᅟ работы с молодежью. Коммерческиеᅟ и некоммерческиеᅟ организации, индивидуальныеᅟ предприниматели вправеᅟ участвоватьᅟ в осуществлении региональных и межмуниципальных программ и мероприятийᅟ поᅟ работеᅟ с детьми и молодежью в соответствии с действующим законодательством.

Такжеᅟ опираясьᅟ наᅟ статью 11.законаᅟ оᅟ государственнойᅟ молодежнойᅟ политикеᅟ в волгоградскойᅟ области, установилоᅟ участиеᅟ молодежи в формировании и реализации молодежнойᅟ политики. Молодежьᅟ участвует в формировании и реализации молодежнойᅟ политики посредством направления предложенийᅟ в адрес органов государственнойᅟ власти Волгоградскойᅟ области, аᅟ такжеᅟ через молодежныеᅟ общественныеᅟ объединения. Вносимыеᅟ молодыми гражданами и молодежными общественными объединениями в органы государственнойᅟ власти Волгоградскойᅟ области предложения, касающиеся реализации молодежнойᅟ политики, рассматриваются указанными органами в соответствии с полномочиями, определенными законодательством Российскойᅟ Федерации и законодательством Волгоградскойᅟ области.

Вместеᅟ с тем, финансированиеᅟ региональных и межмуниципальных программ и мероприятийᅟ поᅟ работеᅟ с молодежью осуществляется заᅟ счет средств областногоᅟ бюджета, внебюджетных средств и иных источников, привлекаемых для указанных целейᅟ в соответствии с законодательством Российскойᅟ Федерации и законодательством Волгоградскойᅟ области. Средства, направляемыеᅟ наᅟ реализацию молодежнойᅟ политики, предусматриваются законом Волгоградскойᅟ области об областном бюджете. Анализируя, научноеᅟ и методическоеᅟ обеспечениеᅟ молодежнойᅟ политики, органы исполнительнойᅟ власти Волгоградскойᅟ области организуют проведениеᅟ информационно-аналитическойᅟ и научно-исследовательскойᅟ работы поᅟ проблемам молодых граждан, молодых семей, молодежных и детских общественных объединенийᅟ для разработки региональных и межмуниципальных программ и мероприятийᅟ поᅟ работеᅟ с молодежью, программ социально-экономическогоᅟ развития Волгоградскойᅟ области, подготовки докладов оᅟ положении молодежи в регионе.

Таким образом, информационноеᅟ обеспечениеᅟ молодежнойᅟ политики осуществляет, уполномоченныйᅟ орган поᅟ Волгоградскойᅟ области, оᅟ ходеᅟ реализации региональных, межмуниципальных программ и проведении мероприятийᅟ поᅟ работеᅟ с молодежью.

В целях сохранения и развития интеллектуальногоᅟ и творческогоᅟ потенциалаᅟ в Волгоградскойᅟ области применяется системаᅟ мер поᅟ поддержкеᅟ талантливых молодых граждан, созданию условийᅟ для их плодотворнойᅟ деятельности. Региональныеᅟ и межмуниципальныеᅟ программы и мероприятия поᅟ поддержкеᅟ талантливойᅟ молодежи в Волгоградскойᅟ области реализуются с участием молодежных общественных объединений, творческих союзов, благотворительных и иных фондов, образовательных, научных, культурных учреждений, других заинтересованных организацийᅟ и отдельных граждан.

Поддержкаᅟ талантливойᅟ молодежи исполнительными органами государственнойᅟ власти Волгоградскойᅟ области осуществляется посредством: формирования заинтересованности предприятий, учрежденийᅟ и организаций, общественных объединений, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, отдельных граждан в поддержкеᅟ молодых талантов; содействия практическому внедрению разработок молодых ученых через создание, поддержку и координацию инновационных программ и центров, проведениеᅟ ярмарок интеллектуальногоᅟ творчества; организации и проведения мероприятийᅟ (конкурсов, выставок, фестивалейᅟ и других); обеспечения участия представителейᅟ талантливойᅟ молодежи в межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах творчестваᅟ молодежи; содействия в организации и проведении профессиональных семинаров-презентаций, стажировок, студенческих практик с целью трудоустройстваᅟ и профессиональнойᅟ адаптации молодых ученых и специалистов.1

Вместеᅟ с тем, в целях стимулирования учебнойᅟ деятельности, творческойᅟ активности молодежи устанавливаются премии и стипендии Губернатораᅟ Волгоградскойᅟ области. Средстваᅟ наᅟ эти цели предусматриваются ежегодноᅟ в областном бюджете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Молодежная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер по установлению и поддержанию определенного общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним – определенного качества жизни и качества самой молодежи, которая в перспективе является экономически активным населением страны.

Молодежь - есть некая социальная прослойка, очень важная для государства, поскольку молодежь – это те люди, которые придут на смену правящему в данный момент поколению. Качество подрастающего поколения, а также степень его соответствия существующим и необходимым стране условиям и стандартам обуславливаются эффективностью молодежной политики. Эффективность молодежной политики обеспечивается действенностью реализации комплекса мер самого различного характера: правового, социально-экономического, организационного, духовно-нравственного, психологического и т.д.

Сформировавшиеся в пореформенный период молодежные ассоциации и учреждения, работающие с детьми и молодежью по реализации задач и программ государственной политики, религиозные конфессии на данный момент не в силах обеспечить активную социализацию молодежи, включение потенциала молодежи в государственные и общественные преобразования, обучение навыкам социальной инновационной деятельности.

Вместе с тем значительная часть молодежи, с учетом опыта последних, сумела встроиться в новые социально-экономические и политические условия, адаптироваться к ним, относительно быстро устроив ценности демократии и рынка. Однако и достаточно большая доля российской молодежи оказалась «за бортом» новой общественной системы, образовались группы социально неустроенных молодых людей, увеличились так называемые группы риска, в молодежной среде наблюдается рост экстремизма, протестного поведения. Для молодежной когорты характерны сегодня растущее неравенство и расслоение, как общая характеристика социальной дефрагментации российского общества, и дезинтеграция молодежной как страты по социально-профессиональным, региональным и этническим детерминантам. Среди негативных факторов или источников угроз процессу позитивной социализации молодых граждан – кризис идентичности молодежи, снижение престижа труда у молодого поколения, отсутствие четкой внутренней системы ориентации и предпочтений, внутренняя определенность в шкале жизненных ценностей.

Следствием необратимых процессов социального расслоения, социальной дихотомии позиций, интересов молодежи является принципиальное противопоставленное социально активной и социальной пассивной молодежи. Причем последняя постоянно доминирует.

Вместе с тем успешная модернизация российского общества невозможна без активного участия в этом процессе молодого поколения, что обусловлено объективными причинами. Молодежь в любом обществе выполняет функцию социально воспроизводства, наследуя достигнутый уровень общественного развития, отвечая за сохранение созданного предшествующими поколениями и формируя в себе образ будущего, молодые обеспечивают преемственность развития социальной системы. Эта функция не выполняется никакой другой группой населения.

Не менее значимо и еще одно обстоятельство. Молодежь является главным участником социальных перемещений и экономической мобильности. Следовательно, поэтому молодежь может стать как фактором ускорения процесса модернизации, так и сдерживающим фактором. В этой связи принципиально важно создать стимулы для включения молодого поколения в процесс реформирования системы, чтобы его цели и интересы совпадали с общественными и государственными, разделялись и принимались большинством молодежи, чтобы она связывала с ними свои жизненные перспективы. Только при этом условии молодое поколение не только не будет источником угроз национальной безопасности, но будет готово и способно их предотвратить, расширив социальную базу преобразований.

В целом государственная молодежная политика России имеет существенный ряд отличительных особенностей по сравнению с зарубежным опытом. Она насчитывает уже несколько десятков лет, однако ранее она не была оформлена, вся работа с молодежью проводилась в рамках идеологии и реализовалась партией через все ее механизмы (прежде всего посредством воспитания). В связи с этим, появление понятия «молодежная политика» многие ученые связывают с распадом Советского союза1.

Согласно Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18.12.2007 № 1760-р, цель современной отечественной молодежной политики - развитие потенциала молодежи в интересах России, т.е. «взросление» в нашей стране происходит посредством привлечения молодых людей к участию в общественно-политических процессах, что приводит к увеличению конкурентоспособности страны2. Результатом этой работы является формирование открытой и доступной для молодежи системы поддержки инициатив, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России в целом. Следствием данной деятельности является осознание молодым человеком своей полезности, востребованности обществу, предоставление молодежи возможности проявить себя.

Основными направлениями молодежной политики современной России являются: духовно-нравственное воспитание (в частности через развитие чувства патриотизма) и информирование молодежи о потенциальных возможностях развития.

Следует отметить, что такой подход к молодежной политике не охватывает все 100% молодого поколения страны. Он нацелен лишь на ее малую часть - наиболее активную и дееспособную, а также ограниченную возрастными рамками (в отличие от европейской молодежной политики, которая базируется на вовлечении молодежи с малых лет). Фактически незащищенные слои молодого поколения (лица с ограниченными возможностями), а также менее активные на своем этапе развития молодые люди - остаются в стороне, пополняя ряды маргинальных элементов.

Сложившаяся крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда) и даже гибели людей, как показывают беспорядки, произошедшие в Москве в 2011 году на Манежной площади. И как показывают проводимые соцопросы в обеих российских столицах и многих городах-миллионниках до 76% молодежи поддерживают в той или иной степени действия участников данных акций.1

чтобы определить понятия «право» и «политика» в системе категорий теории государства и права, необходимо выделить совокупность признаков, раскрывающих их содержание. Хочется отметить, что «раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании», к тому же «постижение сущности предмета составляет задачу науки». В свете вышеизложенного важнейшая задача современной теории государства и права состоит в выделении существенных объективных признаков из этих разноплановых мнений, в формировании непредвзятого отношения к понятиям, обозначающим важнейшие общественные институты, такие как право, политика, государство и др. Список литературы

  1. БеляевА., Цыганков Д. Оценивая эффективность реформ: новые технологии оптимизации государственного управления // Вестник актуальных прогнозов. – 2004. - №1. - С. 75-78.

  2. Гаман-Голутвина О.В. Роль государства в контексте реформ государственного управления // Проблемы современного государственного управления в России. Материалы постоянно действующего научного семинара. Вып. 3, М., 2006.

  3. Патрушев С.В. Гражданская активность: неоинституциональный подход: (перспективы исследования) // Политические исследования. – 2009. – №6. - С.82-88.

  4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. – М., 2010.

  5. Григонис Э.П. Государственный механизм России: история и современность, СПб., 2005 С.77-81.

  6. Гришаев, С. В. Социальный портрет молодого предпринимателя / С. В. Гришаев, В. Г. Немировский // Социс. - 1999. - № 5. - С.83-87.

  7. Доган М., Пеласси Д. Политическая социализация: от поколения к поколению // Сравнительная политическая социология. Социально-политический журнал. - 1994. – № IV. - С.78-80.

  8. Зеленкова М.М. Особенности молодежной политики в России и зарубежных странах // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 3. - С.57-60.

  9. Зинченко Г.П. Социология управления. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

  10. Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект / Ю.А. Зубок // Соц.-гуманит. знания. - 2000. - С.71-73.

  11. Ильинский И.М. Молодёжь и молодёжная политика. М., 2001.

  12. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика: // Философия. История. Теория. - 2001.

  13. Ищенко Н.П. Социальное становление советской молодежи. Киев: Выща шк., 1989.

  14. Кадымов С.Т. Проблемы государственного управления в современной России: Автореф. дис. . канд. полит, наук. М., 1998.

  15. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. – М., 1999.

  16. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

  17. Кордонский С.Г. Ресурсное государство: Сборник статей. - М.: REGNUM, 2007.

  18. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс. М: Академический Проект; Трикста, 2004.

  19. Крылова Н. Самосостояние. Какой будет молодежная политика в России? / Н. Крылова // Народное образование. - 2001. - № 5. - С.78-83.

  20. Куда идти молодым? // Рос. Федерация сегодня. - 2001. - № 23.

  21. Лобанов В.В. Анализ государственной политики, М., 2001.

  22. Лобанов В.В. Государственная политика: разработка и реализация, М., 2000.

  23. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика, М., 2004.

  24. Государственная политика и управление. Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л.В.Сморгунова, М., 2006.

  25. Луков В. А. Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы // Социс. - 2012. - № 2. - С. 21-30.

  26. Луков В. А. Ювентизация. - М.,. 2009. - № 1.

  27. Молодежь России: Федеральная программа. Утверждена постановлением Правительства РФ от25 ноября №1521.

  28. Нехаев В.В. Государственная служба по делам молодежи: Возникновение, структура, направление деятельности. - М.,1995.

  29. Павловский В.В. Ювентология - интегративная наука о молодёжи. М., 2001.

  30. Петухов В. В. Политическое участие россиян: характер, формы, основные тенденции // Власть. - 1999. - №1.

  31. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. - М.: Логос, 1998.

  32. Прохоров А.П. Русская модель управления. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002.

  33. Проект Федерального закона № 428343-4 «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» от 12 декабря 2007г. № 1760-р.

  34. Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. - Екатеринбург, 2001.

  35. Пушкарева Г.В. Политическое поведение: теория, методология, практические возможности когнитивного подхода: Дисс.докт. полит, наук. - М., 2004.

  36. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. - Ростов н/Д: Феникс, 1997.

  37. Разумовский В.Ю. Российское государство как субъект и объект реформировании историко-политологический анализ основных идеологем: Автореф. дис. . канд. полит, наук. -М., 1999.

  38. Рудаков А.В. Механизм формирования и технологии реализации государственной молодежной политики РФ: автореф. дисс. …канд. полит. наук Н. Новгород, 2006.

  39. Ручкин Б.А. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества / Б.А. Ручкин, В.А. Родонов, А.В. Пыжиков // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 1.

  40. Садыкова Д. А. Молодежные организации. Япония. Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. Вып. 1.

  41. Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников: достижения, проблемы, перспективы / Т.Н. Самсонова // Соц.-гуманит. знания. - 2001. - № 2.

  42. Сандомирский М.Е., Хамитов Г.Х., Белогородский Л.С. Механизмы формирования девиантного поведения подростков и возрастная периодизация психического развития // Мониторинг общественного мнения молодежи политическим проблемам и управленческая деятельность по решению молодежных проблем. Уфа: Башкирский университет, 1996.

  43. Селиванова О. Занятость молодежи - стратегическая проблема / О. Селиванова // Человек и труд. - 2003. - № 3.

  44. Скробов А.П. О некоторых подходах к молодежной политике в условиях реформ / А.П. Скробов // Соц.-политический журн. - 1998. - № 3.

  45. Слатинов В.Б. Государственная политика в сфере административной реформы: противоречия и проблемы // Проблемы формирования государственных политик в России. М.: Научный эксперт, 2006.

  46. Соколов А. В. Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития // Вестник международных организаций. 2009. № 1.

  47. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2006.

  48. Таранцов М.А. Опыт разработки и реализации региональных программ «Молодежь в России» (на материалах Волгоградской области) // Молодежная политика: Опыт, проблемы, перспективы. - Киев, 1999.

  49. Фадеев К.В. Государственная политика: коммуникативные и административные механизмы // Государственное управление: новые технологии, М., 2004.

  50. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 5 апреля 2013 г. № 56-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/04/10/molodezh-dok.html

  51. Харкордин О. Что такое государство? Европейский контекст // Государство в четырех языках / Под ред. О.Харкордина, СПб., 2004.

  52. Хлобустов, О. Молодежь и дети в современной России / О. Хлобустов // Власть. - 2003. - № 6.

  53. Черкасова, Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике / Т.В. Черкасова // Социс. - 2004. - № 3.

  54. Чупров В.И. Молодёжь в общественном производстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

  55. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

  56. Ювентология и ювенальная политика в ХХ веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования: колл. монография / под.ред. Е.Г. Слуцкого. СПб., 2004.

1 Беляев А., Цыганков Д. Оценивая эффективность реформ: новые технологии оптимизации государственного управления / Вестник актуальных прогнозов. – 2004. - №11; Григонис Э.П. Государственный механизм России: история и современность, СПб., 2005; Лобанов В.В. Анализ государственной политики, М., 2001; Лобанов В.В. Государственная политика: разработка и реализация, М., 2000; Лобанов В.В.Государственное управление и общественная политика, М., 2004;.Сунгуров А.Ю. «Фабрики мысли» и центры публичной политики // Государственная политика и управление / Под ред. Л.В. Сморгунова, М., 2006; Фадеев К.В. Государственная политика: коммуникативные и административные механизмы // Государственное управление: новые технологии, М., 2004; Харкордин О. Что такое государство ? Европейский контекст // Государство в четырех языках / Под ред. О.Харкордина, СПб., 2004.

2 Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. – М., 2010; Зеленкова М.М. Особенности молодежной политики в России и зарубежных странах // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 3.; Зубок, Ю. А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект / Ю. А. Зубок // Соц.-гуманит. знания. - 2000; Ильинский И.М. Молодёжь и молодёжная политика. М., 2001; Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. – М., 1999; Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989; Павловский В.В. Ювентология - интегративная наука о молодёжи. М., 2001; Хлыстунов С.Ю. Политическое сознание молодёжи в условиях обновления российского общества: состояние и перспективы. // Диссертация на соискание учёной степени канд. социол. наук. Саратов, 1999; Чупров В.И. Молодёжь в общественном производстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

3 Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика: // Философия. История. Теория // -М., 2001; Нехаев В.В. Государственная служба по делам молодежи: Возникновение, структура, направление деятельности.- М., 1995; Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи.- Екатеринбург, 2001; Таранцов М.А. Опыт разработки и реализации региональных программ «Молодежь в России» (на материалах Волгоградской области) // Молодежная политика: Опыт, проблемы, перспективы. - Киев, 1999.

1 Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика // Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001.

2 Исламшина Т.Г., Салагаев А.Л. Молодежные субкультуры : Казань: КГТУ, 1997.

1 Социология молодежи /под ред. В.Т. Лисовского .СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996.

2 Гурова, Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации / Р.Г. Гурова // Педагогика. - 2000.- № 10.

3Лисовский В.Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи: автореф. канд. дисс. Л., 1968.

1 Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 16.

2 См. Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г.В. Осипова.1995.

3 Гвишиани Д.М., Лапина Н.М. Социология молодежи. М.: Политиздат, 1988.

1 Рудаков А.В. Механизм формирования и технологии реализации государственной молодежной политики РФ: автореф. дисс. канд. полит. наук. Н. Новгород, 2006.

1 Козбаненко, В.А. Государственное управление: основы теории и организации / В.А. Козбаненко. - М.: Наука, 2003.

2 Пикулькин, А.В. Система государственного управления / А.В. Пикулькин. - М.: Юнити-Дана, 2011.

3 Чиркин В.Е. Государственное управление. М., 2003.

1 Смoргунов Л.В. Сравнительный анализ политико-административных реформ: от нового государственного менеджмента к концепции «governаnce» // Полис. – 2003.- 4.

1 Политика и общество. Методы управления, влияния, познания. Сборник статей аспирантов факультетов прикладной политологии и социологии ГУ-ВШЭ./ Отв. ред. М.Ю.Урнов, Л.В.Поляков, Г.И.Иванченко. – М., 2006.

1 Атаманчук Г.В. Управление - социальная ценность и эффективность. М., 2003.

2 Аверьянов В.Б. Функции и организационная структура органа государственного управления. К., 2001.

1 Рудаков А.В. Механизм формирования и технологии реализации государственнойᅟ молодежнойᅟ политики РФ: автореф. дисс. …канд. полит. наук Н. Новгород, 2006.

1Закон от 15 июля 2011 годаᅟ № 2210-ОД «Оᅟ государственнойᅟ молодежнойᅟ политикеᅟ в Волгоградскойᅟ области» //В редакциях № 56-ОД от 07.06.2012, № 125-ОД от 11.10.2013 // [Электронныйᅟ ресурс].URL: http://docs.pravo.ru/document/view/18605139/

1 Устав (Основнойᅟ закон) Волгоградскойᅟ области от 17 июля 1996 г. N 73-ОД (принят постановлением Волгоградскойᅟ областнойᅟ Думы от 11 июля 1996 г. N 41/410) (с изменениями и дополнениями) [Электронныйᅟ ресурс].URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_volgograd/

2 Закон от 15 июля 2011 годаᅟ № 2210-ОД «Оᅟ государственнойᅟ молодежнойᅟ политикеᅟ в Волгоградскойᅟ области» //В редакциях № 56-ОД от 07.06.2012, № 125-ОД от 11.10.2013.//[Электронныйᅟ ресурс].URL: http://docs.pravo.ru/document/view/18605139/

3 Закон от 15 июля 2011 годаᅟ № 2210-ОД «Оᅟ государственнойᅟ молодежнойᅟ политикеᅟ в Волгоградскойᅟ области» //В редакциях № 56-ОД от 07.06.2012, № 125-ОД от 11.10.2013.//[Электронныйᅟ ресурс].URL: http://docs.pravo.ru/document/view/18605139/

4 Закон от 15 июля 2011 годаᅟ № 2210-ОД «Оᅟ государственнойᅟ молодежнойᅟ политикеᅟ в Волгоградскойᅟ области» //В редакциях № 56-ОД от 07.06.2012, № 125-ОД от 11.10.2013.//[Электронныйᅟ ресурс].URL: http://docs.pravo.ru/document/view/18605139/

1 Закон от 15 июля 2011 годаᅟ № 2210-ОД «Оᅟ государственнойᅟ молодежнойᅟ политикеᅟ в Волгоградскойᅟ области» //В редакциях № 56-ОД от 07.06.2012, № 125-ОД от 11.10.2013.//[Электронныйᅟ ресурс].URL: http://docs.pravo.ru/document/view/18605139/

1 Распопов Р. Молодежь - наше будущее. О Комсомоле надо помнить... // Зозуля Г. Возрожденная из пепла. КПРФ в постсоветский период: возрождение, деятельность, проблемы. Батайск: Батайское книжное издательство, 2003.

2 Проект Федерального закона № 428343-4 «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» от 12 декабря 2007г. № 1760-р

1 Зеленкова М.М. Особенности молодежной политики в России и зарубежных странах // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 3.

Просмотров работы: 22936