ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Шконда Н.Н. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные данные психологических, социальных, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. Рост эмоционально - психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Кроме того, дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, демонстрируя их в детском саду. В связи с этим для педагогов актуальна задача поиска наиболее эффективных путей выявления и профилактики этого негативного факта

Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Современный педагог, работающий в сфере образования, обязан владеть эффективными технологиями работы с агрессивными детьми.

Данная проблема изучалась такими учёными, как Л.Берковиц, В.В. Давыдов, И.В. Дубровин, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубейнштейн, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева, Д.Б. Эльконин, И.А.Фурмано, Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, Н.Д.Левитон.

Не смотря на то, что тема изучена, исследование по прежнему остаётся актуальной на данном этапе развития общества.

Объект исследования: коррекционно-педагогическая деятельность по снижению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

Цель исследования: снижение агрессивного поведения детей дошкольного возраста изучить методы и формы коррекционно-педагогической деятельности по преодолению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Гипотеза исследования: коррекционная деятельность будет эффективной если:

  • будет проводиться профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста;

  • будут проводиться упражнения по преодолению агрессивного поведения с учётом возрастных особенностей детей;

Для того чтобы рассмотреть проблему агрессивного поведения в дошкольном возрасте, необходимо рассмотреть понятие агрессии, ее структуру и природу, рассмотреть близкие понятия - агрессивность, агрессивное действие. Слово «агрессия» происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать».

Рассмотрим определения данного понятия, которые даются современной наукой. «Психологический словарь» под редакцией В.П.Зинченко предлагает следующее определение: «Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)». Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Агрессивное действие - это средство достижения какой-либо цели, способ психической разрядки, замещение удовлетворения блокированной потребности и перекладывание деятельности как форма самореализации и самоуважения. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессивное поведение - это действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.

Для того чтобы проводить работу по профилактике агрессивного поведения детей, необходимо понять причины появления агрессии. Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление, но все они попадают под следующие четыре категории. Агрессия относится:

К врожденным побуждениям и задаткам (З.Фрейд, К.Лоренц);

К потребностям, активизируемым внешними стимулами (Д.Доллард);

К познавательным и эмоциональным процессам (Р.Берковиц);

К актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.(А.Бандура).

Исходя из этих категорий в психологии были выделены следующие модели агрессивности:

Модель выученной агрессивности - Джулиан Роттер, Альберт Бандура

Наиболее реалистичная модель агрессивности.

Суть модели:

  • Агрессивность - это поведение, которое выучивается ребенком, глядя на окружающих и в первую очередь на своих родителей, а затем уже развивает самостоятельно.

  • Чем чаще агрессивность оказывается поощрена - тем активнее формируется агрессивное поведение. И наоборот, негативные последствия агрессивности тормозят ее проявление.

  • Многие практические психологи сходятся во мнении, что именно теория социального научения является наиболее эффективной в объяснении, предсказании и коррекции агрессивного поведения.

Модель реакции на фрустрацию

Основоположник - Джон Доллард.

Суть модели

Агрессия - это не врожденное и автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию(Фрустрация - (от латинского frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.) - попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

Врожденная модель агрессивности (агрессия как инстинкт)

Основоположником этого подхода является Зигмунд Фрейд.

Суть модели

  • Агрессивность - врожденное и необходимое проявление инстинкта смерти Танатоса.

  • Танатос проявляется всегда: или разрушая личность, или агрессивно выплескивается на окружающих. Задача - побороть стремление смерти и вогнать его в наиболее социально приемлемое русло.

  • Яркое эмоциональное выражение агрессивности - наиболлее мирная форма выражения Танатоса.

  • Более поздние сторонники считают, что выражением Танатоса могут стать различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

  • соматические заболевания и нарушения работы головного мозга;

  • воспитание;

  • характер наказаний за проступки;

  • стремление привлечь к себе внимание сверстников;

  • стремление получить желанный результат;

  • стремление быть главным;

  • защита и месть;

  • желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников:

  • семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома;

  • агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр;

  • дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических, предлагаемых масс-медиа.

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Остановимся на их краткой характеристике.

Вербальная агрессия

Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение сверстника или угрозы ему.

Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого.

Физическая агрессия

Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия.

Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли. Может принимать две формы - символическую и реальную. Символическая представляет собой угрозы и запугивание, реальная - это непосредственное физическое нападение .

Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений. У некоторых проявляется физическая агрессия - как в косвенной, так и в прямой формах.

Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.

Среди агрессивных детей отчетливо выделяются 3 группы, которые различаются:

  • внешними поведенческими проявлениями (частота и степень жестокости действий);

  • психологическими характеристиками (уровень интеллекта, произвольность);

  • уровнем развития игровой деятельности;

  • социальным статусом в группе сверстников.

Первую группу составляют дети, которые чаше всего используют агрессию как средство привлечения внимания к себе сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции - кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи; поведение направлено на получение эмоционального отклика. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Чаще всего дети использую физическую агрессию - прямую или косвенную - в ситуации привлечения внимания, и носит она непроизвольный, непосредственный, импульсивный характер. Враждебные действия быстро сменяются дружелюбием, выпады против сверстника - готовностью сотрудничать. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их либо не замечают и не принимают в серьез, либо избегают.

Этот вариант агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребёнка - продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Их агрессивные действия - это средство достижения какой-либо конкретной цели. Положительные эмоции испытываются по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Любая деятельность отличается самостоятельностью и целенаправленностью, стремлением занять лидирующие позиции, подчинить, подавить других. Вторая группа в отличие от первой не стремится привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, дети пользуются популярностью в группе, а некоторые выходят на положение лидера. Среди форм поведение чаще всего проявляется прямая физическая агрессия, которая не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуация переживания и обиды сверстников игнорируются, ориентир - исключительно на собственные желания

Дети этой группы знают нормы и правила поведения, но принимают их только на словах. Основная их цель - избежать негативной оценки взрослого. Эти дети как бы не замечают собственной агрессивности: способ действий представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством для достижения цели. Данный тип агрессивности можно назвать нормативно- инструментальным.

В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому человеку - самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих зло и унижение сверстникам. Дети третьей группы используют в основном прямую агрессию. При чем более половины всех актов составляет прямая физическая агрессия - действия отличаются особой жестокостью и хладнокровностью. Обычно для таких детей выбираются одна-две постоянные жертвы - более слабые дети, не способные ответить тем же. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для детей этой группы особенно характерны мстительность, злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность.

Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно враждебным.

Повышенная агрессивность отдельных детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Различные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Обычно, с развитием эмоционально-волевой сферы, с постепенным усвоением норм и правил поведения, проявления детской агрессивности в старшем дошкольном возрасте у большинства детей снижаются. Но у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, переходя в устойчивое качество личности. В итоге теряются возможности полноценного общения агрессивного ребенка со сверстниками, деформируется его личностное развитие, возникают трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации и успешности учебной деятельности. Поэтому своевременная профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста на сегодняшний день являются весьма актуальными.

Было проведено исследование агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, которое проходило в три этапа.

На первом диагностическом этапе проводился отбор методик, и разработка критерий на основе которых проводилась интерпретация. Были выбраны следующие диагностические методики как: метод наблюдения, проективная методика “Рисунок несуществующего животного” (РНЖ), Цветовой тест Люшера. Эти диагностики наиболее подходят для данного этапа, так как они ярко показывают наличие, и степень агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Метод наблюдения помогает получить полную информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения детей.

Методика РНЖ - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Помогает выяснить и уточнить черты личности, установки и психологические проблемы ребенка. А так же дает возможность наглядно увидеть, и проанализировать характер и вид агрессии, присущий ребенку.

Цветовой тест Люшера, методика, позволяющая выявить индивидуально - личностные свойства и нюансы эмоционального состояния человека. Тест доступен для психодиагностики детей старшего дошкольного возраста.

Разработаны критерии агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Критерии

Часто

Редко

Не часто и не редко

1. Спорит, ругается со взрослыми

     

2. Теряет контроль над собой

     

3. Винит других в своих ошибках

     

4. Завистлив, мстителен

     

5. Сердится и отказывается что-либо сделать

     

6. Специально раздражает людей

     

7. Отказывается подчиняться правилам

     

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей, взрослых), которые нередко раздражают их

     

Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

В качестве примера приведём результаты диагностики.

Методика 1. Структурализированное наблюдение.

Цель: получить информацию для предварительного психологического анализа; выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.

По результатам наблюдения можно отметить, что из двадцати детей, в особом внимании нуждаются четыре ребенка (20%), набравшие от одиннадцати до 18 положительных результатов из восемнадцати фрагментов фиксированных форм агрессивного поведения. У них выявился высокий уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

Средний уровень агрессивного поведения у пяти детей (25%), они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

Низкий уровень агрессивного поведения у одиннадцати детей (55%). Эти дети уравновешенны, спокойные, вспышки гнева возникают редко и носят защитный характер.

Методика 2. Рисунок несуществующего животного (РНЖ).

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка подтвердить результаты, полученные из наблюдения.

Результаты оценивания детских рисунков показали что:

  1. детей набрали – от 0,6 до 1 балла – это высокий уровень проявления агрессивного поведения;

3 детей набрали – от 0,2 до 0,5 балла – это средний уровень проявления агрессивного поведения;

12 детей набрали – от 0 до 0,2 балла – это низкий уровень проявления агрессивного поведения.

Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присуще: крупное изображение (Лёня М.) сильная, уверенная линия рисунка (Лёня М., Алёша Ц., Алина Д.), наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т. д.) (Алёша Ц., Алина Д.), изображение двоих животных - один нападает, другой убегает (Алёша Б., Алёша Ц., Алина Д.). Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей

На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии.

Сравнив результаты структуриализованного наблюдения и методики РНЖ можно сказать, что результаты во многом совпали, но есть и расхождения. Это можно объяснить тем, что наблюдение дает общую картину поведения детей в группе, а методика РНЖ позволяет увидеть внутреннее состояние ребенка, то, как он сам относится к окружающему его миру. Но результаты обоих методик несут в себе большую ценность для исследования.

Методика 3. Цветовой тест Люшера.

Цель: Выявить эмоциональную напряженность детей путем неосознанной реакции на цветовые эталоны, определить проявления агрессивных реакций у испытуемых.

Анализ результатов методики подтверждает полученные результаты из предыдущих методик. Дети с высоким уровнем агрессивного поведения отдают предпочтение таким цветам, которые характеризуются неустойчивым эмоциональным состоянием, агрессией, эмоциями гнева, капризностью, высокой активностью, тревожностью (Алёша Б., Алёша Ц., Алина Д, Лёня М.). Наиболее предпочитаемые цвета этих детей - черный, красный, фиолетовый. Менее предпочитаемые цвета - серый, синий, желтый.

Дети с менее выраженным агрессивным поведением, предпочитают выбирать цвета, которые характеризуются повышенным самоконтролем, высокой самооценкой, энтузиазмом, легкой вживаемостью в социальную роль, эмоциональной устойчивостью, потребностью в общении, активностью в достижении поставленных целей. Наиболее предпочитаемые цвета - желтый, синий, зеленый, серый. Менее предпочитаемые - черный, коричневый, фиолетовый.

Анкетирование родителей

Было проведено анкетирование родителей в целях изучения личностных особенностей ребенка и его взаимоотношений с окружающими. Данная информация даст возможность найти индивидуальный подход к ребенку в коррекции агрессивного поведения.

Анализ результатов диагностик и анкетирования родителей показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других детей активный, ярко выраженный. Но любое агрессивное поведение можно предотвратить, или уменьшить частоту его проявлений путем научения детей конструктивным способам выражения агрессии, изменением психосоматического состояния в ситуации проявления гнева. Все это осуществляется в процессе проведения коррекционных упражнений с детьми.

После проведения диагностик, выяснилось, что существует проблема наличия детей с агрессивным поведением, так как по результатам диагностик из двадцати обследуемых детей восемь детей имеют выраженное агрессивное поведение, что составляет 40% от числа группы, а двенадцать детей (60%) имеют менее выраженное агрессивное поведение. Это позволило утверждать, что с детьми нужно проводить коррекционную программу по преодолению у них агрессивного поведения.

По результатам констатирующего эксперимента в проблемную группу попали следующие дети: Дима Б., Алина Д., Матвей Е., Егор Л.,Ира М., Киррил Н., Богдан П., Ксения Р., Ксения С., Алёша Ц..

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что 8 человек испытуемых имеют выраженное агрессивное поведение, что составляет (40%) от числа группы, а двенадцать детей (60%) имеют менее выраженное агрессивное поведение.

На втором основном этапе исследования, исходя из данных, полученных во время проведения диагностического этапа нашего исследования, была составлена и проведена на практике в ДОУ коррекционная работа, в частности, разработана программа коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Разработанная программа коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ориентирована на взаимодействие, как с детьми, чья агрессия носит пассивно-защитный и часто внутренний характер, так и на взаимодействие с детьми, чье агрессивное поведение является явным и выраженным. Руководствуясь программами разных авторов, таких какХухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки, Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, касающихся коррекции агрессивного поведения у дошкольников, были выделили этапы основной части исследования, которые будут включены в программу коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Цель программы: психологическая поддержка детей, имеющих повышенный уровень внутренней и внешней агрессии.

Задачи программы:

– развить способность осознания и принятия детьми собственного чувства гнева;

– обучение способам отреагирования гнева в приемлемой форме;

– обучение приемам саморегулирования своего эмоционального состояния;

– формирование произвольного поведения;

– развитие коммуникативных навыков;

– стимуляция у детей гуманных чувств по отношению к сверстникам;

– формирование способности использовать агрессивные действия в социально желательных целях;

– снижение тревожности, формирование доверия к миру;

– формирование позитивных эмоций, положительной самооценки, повышение самоуважения, укрепление чувства взрослости.

Критерии эффективности программы:

– снижение уровня внутренней и внешней агрессии ребенка;

– снижение тревожности;

– повышение уверенности в себе;

– улучшение взаимоотношений ребенка со сверстниками.

1-й этап – диагностический.

В него вошли: метод наблюдения, проективная методика “Рисунок несуществующего животного” (РНЖ), Цветовой тест Люшера.

2-й этап - практический.

Программа состоит из 12 занятий по 25–30 мин каждое. Занятия проводятся с одной группой один раз в неделю. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет).

Все занятия состоят из трех частей: вводная часть, основная, заключительная.

В вводную часть включены приветствие, игры и упражнения, способствующие разогреву группы и настрою детей на занятие.

Содержание основной части – знакомство детей с теоретическим материалом, игры и упражнения, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

Заключительная часть включает игры, направленные на сплочение группы, упражнения на релаксацию, итог занятие, прощание.

Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на полу.

Условия проведения занятий:

1) принятие ребёнка таким, какой он есть;

2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс, продуктивную деятельность ребенка;

3) игра и продуктивная деятельность не комментируется взрослым;

4) в любой игре и рисуночной методике ребёнку предлагается возможность импровизации.

3-й этап – контрольный.

По окончании цикла занятий проводится повторная психодиагностика. Коррекционная программа основывалась на следующих принципах:

  • внимательное и терпеливое отношение к детям;

  • была дана возможность ребенку выразить свою агрессию, сместив ее на другие объекты;

  • показ ребенку личного примера эффективного поведения;

  • создавались такие условия для детей, при которых они в каждый момент времени чувствовали, что их любят, ценят и принимают такими, какие они есть.

Так же вне занятий, в основном во второй половине дня, проводились различные игровые упражнения с целью научения детей управлению своей агрессией.

Игры – упражнения.

  1. Разыгрывание ситуаций. Детям предлагаются картинки, на которых изображены различные ситуации агрессивного поведения, затем распределяются роли между детьми и проигрываются ситуации, в которых дети сами выбирают наиболее подходящее решение для разрешения конфликта.

  • Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.

  • Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси ее.

  • Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.

  • Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка – пожалей его.

2. «Строители». Каждому ребенку предлагается построить себе дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стол, стулья, мячи, кегли и т. д. Каждому строителю задаются вопросы:

  • Удобно ли тебе будет жить в этом доме?

  • Где ты разместишь приехавших к тебе гостей?

  • Кто будет жить в этом доме кроме тебя?

После беседы возможна перестройка дома с помощью других детей.

Игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному и моторному самовыражению.

  1. Совместные настольные игры. Игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Конструктора». По ходу игры взрослый помогает решать возникшие конфликты и избегать их. После игры проигрываются конфликтные ситуации с нахождением путей выхода из них.

В совместных настольных играх дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.

  1. «Карикатура». В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования выбирается самый лучший рисунок. В последующей игре «предметом» обсуждения становится другой ребенок.

Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».

  1. «По кочкам». Подушки раскрываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилением. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.

Упражнение способствует научению альтернативных форм поведения, быстрому реагированию в безвыходной ситуации.

6. «Ты - лев!» Ребенку предлагается закрыть глаза, представить льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как и тебя, и у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!

Упражнение помогает успокоиться, восстановить эмоциональную возбужденность, снизить порыв гнева.

Через некоторое количество таких занятий в игре детей проблемной группы наметились изменения. Дети более терпимо относились друг к другу, уменьшились драки между детьми, дети охотно делились игрушками и стали больше играть в ролевые игры. Инициатором игр по-прежнему был взрослый, но теперь дети уже охотно соглашались поиграть, сами предлагали несколько разных вариантов игр.

Уже к концу эксперимента дети стали сами инициировать игру, предлагали разные варианты. В своих играх они уже могли отражать специфические человеческие отношения, роли детей определяли и направляли поведение детей. Экспериментатор здесь присутствовал просто в качестве включённого наблюдателя, стараясь не вмешиваться в игру детей. Можно сказать, что здесь шла стимуляция и поддержка активности самих детей. Игровая деятельность стала развёрнутой, игра продолжалась не менее 15-20 минут. Но, тем не менее, для проявления активности детей всё равно было необходимо, чтобы взрослый находился рядом (экспериментатор мог даже безучастно наблюдать), без этого дети не могли развернуть ролевую игру на таком высоком уровне.

В процессе проведения игр наметились положительные моменты в преодолении агрессивного поведения у детей. Если в начале выполнения игр большинство испытуемых долго не могли включиться в процесс общения, не проявляли инициативы в достижении понимания партнера, их коммуникативные действия отличались беспорядочностью, дети практически не учитывали личностные и эмоциональные особенности партнеров, то к концу нашей работы с детьми большинство детей свободно, без принуждения вступали в контакт со сверстниками, внимательно выслушивали собеседника, предпринимали попытки учёта личностных особенностей и эмоционального состояния партнёра, согласования собственных действий с интересами и мнениями партнеров.

Поэтому при взаимодействии педагога с дошкольниками наибольшее распространение получили различные варианты игровых и рисуночных методик.

При этом групповые формы взаимодействия педагога с детьми старшего дошкольного возраста позволяют:

– развивать ценные социальные навыки у детей;

– позволяют дошкольникам оказывать взаимную поддержку друг другу;

– дают возможность детям наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;

– позволяют осваивать новые социальные роли;

– повышают самооценку ребенка и ведут к укреплению личной идентичности.

Тематическое планирование занятий по программе "Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста".

План занятий:

Цели:

Материалы для занятий:

Занятие 1 «Знакомство с эмоциями»

Разминка: игра «Эхо».

Основная часть:

- знакомство с основными эмоциями (рассматривание и обсуждение плаката «Эмоции»);

- упражнение «Изобрази эмоцию» (Детям раздаются карточки с изображением различных эмоций из игры «Азбука настроений»);

- рисование пиктограмм эмоций «Взлохмаченные человечки» под спокойную музыку.

Заключительная часть: дети садятся в круг и рассказывают о своих рисунках.

- знакомство детей с основными эмоциями, умение их различать, знать их невербальное проявление;

- научить детей ощущать эмоциональное состояние изображаемого персонажа;

-упражнение детей в умении передавать свои эмоции в художественной форме на листе бумаги.

- магнитофон;

- спокойная музыка;

- плакат «Эмоции»;

- карточки из игры «Азбука настроений»;

- листы бумаги формата А3 с несколькими кругами для пиктограмм;

- краски, кисточки.

Занятие 2 «Гнев»

Разминка: упражнение «Я рада тебя видеть...».

Основная часть:

- знакомство с чувством гнева (рассматривание и обсуждение пиктограммы «Гнев»);

- закончи предложение: «Я сержусь, когда...»;

- игровое упражнение «Сражение шарфами»;

- рисование пальчиковыми красками «Сердитая рука».

Заключительная часть: игра «Доброе животное».

-знакомство детей с чувством гнева;

- развитие умения распознавать эмоциональные состояния;

- отреагирование гнева, снятие напряжения через вербальные высказывания, игру и рисунок;

- сплочение группы, создание атмосферы единства.

-свеча в безопасном подсвечнике;

-пиктограмма «Злость»;

- два шарфа, концы которых завязаны в узлы;

- пальчиковые краски;

- листы бумаги;

- колокольчик.

Занятие 3 «Обида»

Разминка: игра «Паутина».

Основная часть: Чтение сказки «Как лисичка бычка обидела».

- знакомство с чувством обиды (рассматривание и обсуждение пиктограммы «Обида»);

Поведенческий тренинг «Добрая лиса».

Детям предлагается изобразить лису, сопровождая словами свои действия: -сердитую -веселую

добрую-вежливую

.Упражнение «Скажи друг другу комплимент»

-Ты самый красивый…….

Игра «Тень»

Цель: учить детей проявлять внимание к друг другу.

Упражнение «Закончи предложение»

Тренинг эмоций.

Детям предлагается улыбнуться ,как радостный ребенок; позлиться, как рассерженный человек; погрустить, как осенний дождик.

Закрепление правил общения с другими детьми.

  • Эстафета с воздушными шарами. ( Под веселую музыку)

Цель: сплочение детей.

-знакомство детей с чувством обиды;

- развитие умения распознавать эмоциональные состояния;

- отреагирование чувства обиды, снятие напряжения через вербальные высказывания, игру и продуктивную деятельность.

- клубок шерстяных ниток;

-пиктограмма «Обида»;

- воздушные шары;

Занятие 4 «Как я справляюсь с гневом»

Разминка: игра «Паровозик с именем».

Основная часть:

- формирование конструктивных способов выражения гнева (рассматривание и обсуждение карточек «Как я справляюсь с гневом»);

- игра «Стоп-кулак»;

- игра «Тух-тиби-дух»;

- создание скульптуры гнева из «малярного скотча».

Заключительная часть: игра «Подарки» .

- расширять представление об эмоции «гнев»;

- способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами, снятию негативных настроений, ослаблению агрессивности;

- учить детей анализировать свою агрессивность и устранять ее через игру и позитивное поведение.

- карточки из пособия «Как я справляюсь с гневом» [5];

- малярный скотч.

Занятие 5 «Я могу защитить...»

Разминка: игра «Повтори движение».

Основная часть:

- рассматривание и обсуждение рисунка, на котором изображены дерущиеся мальчики;

- придумать, почему мальчики подрались, и, как можно было поступить по-другому;

- закончить фразу «Я могу защитить…»;

- игра «Три подвига Андрея»;

- упражнение «Нарисуй злого добрым» (дети дорисовывают «добрые детали» злым персонажам).

Заключительная часть: игра «Доброе животное».

- развивать у детей способность анализировать причины и следствие агрессивного поведения;

-формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально-желательных целях;

- разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок;

- сплочение группы, создание атмосферы единства.

- рисунок, изображающий дерущихся мальчиков;

- черно-белые рисунки агрессивных сказочных персонажей;

- цветные карандаши.

Занятие 6 «Наши страхи»

Разминка: игра «Что я люблю делать?».

Основная часть:

- знакомство с чувством страха (рассматривание и обсуждение пиктограммы «Страх»);

- закончи предложение: «Дети обычно боятся…», «Взрослые обычно боятся…»;

- чтение Сказки про «боюськи»;

- игра «Продаем боюськи»;

- рисунок «Нарисуй страшного смешным».

Заключительная часть: упражнение «Цветочный дождь» .

- знакомство детей с чувством страха;

- предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем;

- снизить степень страха через придание объектам страха несвойственных им, непривычных характеристик;

- снижение психоэмоционального напряжения.

-пиктограмма «Страх»;

- черно-белые рисунки страшных сказочных персонажей;

- карандаши.

Занятие 7 «Саморегуляция и расслабление»

Разминка: игра «Розовые очки».

Основная часть:

-упражнение “Рисуем и называем свои чувства»;

- беседа, что дети могут делать и делают, испытывая разные чувства;

- игра «Тряпичная кукла и солдат»;

- игра «Рисуем ладонями» .

Заключительная часть: упражнение «Полет бабочки».

- научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей;

- дать возможность детям выразить свои чувства и эмоции художественными средствами;

- обучение навыкам саморегуляции и мышечного расслабления;

- снижение мышечного и психоэмоционального напряжения.

- бумага и карандаши.

Занятие 8 «Я хорошо слушаю...»

Разминка: упражнение «Комплименты».

Основная часть:

- упражнение «Я хорошо слушаю»;

- игра «Лиса и заяц»;

- упражнение «Музыка земли»;

- рисование двумя руками с закрытыми глазами под музыку.

Заключительная часть: упражнение «Камень мудрости».

- развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам;

- формирование навыков произвольного поведения;

- снижение психоэмоционального напряжения.

- магнитофон;

- спокойная музыка;

- бумага и карандаши;

- красивый, не слишком маленький камень.

Занятие №9 Ссора

Разминка: «Дружба начинается с улыбки»

Присказка А. Кузьмина «Дом с колокольчиком»

Чтение сказки «Как поссорилась иголка с ниткой » А.Киселева.

Тренинг эмоций

Предложить детям изобразить лица поссорившихся друзей.

Игра: «Мирись-мирись, мирись» (с помощью пальцев)

Упражнение: «Я дарю тебе..»

Предложить детям подарить друг другу комплимент, сказать несколько приятных слов соседу, передав «Сердечко»

Физминутка. Игра «Ниточка и иголка»

Цель:мышечное расслабление,снятие напряжения,восприятие чувстваколлективности.

Проблемные ситуации:

Цель: проверка степени усвоения детьми правил поведения в конфликтных ситуациях.

Обобщение: ПРАВИЛА ПРИМИРЕНИЯ.

  • Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признавать свою вину. Вам при этом помогут волшебные слова: «Извините», «Давай играть вместе»

  • По-чаще улыбайтесь друг другу, делайте приятные комплименты

  • Можно подарить другу приятный подарок, нарисовать рисунок или пригласить его в гости.

Прорисовывание сказки

Цель:дать возможность детям выразить свои чувства с помощью образов,символов, т.е. освободиться от негативных эмоций, помочь принять себя и окружающий мир (рисование под спокойную музыку).

Детям предлагается нарисовать героев сказки: добрых и злых, умных и глупых. И подарить рисунок своему другу.

- коррекция агрессивных проявлений;

- обучение конструктивномувзаимодействию со сверстниками.

- Бумага, карандаши

- сердечко.

Занятие 10 «Доверие»

Разминка: упражнение «Волшебная подушка».

Основная часть:

- игра «Слепой и поводырь»;

- игра «Щепка»;

- упражнение «Закончи рисунок».

Заключительная часть:

упражнение «Водопад».

- формирование доверия к окружающим;

- через совместную деятельность способствовать развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого, радоваться его успеху;

- создание благоприятного климата в группе, атмосферы непосредственного и свободного общения, эмоциональной близости;

- снижение психоэмоционального напряжения.

- подушка с наполнителем;

- повязки на глаза на каждого второго ребенка;

- бумага цветные карандаши.

Занятие 11 «Хочу быть счастливым»

Разминка: игра «Я могу!».

Основная часть:

- чтение сказки «Хочу быть счастливым» (О.В. Хухлаева);

- упражнение «Хочу быть счастливым»;

- упражнение «Путешествие на облаке»;

- рисование под музыку «Счастье».

Заключительная часть:

упражнение «Что делает нас счастливыми?».

- способствовать повышению самоуважения и положительной самооценки;

-упражнение детей в умении передавать положительные эмоции в художественной форме на листе бумаги;

- снижение психоэмоционального напряжения.

- мяч;

- бумага и карандаши;

- спокойная музыка;

- красивый, не слишком маленький камень.

Занятие 12 «Мои хорошие качества»

Разминка:

упражнение «Волшебная палочка».

Основная часть:

- упражнение «Мои хорошие качества»;

- упражнение «Каким я буду, когда вырасту?»;

- рисунок «Мое взрослое будущее».

Заключительная часть:

упражнение «Цветочный дождь».

- способствовать осознанию детьми своих положительных качеств;

- способствовать повышению самоуважения и положительной самооценки;

- укрепление чувства взрослости.

- «волшебная палочка»;

- листы с изображением «цветика – семицветика» на каждого ребенка;

-фломастер;

-бумага и карандаши.

На третьем контрольном этапе, по окончанию цикла занятий проводится повторная психодиагностика уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста для определения эффективности психопрофилактического и развивающего взаимодействия с детьми.

Для более объективного анализа результатов коррекционной программы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста было проведено повторное анкетирование воспитателей, работающих с данными детьми и анкетирование родителей детей, участвующих в эксперименте. Ответы воспитателей и родителей на вопросы анкеты позволили сделать следующие выводы: дети с агрессивным поведением стали более спокойными, уступчивыми. Во время конфликтов не прибегали к недопустимым в обществе формам проявления гнева (то есть не ломали мебель, не били и не кусали детей). Стали более вежливыми, уменьшились пререкания на замечание воспитателя. Некоторые агрессивные дети активно играли в сюжетно-ролевые игры, в случае возникновения конфликта сами разрешали его В частности Кириил Н. стал очень много рисовать, на вопрос воспитателя, что ты рисуешь, отвечал: «Я рисую свою злость, чтоб не причинять ее другим».

По результатам контрольного эксперимента видно, что в экспериментальной группе уменьшилось количество детей с высоким и средним уровнем проявления агрессивного поведения и увеличилось количество детей с низким уровнем проявления агрессивного поведения.

Уровни проявления агрессивного поведения

Июнь

высокий

средний

низкий

кол-во человек

% случаев

кол-во человек

% случаев

кол-во человек

% случаев

2

20

4

40

4

40

Сентябрь

высокий

средний

низкий

кол-во человек

% случаев

кол-во человек

% случаев

кол-во человек

% случаев

1

10

2

20

7

70

Проанализировав полученные результаты и сравнив их с имеющимися данными первичной диагностики можно сделать вывод о наметившихся позитивных изменениях в проявлении агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Цветовые выборки агрессивных детей изменились. Более предпочитаемыми цветами стали желтый, зеленый, синий. Они характеризуются устойчивым эмоциональным состоянием, самоконтролем. Это свидетельствует о том, что изменился характер проявления агрессивного поведения детей в процессе коррекционной работы, улучшилось эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста.

Для более объективного анализа результатов коррекционной программы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста было проведено повторное анкетирование воспитателей, работающих с данными детьми и анкетирование родителей детей, участвующих в эксперименте. Ответы воспитателей и родителей на вопросы анкеты позволили сделать следующие выводы: дети с агрессивным поведением стали более спокойными, уступчивыми. Во время конфликтов не прибегали к недопустимым в обществе формам проявления гнева (то есть не ломали мебель, не били и не кусали детей). Стали более вежливыми, уменьшились пререкания на замечание воспитателя. Некоторые агрессивные дети активно играли в сюжетно-ролевые игры, в случае возникновения конфликта сами разрешали его В частности Кириил Н. стал очень много рисовать, на вопрос воспитателя, что ты рисуешь, отвечал: «Я рисую свою злость, чтоб не причинять ее другим».

По результатам контрольного эксперимента видно, что в экспериментальной группе уменьшилось количество детей с высоким и средним уровнем проявления агрессивного поведения и увеличилось количество детей с низким уровнем проявления агрессивного поведения.

Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что агрессия - очень сложное явление, имеющее свои формы выражения, причины и цели. Кроме того что агрессивное поведение направлено на причинение вреда, ущерба другим, оно накладывает отрицательный отпечаток на личностное развитие ребенка, осложняет взаимоотношения с окружающими.

Определив особенности дошкольного возраста можно сказать, что, дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма, формирование личности ребёнка. И задача педагога выявить и откорректировать агрессивное поведение на ранних стадиях развития.

Выявляя причины агрессивного поведения в дошкольном возрасте, можно отметить, различные подходы к объяснению детской агрессивности не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Однако становится ясно одно: детская агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические, так и социально-психологические факторы.

Рассмотрев методы и формы профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, можно сказать, что необходимо последовательно системно подходить к работе по предотвращению появления таких тенденций именно для педагогов ДОУ, которые чаще других специалистов сталкиваются с агрессивными проявлениями детей и имеют возможность своевременно применять методы, средства по их профилактике.

Разработанная программ позволила последовательно, систематично подходить к решению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сказать, что дети научились управлять своей агрессией, хотя это только механический процесс, то есть управление агрессией еще не стало внутренним процессом ребенка. Для этого нужна более длительная работа не только с детьми, но и с родителями агрессивных детей по следующим направлениям

  1. Знакомство с семьями агрессивных детей. Выяснение причин агрессивности ребенка у родителей.

  2. Консультации с родителями.

  3. Анкетирование родителей.

  4. Проведение семинаров. Цель: изменить установку родителей на своего ребенка; объяснить родителям механизм появления гнева, а так же агрессивности как эмоционального нарушения.

  5. Проведения психотерапевтической работы с родителями. Цель: вызвать воспоминания родителей о собственном детстве, и собственных агрессивных поступках; проанализировать их. Научить родителей управлять собственной агрессией и проявлять ее конструктивно.

Исходя из результатов полученных в ходе контрольного эксперимента, были даны рекомендации родителям и воспитателям агрессивных детей.

Список используемых источников
  1. Бэрон, Р. Агрессия/Р. Бэрон, Д Ричардсон. Изд.2-е - СПб.: Питер, 2014.- 416 с.

  2. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учеб. пособие / В. Н. Белкина. - М.: Академия, 2005. - 256 с.

  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 1999.

  4. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.

/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Генезис, 2006. - 192 с.

  1. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Материалы для работы с плакатами “Как я справляюсь со своим гневом”. Издательство “Речь”, 2005.

  2. Лютова-Робертс Е., Монина Г. Игры для задиристых детей. Издательство “Речь”, 2011.

  3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2012. - 720с.

  4. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. А. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М.: ВЛАДОС, 2005. – С.158.

  5. Смирнова, Е.О., Хузеева, Г.Р. Агрессивные дети// Дошкольное образование.- 2005.- №5.-.62-67 с.

  6. Смирнова, Е.О., Хузеева, Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Дошкольное образование 2005.- №4.-.С.66-71.

  7. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М.: Эксмо, 2009.

  8. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А Фурманов. - Минск : Ильин В.П., 1996. - 187 с.

  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М.: Генезис, 2010.

  10. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2011.

Просмотров работы: 53255