ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА.

Монахова В.Д. 1
1Тверской Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Из множества факторов, влияющих на ребенка, рассмотрим подробнее детско-родительские отношения как катализатор формирования эмоциональной сферы.

Детско-родительские отношения — двусторонний процесс взаимоотношений, в котором принимают участие родитель и ребенок. Это отношение формирует образы: как у родителя — образ его ребенка, так и у ребенка — образ его родителя и являются основой для поведения.

Существует 3 вида детско-родительских отношений:

  • Излишняя вовлеченность (авторитарный тип);

  • Излишняя отстраненность (эмоциональное неприятие);

  • Оптимальный тип.

Что касается первого типа, здесь ребенок, в лучшем случае, будет получать только строгие указания от родителей, в худшем - попадет под постоянный надзор за каждым своим действием. Конечно, взрослые будут делать это не со зла, а всего лишь от своей гиперзаботы, гиперопеки, от избыточной любви и тревоги за свое чадо. А ведь тем самым они растворяют малыша в себе. Можно сказать, что его эго “испаряется”. Ребенка подхватывает неимоверное торнадо родительской доброты и беспокойства, а помимо этого с помощью несчастного пытаются реализовать все свои стремления и желания. Как ни странно, родители даже не подозревают об этом, не видят в этом ошибок, а наоборот - гордятся своим “редкостным умением” угодить ребенку, предугадать его желания, забывая, что ребенок тоже имеет право голоса.

И какие же плоды потом пожинают родители? Малыш вырастает инфантильным и несамостоятельным, избалованным, излишне требовательным к окружающим.

В перевес авторитарному типу выступает тип излишней отстраненности. Это тоже плохо. Малыш растет в атмосфере холодных, недоверительных отношений, что является причиной недоразвития эмоционально - волевой сферы. Ребенку просто неоткуда взять эмоции, у него нет примера, которому можно следовать. А от этого развивается эмоциональная тупость.

Не всегда при таком типе отношений ребенок полностью покинут взрослым. Здесь тоже может иметь место строгий контроль со стороны родителей, но к этому добавляется полная глухота с их стороны к потребностям малыша, его задатки не развиваются, его желания ни для кого не существуют. Это приводит к плачевным последствиям. Лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, воспитывающийся в условиях эмоционального отвержения, малыш имеет мало возможностей для формирования самоуважения, теплых и дружественных отношения с другими людьми и устойчивого положительного образа «Я». А здесь и неуверенность в себе, низкая самооценка, и отсутствие всякого уважения к другим людям.

Оптимальный тип – это наилучший вариант детско-родительских отношений, т.к. в этом случае личность ребенка (в плане его самооценки и представлений о самом себе) развивается нормально, а процесс воспитания ребёнка родителем облегчается. Родители и дети могут открыто и искренне общаться друг с другом, что помогает полному раскрытию особенностей ребенка, реализации его возможностей.

Старший дошкольный возраст – это возраст, в котором происходит активное формирование эмоциональной сферы ребенка. Для этой ступени развития характерны такие черты как:

  • появление зачатков рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих;

  • установление иерархии мотивов — умение сделать выбор между собственными желаниями и требованиями взрослых, т.е. у старших дошкольников преобладают обдуманные действия над импульсами;

  • усвоение морально-этических норм — разделение поступков на плохие и хорошие, оценка своего поведения.

И, конечно, на все вышеперечисленные характеристики огромное влияние имеет семья ребенка, не смотря на то, что в шестилетнем возрасте круг социального общения не ограничен родственниками. Детский сад, взаимоотношения с посторонними взрослыми людьми, просмотр телепередач тоже могут принести свой вклад в формирование эмоциональной сферы, но их влияние очень мало и во многом будет зависеть и от родителя.

Так, например, телевидение может стать помощником в обучении детей, если его разумно использовать: подбирать соответствующие возрасту познавательные передачи, обсуждать с ребенком увиденное, ограничивать время просмотра телевизора путем перемены такой деятельности на продуктивную, например, создание рисунков, аппликаций, сочинение сказок на основе увиденного. Здесь мы видим опять же проявление родительского отношения и ответственности родителя.

Мы решили изучить влияние детско-родительских отношений на формирование эмоциональной сферы на практике. Нами было проведено исследование подготовительной группы ДОУ№ 127. Мы использовали методики: “Два дома”[7], “Кактус”[3], “Семья”[1], тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен [8] при обследовании детей, опросник ОРО [4] и опросник “Стратегии семейного воспитания”[6] для родителей.

Исследование показало, что у детей с повышенной тревожностью в группе меньше друзей, отношения со сверстниками натянутые, они плохо слушаются воспитателей, присутствует много агрессии в поведении либо оби наоборот очень стеснительные. При изучении внутрисемейных отношений таких детей было выявлено, что практически все родители приверженцы либо авторитарного, либо либерального (попустительского), либо индифферентного (в данном случае родители очень мало времени уделяют ребенку, считая свои дела важнее детских) стиля воспитания.

Помимо этого, нами было установлено, что у родителей тревожных детей, низкий или близкий к низкому уровень кооперации с ребенком, что обозначает неумение или нежелание объединить усилия родителей с детьми для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. А в случаях высокой тревожности у детей было выявлено, что родители относят их к “маленьким неудачникам” и соответствующе к ним относятся.

На основе результатов проведенной работы нами был разработан перечень пожеланий и рекомендаций родителям:

  • Необходимо уважать и ответственно относиться к желаниям, эмоциям и чувствам ребенка;

  • Быть с ребенком равноправными партнерами: уделять ребенку и его проблемам не меньше времени, чем своим, поддерживать и помогать малышу, вместе искать решение, выход из ситуации;

  • Необходимо понимание родителями, что каждый ребенок уникален. Не стоит сравнивать своего малыша с другими.

  • Нужно учитывать, что нет плохих или хороших детей: воспитание и развитие малыша зависит во многом от родителей: какой пример они подают, как много времени удаляют воспитанию, обучению малыша, а самое главное – общению.

  • Особое внимание рекомендуем уделять развитию задатков способностей детей, ведь если их не развивать, то в конце концов они могут исчезнуть - под лежачий камень вода не течет.

  • Для ребенка нужно создать позитивную психологическую обстановку дома. А это будет полезно не только малышу, но и родителям, ведь семья – это место, где люди должны отдыхать от негативного влияния внешнего мира. И лишь когда в семье мир, спокойствие и здоровая атмосфера, все ее члены будут чувствовать себя счастливыми, соответственно и тревожность будет снижаться, будет улучшаться поведение у детей.

  • Самое главное для родителей- нужно быть хорошим примером своим детям. Это сложно, но оно того стоит. Ведь достойное поведение и умные стратегии выхода из различных ситуаций - это залог успеха и для взрослого в его жизни, и фундамент для формирования эмоциональной сферы и личности в целом ребенка.

Список литературы:

  1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство –– М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с: ил. СЕМЬЯ

  2. Карабонова О. А. : Психология семейных отношений –– М.: ГАРДАРИКИ, 2000.–– 320с.

  3. Памфилова М.А. Графическая методика «Кактус» Текст.: Обруч. -2000. №5. [Электронный ресурс]: http://oskinaolga.ucoz.ru/graficheskaja_metodika_kaktus.doc КАКТУС

  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн —— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 с: (стр 173) ОРО

  5. Семенака, С.И. Социально психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно - развивающие занятия. // С.И. Семенака. -2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005

  6. Сергей Степанов. Стратегии семейного воспитания // Школьный психолог, 2000/05/08 [Электронный ресурс]: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/144.pdf

  7. Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской) [Электронный ресурс]: http://psikholog-dou.ru/PARADIEVA/sociometricheskaja_metodika.doc

  8. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) / Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. С.19-28

Просмотров работы: 2218