"ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ". - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

"ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ".

Черникова Ю.А. 1, Титова А.О. 1, Чиганцева В.А. 1
1Челябинский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья? Видишь ребенка на инвалидной коляске, сразу понимаешь, что он с ограниченными возможностями. Смотришь на красивую девочку, восхищаешься ее внешностью, к примеру, в самом обычном автобусе, на вопрос: «Сколько тебе лет?», она показывает какие-то непонятные жесты, оказывается, немая. Таких детей мы встречаем каждый день, порой даже не догадываемся об этом. Ведь это дети, состояние которых препятствует или ограничивает их в какой-то деятельности. Порой, это не так очевидно, ведь отклонения бывают не только физические, но и умственные, сенсорные и психические. Мы же стараемся избежать общения с такими детьми, ведь так проще, но проще, только для нас. Хотя дети с ограниченными возможностями наоборот нуждаются в постоянном общении, поддержке и понимании. Но в современном обществе дети с ограниченными возможностями не находят ни общения, ни понимания, ни поддержки, поэтому данная проблема становиться актуальной на современном этапе развития общества. Какого же её решение? Решение данной проблемы есть, и мы его видим в непосредственном развитии Челябинского клуба «Наше место» для детей и их родителей с ограниченными возможностями здоровья и создании подобных клубов и организаций, где дети с ограниченными возможностями здоровья смогут найти, то, что так необходимо им, а именно живое общение с людьми.

Целью нашей статьи является: изучение проблемы общения детей с ограниченными возможностями здоровья, и выявление правил и форм общения с ними.

Задачи, которые мы сформулировали:

1.Дать определение понятию общение;

2.Выявить характерные признаки детей с ограниченными возможностями здоровья;

3.Описать формы, правила общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Существует множество определений такого понятия как общение, за основу мы взяли определение данное в толковом словаре Дмитриева. Общение – это отношения, которые возникают между часто встречающимися в деловой или дружеской обстановке людьми, основанные на взаимной симпатии, общности интересов, сфер деятельности и т. п., важной составной частью которых является обсуждение каких-либо вопросов, обмен мнениями, впечатлениями, новостями. [1]

Кого же мы называем детьми с ограниченными возможностями здоровья? Какие категории детей с ограниченными возможностями здоровья существуют?

Выделяют 4 категории детей с ограниченными возможностями: [2]

1.нарушения статодинамической функции (двигательной);

2.нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции;

3.сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания);

4.психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

Основное правило общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, заключается в том, что мы не должны показывать им навязчивое сочувствие, свое превосходство и излишнюю сердобольность. В процессе общения с такими детьми ни в коем случае не нужно относиться к ним, как к ущербной личности. Когда не знаешь, как правильно себя вести с данными детьми, появляется чувство неловкости и скованности для того, чтобы избежать подобных ситуации, нужно использовать определенные правила, которые мы постаралась сформулировать.

Признавать его равным

Признаться, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность… Особенно, к примеру, если перед нами ребенок, страдающий ДЦП, который не владеет мышцами лица – поздороваться или беспрепятственно кивнуть головой… В такие моменты люди чаще всего стыдливо опускают глаза… А делать так не нужно! Лучше всего сделать вид, что все хорошо. А для этого нужно активно вступать с ним в контакт и не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями здоровья.

Используй его возможности

При всем этом, контактируя с таким ребенком, важно не допустить оплошность по невниманию и не поставить его и себя в неловкое положение. Если нам предстоит контакт с таким ребенком, предварительно необходимо уточнить у его родителей, каковы его реальные возможности. Допустим, многие страдающие детским церебральным параличом прекрасно понимают, что им говорят. Но при этом не могут пошевелить руками или ногами. Поэтому, если ты подашь ему руку – окажешься в неловком положении. Но если будешь разговаривать с человеком громко и чересчур членораздельно, как с маленьким, также можешь обидеть его… Если мама больного с радостью сообщает, что он говорит сам, постарайтесь его понять и вести, хотя бы простейший диалог. Таким образом, мы даем ребенку возможность почувствовать, что он равноправный член общества. Если ребенок с ограниченными возможностями что-то умеет делать сам, то не следует предлагать помощь в этих случаях. Наоборот, необходимо подчеркнуть, что мы в курсе, что он справляется с этим сам.

Старайся не жалеть

Дело в том, что жизнь ребенка, прикованного к инвалидному креслу, никогда не наладится, если родители рано или поздно не смирятся с этим фактом и не отнесутся к этому спокойно. Причитания и слезы в данном случае только расстраивают его. Ему, напротив, требуется мужество, чтобы бороться с болезнью. И лучшей тактикой тех, кто находится рядом, будет не жалость, а вера в его силы и спокойствие. Невозможно бороться с недугом, если ты находишься во взвинченном состоянии. Спокойствие – это платформа, на которой будут строиться все достижения. Поэтому, находясь в обществе инвалида, постарайтесь убрать жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой.

Ответы на поставленные нами задачи мы нашли, сформулировали определение такого понятия как общение; выявили характерные признаки людей с ограниченными возможностями здоровья; описали правила общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

  • Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка. М.: "Издательство Астрель", 2003. — 236 с.

  • Особенности общего контингента инвалидов в Российской Федерации / Пузин С.Н., Лаврова Д.И., Чикинова Л.Н., Гришина Л.П., Тапалева Н.Д., Исаенко С.И. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2005. №4.

Просмотров работы: 1222