МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО И СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО И СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фомина И.А. 1
1Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для современного человека очень важно эффективно взаимодействовать с окружающим мира. Важным условием успешного взаимодействия с социумом, в котором находится индивид, является понимание того, что у каждого человека свое видение и восприятие окружающего мира, у каждого человека свой внутренний мир, который может не совпадать с нашим восприятием мира. Для человека очень важно отделять собственное психическое состояние от психического состояния другого индивида. Это помогает понимать других людей, прогнозировать их поведение и влиять на него, что способствует эффективному взаимодействию индивидов, а также благополучному развитию человека в социальной среде и успешной социализации.

В настоящее время представление ребенка о том, что у другого человека есть внутренний мир, и этот мир отличается от такового у ребенка рассматривается в рамках теоретического конструкта «theory of mind». В отечественной литературе этот термин переводится Е.А. Сергиенко как «модель психического». Под ним понимается система концептуализации знаний человека о своем психическом и психическом других людей (Сергиенко, 2002). Формирование модели психического как когнитивного механизма понимания собственных психических состояний (знаний, намерений, желаний, эмоций, убеждений и т.п.) и состояний другого происходит постепенно.(Герасимова, 2004; Прусакова, 2005; Лебедева, 2006; Сергиенко, 2002, 2005, 2009). Однако в отечественной психологии данное направление развито слабо.

Многие авторы считают, что дошкольный и младший школьный возраст является самым продуктивным возрастом для развития модели психического, так как в этом возрасте происходит интенсивное становление и изменение уровней модели.

В последнюю четверть 20 в. проблема возникновения теории психического начинает интенсивно разрабатываться. По мнению Дж. Флейвелла (2000,2001), можно выделить три основные волны исследований развития знаний о психическом.

Первая волна связана с Ж. Пиаже, чья теория когнитивного развития предполагала доминирование эгоцентризма в мышлении ребенка дошкольного возраста. Дети очень медленно и постепенно постигают свое психическое состояние и психическое состояние других людей.

Вторая волна начинается с 1970-х годов и связанна с изучением детского метакогнитивного развития. Большинство исследований метакогнитивного развития были посвящены изучению метапамяти детей, стратегий запоминания, речевому развитию и коммуникациям.

Третья волна начинается с 1980-х годов и по сегодняшний день остается доминирующей областью изучения когнитивного развития. Большинство работ касаются базовых ментальных состояний: желаний, намерений, мнений, чувств, знаний. Авторы пытаются выявить, как организованны знания детей о психических состояниях и феноменах, каким образом эти знания определяют их поведение.

Анализ литературы свидетельствует о том, что психофизиологическим механизмом, лежащим в основе успешной адаптации в социуме, являются пластические перестройки в центральной нервной системе (Ильин, 2002). Инструментом, позволяющим оценить эффективность пластических перестроек, является рефлексометрия, в рамках которой можно описать скорость и качество формирования простой сенсомоторной реакции, а потом изучить скорость и эффективность процессов подстройки работы мозга при усложнении задачи и предъявлении сложной сенсомоторной реакции, в частности, с использованием тормозных процессов. Одним из эффективных параметров оценки таких процессов перестройки работы мозга является индекс Херста, позволяющий оценить возможность мозга оценивать структуру потока сигналов.

Формирование модели психического требует достаточной пластичности мозга для приема большого количества гештатльтной информации, каковой является эмоциональная информация. Именно поэтому для изучения модели психического необходимо оценивать у детей сенсомоторную интеграцию, которая лежит в основе пластических перестроек мозга.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что модель психического - основа эмпатии, сочувствия, толерантности. А в современной России формирование тих качеств у ребенка дошкольного возраста является необходимым условием успешной адаптации к обучению в школе и социализации в современном обществе.

Литература.

  1. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. - СПб.: Питер, 2003

  2. Герасимова А.С., Сергиенко Е.А. Понимание обмана детьми 5-, 7-, 9-лет // Научный поиск: Сб. научных работ студентов, аспирантов и молодых преподавателей. / Под ред. А.В. Карпова - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2002

  3. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека М.: ИПРАН, 2009

  4. Сергиенко Е.А. Когнитивное развитие // Психология XXI века / Под ред. В.Н. Дружинина – М.:PerSe, 2003

  5. Сергиенко Е.А. Развитие модели психического как ментальный механизм становления субъекта // Субъект, личность, психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М.: Изд-во ИП РАН, 2005.

Просмотров работы: 944