ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время актуальна проблема отклонения в поведении. Наиболее криминогенно пораженными оказались люди молодого возраста. В структуре статистики преступности в стране категория молодежи в возрасте 14-17 лет занимает второе место, по существу, «подпитывая» самую криминогенно зараженную группу взрослых преступников в возрасте 18-24 лет. За рамками анализа статистики преступности оказываются противоправные деяния малолетних и несовершеннолетних, детей и подростков, тех, кто, совершив те или иные деяния, по закону не является субъектом преступления, но нередко предрасположен и, возможно готов в будущем к их совершению.

Данной проблемой занимались, такие ученые, как А.Е. Личко, К.Е. Игошев, И.С. Кон и другие выдающиеся деятели психологии и педагогики.

Актуальность исследованиясостоит в выявлении особенностей психологических свойств структуры личности девиантного поведения подростков, выработанные ценности, эмоциональную и характерологическую сферу личности.

Исследование направленное на выявление особенностей психологических свойств структуры личности девиантного поведения в подростковом возрасте проводилось в МОУ № 62 города Тольятти.

Основная характеристика выборки - возраст испытуемых - 14-15 лет. Среди них мы выделили две условные группы:

1. Просоциальные подростки – 16 человек.

2. Асоциальные подростки (по данным ИДН асоциальные подростки имеют противоправные нарушения и состоят на учете в «Инспекции по делам несовершеннолетних») – 12 человек.

Цель исследования состоит в выявлении и выраженности различия в индивидуально-психологических особенностях асоциальных и просоциальных подростков влияющих на поведение.

В нашем исследовании, мы предположили, что у асоциальных и просоциальных подростков наблюдаются различия в индивидуально-психологических особенностях влияющих на поведение.

Исследованием различных аспектов девиантного поведения занимаются различные науки: правоведение и социология, медицина (прежде всего психиатрия и наркология) и психология, демография и статистика и другие, однако механизмы, причины, диагностика девиантного поведения как процесса, лежит прежде всего в русле психологической науки.

Каковы же научные подходы, объясняющие причины девиантного поведения? Вопрос о причинах изучаемых явлений - один из самых центральных для любой науки. Ученые в последнее время стараются избегать самого термина считая его недостаточно корректным, многозначным, и предпочитают говорить о факторных связях и зависимостях. В связи с этим мы не можем обойти вниманием проблемы детерминированности, причинности, генезиса девиантного поведения. Остановимся кратко на основных факторах детерминации девиантного поведения.

Прежде всего попытаемся ответить на вопрос: что же такое девиантное поведение? Каково соотношение этого понятия с близкой ему дефиницией - деливквентность.

Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков, мелких правонарушений, отличающихся от криминала (наказуемых, согласно Уголовному кодексу, серьезных правонарушений и преступлений). Иногда все эти правонарушения называют «девиантным поведением», что не совсем точно отражает суть дела. Девиантность - отклонение от принятых норм - понятие более широкое, оно включает не только делинквентность, но и другие нарушения поведения - от ранней алкоголизация до суицидных попыток.

Можно было бы ограничиться ссылкой на то, что девиантное поведение имеет причины, общие для всех поведенческих форм, включая конформное, законопослушное поведение. Можно сослаться на то, что девиантное поведение обусловлено общими закономерностями развития общества, как и все социальные и психологические явления и процессы. Но при этом «поведение каждой личности индивидуально, по преимуществу, иногда даже индивидно, но всегда личностно».

Однако различные представления и воззрения, подчас противостоящие друг другу, до сих пор не вывели нас на теоретическую парадигму, которая давала бы достаточно полное объяснение понятия «девиантное поведение».

Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства - переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым, податливым к отрицательным влияниям среды.

В нашей работе мы исследовали индивидуально-психологические предпосылки поведения асоциальных и просоциальных подростков. В процессе исследования данной темы мы рассмотрели концепции дивиантного поведения. Так, К.Е. Игошев обнаружил, что «личность несовершеннолетнего правонарушителя имеет некоторые специфические черты, которые в совокупности своей выступают как психологическая основа противоправных деяний» [8; 16]. Автор подчеркивает исключительно важную роль установок личности, отражающих избирательность отношений и активности деятельной личности, стремящейся достичь поставленной цели к определении линии ее поведения. Идея зависимости девиатного поведения от личностных особенностей подчеркивалась также ВИ. Кудрявцевым. А.М. Яковлев показывал, что человек обладает известной свободой выбора вариаитов поведения.

Один из основателей психолого-психиатрического направления в кримииологии и юридической психологии, А.Е. Личко, при анализе причин подростковой преступности выделяет следующие типы поведенческих реакций, специфических для подросткового возраста: эмансипация, группирование, увлечения, влечения. В исследованиях А.Е. Личко и В.В. Юстицкого и других ученых о роли семейного воспитания в развитии акцентуаций. Ими выделен ряд «типов воспитания», содействующих «наращиванию» акцентуированных черт, показано значение образа, жизни семьи, отношений между ее членами - в первую очередь отношение родителей к ребенку, алкоголизма, а также психических свойств самого несовершеннолетнего его разнообразных биологических задатков в проявлении и развитии акцентуации. Как показал А.А. Реан, на возникновение агрессивного поведения, влияет и такая особенность личности (характера), как «демонстративность». Демонстративная личность постоянно стремится произвести впечатление на других, привлечь к себе внимание. Это реализуется в тщеславном поведении, часто нарочно демонстративном, роль которого в возникновения агрессивного поведения большая.

Изучив теоретические представления проблемы отклонения поведения в подростковом возрасте, мы пришли к выводу, что велико значение именно ценностной и эмоциональной сфер личности.

Мы исследовали следующие моменты ценностной и эмоциональной сфер личности: ценностные ориентации - как регуляторы осмысленности мотивации деятельности, акцентуированные типы характера и значимость эмоциональных состояний, как выраженность в проявлении направленности поведения.

В нашем исследовании, мы предположили, что у асоциальных и просоциальных подростков наблюдаются различия в индивидуально-психологические детерминантах поведения.

В результате проведенного эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей девиантного поведения подростков мы сделали следующие выводы:

Асоциальные подростки по сравнению с просоциальными имеют акцентуации характера по «гипертимному» и «истероидному» типам.

Рис. 1 Типы характера просоциальных и асоциальных юношей.

На рисунке 1 мы видим, что асоциальные юноши по сравнению с просоциальными подвержены гипертимной акцентуации характера.

На рисунке 2 мы видим, что у асоциальных девушек акцентуированными типами характера, по сравнению с просоциальными являются «гипертимный» и

«истероидный» типы характера.

Рис. 2 Типы характера просоциальных и асоциальных девушек.

Основные расхождения в терминальных ценностях, состоят в том, что асоциальные подростки менее ценят активную деятельную жизнь и познание, а отдают предпочтения развлечениям, и счастливой семейной жизни.

Мы также установили, что инструментальные ценности просоциальных и асоциальных подростков практически одинаковы.

Различия наблюдаются у девушек. Асоциальные девушки придали большую значимость состоит в таких ценностях как: «независимость», «жизнерадостнтсть». Просоциальные девушки на первое место поствили ценности: «аккуратность», «воспитанность».

По шкале оценки значимости эмоций, асоциальные подрости придали большую значимость пугническим, акизитивным эмоциям. Просоциальные подрости на первое место поствили альтруистические и праксические эмоции.

Таким образом гипотеза о наличии различий в индивидуально-психологических особенностях влияющих на поведение подтверждена частично.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что результаты могут быть практически использованы классным руководителем, школьным психологом, родителями, инспектором по делам несовершеннолетних для своевременной и верной реакции на поступки подростков, выбор соответствующего порицания или поощрения, целенаправленно руководить воспитанием.

Данная тема актуальна, многоаспектна, многогранна и на современном этапе требуется дальнейшее теоретическое и прикладное исследование.

Просмотров работы: 1769