ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УТЯНСКОЙ СОШ АЛТАЙСКОГО КРАЯ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УТЯНСКОЙ СОШ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Приходько Н.И. 1, Претрищева Г.С. 1
1Алтайская государственная академия образования им. В.М.Шукшина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. В погоне за интеллектуальным развитием, высоким уровнем образованности, теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – ее физическое и духовное развитие. 1.1. га, мест рекреации, учебно0мирование здорового образа жизни.-ичного развития ребёнка, целей его воспитания, как об условии

С усложнением и увеличением учебной нагрузки в настоящее время у обучающихся выявляется повышенная невротизация и констатируется увеличение количества больных детей. А ведь известно, что здоровые, полноценно развитые молодые люди смогут успешно пройти социализацию во взрослой жизни и творчески трудиться на своё и общественное благо.

В связи с этим наша МБОУ «Утянская средняя общеобразовательная школа» Хабарского района Алтайского края стала одной из первых школ района с 2007 года целостно внедрять здоровьесберегающие технологии в урочную и внеурочную деятельность.

Вся школа работает над темой «Здоровьесберегающие технологии и методы обучения в концепции личностно ориентированного образования». Ее цель - создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей; формирование и развитие у обучающихся умения более осознанно применять знания на практике, правильно (оптимально и безопасно для жизни) действовать в реальном мире.

За истекший период было немало сделано в этом направлении. Во внеурочное время в течение каждого учебного года организуются и проводятся различные общешкольные спортивные праздники, эстафеты и состязания как в спортивном зале, так и на свежем воздухе. Помимо этого здоровьесберегающие технологии применяются каждым из учителей-предметников старшей, основной и начальной школы в той или иной мере на своих уроках.

Личная тема нашей работы в школе - «Здоровьесберегающие технологии при обучении биологии»,основная идея которойсостоит в расширении спектра применения приемов здоровьесбережения на уроке и во внеурочной работе. Более подробно остановимся на использовании приемов здоровьесбережения на уроках.

Цельработы - развивать у школьников потребность в здоровье, побуждать их к здоровому образу жизни.

Для достижения поставленной цели были определены задачи:

  • создать благоприятный эмоционально психологический климат на уроках;

  • подобрать соответствующие возрасту, физическим и индивидуальным особенностям учащихся приемы здоровьесбережения и включить их в ежедневные уроки;

  • осуществлять ежегодный мониторинг состояния здоровья учащихся.

Традиционная система уроков биологии сложилась давно. Нами она дополняется здоровбьесберегающими технологиями, направленными, прежде всего, на активизацию мотивационной сферы учащихся. При этом используются различные методы: практический, ситуационный, игровой и соревновательный.

В соответствии с конкретными условиями работы, темой урока применяем различные приемы:

  • элементарные движения во время занятия: физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, "минутки покоя";

  • различные виды гимнастики: оздоровительная, пальчиковая, дыхательная (для профилактики простудных заболеваний, для бодрости) гимнастики;

  • самомассаж;

  • элементы ароматерапии, музыкотерапия (аудиоподдержка урока);

  • спортивно-оздоровительные мероприятия, тематические праздники здоровья.

Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учётом работоспособности детей, использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и т.д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности и исключение переутомления учащихся.

Для активизации учащихся нами используются «подвижные» карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые расклеиваются в разных точках класса и которые школьники должны найти и использовать в своей работе.

Режим динамических поз в среднем звене (без использования специальной мебели – конторок) осуществляется следующим образом. Периодически (ориентировочно через каждые 10 – 12 минут) переводим учащихся из положения «сидя», в положение свободного стояния. Школьники переводятся в положение «стоя» в тот момент, когда они не заняты письмом. Наиболее целесообразно поднимать учащихся тогда, когда учитель что-либо объясняет, либо когда один из учеников отвечает, а остальные слушают. В связи с этим, учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз: в начале и в конце урока меняется поза учащихся (сидя-стоя), то есть при устном повторении или обобщении материала ребята встают на 2–3 минуты и работают на уроке стоя. При этом, как считает педагог-новатор В. Ф. Базарный, сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма [1].

При устной фронтальной работе используем мяч. Задавая вопрос, мяч бросается тому, кто будет отвечать. Ученик отвечает и бросает мяч обратно. Если же он не знает ответа на вопрос, то может бросить мяч желающему ответить. При такой организации сосредотачивается внимание каждого ученика, так как он должен не только поймать мяч, но и правильно ответить на вопрос. Результатами таких упражнений является активизация познавательной деятельности, развитие зрительно-моторной реакции, реакции на экстремальные ситуации.

С усталостью и переутомлением на уроках осуществляем постоянную борьбу.

Школьники часто жалуются на слабость, утомляемость, нервозность. Это происходит из-за нарушения обмена веществ, поверхностного дыхания и ухудшения мозгового кровообращения. Считаем, чтобы учащиеся успешно работали на уроке, необходимо сделать урок лёгким, превратить его из утомительного занятия в радостное постижение мира, в поле положительных эмоций. Для начала снимается утомление с ребят с помощью простых упражнений. Сами школьники назвали их "оживлялки". Это средство быстрого восстановления после перегрузки всех систем организма.

Кратковременный отдых, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность. После этого учащимся можно передать самую главную мысль урока, и она будет принята и усвоена.

Активно в ходе занятий используем дыхание по методу А. Н. Стрельниковой, адаптированной для школьников С. В. Дубровской [3]. Часто люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое большое значение для здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а так же ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль. Первое и очень важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос.

С учащимися дышим по методике А.Н. Стрельниковой на физминутках и «подвижных переменах». Короткий вдох делается через нос. Он должен быть шумным, активным, но не глубоким. При вдохе язык поднимается к нёбу, крылья носа сжимаются, максимально прижимаясь к носовой перегородке. Плечи на вдохе должны не подниматься, а наоборот – опускаться вниз. Выдох происходи самопроизвольно. Счёт вдохов – движений производится до 8 раз [3].

Используем на уроках упражнения для снятия напряжения глаз.

Учебный труд школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата. Как указывает И. И. Брехман, у детей врождённая близорукость встречается редко [2]. Чаще всего ухудшение зрения возникает уже на втором году обучения в школе. На развитие близорукости оказывает целый ряд причин, связанных с неправильной организацией труда учащихся, наличием, перенесённых заболеваний и т.д.

Используем комплекс игровых упражнений, предлагаемый И. И. Брехман [2]. В основу игр положены два ведущих принципа тренировки глаза:

• первый – «раскачка» аккомодации (способность глаза ясно видеть предметы, находящиеся от него на различных расстояниях);

• второй – релаксация (уменьшение напряжения) основных функциональных структур зрительного аппарата.

Эти упражнения способны снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости, помогают направленно повышать уровень зрительной выносливости, то есть выносливости к зрительному утомлению.

Выполняем с учащимися упражнения по схеме зрительно-двигательных траекторий по офтальмотренажёру В. Ф. Базарного [1]. Оптимальным местом для нанесения схемы тренажера является потолок. Поскольку изображение схемы на потолке несет в себе определенные технические трудности, возможно его размещение на стене или плакате. Так сделано и в кабинете биологии Утянской школы. При этом цвета должны соответствовать следующим требованиям:

• наружный овал – красным;

• внутренний овал – зеленым;

•"крест" – золотисто-коричневым;

•"восьмерка" – ярко-голубым.

Использование вышеперечисленных приемов здоровьесбережения приводит к снижению утомляемости, повышению продуктивности и работоспособности, повышению иммунитета и, в первую очередь, к простудным заболеваниям. Это подтверждают результаты ежегодных обследований учащихся МБОУ «Утянская средняя общеобразовательная школа» школьным врачом, которые мы использовали для выявления динамики здоровья и нездоровья учащихся средней школы. Рассмотрим наиболее распространенные в массовой школе показателей нездоровья – острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) и острое респираторное заболевание (ОРЗ). Полученные данные представлены на рисунке.

Рис. Уровень заболеваемости учащихся ОРВИ и ОРЗ МБОУ «Утянская СОШ» (выборка за 5 лет)

Из анализа данных, представленных на рисунке, следует, что в 2009/10 учебном году процент заболеваемости учащихся ОРВИ и ОРЗ по трем возрастным группам был высок: у детей 7-10 лет он составлял по ОРВИ – 60,87%, а по ОРЗ - 87%; в группе учащихся от 11-14 лет по ОРВИ - 78%, по ОРЗ-100%, а в группе от 15 и старше по ОРЗ - 65%, по ОРВИ - 87%.

Некоторый рост заболеваемости учащихся начального звена (7-10 лет) в последующий год объясняем тем, что с 2010/11 учебного года в связи с приведением учебного плана «Утянская средняя общеобразовательная школа» в соответствие с федеральным базисным учебным планом (2010 год) был сокращен предмет валеология в этих классах, на уроках которого детально изучались вопросы сохранения здоровья и причины, приводящие к его нарушению, что способствовало лучшему усвоению учащимися норм здоровьесбережения. Но добавленный в учебный план школы еще один час (до 3-х час.) физической культуры все же способствовал укреплению здоровья ребят и потому данный показатель заболеваемости со следующего года начал снижаться.

Данные диаграммы свидетельствуют о том, что показатель заболеваемости во всех группах учащихся за прошедшие 5 лет значительно снизился: у детей начальной школы (7-10 лет) по ОРЗ - на 62%, по ОРВИ – на 50,87%; у учащихся основной школы (11-14 лет) по ОРЗ на 70%, по ОРВИ на - 58% и в старшей школе (15 и старше) по ОРВИ – на 81%, а ОРЗ перестали вовсе болеть.

Полученные результаты подтверждают эффективность системной работы по здоровьесбережению в МБОУ «Утянская средняя общеобразовательная школа».

Мы убедились, что использование здоровьесберегающих технологий на уроках дает ряд существенных преимуществ:

- учащиеся лучше понимают тему урока, затрачивают меньше усилий, больше успевают выполнить заданий;

- меньше устают, больше запоминают;

- наряду с физической активностью увеличивается их познавательная активность.

Наши наблюдения за школьниками показывают, что применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет им более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Такие технологии, ориентированные на личность и ценностные отношения ученика, способствуют сохранению здоровья.

Таким образом, опыт работы МБОУ «Утянская средняя общеобразовательная школа» Хабарского района Алтайского края показывает, что сохранение и укрепление здоровья школьников возможно, если сократить период пребывания их на уроке в статичной позе «сидящего» человека и увеличить физическую активность. В итоге это приводит к повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, в том числе и самым распространенным – простудным.

Литература

  1. Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде / В. Ф. Базарный. – М.: Сергиев Посад, 1995. – 41с.

  2. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье / И. И. Брехман. – М.: ФиС, 1990. – 280 с.

  3. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой / С. В. Дубровская. – М.: РИПОЛ классик, 2009. – 93 с.

Просмотров работы: 1822