ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ЧЕЛОВЕКА

Титова П.А. 1
1Тамбовский Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С каждым днем игры становятся все реалистичнее и нужно признать, что они очень сильно влияют на человека. Компьютерная игра стала похожа на теле- или видеофильм. Но есть одна принципиальная разница. В компьютерной игре человек не пассивный зритель, а активно действующее лицо. И живет, и действует он уже в иллюзорном мире, а не в нашем. В том мире существуют примитивные и жесткие законы, которым игрок должен подчиняться. Он принимает решения те, что уже предусмотрены для него. Из-за этого сознание человека программируется на определенные навыки и нравственные стереотипы.

Рисунок 1 – Зависимость [6]

Чем больше человек играет, тем больше он подвержен зависимости от компьютерных игр.

«Игроманию» можно поставить в один ряд с такими зависимости, как карточные игры, азартные игры в казино, лотереи, тотализаторы, букмекерство и т. д.

«Игромания» намного опаснее, чем информационная перенасыщенность или интернет-зависимость. Чем сильнее развиваются игровые технологии, тем больше появляется любителей играть. Среди таких людей встречаются – домохозяйки, руководители крупных компаний, журналисты, программисты, системные администраторы и др.

Рисунок 2 – Динамика проникновения интернета в различные группы по возрасту, % [1]

Из рисунка 2 видно, что с каждым годом интернет становится более доступным для всех категорий граждан. Сейчас уже практически нет людей, которые не имеют доступа к интернету. Следовательно, все больше будет появляться «игроманов».

Среди «игроманов» есть люди, относящиеся к своему увлечению спокойно, они понимают, игра – это не жизнь. Но есть и такие, которые уходят в игру от реальности. Здесь появляются серьезные проблемы. Для таких людей игра становится заменой реального мира. Круг их общения становится узким, деятельность направлена на удовлетворение элементарных потребностей, а все оставшееся время подчинено игре.

Бывают случаи, когда «игроманы», поиграв в «стрелялку», отправляются убивать в реальном мире. Это не выдумка журналистов. К настоящему моменту проведено более 1000 исследований. Благодаря этим исследованиям ведущие институты и специалисты в области психиатрии, смогли собрать неоспоримые свидетельства тому, что причинно-следственная связь между агрессивным поведением определенной группы людей и насилием на экране существует. Просмотр сцен насилия может привести к развитию агрессивных чувств, поведения людей и реакций. При более продолжительном наблюдении жестоких сцен, человек может стать бесчувственным по отношению к насилию в реальной жизни. [4]

Влияние компьютерных игр на человека имеет множество аспектов. Люди, которые любят поиграть проводят за компьютером очень много времени. Это может привести к возникновению проблем со здоровьем, которые напрямую с компьютерными играми не связаны, но являются их следствием. Например, проблемы с позвоночником, зрением, руками, психикой, сном и многим другим, а также информационные перегрузки.

Во время игры человек, практически не отрываясь, смотрит на экран, что вызывает синдром сухих глаз.

Продолжительные игры влияют как на сон, так и на психику. Если после долгой игры лечь спать, то при таком резком переходе могут возникнуть проблемы со сном. Закрыв глаза, игрок будет видеть картины игры, которые мешают заснуть. Особенно часто такая ситуация возникает со сравнительно простыми играми с повторяющейся картинкой (например, «Тетрис»). Во время подсознательной работы мозга не только затрудняется попытка заснуть, но и сон становится некачественным. Снится игра, причем не в лучших проявлениях. Такие сны еще больше утомляют: человек может спать достаточное количество времени, но при таком сне не возможно полноценно отдохнуть.

Игровая зависимость может, как усилиться, так и со временем исчезнуть совсем.

Динамика развития игровой зависимости обычно имеет следующий вид: после периода, когда человек входит во вкус, наступает время резкого роста и быстрого формирования зависимости. В результате этого сила зависимости достигает некоторой точки максимума. Далее она на какое–то время остается неизменной, а затем идет на спад и фиксируется на гораздо более низком уровне. [7]

Есть некоторые причины, которые способствуют возникновению игровой зависимости: желание выплеснуть эмоции и уход от реальности.

Можно выделить четыре стадии развития игровой зависимости, каждая из которых имеет свою специфику: [7]

  1. Легкая увлеченность. Возникает после того, как увидел красоту графики, оценил реальность звуковых эффектов и возможности имитации реальной жизни, а так же несколько раз проиграл. Игрок ощущает удовольствие во время игры и хочет это повторить. Однако такое стремление к игровой деятельности носит скорее ситуационный, чем систематический характер.

  2. Увлеченность. Появляется потребность играть. Время, проведенное за игрой, носит систематический характер.

  3. Зависимость. Игра становиться такой же важной, как сон и еда. Зависимость может проявляться в социализированной или индивидуализированной форме. В первом случае игрок общается с людьми, что не дает человеку полностью уйти в виртуальный мир и довести себя до соматических и психических отклонений. Во втором случае игрок теряет связь с окружающим миром и компьютерную игру уже можно сравнить с наркотиком. При такой привязанности требуется вмешательство психолога.

  4. Привязанность. Игровая активность человека угасает. Сдвигается психологическое содержание личности в целом в сторону нормы. Эта стадия самая длительная из всех. Она может длиться всю жизнь (в зависимости от скорости угасания привязанности).

Игровая зависимость может остановиться на одной из предыдущих стадий. Наиболее опасной является третья, где без специалиста не обойтись. Однако естественный переход на четвертую стадию опасности для пользователя не несет. Умеренное время, проведенное за компьютерной игрой, может быть даже полезным.

Таким образом, игровая зависимость – форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми. [2]

Игры, чаще всего вызывающие самую сильную зависимость, являются сетевыми. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. Так, в октябре 2005 года умерла от истощения китайская девочка (Snowly) после многосуточной игры в Worldof Warcraft. [2]

Компьютерные игры часто становятся объектом критики. Ряд учёных считают, что они вызывают зависимость, наравне с алкоголем и наркотиками, хотя подобные утверждения во многом спорны.

Рисунок 3 – Принцип возникновения игромании [5]

Немецкие исследователи университета Charite провели эксперимент, в ходе которого группе из 20 человек показывали скриншоты из любимых игр. Их реакция оказалась сходной с той, что проявляют больные алкоголизмом и наркоманией, когда видят предмет своей патологической страсти.

Исследования университета «Nottingham Trent University» под названием International Gaming Research Unit показали, что 12% от контрольной группы из 7000 человек имеют признаки зависимости от онлайновых компьютерных игр. 19% 250 миллионов пользователей Facebook сознались, что чувствуют сильную игровую зависимость. Некоторые авторы считают, что игровая зависимость возникает из-за онлайн-игр, и соответственно является разновидностью интернет-зависимости. [2]

Дуглас Джейнтал совместно с Американской академией педиатров провел исследование влияния игр на здоровье человека. Под наблюдение попали около 3 тысяч детей, зависимость отмечается у каждого десятого ребёнка. «У детей, попавших в зависимость от игр, повышался уровень депрессии, беспокойства и социофобии, а их успеваемость понижалась. Когда они избавлялись от зависимости, эти симптомы снижались до нормальных значений» – отмечал врач. В ответ на данную работу, Американская ассоциация производителей ПО и компьютерных игр заявила, что никаких конкретных доказательств не представлено, методы сомнительны, а выводы не выдерживают критики. [2]

В компьютерные игры на сегодняшний день играют от 60 до 90% подростков. Многие школьники, после погружения в виртуальный мир, забывают о реальности. Азартно расстреливая множество противников в минуту, подросток отдает себе отчет в том, что его враги – это пиксели, они нарисованы. Невозможно научиться убивать человека, расстреливая пиксели. Подростку может быть любопытно провести виртуальную операцию и посмотреть, что у человека внутри. Но так же увлеченно он разбирал в детстве машинку, желая понять, как она сделана.

Компьютерные игры могут так же влиять и положительно. «Стрелялки» (Quake или Counter-Strike) отрабатывают реакцию, навык работы в команде и тактические решения. Ролевые игры (например, Baldur’s Gate) развивают социальные навыки. Игры-стратегии (Heroes 3 или Warcraft) тренируют способности к анализу. Игры-симуляторы (гонки, полеты на самолетах, как «Ил-2» или NFS) расширяют кругозор и помогают разобраться в технике. Логические игры развивают пространственное мышление.

Компьютерные игры дают хорошую тренировку для мозга ребёнка. Многие игры, для победы, требуют хорошего абстрактного мышления высокого уровня. В процессе игры можно получить следующие умственные навыки: решение задач и проблем, следование инструкциям, координация работы двигательного и зрительного аппарата, логика.

В «стрелялках» или «шутерах», как их называют, виртуальный персонаж может стрелять и двигаться одновременно. В такой игре игрок следит за многими параметрами, например: как движется персонаж в пространстве, какая у него скорость, как он прицеливается, попал ли персонаж в цель и т.д. Учитывая все эти факторы, мозг координирует свою работу, получаемую зрительную информацию с движением рук и пальцев. Весь этот процесс нуждается в большой концентрации внимания, координации глаз и рук, в пространственном мышлении для того чтобы в итоге иметь успех. Все эти навыки могут пригодиться в дальнейшей жизни. Например: благодаря видео-играм сегодняшние пилоты истребителей летают намного лучше.

В «стратегиях» тренируются такие навыки, как стратегия и тактика, логистика и управление ресурсами. В таких играх игрок следит за множеством параметров, анализирует их и мгновенно принимает решения.

Так же игры развивают чтение и математические навыки. Игроки читают инструкции и получаемую информацию из текстов во время игрового процесса. Математические способности нужны для победы во многих играх из-за того, что часто требуется количественный анализ, правильного распределения ресурсов.

Компьютерные игры развивают упорство.Во время прохождения более сложных уровней в играх человек после проигрыша не сдается, он продолжает пробовать снова и снова, используя накопленный опыт, пока не одержит победу.

Индуктивное мышление и проверка гипотез. Профессор Джеймс Пол Джи (James Paul Gee) из университета Wisconsin-Madison говорит, что вовлеченность в игру это как работа над научной проблемой. Как и студенты в лаборатории, игроки должны придумать гипотезу. Например, в некоторых играх, для победы над врагом нужно перепробовать множество комбинаций оружия и сил. Если одна гипотеза или предположение не сработала, игрок меняет ее, находит другую гипотезу и испытывает ее. Джи говорит что игры – опыт, ориентированный на результат и поэтому они имеют большой обучающий эффект.

В игровом процессе игроки сталкиваются с множеством карт или даже создают карты сами, путешествуют по виртуальным мирам, используя их.Это способствует обучению определения местонахождения, картографии и т.д.

Игры тренируют память, заставляют взвешивать все «за» и «против», развивают командную работу.

Таким образом, нет однозначного мнения о положительном или отрицательном влиянии компьютерных игр на человека.

Список литературы:

1. База данных ФОМ. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_150611 (дата обращения: 12 января 2015).

2. Википедия. Зависимость от компьютерных игр [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%E2%E8%F1%E8%EC%EE%F1%F2%FC_%EE%F2_%EA%EE%EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0%ED%FB%F5_%E8%E3%F0 (дата обращения: 12 января 2015).

3. Влияние компьютерных игр на психику человека, ребенка. Психология [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sunhi.ru/psihologiya/vliyanie-kompyuternyh-igr-na-psihiku-cheloveka-rebenka-psihologiya-kompyuternyh-igr.html (дата обращения: 12 января 2015).

4. Влияние компьютеров [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.russlav.ru/stat/vliyanie_game.html (дата обращения: 12 января 2015).

5. Картинка [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://lib.znaimo.com.ua/tw_files2/urls_1/4/d-3162/img4.jpg (дата обращения: 12 января 2015).

6. Картинка [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://i26.fastpic.ru/big/2011/0703/00/2278acae9dea5464734e911b97b97c00.jpeg (дата обращения: 12 января 2015).

7. Компьютерные игры и их влияние на психику [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://med-tutorial.ru/med-books/book/49/page/2-2-negativnoe-vliyanie-kompyutera-kak-ego-umenshit/22-kompyuternie-igri-i-ih-vliyanie-na-psihiku (дата обращения: 12 января 2015).

Просмотров работы: 13552