ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Владимирова К.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общение в отечественной науке признается важнейшим условием и средством развития личности, духовное богатство которой зависит от многообразия межличностных отношений и от уровня коммуникативной культуры общающихся.

Общение является одним из видов деятельности, и именно такой подход является наиболее разработанным. Л.Л. Буева отмечает, что «деятельность и общение — две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого процесса жизни». [4]

Сущность человеческого общения заключается в коммуникации или «обменом мыслями, чувствами, эмоциями, переживаниями в процессе и вне совместной деятельности» (Л.М. Архангельский), [5] интеракции или обменом действий, которые позволяют спланировать общую деятельность его участников (Г.М. Андреева). [1]

Общение также отражает и выражает отношения личности (Я.Л. Коломинский). [7]

Полноценное общение — это и социальная перцепция, поскольку предполагает восприятие, взаимопонимание и возможность взаимовлияния людей друг на друга (А.А. Бодалев). [3]

Общение — это не просто ряд последовательных отдельных действий (деятельности) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения — это воздействие человека на человека, а именно, их взаимодействие. Процесс общения строится как система сопряженных актов взаимодействия (Б.Ф. Ломов). [6]

Если рассматривать эффективность педагогического общения, то во многом она обусловлена системой способов его осуществления, подчиненных целям педагогической деятельности. Характер этих целей как раз и определяет стратегию и стиль общения педагогов и детей. Педагогу важно иметь представление об этих стилях и владеть умениями их применять. [2]

Под стилем педагогического общения В.А. Кан-Калик понимает индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности детей. Стиль общения педагога с детьми — категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и педагога как его представителя. [8]

Таким образом, педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и детьми, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Педагогическое общение представляет собой социально-нормативные формы взаимодействия педагогов с детьми. Цели, содержание, нравственно-психологический уровень его осуществления и ценностные отношения, которые должны актуализироваться, для педагога выступают как социально заданные. Однако, поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, то оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Педагогическое общение как процесс жизнедеятельности педагога и обучаемых «втягивает» личность каждого из них.

Следовательно, педагогическое общение — личностно-детерминированный процесс. Оно отражает личностные предпочтения педагога, его рефлексию. Наряду с целенаправленными личностными программами во взаимодействии имеют место и спонтанные вербальные реакции педагога. Личностные предпочтения определяются уровнем профессионализма педагога его педагогическим менталитетом, включающим наиболее значимые для него способы реагирования и стиль деятельности. Поэтому педагоги различаются по механизмам воздействия на детей. Одни используют внушение, убеждение, нотацию нравоучение, порицание, другие — доверие, поощрение, намек, одобрение. Преобладающая часть педагогических воздействий реализуется в групповых коммуникативный ситуациях, т.е. в общении, которое и является процессом взаимодействия, и взаимовлияния людей друг на друга, процессом их сопереживания и взаимного понимания.

Список литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 376с.

  2. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль, 1989.

  3. Бодалев А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996.

  4. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978

  5. Грехнев С. Культура педагогического общения. - М., 1990.

  6. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. - М., 1980.

  7. Журавлев В.Л. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.

  8. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Просмотров работы: 931