ВЫБОР СТРАТЕГИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЫБОР СТРАТЕГИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Барсукова В.В. 1
1Ставропольский государственный педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки. Результаты исследований представлены в трудах отечественных (А. Я. Анцупов, Ф. М. Бородкин, Н. В. Гришина, А. И. Донцов, Н. М. Коряк, Н. В. Крогиус, В. Н. Кудрявцев, Л. А. Петровская, П. А. Сергоманов, Б. И. Хасан и др.) и зарубежных (К. Боулдинг, Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм, В.Зигерт, Л. Козер, Х. Корнелиус, Е. Мелибруда, Дж. Скотт и др.) ученых, в которых раскрыты сущность, движущие силы, динамика конфликта, разработаны типологии конфликтов, описаны способы управления конфликтами.

Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий (М. Дойч, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, З. Фрейд, К. Хорни и др.). Не меньшую роль они играют и в социальной жизни человека, в его межличностных отношениях, в межгрупповом взаимодействии (Б. Т. Лихачев, Б. Ф. Ломов, А. Г. Здравомыслов, Д. П. Зеркин, В. Н. Кудрявцев и др.).

Одной из предпосылок к изучению тенденции личности к конфликтному взаимодействию выступает усложнение системы связей личности с окружающей ее предметной и социальной средой, возрастание роли субъективного фактора в жизни нашего общества.

Актуальность проблемы определяется значением, которое приобретает в настоящее время исследования целостного развития человека в единой жизненной среде и его социальном пространстве, недостаточность разработки вопросов социальных взаимодействий, истоков и причин конфликтных ситуаций в этих взаимодействиях и обусловила наше обращение к этой проблеме.

Несмотря на практическую значимость проблемы конфликтов, относительно мало исследований, выявляющих и анализирующих зависимость конфликтного взаимодействия от личностных особенностей человека. Между тем, по нашему убеждению, весьма важной и актуальной проблемой является поиск путей профилактики конфликтных ситуаций в межличностных отношениях. В связи с чем, роль компетентности в разрешении конфликтов приобретает особое звучание в условиях существования человека в личностном, межличностном и профессиональном пространстве, а потребность в конфликтологических знаниях и умениях становится одной из самых значимых.

В процессе обучения в вузе студенты оказываются погруженными в разнообразные ситуации, в том числе, конфликтные, обусловленные социальной ситуацией развития. При этом эмоциональная и рефлексивная сензитивность, присущая этому возрасту, создает условия для формирования у студентов потребности в получении конфликтологических знаний и умений.

Для определения сформированности конфликтологической компетентности в конкретном студенческом коллективе мы использовали психодиагностическую методику К.Томаса. В определении стратегии конфликтного поведения личности приняли участие 18 студентов. Следует отметить, что студенты к участию в тестировании проявили активно-положительный интерес, что, на наш взгляд, определило объективно полученные результаты.

Как показали результаты диагностики, у студентов преобладают различные стратегии конфликтного поведения. У 19% преобладает стратегия сотрудничества: большинство студентов, отстаивая собственные интересы, принимают во внимание нужды и желания другой стороны.

31% студентов проявили стратегию конкуренции, которую выбирают сильные личности, не заинтересованные мнением другого, и для которой важен исход конфликта в ее пользу.

31% продемонстрировали стратегию компромисса, суть ее заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане компромисс несколько напоминает стратегию сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Эта стратегия наиболее эффективна, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо.

У 12% выражена стратегия избегания. Избегание обычно реализуется, когда затрагиваемая проблема не столь важна, и человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения и не хочет тратить время и силы на ее решение.

Стратегия приспособления ярко выражена только у 7% студентов.

Таким образом, следует отметить, что ведущими тенденциями в конфликтном поведении студентов является ориентация на конкуренцию, компромисс и сотрудничество. В сравнении с девушками юноши отдают предпочтение конструктивным способам разрешения конфликтов, исключая избегание как стратегию поведения в конфликте. В этом проявились гендерные особенности в выборе той или иной стратегии конфликтного поведения и ее практическом использовании.

Затем для определения особенностей личности студентов нами был использован личностный опросник Р. Кеттелла. По результатам тестирования были определены три личностных профиля для выявленных стратегий конфликтного поведения.

Анализ профиля показывает, что студенты со стратегиями конфликтного поведения – сотрудничество и компромисс, отличаются:

- средним уровнем общительности, независимости, озабоченности, жестокости, тревожности, радикализма и напряженности;

- низким уровнем подозрительности и практичности;

- высокими показателями по шкалам «сила Я» и «самоконтроль».

Таким образом, личностными особенностями студентов со стратегиями конфликтного поведения – сотрудничество и компромисс выступают: осознанность принятых решений, упорство в достижении цели, ответственность, обязательность, стремление придерживаться установленных правил и поступать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Данную группу так же характеризует развитый самоконтроль, дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, высокий контроль за своими эмоциями, забота о своей репутации. Студенты этого личностного профиля ориентированы на внешнюю реальность, общепринятые нормы и внимательны к мелочам, умеют ладить с людьми, хорошо взаимодействуют в коллективе.

Студенты со стратегией конфликтного поведения – конкуренция отличаются:

- высокими результатами по шкале «самостоятельность-внушаемость»,

- средними показателями эмоциональной устойчивости, консерватизма и самоконтроля;

- низкими значениями по шкалам: «независимость-подчиненность», «тревожность-спокойствие», «напряженность-релаксация».

В общем, студенты со стратегией конфликтного поведения – конкуренция характеризуется предпочтением только собственному мнению, независимостью во взглядах, стремлением к самостоятельным решениям, действиям. Их отличает чрезмерное спокойствие, недостаточная мотивация, нечувствительность к мнению о себе.

Анализ профиля показывает, что для студентов со стратегией конфликтного поведения – избегание и приспособление характерны:

- низкие показатели по шкалам «общительность-замкнутость», «эмоциональная устойчивость», «озабоченность-беспечность» и «непрактичность-практичность»;

- средние значения податливости и подозрительности.

Студенты со стратегией конфликтного поведения – избегание и приспособление отличаются замкнутостью, холодностью, чрезмерной скептичностью, негибкостью в отношении к людям. Их характеризует низкая толерантность к эмоциогенным факторам, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, частые проявления волнения. Этим студентам свойственны повышенная осторожность, рассудительность, сдержанность, суровость, а так же ориентировка на внешнюю реальность, общепринятые нормы, внимание к мелочам.

Обобщая полученные эмпирические результаты, мы отмечаем следующие тенденции.

1. Выбор студентами стратегии поведения в конфликте зависит от преследуемых ими интересов и от характера действий, которые они предпри­нимают. Несмотря на то, что окружающий социум агрессивен, большинство студентов отдают предпочтение стратегии компромисса (средний балл – 7 баллов из 12 возможных по каждой из определяемых стратегий).

2. Студенты отдают предпочтение активным стратегиям поведения в конфликте, которые ориентированы на осуществление взаимных интересов, совместные действия при разном уровне активности, что подтверждается статистическими данными.

3. Выбор стратегии конфликтного поведения у студентов личностно детерминирован. Студенты обладают личностными профилями, которые обеспечивают такие стратегии конфликтного поведения как сотрудничество и компромисс, что характеризует их как владеющих способами разрешения противоречий разных типов.

Список литературы:

  1. Базелюк, В. В. Теория и технология конфликтологической подготовки будущего учителя [Текст] / В. В. Базелюк. – М.: МГПУ, 2005. – 236 с.

  2. Богданов, Е. Н Психология личности в конфликте [Текст] : учеб. пособие / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. – СПб. : Питер, 2004. – 234 с.

  3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. –№5. – С. 34-42.

  4. Петровская, Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности [Текст] / Л. А. Петровская. – Вест. Моск. ун-та, сер. 14. – Психология. – 1997. – №4. – С. 56-69.

  5. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М. : Педагогика-Пресс, 2001. – 408 с.

  6. Самсонова, Н. В. Конфликтологическая культура специалиста [Текст] / Н. В. Самсонова // Высшее образование в России. – №1. – 2003. – С. 124-126.

  7. Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта [Текст] / Б. И. Хасан. – СПб. : Питер, 2003. – 311с.

Просмотров работы: 1898