ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной психологии воображение рассматривается как сложная «психологическая система» и оно является центральным психологическим новообразованием ребенка-дошкольника. Л.С. Выготский считает, что воображение, связанное с восприятием, речью и мышлением, порождая эмоции и реализуясь на основе воли, развивает интересы, способности, общительность и др. Именно воображение является основой любого творчества и его нужно развивать в дошкольном детстве [1].

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают зависимость конкретных особенностей развития каждого ребенка от характера воспитания и обучения. Таким образом, правильная организация процесса обучения, учет основных закономерностей и особенностей развития психических функций ребенка позволят в значительной степени создать условия для полноценной реализации потенциальных возможностей детей.

С точки зрения отечественных психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности ‒ игры, труда, учения и общения, т.е. деятельность есть основной способ существования психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в том числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности и прежде всего предметно-практической [1; 9; 14].

Рисование, конструирование, лепка, моделирование, а также такие виды детской деятельности, как игры, драматизация могут быть успешно использованы в обучении детей с целью развития психических процессов, в том числе воображения.

Для того чтобы деятельность служила эффективным средством развития творческого воображения, она должна отвечать принципам развивающего обучения, предполагающего, что обучение должно вести за собой развитие, ориентируясь на те компоненты способностей, которые еще не совсем сформировались, но должны сформироваться в ходе такого обучения (учение о «зоне ближайшего развития» Л.С. Выготского).

Ориентируясь на положения поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), целесообразно на начальных этапах обучения предлагать детям задания, выполняемые во внешнем плане, при манипулировании непосредственно предметами и их образами, затем задания, решаемые в плане внешней речи с использованием наглядных опор (а затем и без них), и, наконец, ‒ во внутреннем плане.

Эффективность деятельности человека определяется не только актуальными и потенциальными его способностями, но и силой его мотивации, побуждающей к деятельности, придающей ей субъективно-смысловую окраску. Иными словами, деятельность должна быть положительно мотивирована, ребенку необходимо испытывать чувство удовлетворения при ее совершении. В ходе обучения необходимо установить доброжелательные отношения между педагогом и детьми, заинтересовать их за счет привлечения игровых приемов, внесения элементов новизны, необычности в традиционные формы организации обучения, разъяснения практической значимости выполняемой работы, поддержки любых конструктивных предложений, поступающих от детей.

Одним из средств активизации детей является словесное и наглядное поощрение их деятельности со стороны психолога, введение элемента соревновательности при проведении занятий. Большое внимание следует уделять созданию проблемных ситуаций, постановке логических задач, предполагающих неоднозначность выполнения, предоставлять детям определенную самостоятельность [3].

Итак, система работы по развитию творческого воображения должна строиться на основе деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев), на принципах развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков), а также на следующих положениях:

  1. Формирование структурных компонентов творческого воображения за счет обогащения эмоционально-чувственного опыта детей, увеличения объема их представлений об окружающей действительности, расширения кругозора.

  2. Формирование операциональных компонентов творческого воображения за счет развития у детей способностей к переконструированию, комбинированию элементов опыта (т.е. комбинаторных навыков). Спонтанное развитие этих навыков происходит крайне медленно, в связи с чем работа по их целенаправленному формированию выступает в обучении на первый план. Особое внимание следует уделять формированию у детей такой операции, как реконструкция на базе «включения», позволяющей вариативно использовать один и то же элемент для создания различных образов.

3) Создание условий для формирования комбинаторных механизмов воображения: проблемных ситуаций, постановки логических задач, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность воображения [1; 2; 3; 9].

Поиск эффективных путей и средств развития воображения в различных видах деятельности привел к следующему выводу - способность детей сочинять, придумывать, рисовать требует систематического и целенаправленного развития и основывается на развитии воображения, то есть создании образов новых на материале прошлого восприятия (Б.Н. Теплов).

Воображение имеет важное значение в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна ни одна художественно-творческая деятельность. Так, В.Г. Злонников указывает, что художественное творчество характеризуется непрерывным единством познания и воображения, практической деятельности и психических процессов; оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства. А.Е. Флерина (исследователь детского творчества) оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструкции, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, впечатлений, полученных через слово, картинку и др. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому [цит. по 5].

Таким образом, педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, в частности рисование влияет на развитие творческого воображения. Так, Т.Г. Казакова рассматривает обучение средствам художественной выразительности при создании образа в рисунке как основу развития творческого воображения и что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка [6].

«Изобразительная деятельность» (рисование) – это, прежде всего, одно из наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование для детей это не только забава, но и творческий труд. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Занятия рисованием приносят пользу, развивая память, внимание, речь, мелкую моторику, приучая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать [11].

Рисование претерпевает значительный скачок в развитии в дошкольном возрасте. Ребенок пытается нарисовать то, что ему интересно. У многих детей наблюдается интерес к фантастическому миру, другие рисуют то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование помогает ребенку осваивать его социальное окружение. Также отмечается, что все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают в рисовании не спонтанно, а при условии влияния со стороны взрослых, которое должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире. Ребенку необходимо помогать знакомиться с действительностью для её изображения, способность оперировать образами и создавать на их основе новые, формировать познавательные интересы у детей, без чего воображение будет значительно отставать в развитии. Так, в рисунке детей дошкольного возраста образы воображения характеризуются наглядностью, динамичностью, эмоциональной окрашенностью и в них присутствуют творческие переработки представлений [13].

Из этого следует, что изобразительная деятельность имеет большое значение для развития творческого воображения. Изобразительная деятельность в развитии творческого воображения является самой важной, так как она одна единственная область творчества, где в процессе обучения необходима полная свобода. Чтобы рисование способствовало развитию воображения, важно показать как с помощью карандаша и кисти изображать разные предметы и явления окружающей действительности. Многие отечественные и зарубежные исследователи (К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, К. Риччи, Л. Тэдд и др.) подчеркивали особую важность обучения технике рисования, без которого детское творчество развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Поэтому педагог сам должен много рисовать и давать наблюдать за этим процессом создания художественного образа [12].

Известный художник В.А. Фаворский считал, что при обучении детей нужно использовать как можно больше разнообразных материалов по развитию творческого воображения, которые А.Я. Цукарь разделяет на традиционные и нетрадиционные [17]. К традиционной технике и материалам относятся бумага, карандаш, уголь, восковые и полимерные мелки, сангина, пастель, гуашевые краски, тушь, кисти.

Т. Комарова говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования, именно для развития творческого воображения: «пальчики-палитра», «печать от руки», «печатка», «тампонирование», разбрызгивание, монотипия, «кляксография», «цветные ниточки», граттаж, рисование по мятой и сырой бумаге, пухом тополя, камышом, шишками, маком и др. Так всякое открытие чего-то нового, необычного принесут детям раскованность, радость и даст толчок к творчеству [7].

Таким образом, изобразительная деятельность развивает:

1) эстетическое восприятие, учит видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетания цветов и оттенков. Как отмечал Л.С. Выготский, «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [2, с. 54];

2) образное мышление – творческой профессии;

3) воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и развивающиеся на основе комбинированные образы. Воображение детей психолог развивает средствами самой изобразительной деятельности;

4) владение способами деятельности (овладение ими и их приемами) – независимость и свобода в творческом проявлении;

5) эмоциональное отношение к объектам эстетического характера (искусство, жизнь, природа) – удовлетворение в деятельности потребностей ребенка: интеллектуальных и коммуникативных [16].

Развивая творческое воображение в изобразительной деятельности, совершенствуются познавательные процессы, способность к творчеству, формируется личность ребенка.

Таким образом, специально организованные занятия по изобразительной деятельности могут способствовать развитию творческого воображения детей дошкольного возраста. В качестве основного средства программы развития творческого воображения нами предлагается использование нетрадиционных техник рисования [8; 10; 12; 15; 17.

Остановимся подробнее на характеристике предложенной программы: занятия разбиты на 2 блока – более простые и более сложные в усвоении для детей. В первый блок вошли следующие занятия: «Печать от руки», «Набрызг», «Монотипия», «Кляксография», «Волшебные картинки». Именно этот блок занятий направлен на то, чтобы формировать у детей умение видеть разнообразные образы в получившемся изображении. Также эти занятия способствуют формированию способа включения, так как эти техники дают возможность детям в процессе рисования добавлять (дорисовывать, додумывать) к получившемуся рисунку различные элементы, получая новый образ.

Во второй блок включены более сложные техники нетрадиционного рисования: «Рисование по сырой бумаге» «Печатка», «Рисование по мятой бумаге», «Цветные ниточки», «Тампонирование», «Рисование свечой», «Граттаж». Например, такие техники, как рисование по сырой и по мятой бумаге заставляли детей размышлять над тем, что именно можно нарисовать на каждой из этих бумаг.

Длительность проводимых занятий, на которых дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, составляет 20-25 минут. Занятия проводились 2-3 раза в неделю. Таким образом, программа рассчитана на 1,5 месяца.

Также возможно использование заданий, непосредственно направленных на развитие у дошкольников способа включения при решении задач на воображение: испытуемым предлагаются различные фигуры, которые должны быть дорисованы. Среди таких фигур могут использоваться как простые (круг, квадрат), так и более сложные (трапеция, многоугольники, различные фигуры округлой формы) [4].

Подводя итоги, следует отметить, что для успешного осуществления деятельности по созданию оптимальных условий для развития творческого воображения необходимо:

  1. знать основные закономерности психического развития в дошкольный период, опираться не только на игру как ведущий вид деятельности дошкольников, но и на такие виды продуктивной деятельности как рисование в нетрадиционной технике;

  2. иметь в своем арсенале не только широко известные методики диагностики творческого воображения детей, такие как «Дорисовывание» или «Придумай сказку», но и оригинальные диагностические задания, разработанные отечественными психологами («Солнце в комнате» и др.);

  3. в процессе организации и проведения психокоррекционных занятий с детьми активно использовать разные формы деятельности (игру, конструктивную деятельность, наблюдение за объектами и др.). Особое внимание следует уделять формированию у детей такой операции как реконструкция на базе «включения», позволяющей вариативно использовать один и тот же элемент для создания различных образов;

4) создавать условия для формирования комбинаторных механизмов воображения: проблемных ситуаций, постановки задач, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность воображения детей.

Список использованной литературы:

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : АСТ, 2010. – 671 с.

  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психол. очерк : кн. для учителя / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1997. – 93 с.

3) Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения : Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М. : ИЦ «Академия», 2004. – 283 с.

4) Екжанова Е. А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях : Методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах образовательной школы : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, О. А. Фроликова. – М. : ИПЦ «Каро», 2007. – 271 с.

5) Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3. – С. 21–27.

6) Казакова Т. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студентов вузов / Т. Казакова. – М. : Владос, 2006. – 255 с.

7) Комарова Т. С. Детское художественное творчество : методическое пособие для воспитателей и педагогов : для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. – М. : Мозайка-Синтез, 2008. – 160 с.

8) Кравцова Е. Е. Педагогика и психология / Е. Е Кравцова. – М. : Форум, 2009. – 383 с.

9) Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М., 1981. – 494 с.

10) Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения / О. Е. Озерова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. – 157 с.

11) Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. – М. : Речь, 2010. – 137 с.

12) Программа «Развитие» : основные положения / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева и др. – М. : Новая школа, 1994. – 65 с.

13) Репина Т. А. Развитие воображения / Т. А. Репина // Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М., 1964. – 342 с.

14) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 712 с.

15) Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 240 с.

16) Фомина Л. Новые творческие технологии в дошкольном детстве / Л. Фомина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11. – С. 38–54.

17) Цукарь А. Я. Уроки развития воображения / А. Я. Цукарь. – М., 2000. – 214 с.

Просмотров работы: 11172