ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Ольшева Л.Г. 1, Юдина О.И. 2
1Оренбургский Государственный Университет
2преподаватель ОГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников, логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.[2]

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Одним из ценностных приоритетов системы дошкольного образования, согласно концепции модернизации Российской системы образования 2001 года, является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.

Обеспечение в дошкольном учреждении реализации индивидуально-образовательных маршрутов воспитанников – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ребенка. В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами воспитанников заметна положительная динамика качества обучения в группе, повысился уровень умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Индивидуальный образовательный маршрут-это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития, строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения. Использование индивидуальных образовательных маршрутов способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, что является педагогической поддержкой в коррекции речи конкретного ребенка.

Объект исследования: учебно-образовательный процесс воспитанника с особыми образовательными потребностями.

Предмет исследования: индивидуальный образовательный маршрут в познавательной деятельности воспитанника с особыми образовательными потребностями.

Для выполнения данного исследования поставлена следующая цель:

раскрыть специфику и разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением речи в дошкольном возрасте.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу по теме исследования;

  2. Выявить специфику индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушением речи;

  3. Раскрыть методику разработки индивидуального образовательного маршрута.

  4. Разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением речи.

Гипотеза исследования состоит в том, что, процесс коррекции ребенка с нарушением речи будет эффективен если:

-разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с учетом его диагностических данных;

-использовать различные методы и методики в исправлении ОНР.

Понятие индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход не только ученых, но и педагогов-практиков. Однако даже поверхностный взгляд позволяет заметить, что далеко не всегда педагоги вкладывают правильный смысл в это понятие.[5]

В педагогике советского периода понятие индивидуализации сводилось в основном к «принципу учета индивидуальных особенностей детей» в условиях коллективного характера воспитания и обучения.

В литературе тех лет утверждалось, что «в тесной связи с руководством коллективной работой педагог осуществляет в обучении и воспитании индивидуальный подход к отдельным детям, учитывает индивидуальные особенности ребёнка с целью вовлечения его в коллективную работу». (А. С. Макаренко). Отметим, что в данном контексте индивидуализация не преследует целью получения каких-либо иных, значимых для ребенка индивидуальных образовательных результатов, а напротив, призвана лишь «подстраивать» отдельных детей для коллективного продвижения к общему для всех результату.[2]

Некоторые педагоги рассматривают индивидуальный образовательный маршрут только, как спектр условий, создаваемых педагогом.

Другая категория педагогов склонна рассматривать индивидуальный образовательный маршрут в личностно- ориентированном контексте, в котором образование понимается, как путь ребенка к самому себе, поиск собственных способов решения проблем.

Исследователи рассматривают индивидуальный образовательный маршрут как целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу (С. В. Воробьева, В. Г. Рындак, А. П. Тряпицына, М. Б. Утепов и др.), программу деятельности (С. В. Маркова), персональную траекторию освоения содержания образования (Е. А. Александрова, М. Г. Остренко) или содержательное направление реализации индивидуальных образовательных траекторий (С. А. Вдовина, А. С. Гаязов, Н. Н. Суртаева, И. С. Якиманская), модель образовательного пространства (И. А. Галацкова, М. И. Лукьянова).

В результате разнообразия подходов к формулировке понятия возникает и множественность подходов к классификации индивидуальных образовательных маршрутов. Е. А. Александрова, синонимируя понятия индивидуальной образовательной траектории и маршрута, определяет воспитательные (личностно- и социально-ориентированные) и учебные (знаниево-, творчески- и практико-ориентированные) маршруты [2]. С. В. Воробьева, дифференцируя ИОМ, выделяет дифференцирующие факторы (внешние, внутренние и субъектный опыт), позволяющие говорить о типах и видах образовательных маршрутов [6]: типы – исходя из образовательной ступени (начального, основного и среднего общего образования), виды – исходя из области дифференциации (ФГОС, уровень психического развития, способности и т. д.). А. П. Тряпицына, классифицируя виды образовательных программ -образовательных маршрутов, возрастной критерий считает основным. В зависимости от ступени автор рассматривает базовое, компенсирующее, расширенное, интенсивное, индивидуальное, углубленное, гимназическое или лицейское обучение [4]. В исследовании И. А. Галацковой определены и охарактеризованы четыре вида вариативных образовательных маршрута воспитанников [7]: с низкой учебной мотивацией и трудностями в обучении, с опережающими темпами развития; с ослабленным здоровьем; для одаренных детей со специальными способностями. А. С. Гаязов дифференцирует маршруты в соответствие с основной линией (в терминах автора) – линией роста, знаний, профессионального самоопределения [1], выделяя ИОМ адаптивного типа (для подготовки к современной социоэкономической и культурной ситуации); развивающей направленности (возможностей, способностей, творческого потенциала); созидательной направленности (целенаправленное использование особенностей и возможностей преобразования, построение себя). В целом, определяя различные дифференцирующие факторы, авторы не обосновывают причину выбора данных оснований. При этом процесс личностного развития нередко выступает в качестве вторичного фактора, а воспитание каких-либо личностных характеристик практически не рассматривается исследователями: воспитанник – мотивированный субъект деятельности, желающий получать знания, выполнять шаги по реализации ИОМ, достигать поставленные цели. Так, И. А. Галацкова подчеркивает, что дифференциация воспитанников на группы, соответствующие виду маршрута, не отражает строго психологических критериев классификации и нужна для помощи педагогу в выборе оптимальных форм и методов взаимодействия в ходе учебной деятельности [7]. Действительно, педагогу необходим подход к классификации, но с обоснованием выбора и учетом реальных условий.

Индивидуальный образовательный маршрут, как результат продуктивной деятельности ребенка с учётом личностно-ориентированной составляющей, осуществляемый при поддержке педагога, создающего для этого определённые условия.[5]

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут- это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном округе (образовательные учреждения муниципалитета) специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам. Отсюда вытекает основная задача специалиста - предложить семье весь спектр существующих возможностей обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями и помочь ей сделать выбор.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

-особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

-профессионализмом педагогического коллектива;

-возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности воспитанников;

-возможностями материально-технической базы учреждения.

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника может включать следующие составляющие:

-обобщенная характеристика воспитанника (результаты комплексной диагностики);

-перечень знаний и умений в рамках основной образовательной программы детского объединения;

-перечень знаний и умений для углубленного изучения в данной области;

-перечень творческих заданий по каждой учебной теме программы;

-результаты психолого-педагогического мониторинга;

-необходимые коррекционно-развивающие мероприятия.

При разработке индивидуальных маршрутов развития ребенка необходимо принимать во внимание не только «зоны ближайшего развития»(Л.С.Выготский), но и «горизонты развития»(Н.Н.Поддьяков), понимаемые как постоянное движение к сложной, отдаленной и, как это ни парадоксально, недостижимой цели. Индивидуальная траектория развития каждого ребенка проектируется по принципу эпигенетического ландшафта(термин Ж.Пиаже), когда все дети находятся в одном образовательном и социокультурном пространстве, но «движутся» разными маршрутами к «горизонтам» своего развития через «зоны ближайшего развития».

В многочисленных книгах и статьях о работе с детьми с особыми образовательными потребностями много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему - программу, или индивидуальный образовательный маршрут. [7]

Задачи индивидуального образовательного маршрута:

-создать благоприятные условия для общего развития ребенка, в том числе путем удовлетворения потребности в самообразовании и получении дошкольного образования;

-работать над формированием умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);

-развивать общую эрудицию детей, расширять их кругозор;

-повышать уровень общего сенсорного, интеллектуального развития;

-корректировать зрительно-моторные, оптико-пространственные нарушения, общую и мелкую моторики;

-способствовать формированию у воспитанников положительную оценку себя и своих способностей;

-формировать бытовую ориентировку, прививать общепринятые правила и нормы поведения[3]

Основные направления реализации индивидуального образовательного маршрута:

-содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

-деятельностное (специальные педагогические технологии);

-процессуальное (организационный аспект).

Определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.[3]

Структура индивидуального образовательного маршрута

Включает следующие компоненты:

-целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);

-содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);

-технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

-диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

-организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);

- результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Достигается это путем:

-структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

-сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);

-регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности).[3]

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках дошкольников, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Таким образом, индивидуальные образовательные маршруты- это технология будущего, которая способствует самореализации воспитанников и педагогического коллектива и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптированной, творческой, профессионально ориентированной личности. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дошкольного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.

При составлении индивидуального образовательного маршрута, педагог должен ставить перед собой конкретные задачи, выбрать определенную структуру образовательного маршрута с учетом определенной специфики воспитанника, степени нарушения речи.

В целях комплексного исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР(2-4) уровня, использовалась методика, предложенная Глуховым В. П., которая включает в себя шесть заданий, направленные на выявление:

- способности детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы; - способности детей составить предложение по трем картинкам; - возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст; - возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов; -индивидуального уровня и особенности владения связной фразовой монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений; - полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.

Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально. Следовательно, можно утверждать, что полученные в ходе исследования данные подтверждают о том, что если в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи систематически и целенаправленно использовать логоритмику, то это позволит активизировать фонетическую, лексическую, грамматическую, монологовую, диалоговую стороны речи связную речь в целом. На основе этих диагностических данных был разработан индивидуальный образовательный маршрут и применен на практике, представим в качестве примера фрагмент ИОМ Степана Л. В результате исследования связной речи Степан Л набрал 7 баллов.

В ходе диагностики которого были выявлены следующие проблемы :

-составление предложения по трем картинкам;

-пересказ рассказа был составлен по наводящим вопросам, связность изложения была нарушена;

-сочинение рассказа на основе личного опыта воспитанник не рассказал;

-рассказ-описание был составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображало многих его существенных свойств и признаков. Не отмечался какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания.

Индивидуальный образовательный маршрут Степана Л (ФФНР, ДССТ ) на срок с 01.09.2014г по 17.10.2014г.

Качество личности

Характеристика качества личности

Методы и формы

Сроки

Ожидаемые результаты

Полученный результат

Стремление к самостоятельности

Способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью

Работа в уголке природы: полив комнатных растений

01.09.14

Практическое использование полученных знаний и опыта в повседневной жизни;

Знает о необходимости поливать растения ежедневно.Рассказывает о последовательности работы.

Стеснительность

Способствует ограничению наших возможностей

Беседа на тему: «Как я провел выходной?»

01.09.14-17.10.14.

Развитие уверенности и связанной речи. Умение вести диалог.

Формированы умение составлять рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события и рассказывать;

Старательность

Стремление выполнить какую-нибудь работу, задание

Уборка игрушек в игровых уголках после игр.

Выполнение продуктивной деятельности.

01.09.14-17.10.14

Сформировать умения выполнять посильную работу, стараться доводить дело до конца.

Умеет убирать игрушки на свои места.

Старается выполнять аккуратно.(наблюдение), рассказывание стих-я «Игрушки».

Несформированность эмоциональной сферы

Испытывает трудноси в умении выразить их мимикой, жестами, интонацией, при этом им свойственны резкие эмоциональные выплески.

1.Заучивание заклички «Божья коровка».

2.Драматизация сказки «Теремок»

03.09.14

05.09.14

Научить понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;

дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);

совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями. Развитие связанной речи.

Умеет свои эмоции показывать мимикой,жестами рукой.(наблюдение).Правильное произношение звука[ж] и постановка ударений.

Общая моторная неловкость

Двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, скованность, зажатость движений.

1.Пальчиковые игра «Дождик» 2.подвижные игра«500 подруг»;

3.игровой массаж «Поиграем с носиком».

08.09.14

04.09.14

09.09.14

Движения становятся более уверенными, улучшается пространственная ориентация

Умеет действия сопровождать словами.(наблюдение). Старается все слова проговаривать правильно.

Коммуникативные нарушения: снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации, недоразвитие игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в процессе общения.

При установлении контактов с взрослыми и сверстниками.

Индивидуальная работа по развитию речи на тему «Игрушки»

10.09.14

Развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

с большим интересом и успехом играть в настольные и дидактические игры.

Ребенок узнает игрушки, умеет отгадывать загадки.четко проговаривает слова, строит правильно предложение.(наблюдение)

Интеллектуальное развитие: неполнаясформированность процессов внимания, памяти, словесно-логического мышления

Проявляется в неустойчивости внимания, в трудности запоминания, быстрого переключения с одного вида деятельности на другой.

Игра на развитие внимания-«Летает-нелетает», памяти Запомни и повтори»

11.09.14

Развитие психических процессов

Ребенок знает объекты которые летают и не летают. Отвечает не полными ответами.

Запоминает и выполняет ряд последовательных бытовых действий: положите карандаши в коробку.(наблюдена)

Тревожность, неуверен-

ность в своих

возможностях,

способностях.

Неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат.

Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Семья»

Похвала, поддержка.

15.09.14

Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности

Умеет договариваться о сюжете и правилах игры, использовать предметы-заместители. Самостоятельно разрешает конфликты, возникающие в ходе игры. Ведет диалоговую речь.

Сенсорное развитие

Затрудняется в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении свойств разных предметов словами. Путает названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространстве и временных отношениях.

1.игра на развитие дыхания «Бульки»,

2.дидактическая игра: «Геометрическое лото»,

3.Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком Су-джок,

4.игры для развития мелкой моторики «Магнитная мозайка»

22.09.14

24.09.14

29.09.14

02.10.14

Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно – двигательного и т.д.).Формирование полноценных представлений об окружающем мире

Дует через трубочку.

Показывает и называет геометрические фигуры.

Правильно катает мячик Су-джок. Мелкая моторика развита недостаточна(индив.р-та) Автоматизация звука [р],[с].

Считаем необходимым пояснить некоторые моменты реализации ИОМ Степана Л.

Со Степаном Л проводилась индивидуальная работа по развитию речи на тему «Игрушки». Большое внимание уделяла при работе со Степаном на составление рассказа по серии сюжетных картин, рассказа-описания, разучивала с ним пальчиковые гимнастики, игровые массажи, предлагала играть в дидактические и настольные игры по развитию связанной речи. Ребенок очень эмоциональный и подвижный, с трудом соглашался на проведение индивидуальной работы. По окончании исследования проводила диагностику по методике Лалаевой Р.И и выявила такой результат: Степан Л. набрал 10,5 баллов. Планируется проводить индивидуальные работы в течение учебного года.

Таким образом, ИОМ позволяет не только реализовать индивидуальный подход каждому ребенку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению нарушений речи, способствовать коррекции речи, стремление к самостоятельности, старательность, коммуникативные нарушения, тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях о чем свидетельствует личностный рост каждого ребенка, индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания, увеличение числа воспитанников, принимающих участие в исследовательской и творческой деятельности в рамках ИОМ.

Список используемых источников

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах — М., 1998, — 480 с.

  2. Малофеев Н.Н. Из истории интегрированного обучения: как все начиналось // Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: материалы междунар. науч.-практ. конф.,сент.2011 г./отв. ред. Е.И. Михайлова, д.п.н..: редкол.: А.А. Григорьева, д. п. н., и др.]. — Якутск: Офсет, 2011. — 276 с. — с. 31

  3. Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей. Аршинова И.Ю.

  4. Никольская О.С., Баинская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. — М.: Теревинф, 2009, — С. 38—60.

  5. Пильдес, М. Б. Система работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования: образовательнаяпрограмма школы / М. Б. Пильдес, Е. Д. Тенютина. - Волгоград: Учитель, 2010. - 211 с.

  6. Соколков, Е. А. Проблемно-модульноеобучение: учебное пособие / Е. А. Соколков. - Москва: Вузовский учеб., 2012. - 390 с.

  7. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов вузов.обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2010. - 252 с.

Просмотров работы: 39217