ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО И РЕАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО И РЕАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Волокитина Ю.О. 1, Френкель Е.Э. 1
1Вольский Военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Введение

Актуальность выбранной темы. Век информационных технологий. Пожалуй, так мы начнём эту исследовательскую работу. Действительно, Интернет-сеть помогает нам в обучении, мы можем легко узнать новости, и найти интересующую нас информацию. В Интернете есть всё! Звучит неплохо.

Но стоит посмотреть на это с другой стороны. Многие уже не представляют своей жизни без Интернета. Любая проблема, даже малейшая – мы открываем поисковик и вводим вопрос, хотя могли бы просто напрячь мозги, и додуматься сами, открыть книжку или, в конце концов, спросить близких. Мы забыли, что такое библиотека! «Как много можно сделать, когда под рукой есть такой огромный источник знаний!» – думают современные подростки, но продолжают «сидеть» в социальной сети Vkontakte. Ежедневно молодые люди тратят своё драгоценное время на общение в социальных сетях. Не спорим, общение – это, конечно, хорошо. Отечественные психологи (М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.) определяют общение как ведущую, а значит, самую полезную для развития подростков, деятельность. Подросток должен обсудить, высказать свое отношение, выразить себя. Но разве можно сравнивать виртуальное и реальное общение? И не слишком ли часто современные подростки подменяют реальное общение виртуальным?

Авторы, занимающиеся проблемами зависимого поведения (Менделевич и др.) утверждают, что общение в социальных сетях в настоящее время перешло на уровень аддитивного (зависимого) поведения. Для подтверждения этого и подтверждения актуальности проблемы зависимости от подобного типа общения среди сверстников, мы провели опрос в социальной сети, в которой сами проводим так много времени, в популярной в России сети Vkontakte. Анализ показал, что более 50 % опрошенных пользователей признали, что зависимость от виртуального общения – самая актуальная для возраста (опрошено 150 человек).

И если подростки так активно предпочитают общение в сети, что признают это современной проблемой, то следует более тщательно изучить особенности этого привлекающего общения.

Объект исследования: Особенности общения подростков

Предмет исследования: Отличие реального и виртуального общения подростков, зависимых от социальных сетей.

Цель исследования: Выделить различия в реальном и виртуальном общении подростков, зависимых от социальных сетей

Задачи исследования: 1. Изучить теоретические аспекты зависимости в трудах современных исследователей

2. Изучить характеристику реального и виртуального общения в группе подростков, зависимых от социальных сетей

3. Выделить особенности (отличия) виртуального общения и сделать выводы

4. Разработать рекомендации (разъяснения) для подростков, которые помогут им избежать разочарования от общения в сетях и помогут более реально воспринимать виртуальных собеседников

Гипотеза: Мы предположили, что существуют отличия в реальном и виртуальном общении зависимых от социальных сетей подростков:

- анонимность и множественность личности виртуально общающегося подростка

- снижение ответственности за качество и результаты общения в виртуальном общении зависимых от социальных сетей подростков

- стирание социальных барьеров общения

- в виртуальном общении более легко и категорично проходит «фильтрация» и отбор контактов

Новизна исследования: Изучены особенности общения подростков в социальных сетях. Для того чтобы более чётко просмотреть эти особенности, исследование проводилось на зависимых от социальных сетей подростках.

Практическая значимость: Выделены некоторые особенности общения подростков в соц. сетях, и на этой основе мы разработали мини-памятку для тех, кто только начинает общаться в социальных сетях. Это знание поможет им избежать разочарований в общении.

В нашей работе приняли участие: 150 человек в интернет опросе и 20 человек в опросе, на выявление особенностей общения.

Глава 1. Проблема зависимости подростков от общения в социальных сетях в трудах современных психологов

1.1 Представления о характере общения подростков в трудах отечественных и зарубежных психологов

Подросток – несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов.

Как сообщается во многих источниках: общение со сверстниками достигает максимума в 11–13 лет. Распространенным основанием является желание помочь товарищу. При выборе собеседника, подросток уделяет внимание личностным качествам (например, смелости и решительности), также деловым качествам и умениям, которые ценятся среди товарищей или интересуют его самого (например, игра в футбол).

Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью подростков становится общение со сверстниками. Именно тогда деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть «значимым» – реализуется в сообществе сверстников. В научных работах Д.И. Фельдштейна о стремлении к стихийно-групповому общению заявляли 15 % подростков, хотя на самом деле наличие такой формы общения зафиксировано у 56 % детей 11–15 лет. Это происходит, когда ребенок не удовлетворяется общением, также большое значение имеют недостатки в организации досуга и плохие взаимоотношениям с родителями (именно в этом возрасте ребенок убежден, что его никто не понимает, он никому не нужен и т.д.). Поэтому он вынужден удовлетворять потребность в общении в стихийных группах.

Стихийно-групповое общение – взаимодействие, основанное на случайных контактах. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретает агрессивность, жестокость, повышенную тревожность, замкнутость и т.д.

Они привлекают своей «опасностью»: отсутствием присмотра, свободы действий, проделками, возможностью попробовать вредные привычки (курение, алкоголь) и т.д.

А.В. Мудрик утверждал, что некоторые подростки стремятся к общению с взрослыми, при этом в 7–8 классе у четверти школьников появляется потребность в доверительном общении с взрослыми.

В подростковом возрасте чередуются периоды «закрытости» и «открытости» в общении. «Закрытость» отмечается в 6 и 8 классах, а «открытость» – в 7 и 9 классах. «Закрытость» проявляется в стремлении подростка оградить свой внутренний мир, защитить от постороннего давления еще не сложившиеся представления о себе, свой образ. В этот период любые вопросы могут вызвать у подростков неадекватную реакцию. К примеру, если родитель решит поинтересоваться у ребенка, как у него дела в школе, с друзьями, пообедал ли он и т.д., от подростка можно ожидать агрессивной реакции: «Не лезь ко мне!», «Не твое дело!», «Я устал, не хочу разговаривать!» и т.д. В периоды «открытости» подросток, наоборот, нуждается в беседе о себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих в нем переменах. У семиклассника удовлетворить эту потребность могут и сверстники и взрослые, девятиклассники же нуждаются в общении именно с взрослыми (с теми, кому они доверяют), так как перед ними стоит задача жизненного самоопределения, выбора профессии, пути дальнейшего образования, и они ждут дельного совета или помощи от них [1].

Также, стоит заметить, что отличается стиль общения девочек и мальчиков.

Мальчики легче вступают в контакты с другими детьми с самого раннего возраста, они имеют активную позицию, поэтому у них обычно много дружеских отношений. В общении мальчиков обычно присутствует дух соревнования. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам общения. Общение девочек кажется более пассивным, но избирательным.

Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. Мальчиков чаще можно увидеть в больших группах, а девочек - по двое или по трое. Дружба девочек является более закрытой для посторонних, нежели мальчишеские компании [2].

Подростковый возраст – это сложный период. Период самопознания и открытия своего Я. Это период значительных изменений и трудностей в жизни человека, это отражается и в манере поведения, и в поступках, и в общении подростков.

1.2 Понятие зависимости от социальной сети в современной психологии

Зависимость – это подверженность влиянию, потребность в чём-либо [3].

Термин «зависимость от социальных сетей» психологи выделили недавно. До этого выделялся термин «зависимость от Интернета». Социальные сети набирают всё большую популярность. Чаще всего, ими пользуются подростки и молодые люди до 30 лет. Постепенно, они забывают о том, что общаться-то можно и в реальном мире. Для них, кроме виртуального общения, уже ничего не существует. Поэтому, отключение Интернета вырастает во всемирную трагедию, – какой ужас, общаться-то не с кем! Они не понимают, что настоящая жизнь проходит мимо них. Для них настоящая жизнь находится по ту сторону монитора [4]. Приведем несколько определений, которые необходимы нам для построения исследования и описания отношений.

Зависимый – человек, имеющий зависимость.

Интернет (англ.Internet) – всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации [5].

Социальная сеть (от англ. socialnetworkingservice) – платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. Характерными особенностями социальной сети являются:

  • создание личных профилей (публичных или полупубличных), в которых зачастую требуется указать реальные персональные данные и другую информации о себе (место учёбы и работы, хобби, жизненные принципы и др.);

  • предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (размещение фотографий, видеозаписей, размещение текстовых записей (в режиме блогов или микроблогов), организация тематических сообществ, обмен личными сообщениями и т. п.);

  • возможность задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения (например, дружбы, родства, деловых и рабочих связей и т. п.) [6].

Социальные сети – бич нашего времени. С каждым днем всё больше и больше людей становятся зависимыми от виртуального общения. Разберемся в причинах обращениях к виртуальному миру среди подростков:

  • Разочарование в реальном мире, предпочтение правил, норм, предписаний «новой реальности», а не реального мира;

  • Невостребованность собственных ресурсов, возможностей в реальной жизни. Человек не может найти себе место в жизни, среди реальных людей. Обычно это происходит с творческими людьми, их взгляды на жизнь часто не разделяют окружающие люди и не так трактуют их произведения искусства. Такое явление также актуально для подростков, которые начинают думать о своём будущем и для взрослых, которые понимают, что выбрали неправильный путь в жизни;

  • Неограниченные возможности, в виртуальной жизни все наравне. Свобода слова; решительность и смелость в высказываниях своего мнения, для чего часто не хватает духа осуществить в реальной жизни;

  • Взгляды на жизнь не разделяют окружающие. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. У человека очень мало друзей, людей, которые его поддерживают, понимают, он ищет их в соц. сетях;

  • Нехватка времени для реального общения;

  • Неумение и нежелание общаться в реальной жизни (противоположность предыдущей – то есть у человека есть возможность реального общения, но он сознательно от него отказывается, так как не желает прикладывать усилия на развитие своих коммуникативных качеств). Это можно наблюдать и в жизни: очень часто находясь среди людей, даже знакомых, человек достает телефон и выходит в Интернет, выбирая виртуальное общение;

  • Неумение распределить свое свободное время, либо найти себе занятие. Многие выходят в Интернет «от нечего делать», чтобы скоротать время, что является признаком неправильного распределения свободного времени. Этому способствует отсутствие детских и молодежных клубов, нежелание самой молодежи принимать участие в активной деятельности, которая слоняется по улицам или сидит дома, родительская невнимательность к развитию детей, которых не отдают в спортивные секции или другие кружки, где дети могли бы непосредственно учиться общению;

  • Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам не удавшихся в реальной жизни, с помощью общения в Сети. Позволяет это сделать некоторые особенности Интернета, такие как анонимность, нежесткая нормативность, своеобразие процесса восприятия человека человеком [7].

Очевидно, что социальные сети обладают колоссальными ресурсами для формирования зависимостей именно у подростков и молодежи, которые очень не уверены в себе, только учатся жить, готовы верить всем окружающим, обманывать о своей жизни.

1.3 Особенности виртуального общения

Обозначим ряд особенностей, характерных для всех форм виртуального общения, выделенных исследователями Михайловым В.А. и Михайловым С.В.:

  1. Прежде всего, рассматриваемый вид общения отличается своей виртуальностью. В связи с развитием новых информационных технологий образуется виртуальное пространство, которое базируется на переходе всего и вся в состояние виртуальности. Таким образом, виртуальность обеспечивает совместное местопребывание реальных явлений, которые в действительности не представлены вместе.

  2. Также виртуальное общение отличается своей глобальностью. Под глобализацией коммуникации подразумевается «предельное расширение того пространства, в котором происходят различные виды общения». Количество пользователей сети Интернет стремительно растет, предположительно Интернет способен охватить всех жителей планеты.

  3. Глобальность отличается потенциальностью, то есть фактически индивид непосредственно общается с определенным, не очень большим количеством людей, но потенциально может вступить в контакт с любым и каждым. Таким образом, исчезают пространственно-временные ограничения коммуникации, происходит так называемое «размывание» государственных и национальных границ.

  4. В виртуальной коммуникации могут участвовать как знакомые друг с другом люди для поддержания контакта, так и незнакомые для поиска новых знакомств. Но, несмотря на это, как для первого, так и для второго случая коммуникации будет характерна неформальная форма общения, независимо от степени близости отношений людей.

  5. Следующей характерной чертой виртуального общения является интерактивность. Современная коммуникация ориентирована на индивидуальное использование информации, то есть человек сам выбирает необходимую ему информации, в отличие от традиционных СМИ, где информация предоставляется массовым потоком. Таким образом, в современном мире СМИ перерастают в средства массовой коммуникации, вследствие чего трансформируется само социальное общение. Человек стремится к диалогу и незамедлительному включению в общение.

  6. Для виртуального общения свойственен кратковременный характер, краткость сообщений, а также использование большого количества сокращений.

  7. Также виртуальное общение отличается гипертекстуальностью. С точки зрения анализируемой проблемы под гипертекстуальностью понимается многозначность, полидискурсивность виртуального общение, которые возникают за счет участья в коммуникации множества представителей разнообразных культур.

  8. В виртуальной среде теряется значение собственного «я», социально значимой выступает «выдуманная», созданная самим человеком индивидуальность, которая проявляется посредством самопрезентации. С этим явлением связана следующая отличительная черта виртуального общения — креативность. Пользователь способен сам создавать, моделировать виртуальную реальность. По сравнению с традиционными средствами массовой информации, такими как телевидение, радио, пресса, где пользователь является пассивным субъектом, который лишь воспринимает информацию, в сети Интернет пользователь является активным субъектом, способным создавать собственную картину мира.

  9. С понятием самопрезентации в виртуальном пространстве связана еще одна черта виртуального общения — анонимность, которая выражается в использовании псевдонимов («ников») и отсутствии какой-либо значимой реальной информации об участнике общения. Таким образом, проявляется некий парадокс виртуального общения, которое основано на межличностной коммуникации, но при этом осуществляется в безличной форме.

  10. Заключительной чертой виртуального общения выделяют мозаичность. Данная черта выражается в рассеянности и отсутствии иерархии виртуальной среды. Отсутствие центра вызывает появление хаотичных структур, не имеющих какой-либо упорядоченности. Это приводит к нарушению целостности восприятия у человека, которое дополняется еще и наличием множества самоидентификаций [8].

Исследователи рассмотрели общение в виртуальной среде в целом. В своем практическом исследовании мы рассмотрим общение подростков именно в социальных сетях. Для акцентирования картины, усиления особенностей, в качестве испытуемых мы возьмем группу подростков, зависимых от социальной сети.

Глава 2. Исследование виртуального общения зависимых от сети подростков

2.1 Описание исследования

Для подтверждения нашей гипотезы о существовании ряда специфических особенностей общения в виртуальном мире у зависимых от социальных сетей подростков, мы провели исследование.

Наше исследование проводилось в 3 этапа:

1) На первом этапе мы выясним, насколько распространенной является проблема зависимости подростков от общения в социальных сетях. Это необходимо как для подтверждения актуальности исследования, так и для первичного формирования группы испытуемых. Для полноты эксперимента мы предложили вопрос в социальной сети. Попросили ответить тех, кто с нами регулярно общается в сетях. Однако в исследовании активно приняли участие и совсем незнакомые нам люди. Всего на вопрос о подростковых зависимостях ответили 150 человек.

2) На втором этапе мы отобрали группу подростков для исследования особенностей реального и виртуального общения по косвенным показателям зависимости (большое количество времени, проводимое в сети, самопризнание, прячется за необычным «ником». Для подтверждения существования зависимости от социальных сетей мы использовали составленный нами опросник. Опросник состоял из 5 вопросов, составленных на основании анализа психологических и социальных показателей зависимости, выделенных теоретиками.

Опросник для проверки зависимости от соц. сетей:

  •  
    1. Сколько в среднем часов Вы проводите в Интернете, общаясь в соц. сетях?

    2. Легко ли Вам выйти из соц. сетей (завершить сеанс)?

    3. Много ли у Вас виртуальных друзей, с которыми Вы регулярно активно общаетесь?

    4. Сколько времени Вы можете провести без выхода в Интернет, не общаясь в соц. сетях?

    5. Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность, нервозность, не имея возможности общения в соц. сетях, будучи вне сети? Отмечаете, что состояние улучшается, как только Вы оказываетесь online?

Отобранные объекты исследования разной возрастной категории, с различными интересами, увлечениями и типами темперамента (Приложение 1).

Мы проверили объекты на зависимость от соц. сетей. Если в результате окажется, что исследуемые объекты – зависимые от виртуального общения, то мы проведём анкетирование и сделаем выводы.

3) На третьем этапе мы проводили диагностику особенностей общения по опроснику, составленному нами на основе анализа теоретических материалов, посвященных реальному и виртуальному общению.

2.2. Эмпирическое исследование виртуального общения зависимых подростков

1. Проведя социальный опрос среди подростков (также был небольшой процент молодежи) в популярной в России соц. сети Vkontakte, какая же проблема является самой острой у подростков, более 50 % отдали своё предпочтение зависимости от соц. сетей (рисунки 1 и 2):

 

Рисунок 1 – Общий опрос в популярной в России соц. сети Vkontakte

 

Рисунок 2 – Тот же опрос. Актуальность проблемы зависимости подростков от соц. увеличивается, что можно проследить по графику

Действительно, проблема зависимости от социальных сетей – это реальность. 56,7 % опрошенных считают её самой актуальной у подростков. Это мнение не почерпнуто ими из газет. Опрашивались люди, активно общающиеся в сети, имеющие дело с такими зависимыми и сами во многом зависимые от общения.

  1. На втором этапе мы выделили группу испытуемых. Это наши знакомые реальные (12 человек) и виртуальные (8 человек), которых мы сами, на основании нашего общения, могли бы назвать зависимыми. Но для подтверждения выводов и для подтверждения основания для включения в опрос, им были предложены вопросы анкеты. (Сколько в среднем часов Вы проводите в Интернете, общаясь в соц. сетях? Легко ли Вам выйти из соц. сетей (завершить сеанс)? Много ли у Вас виртуальных друзей, с которыми Вы регулярно активно общаетесь? Сколько времени Вы можете провести без выхода в Интернет, не общаясь в соц. сетях? Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность, нервозность, не имея возможности общения в соц. сетях, будучи вне сети? Отмечаете, что состояние улучшается, как только Вы оказываетесь online?)

Ответы наших испытуемых приводятся в приложении (Приложение 2).

Анализ ответов показал, что все отобранные нами подростки могут расцениваться как зависимые от социальных сетей. Рассмотрим результаты:

– Подростки очень много времени проводят в соц. сетях. В нашей группе от 4 до «круглосуточно», средний ответ – 8 часов.

– Опрошенные уверены, что смогут по своему желанию выйти из сети («думаю, да» – 10 человек, остальные – уверены, что легко). Но попадались интересные ответы «ради этого пропускаю пищу», «выйду, если отпустят». Подростки «подвисают» в сетях, но уверены, что легко по своему желанию освободятся (как алкоголики).

– В друзьях у наших подростков реальные и виртуальные знакомые. От 400 человек до 1–2

– Без общения в соц. сети подростки могут прожить по-разному – от 1 дня до «много», однако практика нашего общения с ними в соц. сети показывает, что не было дня, чтобы они не были он-лайн и не общались.

– Признали, что без общения в сети будут испытывать сниженное настроение только 6 человек, 5 человек указали «чуть, слегка» испорченное настроение.

Вывод: действительно, все наши 20 человек, которых мы выбрали для дальнейшего опроса, могут быть названы зависимыми от общения в сети.

  1. Объектам исследования было предложено ответить на вопросы с возможными вариантами выбора ответа: виртуальное либо реальное общение.

Опросник.

1. Как Вам кажется, где Вас понимают лучше?

2. Где Вам легче познакомиться?

3. Где легче раскрыться?

4. Где легче высказаться? Озвучить свое мнение?

5. Где Вы более искренни?

6. Где легче найти человека, который Вам подходит?

7. Где проще найти друзей?

8. Где легче подобрать нужные слова и сформулировать мысль?

9. Какое общение привлекает Вас больше?

10. Где люди кажутся Вам лучше?

11. Где Вы можете быть тем, кем хотите?

12. Где уровень ответственности, по Вашему мнению, выше?

13. Где Вам проще расстаться с человеком, закончить отношения?

14. Где Вам легче спросить совета?

15. Где Вам проще раскрыть свой талант?

16. Где Вам проще правду сказать правду?

17. Где Вам легче признаться в своих чувствах?

18. Что Вам нравится больше: анонимность виртуального или публичность реального общения?

19. Что Вам нравится больше: множественность в выборе личности в виртуальном или «единичность» личности реального общения?

20. Где Вам легче прервать неприятный Вам разговор?

21. Где Вы более откровенны?

22. Где Вам легче указать человеку на его недостатки?

23. Где Вам легче передать свои эмоции?

Приведем сводную таблицу ответов наших опрошенных подростков:

Номер вопроса из анкеты

Реальное общение

Виртуальное общение

подростков

% от группы

подростков

% от группы

1

4

20

16

80

2

0

0

20

100

3

5

25

15

75

4

0

0

20

100

5

10

50

10

50

6

8

40

12

60

7

1

5

19

95

8

5

25

15

75

9

2

10

18

90

10

12

60

8

40

11

3

15

17

85

12

15

75

5

25

13

0

0

20

100

14

5

25

15

75

15

10

50

10

50

16

8

40

12

60

17

7

35

13

65

18

2

10

18

90

19

4

20

16

80

20

0

0

20

100

21

7

35

13

65

22

2

10

18

90

23

8

40

12

60

Очевидно, что подростки очень увлечены общением в соц. сетях. Интересно, что они сами удивлялись результатам после заполнения анкеты, когда перечитывали – как часто они делали выбор в пользу виртуального общения. Из ответов моих сверстников видно, что им легче познакомиться, легче высказаться, проще расстаться с человеком, легче прервать неприятный разговор именно в виртуальном общении. И вообще, выяснилось, что общению в сети подростки много чего приписывают – и легкость в выражении эмоций, и легкость сказать человеку неприятное, и даже возможность быть тем, кем хочется.

Такое отношение к общению не может не тревожить – подростки очень много ждут от общения, и от людей с которыми они общаются. Есть возможность стать зависимым от общения в социальной сети и разучиться общаться в реальной жизни.

2.3 Выводы по второй главе

1. Зависимость от социальных сетей – это реальность. Эту проблему осознают и сами подростки. Зависимые подростки проводят в сети в среднем 8 часов, признают, что долго не могут без сети.

2.Зависимые от соц. сетей подростки уверены, что социальные сети решают практически все проблемы в общении – и познакомиться, и таланты раскрыть, и правду сказать.

3. Анализируя ответы ответивших на вопросы, и опираясь на теорию, мы выделим следующие особенности общения:

  •  
    1. Анонимность и множественность личности. Пользователь может использовать не свое имя и фамилию, фото и т.д., что естественно дает ему полную свободу делать то, что вздумается. Но если же пользователь сменит свой «ник» на настоящее имя, он будет самим собой, хотя этого недостаточно, чтобы воспринять его личность.

    2. В виртуальном мире отсутствует ответственность. Можно легко познакомиться с человеком, общаться долгое время и также в любой момент прервать разговор. Соц. сети позволяют людям быть более откровенными. По сути, общаясь с человеком в виртуальном мире, мы представляем одну картинку, а на самом деле по другую сторону экрана сидит совершенно другой человек. Все это возникает из-за безответственности, которая влечет человека к ненормальному для него поведению. Он показывает себя с другой стороны, возможно с той, которой хотел бы себя видеть, а не реальной.

    3. В реальной жизни нам приходится постоянно встречаться с людьми на работе, на учебе, на улице, в подъезде. Бывают как приятные, так и неприятные контакты. Столкновения с этими людьми неизбежны. В виртуальном мире можно легко уйти от общения с человеком и «бросить» его в «Черный список». То есть с кем хочу, с тем и общаюсь.

    4. В виртуальном мире мы лишены возможности видеть человека. Мы его «читаем», точнее то, что он пишет нам. Вместо эмоций – смайлики, которых просто огромное количество. Также можно скрыть свои реальные чувства. Мы не можем видеть реальное лицо собеседника. Происходит стирание социальных барьеров, выраженных во внешнем облике: возраст, статус, внешняя привлекательность или наоборот и т.д. Встреча с близким человеком по духу увеличивается на порядок.

Заключение

Виртуальное общение привлекает свободой в действиях, человек может сотворить самого себя, свой образ. В интернете общаются лишь выдуманные образы людей. Они могут обсуждать то, что интересно им. Найти в виртуальном мире тему по душе и там же отыскать себе собеседника. Но бывает, людей связывает не просто общение, а настоящая любовь и искренняя дружба. Они находят друг друга в реальной жизни. Признаются в любви. Женятся. Но не осознают то, что это любовь к образу, которые они сами и создают. В жизни нелегко найти человека-мечты. В интернете – запросто. Может поэтому Интернет-общение и знакомства настолько популярны?!

Зависимость от общения в социальных сетях стали исследовать недавно. Для того чтобы узнать особенности общения в социальной сети мы и выбрали зависимых подростков, у которых все особенности должны быть обострены.

Мы выбрали группу из 20 подростков, проверили их на существование зависимости. Далее задавали им вопросы, предлагая выбрать между реальным и виртуальным общением. Анализ показал, что виртуальное общение легко для подростков, они легче вступают в общение, развивают, поддерживают и прекращают его. Они не выбирают реальное общение, предпочитая общаться через сеть. Это общение во многом анонимно, избирательно, множественно, интенсивно.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

Мы разработали мини-памятку тем, кто только вступает в виртуальное общение.

Список использованных источников:

  1. Е.П.Ильин. «Мотивация и мотивы» // – СПб.: Питер, 2000. – 512 с. http://fictionbook.ru/author/evgeniyi_pavlovich_ilin/motivaciya_i_motiviy/read_online.html?page=25

  2. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк // М.: Политиздат, 1980. 80 с. (Личность, мораль, воспитание) http://medbookaide.ru/books/fold1002/book1232/p18.php

  3. Понятие «зависимость» http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

  4. Понятие «зависимость» http://site-piter.ru/information/dependence_social_networks/

  5. Понятие «Интернет» http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82

  6. Понятие «Социальная сеть» http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C

  7. Причины обращения к виртуальному миру (с корректировками) http://polina-kch.narod.ru/reasons.htm

  8. Особенности виртуального общения. http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/7969-2013-05-25-00-40-20

  9. 22 симптома зависимости от социальных сетей http://newsland.com/news/detail/id/479853/

  10. Зависимость от социальных сетей http://site-piter.ru/information/dependence_social_networks/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Перечень испытуемых – участников исследования

Объекты исследования:

Объект исследования № 1. Данил.

Возраст: 17 лет.

Пол: Мужской.

Увлечение, хобби: Боевое снаряжение.

Тип темперамента: Флегматик.

Объект исследования № 2. Татьяна.

Возраст: 16 лет.

Пол: Женский.

Увлечение, хобби: История.

Тип темперамента: Флегматик.

Объект исследования № 3. Женя.

Возраст:17 лет.

Пол: Женский.

Увлечение, хобби: Музыка.

Тип темперамента: Сангвиник.

Объект исследования № 4. Екатерина

Возраст: 11 лет.

Пол: Женский

Увлечение, хобби: Танцы и рисование.

Тип темперамента: Сангвиник.

Объект исследования № 5. Сабина

Возраст: 17 лет.

Пол: Женский.

Увлечение, хобби: Чтение книг.

Тип темперамента: Сангвиник.

Объект исследования № 6. Арина

Возраст: 15 лет.

Пол: Женский.

Увлечение, хобби: Нет.

Тип темперамента: Сангвиникмеланхолик.

Объект исследования № 7. Дима

Возраст: 16 лет.

Пол: Мужской.

Увлечение, хобби: Сетевые игры, IT.

Тип темперамента: Флегматик.

Объект исследования № 8. Хаметова

Возраст: 14 лет.

Пол: Женский

Увлечение, хобби: Танцы

Тип темперамента: Сангвиник.

Объект исследования № 9. Кристина

Возраст: 15 лет.

Пол: Женский.

Увлечение, хобби: Танцы.

Тип темперамента: Меланхолик.

Объект исследования № 10. София

Возраст: 14 лет.

Пол: Женский.

Увлечение, хобби: Пение.

Тип темперамента: Холерик.

Объект исследования № 11. Федор.

Возраст: 15 лет.

Пол: Мужской.

Увлечение, хобби: Музыка. Играю на соло гитаре в ансамбле.

Тип темперамента: Меланхолик.

Объект исследования № 12. Эмиль

Возраст: 13 лет.

Пол: Мужской.

Увлечение, хобби: Рисование.

Тип темперамента: Флегматик.

Объект исследования № 13. Раиля

Возраст: 17 лет.

Пол: Женский.

Увлечение, хобби: Рисование.

Тип темперамента: Флегматик.

Объект исследования № 14. Настя

Возраст: 14 лет.

Пол: Женский.

Увлечение, хобби: Футбол, танцы.

Тип темперамента: Холерик.

Объект исследования № 15. Яна

Возраст: 15 лет.

Пол: Женский

Увлечение, хобби: Чтение книг.

Тип темперамента: Меланхолик.

Объект исследования № 16. Дарья

Возраст: 13 лет.

Пол: Женский.

Увлечение, хобби: Спорт.

Тип темперамента: Флегматик.

Объект исследования № 17. Кирилл

Возраст: 15 лет.

Пол: Мужской.

Увлечение, хобби: Футбол.

Тип темперамента: Меланхолик.

Объект исследования № 18. Егор

Возраст: 12 Лет.

Пол: Мужской.

Увлечение, хобби: Игры.

Тип темперамента: Холерик.

Объект исследования № 19. Маша.

Возраст: 12 лет.

Пол: Женский.

Увлечение, хобби: Гулять с друзьями.

Тип темперамента: Сангвиник.

Объект исследования № 20. Павел.

Возраст: Мужской.

Пол: 11 лет.

Увлечение, хобби: Планшет и игры для него.

Тип темперамента: Холерик.

Приложение 2. Ответы испытуемых на анкету, позволяющую определить зависимость

Объект № 1. Данил

  1. Часов 5 ежедневно.

  2. Если что-то важное – легко. А так, обычно не выхожу из соц. сетей. Иногда откладываю приемы пищи.

  3. Нет. Познакомились в online-игре и продолжили общение.

  4. Неделю точно протяну. Неограниченное количество, если смогу общаться с нужными людьми вне соц. сетей.

  5. Не наблюдал за собой такого.

Дополнение. Объект активно занимается спортом, интеллектуально развивается: читает книги, смотрит познавательные фильмы и т.д. Это помогает ему рационально распределить свое время. Соц. сеть использует для связи и общения с людьми, которыми общается в реальной жизни.

Объект № 2. Таня

  1. Не считала. Скорее всё своё время. Захожу туда машинально. Просыпаюсь, сразу же включаю компьютер.

  2. Если там нет людей, ради которых я там сижу, то мне легко выйти.

  3. Ели нет возможности зайти смогу выдержать. Будет хотеться немного. Если будет возможность зайти через друга – зайду. А вообще, если захочу – найду возможность.

  4. Достаточно много. 10–15 виртуальных друзей.

  5. Чаще всего меня раздражает окружающий мир, но это раздражение от него не пропадает, когда я нахожусь в соц. сети. Заходя в сеть, я не забываю об окружающем мире.

Дополнение. Объект № 2 имеет 4 страницы в соц. сети Vkontakte. 1 страница – реальный профиль с настоящим именем и фото, друзья на данной странице – из реальной жизни (одноклассники и знакомые). 3 остальных профиля – не настоящие, фальшивые, с чужими именами и фото люди, друзья – под выдуманными именами и образами. Как комментирует наличие такого количества профилей сам исследуемый: всё это для того, чтобы нахождение в соц. сети не обнаружил отец. Возможно, это на самом деле является одной из причин. Но, неоднократно встречаясь и общаясь с объектом исследования, я смогла увидеть, что он не переставая рассказывал о том, что произошло в переписке с фальшивой страницы, что указывает на то, что объект зависим от соц. сети и общения в ней.

Объект № 3. Женя

1. Часов 8.

2. Легко, если выйду замуж, хотя она мне для общения нужна, у меня тут очень много друзей, да и очень удобно слушать музыку и смотреть видео, узнавать новости, обмениваться мнениями, давать советы.

3. Человек 10, в основном парни.

4. Дней 5. А потом, наверное, зайду. А вообще летом я без Инета 3 недели сидела…

5. Иногда случается.

Дополнение. Объект №3 имеет около 500 друзей в соц. сети Vkontakte, из которых в реальной жизни она встречала всего лишь 100. Остальные люди накапливались со временем за счет того, что она пользовалась игрой-приложением «Знакомства». Общение с виртуальными друзьями доставляет ей огромное удовольствие, кроме того она встретила так свою любовь.

Объект № 4. Екатерина

1. Около 3–4 часов. Но хотелось бы подольше.

2. Нет, нелегко, друзья все пишут, и хочется побольше-побольше пообщаться.

3. Нет. 0. Только те, с кем в жизни общаюсь.

4. Очень много могу, а когда не могу – не расстраиваюсь.

5. Нет. Не часто испытываю. Но моё состояние улучшается, поднимается настроение, когда есть возможность зайти в соц. сеть.

Дополнение. Объект №4 не имеет постоянного выхода в интернет, так как нет компьютера. Но, всё же, очень увлечён общением в соц. сетях, хотел бы увеличить время.

Объект № 5. Сабина

1. Так-с. После школы. Это после 4. И до 10. 6 часов в день.

2. Когда увлечена общением с человеком, то трудно прервать беседу, но вполне возможно.

3. Все виртуальные друзья существуют реально. И со многими я общаюсь в жизни.

4. Всю жизнь без проблем.

5. Не испытываю вообще.

Дополнение. Объект №5 также использует сеть для продажи ненужных вещей, что считает вполне полезной штукой. Но регулярно жалуется, что потом не может отвлечься от этого занятия, но определенно хочет от этого избавиться.

Объект № 6. Арина

1. Круглосуточно!

2. Всегда по-разному, выйти могу легко, но потом все равно захожу, т.к. приходят оповещения о том, что написали.

3.Нет, большинство тех, с кем в жизни общаюсь…

4. Если я в компании друзей весь день, то могу вообще не заходить.

5.Да-да, есть такая фигня.

Дополнение. Объект № 6 регулярно знакомится с молодыми людьми противоположного пола в соц. сети.

Объект № 7. Дима

1. Сижу постоянно, потому что я браузер не закрываю. Играю в это время в игры и одновременно общаюсь в соц. сети.

2. Да, могу.

3. Нет, тут обсуждаю встречи в реале в основном.

4. Сколько угодно…

5. Нет, не испытываю.

Дополнение. Объект № 7 заядлый игроман. Постоянно знакомится и общается в соц. сети. Использует их для связи.

Объект № 8. Хаметова

1. Часов 10, если нечем заняться.

2. Да легко, если нужно выхожу.

3. Нет, немного и со всеми еще общаюсь в живую, при встрече.

4. Сколько угодно, если нет возможности зайти в интернет, если есть возможность, то захожу.

5. Нет не часто, если я через интернет хотела узнать что-то важное, но не могу зайти по каким-либо причинам - немного испытываю.

Объект № 9. Кристина

1. Не знаю точно, но очень много, не сижу в вк, только когда сплю.

2. Да, легко.

3. Не очень много... Но они есть.

4. Ну, не очень много, и не очень мало.

5. Депрессий и т.д. не испытываю, на это безразлично… Если плохое настроение, то навряд ли online в сети мне поможет.

Объект № 10. София

1. Все время.

2. Легко, если нет того, с кем можно пообщаться, тогда и выхожу.

3. Нет. 6.

4. Ну, где-то часа 3–4.

5. Да. Да.

Объект № 11. Фёдор

1. Часов 5.

2. Да, легко.

3. Очень много.

4. Сколько понадобиться. Если есть нужда. А так часа 4.

5. Совсем нет. Может быть немного.

Объект № 12. Эмиль.

1. В среднем... от 3–5 часов/день

2. Завершить сеанс легко, если пойти выполнять д.з. или готовить..

3. Конечно есть.

4. Скорее мало времени, чем много.. Но иногда бывает по-разному

5. Не всегда испытываю депрессию и все такое по одной простой причине, что есть игры... Конечно же лучше быть в ВКонтакте в онлайн, еще по одной простой причине, что там много друзей...

Объект № 13. Раиля

1. Обычно на просиживании в соц. сетях у меня уходит от 5 до 8 часов.

2. Да. Если, конечно, это происходит не в разгар общения.

3. Безусловно, реальных друзей немногим больше, чем виртуальных, но, тем не менее, и их предостаточно.

4. В среднем, пожалуй, я смогу провести без соц. сетей где-то дня 3–4. Отсутствие даже пускай виртуальных друзей, новостей и всего другого прочего, сильно сказывается ...

5. Зависит от ситуации, причины и времени.

Объект № 14. Настя

1. В среднем 18 часов.

2. Да.

3. Нет.

4. Нисколько.

5. Нет.

Дополнение. Объект № 14 представитель стихийной группы. Много времени проводит с друзьями, гуляет, не засиживается дома. Постоянно с телефоном в руках, общаясь в соц. сетях.

Объект № 15. Яна

1. В среднем нахожусь 5 и более часов.

2. В зависимости от людей, с которыми общаюсь здесь. Если отпустят – выйду раньше, если не захотят отпускать – выйду позже. Но трудно.

3. Больше 10. С которыми общаюсь регулярно - примерно 5 или 8 человек. А с которыми делаю интервал по два дня, не списываясь – примерно 3 или 4.

4. Могу хоть всю жизнь. Ломка, конечно, будет, но не сильная. Разве что буду скучать по людям, которые есть в интернете. Многим я как лучшая подруга, опора и поддержка. Они идут ко мне в основном за поддержкой, советом и помощью.

5. Депрессия ко мне приходит как раз таки сидя в соц. сетях.

Выйдя из соц. сетей моя жизнь наполняется новыми красками и становится красочным настолько, что я просто забываю о проблемах. Но если у меня есть человек, который далеко от меня, и к которому я спешу на переписку в соц. сети, то конечно состояние улучшается только от одного его сообщения.

Объект № 16. Дарья

1. Часа 3–4.

2. Да.

3. Нет! В друзьях только те люди, с кем провожу свободное время.

4. Не знаю. Думаю много – не проверяла.

5. Нет. Нет.

Объект № 17. Кирилл

1. 5–8 часов.

2. Скорее, да. Но сначала нужно все новости просмотреть.

3. Все друзья из другого города. Крч, очень много.

4. 2 суток в обычные дни. Этот рекорд я установил 9–10 апреля 2013 года.

5. Та нет. Просто терпелив к этому.

Объект № 18. Егор

1. Около 6 часов. Если в выходные – больше.

2. Не хочется выходить. Обычно сижу и не отвлекаюсь.

3. Около 20.

4. Если занят чем-то интересным – долго. Так, наверное, не смогу..

5. Бывает такое.

Объект № 19. Маша.

1. 3 часа с телефона, потом с компьютера часов 6.

2. Смогу, если нужно.

3. Много реальных, и 4 виртуальных.

4. Ну, дня 3. Когда интернет отключают.

5. Да, когда нечем заняться… Проходит.

Объект № 20. Павел.

1. 4 часа.

2. Не знаю.

3. Только с кем в группах общаюсь, человек 10.

4. Не проверял... Наверное, день смогу.

5. Нет. Играю в планшет.

Просмотров работы: 16092